Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов
Анализ значений парметров тестов в контрольной и экспериментальной группах юношей показал достоверные различия в ответах на задания Теста Томаса, Опросника УСК, Теста Лири, Пятифакторного теста и Басса - Дарки.
В тесте Томаса имеются достоверные различия в ответах испытуемых юношей экспериментальной и контрольной группы по шкале «Сотрудничество». (см. таблицу 2.1)
Юноши, воспитывавшиеся без отца более склонны к сотрудничеству, чем юноши, воспитывавшиеся в полной семье. Сотрудничество достигается ими, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон. Эти же тенденции подтверждаются данными различий по тесту 5FPQ в контрольной и экспериментальной группах по шкале «Сотрудничество - соперничество» (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1
Название методики
|
Тест Томаса
|
Опросник Басса - Дарки
|
5 FPQ
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
2
|
3
|
2.2
|
|
Экспериментальная группа юношей (C)
|
M
|
7,3
|
5,4
|
8,5
|
|
|
SD
|
1,57
|
2,76
|
2,59
|
|
Контрольная группа юношей (D)
|
M
|
5,11
|
7,56
|
11,11
|
|
|
SD
|
1,54
|
1,67
|
3,3
|
|
Достоверность различий
|
Ттест
|
0,01
|
0,05
|
0,07
|
|
|
Обозначения в таблице 2.1: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Шкалы тестов:
2 Шкала теста Томаса «Сотрудничество»
3 Шкала Опросника Басса - Дарки «Раздражение»
2.2 Первичный фактор « Сотрудничество - Соперничество»
Данные исследования говорят о том, что у юношей, воспитывающихся в семьях без отца, формируется «женский» тип поведения и им более свойственны женские черты характера, чем юношам, воспитывающихся с отцом. Юноши экспериментальной группы менее склонны к конкуренции и соперничеству, что не соответствует мужскому типу поведения. Тестовые показатели по методики Басса - Дарки показывают статистически достоверные различия в ответах испытуемых экспериментальной и контрольной групп юношей по шкале «Раздражение» (см. таблицу 2.1). Из таблицы видно, что юноши экспериментальной группы менее раздражительны.
Результаты диагностики тестом УСК представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2
«Опросник УСК»
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
Экспериментальная группа юношей (С)
|
M
|
3,3
|
4,2
|
2,8
|
4
|
3,6
|
5,3
|
5,7
|
|
|
SD
|
2,16
|
2,78
|
1,23
|
1,49
|
1,96
|
1,16
|
1,7
|
|
Контрольная группа юношей (D)
|
M
|
4,22
|
5,67
|
4,44
|
5,11
|
4,56
|
5
|
4
|
|
|
SD
|
1,72
|
2,06
|
2,24
|
2,09
|
1,33
|
2
|
1,32
|
|
Достоверность различий
|
Ттест
|
0,32
|
0,21
|
0,06
|
0,20
|
0,24
|
0,69
|
0,03
|
|
|
Обозначения в таблице 2.2: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне
Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Шкалы УСК:
1. Шкала «Общая интернальность»
2. Шкала «Область достижений»
3. Шкала «Область неудач»
4. Шкала «Семейные отношения»
5. Шкала «Производственные отношения»
6. Шкала «Межличностные отношения»
7. Шкала «Здоровье и болезнь»
По результатам теста УСК можно сказать, что юноши экспериментальной группы (без отца) более экстернальны, так как они склонны искать причину своих неудач в окружающем их мире, но в то же время они берут на себя ответственность за свое здоровье, в отличие от юношей, воспитывающихся в полной семье (см. таблицу 2.2)
Результаты диагностики тестом Лири представлены в таблице 2.3. Анализ результатов показывает, что юноши экспериментальной группы более агрессивны, скептически настроенные по отношению к другим людям, они склонны все подвергать сомнению, но в то же время они более покорны и застенчивы, чем лица из полных семей. (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3
Тест Лири
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
Экспериментальная группа юношей (С)
|
M
|
6,7
|
7,4
|
8
|
8,8
|
6,6
|
7,3
|
7,5
|
7,6
|
|
|
SD
|
3,80
|
1,78
|
1,76
|
1,99
|
1,84
|
3,47
|
3,44
|
2,72
|
|
Контрольная группа юношей (D)
|
M
|
8,71
|
6,44
|
5,47
|
6,59
|
4,77
|
7,2
|
7,67
|
7,68
|
|
|
SD
|
1,93
|
2,11
|
2,43
|
2,88
|
2,15
|
1,65
|
2,86
|
4,28
|
|
Достоверность различий
|
Ттест
|
0,17
|
0,3
|
0,02
|
0,07
|
0,06
|
0,94
|
0,91
|
0,96
|
|
|
Обозначения в таблице 2.3: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001.
