бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы бесплатно рефераты

Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы

95

  • СОДЕРЖАНИЕ
    • ВВЕДЕНИЕ 3
    • ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
    • 1.1.Особенности социального и антисоциального развития подростков 8
      • 1.2. Классификация отклоняющего поведения 17
    • 1.3. Особенности самооценивания в подростковом возрасте 21
      • 1.4. Особенности поведения делинквентных подростков и пути социальной работы с ними 25
      • 1.5 Проблемы ресоциализации личности и практика пенитенциарных учреждений для подростков. 31
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ 39
    • 2.1.Констатирующий эксперимент как начальный этап практического исследования 39
    • 2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 48
    • 2.3. Качественный анализ изменений (контрольный этап) 50
  • 2.4. Разработка рекомендаций по ресоциализации подростков воспитывающихся в условиях воспитательной колонии 60
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
    • Библиография 75
      • Приложение 1 79
    • Приложение 2 81
    • Приложение 3 85
    • Приложение 5 88

ВВЕДЕНИЕ

Болезни современного общества порождают множество проблем, которые подчас требуют неотложного решения. Постоянный рост подростковой преступности - одна из них. Асоциальность личности, как правило, формируется в ответ на трудно преодолимые жизненные коллизии. Преступление совершает индивид, смирившийся со своим низким социальным статусом, потерявший самоуважение, принимающий себя в качестве «плохого» человека. Девиантность, становится для личности средством извращенного, с точки зрения общества, самоутверждения. Постоянное осознание индивидом своего несоответствия требованиям социальной среды вызывает надлом личности и ее внутренний протест против этих требований. Постепенно уменьшается желание индивида соответствовать этим требованиям, зарождается стремление противостоять враждебной для него среде. Референтными в такой ситуации для человека становятся асоциальные группы. Первоначальная степень «испорченности» личности еще сравнительно невысока. Но под отрицательным воздействием микросреды, жизненных неурядиц, собственных ошибок изменения личности накапливаются и приводят в конечном итоге к совершению преступления.

Подросток, совершивший противоправный поступок, подвергается уголовному наказанию (часто лишению свободы). И здесь обнаруживается парадокс, который и был положен нами в основу исследования. Выполняя якобы гуманную функцию, изолируя подростка от общества в силу его социальной опасности и в целях перевоспитания, государство отрывает его от привычного социального лона, разрушает социальные связи личности.

Хорошо «социализированный» человек не совершает преступления вовсе не из-за страха перед грозящим наказанием, а в силу успешной социализации. Поскольку преступление связано с недостатками социализации, то и наказание будет эффективно в той мере, в какой оно способно восполнить указанные недостатки. Следовательно, для обеспечения успешности социальной адаптации подростка, необходимо опираться на активизацию процессов, способствующих восстановлению социальной адекватности - ресоциализацию. Ресоциализация личности девиантного подростка должна быть связана прежде всего, с их ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения.

Деятельность существующих сегодня социальных служб для подростков в этом направлении, следует отметить, как низко результативную. Это позволяет говорить о детской асоциальности как об актуальной проблеме, требующей принятия эффективных мер. Важнейшим достижением современного этапа, пока в большей степени на уровне законодательных актов, является, по-нашему мнению, осознание ее значимости и масштабности. Государство признало, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Правительство планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, с социальным сиротством. В их числе планируется создание специализированных консультативных подростковых центров, где они могли бы решать свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы. Предполагаются и другие меры по усилению педагогического влияния на детей этой социальной группы. Это, с одной стороны, свидетельствует об актуальности проблемы подростковой девиантности, но в то же время говорит о нерешенности бесчисленного множества вопросов в этом направлении.

В силу практической значимости и недостаточной теоретической проработанности проблемы нами была определена тема исследования: Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы.

ЦЕЛЬ: Представить теоретическое и методическое обоснование условий социальной реабилитации подростков с отклоняющим поведением.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дезадаптация личности подростка

ПРЕДМЕТ: Условия социальной реабилитации подростков с отклоняющим поведением.

ГИПОТЕЗА: Если создать социально-педагогические условия в рамках учреждения закрытого типа, то возможно процесс реабилитации будет способствовать развитию личности подростка.

ЗАДАЧИ:

1. Выявить теоретические (социальные, психологические, педагогические) аспекты дезадаптации подростков через анализ трудов отечественных и зарубежных ученых.

2. Дать анализ личности подростка с деликвентным поведением.

3. Разработать социально-педагогическое и методическое обоснование условий ресоциализации подростков.

Методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов, социологов, криминологов о сущности дезадаптации и характерологических особенностях подростков с антисоциальными проявлениями в поведении; о сущности процессов социализации и ресоциализации.

