Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов
Обозначения в таблице 3.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Обозначения шкал Анкеты 3.1:
1. Шкала «Чувства к отцу»
2. Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3. Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4. Шкала «Физические отношения с отцом»
5. Шкала «Отношения Отца и матери»
6. Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7. Шкала «Концепция влияния отца»
8. Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9. Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
При объединении девушек и юношей в одну экспериментальную и одну контрольную группы получены статистические различия параметров следующих тестов: 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека. Эти данные представлены в таблице 3.2
Таблица 3.2
Название теста
|
5 FPQ
|
Тест Лири
|
Тест Томаса
|
Опросник Шмишека
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
1.4
|
1.5
|
1
|
2
|
3
|
7
|
|
А и C вместе
|
M
|
10,57
|
11,48
|
8,25
|
6,57
|
12
|
14,48
|
|
|
SD
|
2,13
|
2,06
|
3,7
|
1,69
|
6,5
|
5,24
|
|
B и D вместе
|
M
|
9,32
|
10,24
|
10,03
|
5,56
|
15,03
|
16,82
|
|
|
SD
|
2,57
|
2,33
|
3,22
|
1,97
|
5,95
|
4,84
|
|
Достоверность различий
|
Ттест
|
0,062
|
0,047
|
0,063
|
0,052
|
0,074
|
0,088
|
|
|
Обозначения в таблице 3.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Обозначения шкал тестов 5FPQ, Лири, Томаса и Шмишека в таблице 3.2:
1.4 Первичный фактор «Поиск новых впечатлений - Избегание»
1.5 Первичный фактор «Привлечение внимание - Избегание»
1 Шкала теста Лири Властный-лидирующий
2 Шкала Сотрудничество
3 Эмотивный тип
7 Демонстративный тип
В Пятифакторном тесте при объединении девушек и юношей в одну группу получены более высокие показатели по шкалам «Поиск новых впечатлений - Избегание», «Привлечение внимания - Избегание» в контрольной группе, что свидетельствует о большей истероидности испытуемых и их желании быть на виду у других. По результатам теста Томаса общая экспериментальная группа оказалась более приспособленной, чем общая контрольная группа, То есть юноши и девушки, воспитывавшиеся без отца склонны «приносить в жертву» собственные интересы ради других, что более соответствует женскому типу поведения. В опроснике Шмишека значения параметров выше в контрольной группе по показателям Эмотивного и Демонстративного типов акцентуаций характера. То есть дети, воспитывающиеся с отцом имеют повышенную чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций, мягкосердечность, доброту, задушевность, эмоциональность, отзывчивость и эмпатию. А у детей, воспитывающихся без отца формируются такие качества как демонстративность: они испытывают потребность постоянно производить хорошее впечатление, быть в центре и привлекать к себе внимание окружающих. Они отличаются меньшей уверенностью в своих силах (тест Лири).
Таким образом, в исследовании получены различия между контрольной и экспериментальной группами. Различий между юношами из полных семей и юношами, воспитывавшимися без отца больше, чем между группами девушек. Следовательно, отсутствие в семье отца оказывает большее негативное влияние на формирование личности юношей. Неучастие отца в воспитании мальчика ведет к некоторому нивелированию мужских качеств и формированию женского типа поведения. В тоже время девушек, воспитанных без участия отца, отличает желание привлечь к себе внимание и большая познавательная активность.
3.2 Обсуждение результатов исследования взаимосвязи фактора лет, прожитых без отца с личностными характеристиками студентов
В эмпирической части исследования был проведен корреляционный анализ, который позволил выявить изменения личностных характеристик студентов на основе интерпритации корреляционных коэффициентов, показывающих влияние количества лет, прожитых без отца на формирование личности.
В исследовании обнаружены корреляционные связи на уровне значимости р ? 0,05 между количеством лет, прожитых без отца и результатами следующих тестов: УСК, Анкеты отношения с отцом, Теста Басса - Дарки, Теста Томаса, Теста Лири и Пятифакторного теста у юношей. С количеством лет, прожитых без отца, имеется отрицательная корреляция первичных факторов теста 5FPQ: «Теплота - равнодушие» и «Ответственность - безответственность», что говорит о связи фактор лет, прожитых без отца, с меньшим уровнем сформированности таких черт личности как теплота и ответственность.
