бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов бесплатно рефераты

Два других авторитарный и демократический образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза. О воспитательных возможностях этих стилей семейных взаимоотношений долго говорить не приходится.

Однако есть еще одна характеристика «горизонтальных» семейных отношений, которая весьма существенно определяет направление их педагогического воздействия, та, которая исследователями определяется как смысловая направленность взаимоотношений.

Направленность эта может быть трех типов. Первая - на деятельность (преимущественно трудовую). Вторая - на взаимоотношения с другими людьми. И третья - на себя и самоудовлетворение.

Кем для ребенка выступают родители? Во-первых - источником эмоционального тепла и поддержки. Во-вторых - властью, высшей инстанцией распорядителем благ. В-третьих - образцом и примером для подражания, Ну, а в-четвертых - другом и советчиком. Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, "удельный вес" их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале детства "лидирует" первая функция, в раннем и позднем детстве - вторая, в младшем школьном возрасте - третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует необходимость перестройки характера взаимоотношений и общения родителей с юношами и девушками в сторону сотрудничества, реализации стремления стать для юности другом и советчиком. [9]

С точки зрения последствия стилей взаимоотношений в семье доказано, что наилучшим из них (особенно в юношестве) является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений неизбежно включенный в них (и в них и происходящий) воспитательный процесс осуществляется твердо последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайне необходимости, правила не являются догмами, а мнения взрослых - истиной в последней инстанции.

Стиль взаимоотношений весьма существенно определяет эмоциональный их тон. Если представить его в виде некоторой шкалы, то на одном ее полюсе расположится родительская любовь - очень близкие, теплые и доброжелательные отношения, а на другом - далекие, холодные и враждебные. Во многих исследованиях показано, что родительская любовь необходима для самоуважения взрослеющего ребенка, его хороших взаимоотношений с другими людьми, положительных представлений о себе самом. Отсутствие же ее приводит к нервным и психическим расстройствам, вызывает враждебность и агрессивность по отношению к другим людям. Стиль взаимоотношений реализуется и в средствах воспитания: внимании и поощрении - в первом случае и строгости и наказании - во втором. Использование первого типа средств обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, использование же второго типа чревато формированием личности ущербной. Ибо эмоциональный тон и преобладающие средства воспитания проявляются еще и в типе семенного контроля и дисциплины, где опять-таки на одном полюсе находится ориентация родителей на активность, самостоятельность и инициативу, на другом - зависимость, пассивность и слепое послушание, что сполна проявляется в наших детях либо по сходству, либо по контрасту.

Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений. [26]

Крайняя, вопиющая авторитарность взаимоотношений будет представать в насилии (побоях и т. п.), проявляясь в виде мотива принуждения. Далее, по степени ее уменьшения последовательно будут идти угроза насилием и вытекающий из него страх; внушение уважения и следующее из него раболепное восхищение; напоминание о своем «взрослом» положении и предполагаемое им слепое послушание; твердое указание «делай то-то и то-то» и подразумеваемое им уже более разумное повиновение, и, наконец обещание неких благ и, как следствие, стремление к ним. Для юношества подобные (вытекающие всего-навсего из стиля взаимоотношений!) средства воздействия попросту неприемлемы, тем более что результаты их использования вполне предсказуемы: авторитарность порождает, пассивную, послушную, но совершенно безынициативную, лишенную всяческой самостоятельности личность; по контрасту же - бунтаря и негативиста, причем в первом случае взаимоотношения родителей и детей станут целиком и полностью односторонними, а во втором - просто прервутся и, возможно, навсегда.

Эффективность семьи в подготовке юношей и девушек к семенной жизни во многом определяется положением, которое они в ней занимают, т. е. прежде всего наличием четкой определенности прав и обязанностей, участием в обсуждении семейных проблем и информированностью о внутри- и внесемейных проблемах. К сожалению, во многих семьях этого нет, и результатом подобного (осознанного или бессознательного) отстранения юношей и девушек от выполнения бытовых обязанностей и участия в обсуждении общесемейных дел и проблем обычно выступает их низкая включенность в семью, своеобразное отчуждение и отстранение от нее, проявляющиеся далее в потере семьей влияния на их поведение, помыслы и чувства. Социологические исследования показывают, что более половины городских школьников участвуют только в трех, не требующих особых знаний и умений видах домашних дел - покупке продуктов, уборке дома и мытье посуды. Приготовление пищи, починка одежды и бытовых приборов, оплата счетов в сберкассе, проверка выполнения домашних заданий у младших - словом, все то, что реально способствует формированию сознательного отношения к семейной жизни, подготавливает к выполнению всего связанного с нею комплекса функций, для большинства из них остается «тайной за семью печатями». Самое же, пожалуй, парадоксальное заключается в том, что ученики девятых-десятых классов - без пяти минут семьянины - имеют меньше домашних обязанностей, чем лишь эпизодически задумывающиеся о браке и семье чем шести или восьмиклассники!

2.2 Отцовство в меняющихся социокультурных условиях

Семья - необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление.

Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль - значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальным считается отец, способный создать материальное благополучие для своих детей. Взаимоотношения отца с младенцами ограничивались единичными контактами. В дошкольном и школьном возрасте воспитывал не столько отец, сколько его авторитет, поддерживаемый матерью: «Папа будет недоволен тобой!». Непосредственное общение отца с ребенком сводилось к двум формам: дисциплинирующей и обучающей - передаче подросшему ребенку профессиональных навыков и знаний. [24]

Элизабет Бадинтер утверждает, что роль отца, матери и ребенка устанавливается в соответствии с общественными потребностями и преобладающими в обществе представлениями о ценностях. Если основное внимание идеологии направляется лишь на мужа и отца, наделяя его всеми полномочиями, то мать отступает в тень, а ее статус приравнивается к статусу ребенка. Напротив, если общество заинтересовано в сохранении здоровья и воспитании ребенка, то его внимание направляется на мать, которая в ущерб отцу становится главным персонажем. Последнее более характерно для современного общества.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон условно делит человеческие культуры на «отцовские», (в которых отцовская роль мужчины значительна), и «безотцовские» (в которых мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.

Отличительная черта мужского поведения - повсюду помогать добывать пищу женщинам и детям. Во всех известных человеческих обществах везде в мире будущий мужчина усваивает то, что когда он подрастет, то чтобы стать полноправным членом общества, он должен будет обеспечивать пищей какую-нибудь женщину и ее потомство.

Однако степень социальной ответственности мужчины за жизнеобеспечение женщины и потомства, направленность такой опеки (каких женщин и чьих детей он обеспечивает) зависит от различных социальных условий, но как правило решающим будет стремление мужчины обеспечивать благополучие собственных детей, хотя бывают исключения. Так, среди жителей островов Тробриан каждый мужчина заполняет продуктами амбар своей сестры, а не жены. На островах Ментавай все мужчины не покидают отцовский дом до тех пор, пока не подрастут втайне зачатые ими дети и не смогут работать на них. До этого времени дети усыновляются отцами их матерей, и кормят их братья матери. Таким образом, социальная функция мужчины заключалась в том, что он обеспечивал женщин и их детей, в данном случае детей своей сестры вместо собственных.

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.

В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. [23]

Анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, М.Мид отмечает, что отец имеет важнейшее значение для развития ребенка с самого момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.

По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого змоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Таким образом, многие проблемы современного общества, семьи, системы воспитания имеют исторические корни и социальные причины. И во многом современный кризис отцовства обусловлен противоречивыми и стереотипными представлениями о роли отца, смешение отцовских и материнских ролей, выполнением в силу различных обстоятельств женщиной отцовских функций. Тем не менее, большинство авторов считают, что участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить, оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности, при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей, однако, отец должен выполнять свою функцию, а не выступать в роли заместителя матери.

2.3 Роль отца в воспитании ребенка

В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почему же в настоящее время отец в воспитании детей оказался за бортом.

Справедливо возникает вопрос: не потому ли растет преступность, и стали обычным явлением школьные неврозы, побеги из дома, бродяжничество, самоубийства среди детей и подростков? Не выбили ли мы сами почву из-под ног, оттеснив отца из сферы семейного воспитания, сознательно принижая его значение в правильном формировании личности ребенка?

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца» - это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.

Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.

Успешность идентификации в основном зависит от авторитетности родителя того же пола в воспитании детей, то есть опять же от воспитания, от поведения родителей в собственной семье. Есть отцы, которые ведут себя на работе очень решительно и властно, а в семье проявляют женоподобное поведение, полностью подчиняясь жене. Ребенок чувствует это, улавливает двусмысленность поведения отца и не хочет ему подражать, то есть может нарушиться идентификация со своим полом. [24]

Нравственная позиция отца определяет его позицию как воспитателя. Она отличается от материнской. Если по своей природе женщина - существо более эмоциональное, одухотворенное, то и в педагогической деятельности она, в основном, руководствуется чувствами. Мужчина же, как человек рациональный, деловой и серьезный, как правило, и в семейное воспитание вносит акцент разумного. А значит, он четче и реалистичнее осознает цель воспитания и рационально выстраивает его стратегию и тактику, мотивированно, а не чувственно избирая для этого необходимые средства, методы и приемы.

2.4 Выводы по второй главе

Стиль взаимоотношений можно представить в виде некоторого континуума, на одном полюсе которого безоговорочно царит авторитарность, на другом - демократия, а в центре находится нейтральный стиль взаимоотношений.

Семья - необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление.

Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого змоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Особенно неблагоприятным психологическое отсутствие отца в семье бывает для мальчиков. В психологии есть такое понятие- идентификация, то есть восприятие себя подобным другому. Иными словами, с кого бы ребенок хотел брать пример, кому бы хотел подражать - отцу или матери.

Доказано, что возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет.

Глава III. Корреляционное исследование роли отца в формировании личности ребенка

3.1 Обсуждение результатов исследования личностных особенностей студентов, воспитывавшихся без отца

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8