бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Дьяченко О.М. 20,стр.74 описывает диагностическую систему, основанную на исследованиях отечественных психологов (Венгера Л.А. и его сотрудников), где в качестве основной единицы анализа умственного развития признается ориентировочное действие. Оно совершается с помощью существующих в культуре средств умственной деятельности. Ориентировочные действия направлены на изучение предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Согласно данной модели развития интеллекта, на каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая в конечном счете определяется логикой развития личности ребенка в целом, изменением места, которое он занимает в системе отношений с другими людьми, и сменой видов деятельности, внутри которых и развиваются познавательные действия.

На каждой возрастной ступени развития наблюдается характерное для возраста сочетание и уровень сформированности определенных мыслительных и перцептивных действий. В многочисленных исследованиях (Запорожец А.В., Поддъяков Н.Н., Венгер Л.А., Минская Г.И.) было показано, что наиболее характерными для данного возраста являются действия наглядно-образного и логического мышления. Различия между ними состоят в характере действий, выполняемых ребенком с предметами - заместителями разных видов. Действия наглядно-образного мышления могут быть охарактеризованы как действия по построению и применению схематизированных образов, которые отражают связи и отношения реальных вещей. Схематизироавнные образы позволяют в той или иной ситуации выделить содержание, значимое для решения задачи. При этом ребенок действует в соответствии со связями и отношениями, существующими между реальными объектами. В случае с логическим мышлением ребенок выполняет действия со знаками по фиксированным правилам (математические операции, логические рассуждения, т.д.). Суть этих действий заключается в выделении и соотнесении существенных параметров объекта в контексте решаемой задачи.

Согласно данной концепции, целостный процесс умственного развития включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей. Дьяченко О.М. относит к действиям воображения (сохраняя хронологическую последовательность их формирования у детей) следующие:

действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;

действия “детализации”, когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;

действия “включения”, когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту.

Таким образом, на каждом возрастном этапе умственное развитие ребенка определяется качественным своеобразием содержания и определенной структурой его умственных способностей.

Вместе с тем, как отмечает Менчинская Н.А., среди закономерностей возрастного развития выделяется одна - ведущая. Определяющая все остальные. Она характеризуется переходом от неосознанных, неуправляемых форм деятельности к осознанным, управляемым, предполагающим активность мышления и саморегуляцию.

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах. Тесты творческих способностей за рубежом разрабатывались в основнм Дж. Гилфордом, применялись и модифицированные тесты, разработанные П. Торрансом.

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность, как показывают исследования, охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. К числу основных таких компонентов можно отнести способность к дивергентному мышлению. В работах Гилфорда предложены три основных фактора творческого проявления личности: оригинальность (способность предлагать свой, необычный способ мышления), чувствительность к проблеме и интеграция (способность учитывать одновременно или объединять несколько противоположных условий, предпосылок и ринципов).

При изучении проблемы творческого мышления в зарубежных исследованиях были установлены некоторые более частные показатели наличия у личности творческих способностей. Например, по мнению Д. Брунера, некоторые люди имеют определенные способности для нового и необычного кодирования информации, проявляющиеся как творческое мышление. Отмечено, что высококреативные дети имеют более высокие оценки на широту категоризации, познавательная сфера креативных индивидов характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восриятии окружающего мира, высоким уровнем когнитивной гибкости. Показано, что творческие личности более толерантны к непоследовательностям и данным, противоречащим их опыту. Согласно данным Торранса, креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие год-два и затем получает толчок в предпубертатном возрасте. Проведенные исследования Е.Е. Туник свидетельствуют о том, что креативность неоднозначно зависит от образования: большинство детей теряет свою спонтанную бесстрашность, когда становятся “окультуренными”.

Ветлугина Н.А. 20,стр.94 выделила следующие показатели наличия творческого начала в художественной деятельности детей.

Показатели, характеризующие отношение детей к творчеству.

искренность, непосредственность переживаний;

увлеченность, захваченность деятельностью;

активизация волевых усилий, способность к “вхождению” в изображаемые обстоятельства, условные ситуации;

пециальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи.

Показатели качества творческих действий.

внесение изменений, дополнений, вариаций, преобразований в знакомый материал;

создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов;

применение известного в новых ситуациях;

самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задачи;

нахождение новых приемов решения, когда старых уже недостаточно;

быстрота реакций, находчивость в действиях;

хорошая ориентировка в новых условиях;

нахождение оригинальных приемов решения творческих заданий.

Показатели качества продукции детского художественного творчества.