Обозначения в таблице 2.3:
1. Властный-лидирующий
2. Независимый-доминирующий
3. Прямолинейный-агрессивный
4. Недоверчивый-скептический
5. Покорно-застенчивый
6. Зависимый-послушный
7. Сотрудничающий-конвенциальный
8. Ответственный-великодушный
Результаты диагностики испытуемых контрольных и экспериментальных групп представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4
Анкета отношений с отцом
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Экспериментальная группа юношей (С)
|
M
|
15,38
|
17,08
|
13,54
|
12,31
|
13,08
|
7,77
|
13,31
|
13,77
|
14,46
|
|
|
SD
|
5,77
|
5,91
|
8,66
|
6,36
|
4,65
|
4,42
|
6,60
|
5,36
|
8,95
|
|
Контрольная группа юношей (D)
|
M
|
21,79
|
22,57
|
20,79
|
13,07
|
17,07
|
7,21
|
13,57
|
13,21
|
17,21
|
|
|
SD
|
7,41
|
7,17
|
9,76
|
5,15
|
5,12
|
3,58
|
7,28
|
4,17
|
7,64
|
|
Достоверность различий
|
Ттест
|
0,02
|
0,04
|
0,05
|
0,73
|
0,04
|
0,72
|
0,92
|
0,77
|
0,4
|
|
|
Обозначения в таблице 2.4: В Ттесте затемненные значения статистически различаются на уровне Р=0.05; Р=0.01; Р=0.001. Обозначения шкал Анкеты 2.4:
1. Шкала «Чувства к отцу»
2. Шкала «Поддержка моей матери во взаимоотношениях с отцом»
3. Шкала «Восприятие причастности (вовлеченности) отца
4. Шкала «Физические отношения с отцом»
5. Шкала «Отношения Отца и матери»
6. Шкала «Концепция отца как небесного отца (как Бога)»
7. Шкала «Концепция влияния отца»
8. Шкала «Интегрированное семейное влияние: отношения моей матери со своим отцом»
9. Шкала «Отношения моего отца со своим отцом (с моим дедом)
Данные Анкеты показывают, что в контрольной и экспериментальной группах как у девушек, так и у юношей имеются различия по шкалам: «Чувства к отцу», «Поддержка матери моих взаимоотношений с отцом», а также - «Восприятие причастности (вовлеченности) отца». Но к этим различиям добавляется различия по шкале «Отношения Отца и матери». (См. таблицу 2.4)
Результаты опроса анкеты показывают, что у юношей влияние отсутствия или наличия отца в семье проявляется более сильно, чем у девушек, так как имеется достоверные различия между контрольной и экспериментальной группах только у юношей, а в группе девушек различий нет.
Сравнивая показатели всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах, полученные различия в ответах на вопросы Анкеты, выявляющей отношения с отцом, и результатов Пятифакторного теста, Опросника Леонгарда - Шмишека, Теста Лири и Теста Томаса.
Результаты сравнения Анкеты всех испытуемых (и девушек и юношей вместе) в экспериментальной и контрольной группах представлены в таблице 3.1
Таблица 3.1
Анкета отношений с отцом
|
|
Испытуемые
|
Показатели
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
Экспериментальная группа (А и C вместе)
|
M
|
15,38
|
20,29
|
15,12
|
14,15
|
14,79
|
8,15
|
14,59
|
14,85
|
14,68
|
|
|
SD
|
7,71
|
6,73
|
9,38
|
7,84
|
5,93
|
4,12
|
5,38
|
4,86
|
9,22
|
|
Контрольная группа (B и D вместе)
|
M
|
21,76
|
25,13
|
21,31
|
15,95
|
18,51
|
7,56
|
16,96
|
13,80
|
17,05
|
|
|
SD
|
8,43
|
6,43
|
10,10
|
7,39
|
7,17
|
3,57
|
5,89
|
4,70
|
7,55
|
|
|
Ттест
|
0,001
|
0,001
|
0,005
|
0,279
|
0,013
|
0,482
|
0,059
|
0,314
|
0,189
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|