Результаты «Анкеты отношений с отцом» по шкалам «Чувства к отцу», «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом», «Восприятие причастности (вовлеченности) отца также имеет отрицательную корреляцию количества лет, прожитых без отца и чувств к отцу. (см. таблицу 4.1)
Таблица 4.1
Связь фактора лет, прожитых без отца с отношением к отцу у юношей
(Анкета отношения к отцу)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
-0,43
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
-0,36
|
0,66
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
-0,40
|
0,62
|
0,67
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
-0,07
|
0,42
|
0,36
|
0,46
|
1
|
|
|
|
|
|
|
6
|
-0,29
|
0,66
|
0,68
|
0,66
|
0,37
|
1
|
|
|
|
|
|
7
|
0,01
|
0,46
|
0,41
|
0,41
|
0,22
|
0,54
|
1
|
|
|
|
|
8
|
0,05
|
0,33
|
0,59
|
0,51
|
0,38
|
0,49
|
0,22
|
1
|
|
|
|
9
|
0,14
|
0,20
|
0,39
|
0,28
|
0,34
|
0,39
|
0,52
|
0,47
|
1
|
|
|
10
|
-0,18
|
0,39
|
0,44
|
0,63
|
0,38
|
0,39
|
0,42
|
0,39
|
0,54
|
1
|
|
|
Анализируя данные таблицы 4.2, мы видим, что имеется отрицательная корреляция в ответах теста Басса - Дарки по шкале «Раздражение» с фактором лет, проведенных без отца у юношей. Чем дольше юноша воспитывался без отца, тем реакция раздражения проявляется у него менее интенсивно, то есть юноши из неполных семей меньше склонны проявлять вспыльчивость и грубость.
Таблица 4.2
Связь фактора лет, прожитых без отца с агрессивностью и враждебностью личности у юношей (Опросник Басса - Дарки)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
-0,07
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
0,24
|
0,59
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
-0,41
|
0,18
|
0,24
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
-0,26
|
0,27
|
0,29
|
0,22
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
0,12
|
0,20
|
0,60
|
0,22
|
0,44
|
1
|
|
|
|
|
|
|
7
|
-0,06
|
0,27
|
0,60
|
0,04
|
0,15
|
0,59
|
1
|
|
|
|
|
|
8
|
-0,23
|
0,79
|
0,46
|
0,18
|
0,58
|
0,21
|
0,28
|
1
|
|
|
|
|
9
|
0,09
|
-0,32
|
0,05
|
0,20
|
-0,20
|
0,13
|
0,01
|
-0,59
|
1
|
|
|
|
10
|
-0,09
|
0,93
|
0,73
|
0,23
|
0,45
|
0,37
|
0,43
|
0,90
|
-0,37
|
1
|
|
|
11
|
0,10
|
0,26
|
0,72
|
0,18
|
0,31
|
0,84
|
0,84
|
0,27
|
0,08
|
0,43
|
1
|
|
|
Данные корреляционных связей фактора лет, прожитых без отца и тестов Томаса и Лири представлены в таблицах 4.3 и 4.4.
Таблица 4.3
Связь фактора лет, прожитых без отца со стилем в межличностных отношениях у юношей (Тест Лири)
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
-0,38
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
0,26
|
0,32
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
0,49
|
0,07
|
0,52
|
1
|
|
|
|
|
|
|
5
|
0,37
|
-0,34
|
0,23
|
0,56
|
1
|
|
|
|
|
|
6
|
0,40
|
-0,24
|
0,08
|
0,33
|
0,54
|
1
|
|
|
|
|
7
|
-0,01
|
0,33
|
0,42
|
0,23
|
0,36
|
0,27
|
1
|
|
|
|
8
|
-0,08
|
0,31
|
0,33
|
0,19
|
0,00
|
0,36
|
0,55
|
1
|
|
|
9
|
-0,02
|
0,36
|
0,37
|
0,31
|
0,21
|
0,55
|
0,40
|
0,33
|
1
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|