бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

Влияние эмоциональных особенностей родителей на развитие умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

47

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОМИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ УМСТВЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КОЛОСОВА СВЕТЛАНА

ЛЕОНИДОВНА

КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ

“ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ”

ИСПОЛНИТЕЛЬ

СТУДЕНТКА 636 ГРУППЫ

БУШМАКИНА АНАСТАСИЯ

МИХАЙЛОВНА

СЫКТЫВКАР 2002г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 5

1.1. Общие умственные и творческие способности. 5

1.2. Особенности умственного и творческого развития детей дошкольного возраста. 16

1.3. Психолого-педагогические исследования умственных и творческих способностей старших дошкольников. 20

1.4. Эмоциональные особенности родителей и их роль в воспитании и обучении детей. 27

ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию влияния тревожности родителей на формирование умственных и творческих способностей старших дошкольников. 35

2.1. Программа исследования. 35

2.2. Результаты исследования и их анализ. 38

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 48

ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу жизни, к уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Однако, кто может сказать, какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?

Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребенок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребенка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию тех или черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

Однако родители далеко не всегда осознают, какие их личностные черты и качества влияют на развитие ребенка, на формирование его как личности, на развитие его способностей.

Исходя из вышесказанного, мы посчитали нужным сделать правильную оценку влияния эмоциональной сферы родителей как одного из неосознаваемых качеств на развитие детей старшего дошольного возраста, а именно оценку влияния эмоциональной тревожности родителей на уровень развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наша ГИПОТЕЗА формулируется следующим образом: эмоциональная тревожность родителей оказывает в большей степени влияние на развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста, нежели на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки нашей гипотезы мы видим необходимым достижение такой ЦЕЛИ, как анализ корреляционной связи между уровнем эмоциональной тревожности родителей и уровнем развития умственных способностей их детей; а также между уровнем эмоциональной тревожности родителей и уровнем развития творческих способностей их детей.

Мы считаем необходимым решение следующих ЗАДАЧ:

изучение литературы по данной теме;

исследование уровня эмоциональной тревожности родителей;

определение уровня развития умственных способностей детей старшего додшкольного возраста;

определение уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;

количественный и качественный анализ полученных данных.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данном случае выступили:

эмоциональная тревожность родителей;

уровень развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста;

уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ явились дети старшего дошкольного возраста и их родители.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА: ДОУ №65 “Морячок”.

Основными МЕТОДАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ, которые мы использовали, были тестирование, нестандартизированное наблюдение.

Для проведения экспериментально - психологического исследования нами были выбраны следующие МЕТОДИКИ:

опросник “Шкала самооценки” (автор Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина) - для исследования ведущих ценностных ориентаций родителей;

“Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма” (автор П. Торренс, адаптация Туник Е.Е.) - для исследования уровня развития творческих способностей детей;

“Определение уровня умственного развития старших дошкольников и младших школьников” (автор Э.Ф. Замбицявичене) - для исследования уровня развития умственных способностей детей.

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы влияния эмоциональных особенностей родителей на формирование умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.1.ОБЩИЕ УМСТВЕННЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

“ ”

Креативность (от лат. - созидание): творческие возможности (способности), которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины способный, одаренный, талантливый употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием талантливый подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля способный определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный. Наряду со способным используются понятия способливый и способляться. Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия умение в словаре нет. Таким образом, понятие способный определяется через соотношение с успехами в деятельности.

При определении понятия талант подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) - выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С. И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а, говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.

В советской психологии, прежде всего трудами С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова сделана попытка дать классификацию понятий способности, одаренность и талант по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [34, 35].

Иногда способности считают врожденными, данными от природы. Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся прежде всего особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. [34, стр.145]

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни - системы условных рефлексов.

На развитие способностей оказывает влияние особенности высшей нервной деятельности. Так, от скорости образования и прочности условных рефлексов зависят быстрота и прочность овладения знаниями и навыками, от быстроты выработки дифференцировочного торможения на сходные раздражители - возможность тонко улавливать сходство и различие между предметами или их свойствами; от скорости и легкости образования и переделки динамического стереотипа - приспособляемость к новым условиям и готовность быстро переходить от одного способа выполнения деятельности к другому. Более подробно я остановлюсь на вопросе анатомо-физиологических особенностей одаренных людей в приложении № 3. Перейдем непосредственно к рассмотрению способностей человека, как психологических свойств личности.

Способности различаются по качеству, широте, своеобразию их сочетания (структуре) и степени развития.

Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они являются. О человеке обычно говорят не просто, что он способен, а к чему способен, то есть указывают качество его способностей. По качеству способности делятся на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т. д.

По широте различаются:

общие;

специальные способности.

Специальные способности являются условиями, необходимыми для успешного выполнения какого-либо одного конкретного вида деятельности. К ним относятся, например, музыкальный слух, музыкальная память и чувство ритма у музыканта, оценка пропорций у художника, педагогический такт у учителя и т. п. Общие способности необходимы для выполнения различных видов деятельности. Например, такая способность, как наблюдательность, нужна и художнику, и писателю, и врачу, и педагогу; организаторские способности, распределенность внимания, критичность и глубина ума, хорошая зрительная память, творческое воображение должны быть присущи людям многих профессий. Эти способности поэтому принято называть общими. Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря ей человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливает самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное. Так, например, писатель, наблюдая различных людей в разных ситуациях, выделяет типичные их свойства, улавливает в их характере, поступках и труде черты будущего персонажа и, обобщая эти черты, создает типичный образ. Выделяя сравнивая различные приемы ведения уроков и результаты, которые получаются в зависимости от разнообразных условий, учитель вырабатывает наиболее эффективные методы обучения и овладевает педагогическим мастерством.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо, чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественно своеобразное сочетание способностей, необходимых для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.[25, стр.23]

Как и отдельные способности, одаренность может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности).

Очень важно исследовать вопрос о том, какие способности являются ключевыми, ведущими для каждого вида деятельности. Это помогает найти наиболее действенные методы формирования у людей таких способностей и повышения общей культуры и результативности труда.

Качественное своеобразие одаренности человека обязательно сказывается на особенностях выполнения им деятельности. В жизни не трудно найти людей, одинаково успешно занимающихся одной и той же творческой деятельностью. Но очень трудно выделить из них хотя бы двух, которые выполняли бы ее одинаковым способом.

Таким образом, благодаря качественному своеобразию сочетания способностей у различных людей для всякого творчества характерна его индивидуальность и самобытность. Без этого были бы немыслимы творческий прогресс, все многообразие продуктов творчества людей. Поэтому в процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к учащимся различные методы индивидуального воздействия.

Многолетние исследования творческой деятельности, в частности, структуры одаренности, равно как и работы целого ряда известных авторов, дают определенные основания для попытки построения некоторых новых теоретических положений относительно динамики и организации творческого процесса, сущности творчества.[30]

Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6