бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов бесплатно рефераты

Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса - Дарки.

В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1)

Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество - соперничество» (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1

Название методики

Тест Томаса

Опросник Басса - Дарки

5 FPQ

Испытуемые

Показатели

2

3

2.2

Экспериментальная группа юношей (C)

M

7,3

5,4

8,5

SD

1,57

2,76

2,59

Контрольная группа юношей (D)

M

5,11

7,56

11,11

SD

1,54

1,67

3,3

Достоверность различий

Ттест

0,01

0,05

0,07

Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Шкалы тестов:

2 Шкала теста Томаса «Сотрудничество»

3 Шкала Опросника Басса - Дарки «Раздражение»

2.2 Первичный фактор « Сотрудничество - Соперничество»

Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса - Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны.

Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2

«Опросник УСК»

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

Экспериментальная группа юношей (С)

M

3,3

4,2

2,8

4

3,6

5,3

5,7

SD

2,16

2,78

1,23

1,49

1,96

1,16

1,7

Контрольная группа юношей (D)

M

4,22

5,67

4,44

5,11

4,56

5

4

SD

1,72

2,06

2,24

2,09

1,33

2

1,32

Достоверность различий

Ттест

0,32

0,21

0,06

0,20

0,24

0,69

0,03

Обозначения в таблице 2.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне

Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Шкалы УСК:

1. Шкала «Общая интернальность»

2. Шкала «Область достижений»

3. Шкала «Область неудач»

4. Шкала «Семейные отношения»

5. Шкала «Производственные отношения»

6. Шкала «Межличностные отношения»

7. Шкала «Здоровье и болезнь»

По результатам теста УСК можно сказать, что юноши экспериментальной группы (без отца) более экстернальны, так как они склонны искать причину своих неудач в окружающем их мире, но в то же время они берут на себя ответственность за свое здоровье, в отличие от юношей, воспитывающихся в полной семье (см. таблицу 2.2)

Результаты диагностики тестом Лири представлены в таблице 2.3. Анализ результатов показывает, что юноши экспериментальной группы более агрессивны, скептически настроенные по отношению к другим людям, они склонны все подвергать сомнению, но в то же время они более покорны и застенчивы, чем лица из полных семей. (см. таблицу 2.3).

Таблица 2.3

Тест Лири

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

Экспериментальная группа юношей (С)

M

6,7

7,4

8

8,8

6,6

7,3

7,5

7,6

SD

3,80

1,78

1,76

1,99

1,84

3,47

3,44

2,72

Контрольная группа юношей (D)

M

8,71

6,44

5,47

6,59

4,77

7,2

7,67

7,68

SD

1,93

2,11

2,43

2,88

2,15

1,65

2,86

4,28

Достоверность различий

Ттест

0,17

0,3

0,02

0,07

0,06

0,94

0,91

0,96

Обозначения в таблице 2.3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.

Обозначения в таблице 2.3:

1. Властный-лидирующий

2. Независимый-доминирующий

3. Прямолинейный-агрессивный

4. Недоверчивый-скептический

5. Покорно-застенчивый

6. Зависимый-послушный

7. Сотрудничающий-конвенциальный

8. Ответственный-великодушный

Результаты диагностики испытуемых контрольных и экспериментальных групп представлены в таблице 2.4

Таблица 2.4

Анкета отношений с отцом

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экспериментальная группа юношей (С)

M

15,38

17,08

13,54

12,31

13,08

7,77

13,31

13,77

14,46

SD

5,77

5,91

8,66

6,36

4,65

4,42

6,60

5,36

8,95

Контрольная группа юношей (D)

M

21,79

22,57

20,79

13,07

17,07

7,21

13,57

13,21

17,21

SD

7,41

7,17

9,76

5,15

5,12

3,58

7,28

4,17

7,64

Достоверность различий

Ттест

0,02

0,04

0,05

0,73

0,04

0,72

0,92

0,77

0,4

Обозначения в таблице 2.4: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Обозначения шкал Анкеты 2.4:

1. Шкала «Чувства к отцу»

2. Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»

3. Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца

4. Шкала «Физические отношения с отцом»

5. Шкала «Отношения Отца и матери»

6. Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»

7. Шкала «Концепция влияния отца»

8. Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»

9. Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)

Данные Анкеты показывают, что в контрольной и экспериментальной группах как у девушек, так и у юношей имеются различия по шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери моих взаимоотношений с отцом», а также - «Восприятие причастности (вовлеченности) отца». Но к этим различиям добавляется различия по шкале «Отношения Отца и матери». (См. таблицу 2.4)

Результаты опроса анкеты показывают, что у юношей влияние отсутствия или наличия отца в семье проявляется более сильно, чем у девушек, так как имеется достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах только у юношей, а в группе девушек различий нет.

Сравнивая показатели всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах, полученные различия в ответах на вопросы Анкеты, выявляющей отношения с отцом, и результатов Пятифакторного теста, Опросника Леонгарда - Шмишека, Теста Лири и Теста Томаса.

Результаты сравнения Анкеты всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 3.1

Таблица 3.1

Анкета отношений с отцом

Испытуемые

Показатели

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Экспериментальная группа (А и C вместе)

M

15,38

20,29

15,12

14,15

14,79

8,15

14,59

14,85

14,68

SD

7,71

6,73

9,38

7,84

5,93

4,12

5,38

4,86

9,22

Контрольная группа (B и D вместе)

M

21,76

25,13

21,31

15,95

18,51

7,56

16,96

13,80

17,05

SD

8,43

6,43

10,10

7,39

7,17

3,57

5,89

4,70

7,55

Ттест

0,001

0,001

0,005

0,279

0,013

0,482

0,059

0,314

0,189

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8