Дезадаптацию исследовали многие ученые (А.А.Бодалев, Я.И.Гилинский, В.Н.Кудрявцев, С.И.Плаксий, В.А.Попов, Г.М.Андреев, М.И.Еникеев, И.С.Кон). Основными направлениями в исследованиях дезадаптации были исследования отклонений в поведении (делеквентность).

Основополагающим в генезисе деливентности является процесс социализации (Г.М.Андреев, С.В.Бусурин, Б.С.Братусь, Ю.Клейберг, В.Н.Кудрявцев, Э.Б.Мельникова, А.Н.Сухов, В.Худолей, И.Черевко), в ходе которого индивид «вбирает в себя общие ценности (Т.Парнсон, Г.Тард), аккумулирует социальные роли, нормы, ценности того общества, к которому принадлежит (А.Н.Сухов), усваивает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности (Г.М.Андреев), становление личности как члена данного общества, процесс активного самопостроения, которое стимулируется определенными социальными условиями (М.И.Еникеев).

Успешность социализации обеспечивается активно-перобразующей, творческой позицией человека (В.С.Барулин, Я.Л.Коломинский, А.А.Реан). Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией, что является источником девиантности (М.И.Еникеев, А.А.Реан).

Преодоление этого состояния обозначается как ресоциализация, понимаемая как процесс усвоения новых ролей и ценностей взамен асоциальным, процесс повторного вживания в существующую в обществе систему представлений о ценностях (А.А.Бодалев, А.Н.Сухов), и связывается с ценностной переориентацией, формированием механизмов социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения (М.И.Еникеев).

Для достижения поставленных исследовательских задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) Изучение и анализ литературы.

2) Анализ пенитенциарной практики в условиях воспитательной колонии.

3) Наблюдение поведения и деятельности подростков в воспитательной колонии.

4) Опросы (беседа, интервью, анкетирование, тестирование).

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыта сущность понятия, девиантность (деликвентность), разработаны разноуровневые критерии ее проявления; определены возможности ресоциализации подростков с девиантным поведением.

Полученные результаты могут использоваться социальными работниками в работе с дезадаптированными подростками, в условиях спецшкол, с целью повышения результативности профилактики работы с «трудными подростками» в общеобразовательной практике.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены единством философских и психолого-педагогических подходов к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов, адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования; разнообразием источников информации; сочетанием количественного и качественного анализа результатов; положительными результатами экспериментального исследования.

Экспериментальной базой исследования являлась Биробиджанская воспитательная колония.

Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, задачи, указаны методологические основы и методы исследования, теоретическая значимость.

В первой главе определяется сущность дезадаптации и подростковой деликвентности и критерии ее проявления; сопоставляются процессы социализации и ресоциализации и выявляются особенности протекания.

Во второй главе описана и обоснована экспериментальная работа, посредством которой выявлены естественные проявления девиантных подростков в условиях воспитательной колонии.

В заключении излагаются главные выводы, полученные в результате теоретического анализа исследуемой проблемы и входе экспериментальной работы.

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1.Особенности социального и антисоциального развития подростков

Сталкиваясь в реальной школьной практике с многочисленными случаями отклоняющегося поведения учащихся и стремясь объяснить себе побудительные причины подобной активности подростков, педагоги пытаются анализировать конкретную ситуацию с учетом возрастных особенностей ее участников. Основной опорой здесь оказываются различные периодизации возрастного развития, как бы вобравшие в себя наиболее психологически выверенные представления о специфике каждого возрастного этапа. В этом плане особое место в их ряду в отечественной психологии занимает, разработанная Д.Б.Элькониным и включающая в себя возрастную периодизацию, концепция развития психики в детском возрасте - наиболее общепринятый подход к рассмотрению определяющих возрастных закономерностей психического развития формирующейся личности [32; 123].

В силу своей общеизвестности теоретическая модель возрастного развития психики, предложенная Д.Б.Элькониным, не требует сколько-нибудь развернутого комментирования, тем более что ее углубленному анализу посвящено достаточное число специальных исследований (В.В.Давыдов, Д.И.Фельдштейн, Б.Д.Эльконин и другие), а на уточнение ее частных позиций и эмпирическую проверку гипотетически выдвинутых в ней положений направлен практически весь массив конкретных экспериментальных работ по возрастной и педагогической психологии, выполненных у нас в стране с середины 70-х гг. и до настоящего времени [29; 41].