нахождение адекватных выразительных средств для воплощения образов в рисунке, игре-драматизации;

своеобразие манеры исполнения и выражения своего отношения;

соответствие продукции элементарным художественным требованиям.

Как общую тенденцию современных исследований в области диагностики творческих способностей можно назвать поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может представлять собой непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого в частности (Брушлинский А.В.) или же интегральный показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность, Богоявленская Д.Б.).

Интеллектуальная активность, которая мотивирована, побуждаетс изнутри, вне непосредственного давления извне (“бескорыстная любознательность”), проявляется в саморегуляции, повышенной рефлексии на собственные действия, в познавательной инициативе, стойком интересе к процессу выполнения деятельности, а не только к ее результату.

Интеллектуальная активность представляет собой интегральное свойство системы “интеллект - личность”. В качестве функции интеллектуальной активности выступает интеллектуальная инициатива, которая характеризует индивидуальный качественный уровень познавательной при отсутствии внешних стимулов. Таким образом, интеллектуальная инициатива позволяет отличать интеллектуальную активность и от умственной деятельности как таковой, и от показателей ее психофизиологического тонуса (напряженности, скорости, т.д.) (Непомнящая Н.И., Богоявленская Д.Б.). Наиболее специфическим проявлением интеллектуальной активности является теоретический анализ, не обусловленный ни практическими нуждами, ни внешней отрицательной оценкой его деятельности, ни внутренней неудовлетворенностью. Именно такое нестимулированное продолжение познавательной деятельности носит название “интеллектуальная инициатива”. Исследования показали, что высокому уровню интеллектуальной активности всегда соответствует высокий уровень познавательных способностей, однако обратной корреляции не обнаружено. Таким образом, высокие умственные способности не обязательно сопровождаются высоким уровнем познавательной активности, и основную причину этого авторы усматривают во влиянии такого фактора как мотивационная подсистема системы “интеллект -личность”. При определенном личностном барьере интеллектуальная активность может быть весьма низкой. Таким барьером может быть завышенный или просто неадекватный уровень притязаний (успех любой ценой), личностная направленность, ориентировка на оценку, доминирование в структуре личности эгоистических тенденций.

Отмечая неэффективность существующих методических приемов исследования мыслительной деятельности для диагностики интеллектуальной активности, главными требованиями к методу исследования интеллектуальной инициативы Непомнящая Н.И., Богоявленская Д.Б. называют 20,стр.96:

отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

отсутствие “потолка” в исследовании объекта;

длительность эксперимента, достаточная для того, чтобы у испытуемого было время развернуть интеллектуальную инициативу.

Разработанный авторами метод работы в креативном поле позволяет выделить три главных качественных уровня интеллектуальной активности:

репродуктивный =- если испытуемый при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия;

эвристический - испытуемых этого уровня отличает проявление в той или иной степени спонтанной инициативы, не стимулированной ни внешними факторами, ни субъективной неудовлетворенностью результатами деятельности; имея достаточно надежный способ работы, испытуемый продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит к открытию новых способов решения; в то же время каждая новая находка оценивается только с точки зрения и решения поставленной задачи, и в этом состоит предел интеллектуальной активности;

креативный - высший уровень интеллектуальной активности, при котором обнаруженная испытуемым эмпирическая закономерность становится для него не творческой находкой, формальным приемом, а самостоятельной проблемой, ради которой он готов прекратить предложенную в эксперименте деятельность.

Вместе с тем в настоящее время не существует методик комплексной оценки общей и специфической творческой одаренности и в целом вопрос о дивергентном (творческом) мышлении остается недостаточно изученным.

1.4.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Эмоциональные процессы - один из видов отражения окружающей насдействительности, особая форма отношения к предметам и явлениям. Выделяют три аспекта этих процессов:

аспект переживания (С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Шингаров);

аспект отношения (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев);

аспект отражения (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А. Фортунатов).

Согласно первой точке зрения специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С.Л. считал, что “чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает”. Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. Психические процессы взятые в конкретной целостности, - это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности. Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции (чувства) являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Якобсон П.М. считает, что “...человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира”.

Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. Г.А. Фортунатов и П.М. Якобсон определяют эмоциональные процессы, как “отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объекта”.

Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания:

Большинство авторов - С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв - считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты. Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты. Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности. Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в- третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены.

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д. В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями. Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о переходящем и устойчивом настроении.

Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Из соединения фундаментальных эмоций, предложенных Изардом К., возникает такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.

Тревожность - это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных различий. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6