М.Ю. Кондратьев говорит о том, что в рамках данной концептуальной схемы выделены две основные группы ведущих типов деятельности, развивающих психику, которые, последовательно сменяя друг друга, обусловливают смену возрастных периодов развития [16; 65]:

1) деятельности, обеспечивающие преимущественное развитие у детей мотивационно-потребностной сферы, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный взрослый": "непосредственно-эмоциональное общение" - эпоха раннего детства, период младенчества; "ролевая игра" - эпоха детства, период дошкольного возврата; "интимно-личное общение" - эпоха отрочества, период младшего подростничества;

2) деятельности, обеспечивающие преимущественное формирование у детей операционно-технических возможностей, т.е. деятельности в системе "ребенок - общественный предмет": "предметно-манипулятивная деятельность" - эпоха раннего детства, период раннего детства; "учебная деятельность" - эпоха детства, период младшего школьного возраста; "учебно-профессиональная деятельность" - эпоха отрочества, период старшего подростничества.

Касаясь непосредственно эпохи отрочества, отметим также, что в отличие от эпох раннего детства и детства, применительно к которым автор периодизации без труда определил ведущие деятельности, решение аналогичной задачи в отношении третьей эпохи представлялось Д.Б.Эльконину достаточно сложной проблемой, хотя он и выделил интимно-личное общение в качестве ведущей развивающей психику деятельности для младшего подросткового возраста, а учебно-профессиональную деятельность - для старшего подросткового возраста [32; 71].

Достаточно очевидно, что подразделение эпохи отрочества на два периода обосновано не только и не столько с психологических, сколько с чисто педагогических позиций и продиктовано реально существующим в школьной практике выделением средних и старших классов.

По нашему мнению, нельзя также забывать, что описанная Д.Б.Элькониным модель последовательного включения растущего человека в новые виды социальной деятельности, как, по сути дела, и все остальные концепции возрастного развития психики, носит нормативный характер и, по существу, рисует картину желаемого пути психического становления развивающейся личности. Другими словами, используя рассматриваемую концептуальную схему, необходимо помнить, что ею описывается процесс психического развития таким, каким он "должен быть", каким его стремится "заложить" и ожидает увидеть контролирующая обучение и воспитание современного ребенка инстанция. В реальной действительности в отдельных случаях возможны и даже нередки различные виды отклонений от нормального, естественно-поступательного включения индивида в новые виды деятельности, а также ситуации, которые характеризуются определенными сложностями протекания процесса "присвоения", интериоризации субъектом структур этих деятельностей. Отметим, что речь здесь идет не непосредственно об отклоняющемся поведении, его формах и разновидностях, а скорее о формировании "базы", фундамента социальных девиаций, которые являются следствием искривления, условно говоря, "деятельностной линии" онтогенеза [32; 89].

Итак, в качестве ведущей деятельности в отрочестве в логике нормального психического развития выступает многоплановая развернутая деятельность подростка, имеющая такие "ядерные" компоненты, как интимно-личное общение со значимыми другими и учебно-профессиональная деятельность. Исходя из этого Эльконин выделяет по меньшей мере три ключевых вида "деятельностных деформаций", являющихся базисными основаниями отклоняющегося поведения подростка [17; 23].

Во-первых, это ситуация, когда ведущая в младшем школьном возрасте учебная деятельность в своей традиционно-индивидуальной форме остается ведущей и в отрочестве. Последствиями такого положения дел является не только подмена учебной деятельностью, лишь в свернутой форме содержащей исследовательский и профессионально-перспективный компоненты, учебно-профессиональной деятельности, но и невозможность включения подростка в полноценное интимно-личное общение со взрослыми и особенно со сверстниками.

В качестве примера здесь мы можем привести социокультурную ситуацию развития подростка-"ботана". В подростковом сленге таким уничижительным термином обозначаются своего рода фанаты учебы. При этом решающим основанием, позволяющим учащимся именно так определить того или иного подростка, является не только и не столько сама по себе его высокая успеваемость, но и, самое главное, его "зацикленность" на учебной деятельности, преимущественная ориентация на "учебу ради учебы" в сочетании с практически полной невключенностью во все остальные, кажущиеся ему посторонними проблемы [16; 35].

В подростковом возрасте, когда происходит смена референтных ориентаций и первостепенной становится система взаимоотношений "подросток - значимый подросток", "зацикленность" того или иного подростка на учебной деятельности (которая в условиях традиционной школы организуется так, что неудачи одних учеников создают благоприятный фон, на котором успехи других проявляются наиболее ярко) оказывается труднопреодолимым препятствием на пути налаживания полноценного интимно-личного общения со сверстниками. Во многом именно поэтому в рамках подростковой субкультуры нередко высокая активность в учебе воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение [5; 62].

Казалось бы, преимущественная ориентация на учебную деятельность, своеобразная "растворенность" именно в ней подростка должны вполне закономерно облегчать его взаимоотношения со взрослым, способствовать установлению и укреплению позитивных интимно-личных связей в системе "подросток - значимый взрослый", т.е. соответствовать тем ожиданиям, которые взрослый (в первую очередь педагог), а в его лице и общество в целом, предъявляет развивающейся личности, находящейся на данной стадии онтогенеза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11