Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы
Социально-педагогическое обеспечение процесса ресоциализации требует не только знания особенностей ребенка, создания культурной среды, связи с жизнью и вовлечения подростков в активную деятельность. Подросток с девиантным поведением испытывает огромное множество проблем. Он неуверен в себе, закрыт. Часто страх перед неудачей блокирует любые попытки вовлечения его в какую-либо деятельность. Поэтому особое значение имеют отношения, которые складываются между воспитанником и педагогом. Для реального достижения поставленной педагогической цели по восстановлению социальной адекватности подростка они должны укладываться в принцип педагогической поддержки.
Смысл понятия «поддержка» девиантного подростка заключается в том, что поддержать можно лишь то, что уже имеется у него в наличии, но на недостаточном уровне.
Таким образом, «предметом социально-педагогической поддержки подростка с девиантным поведением является процесс определения его собственных интересов и оказание помощи в их реализации; процесс разрешения социальных и психологических проблем, мешающих подростку сохранить его человеческое достоинство и избежать повторения противоправных поступков; процесс оказания помощи в обучении, общении, здоровом образе жизни; процесс жизненного самоопределения подростка».
Ценность поддержки подростка-делинквента видится нам в том, что благодаря ей у подростка:
возникает чувство защищенности, надежности своего бытия;
крепнет чувство теплоты, благодарности к педагогу, на основе чего только и может развиться совесть, чувство долга, принятие общечеловеческих ценностей;
осознается посильность самоизменения, снимается психологическое напряжение, связанное с осознанием себя в качестве «плохого» человека;
усиливается потребность самосовершенствования и многое другое.
Обозначенная нами социально-педагогическая цель может быть реализована, по нашему глубочайшему убеждению, исключительно в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде;
в системе разнообразных видов творческой деятельности, соответствующей природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке;
в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия между педагогами и учащимися как субъектов педагогического процесса;
в нарастающей субъектности воспитанников.
Следовательно, среди основополагающих педагогических принципов в социально-педагогической системе, направленной на ресоциализацию подростков с девиантным поведением мы выделяем природосообразность, социосообразность, культуросообразность, принцип деятельностного подхода и педагогической поддержки. Мы убеждены, что осознание этих принципов и следование им на практике позволит выстроить в условиях воспитательной колонии высоко эффективный процесс преодоления девиаций у подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дезадаптация и отклоняющееся поведение подростков, каковы бы ни были его формы, всегда представляют для общества определенную опасность дестабилизации и потому всегда определяется как социальная проблема.
Результаты исследования позволяет говорить о том, что дезадаптированому подростку требуется, прежде всего, ресоциализация личности, связанная, прежде всего, с ценностной переориентацией, формированием механизма социально-положительного целеполагания, отработкой у личности прочных стереотипов социально-положительного поведения, формирования положительной самооценки.
Для повышения эффективности этого процесса необходимо создание особой среды, способной обеспечить подростку психолого-педагогическую поддержку, оказывать положительное влияние на имеющиеся личностные деформации, способствующее получению позитивного опыта и формированию социально-положительных стереотипов поведения. Проведенное исследование свидетельствует о том, что большим потенциалом для этого обладает активность подростка.
Включаясь в деятельность, подростки проявляют себя в социально-положительной деятельности, получают социально направленное одобрение, изменяют отношение к себе, корректируют ценностно-нравственные ориентиры своего поведения. В этом кроется возможность постепенного изменения самооценки, гармонизации потребностей разного уровня, развития нравственного самосознания, формирования адекватной сбалансированной самооценки. Приобретя в процессе деятельности более активную жизненную позицию, вживаясь в ситуацию личной ответственности, подросток получает шанс постепенно приобрести психологический комфорт, основанный на социально одобряемых реалиях. И, что особенно важно, все личностные изменения, связанные с ресоциализацией, при таком подходе происходят не по принуждению, а в режиме самопостроения, самореализации личности.
Проведенные теоретические и опытно-практические исследования позволяют сделать позитивные выводы - ресоциализация подростков с девиантным поведением возможна при построении воспитательной работы, с учетом, социальных, педагогических и психологических принципов.
Таким образом, в дипломном исследовании была подтверждена гипотеза - Если создать социально-педагогические условия в рамках учреждения закрытого типа, то возможно процесс ресоциализации будет способствовать развитию личности подростка.
Тем самым, достигнута цель исследования - дано теоретическое и методическое обоснование условий ресоциализации подростков с отклоняющим поведением.
Библиография
Аверин В.А. Психология детей и подростков:Уч. пос.-2-е изд.,перераб.-СПб.:Изд-во Михайлова В.А.,1998.-379с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. - С. 239
Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. - М., 1985. -С.248
Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х - ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление. / Отв. Редактор Л.И. Гилинский. - СПб.: Алетейя, 2000. - С.384.
Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. - М., 1981. - С.302
Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Ч. 4. - М.: Юридическая литература, 1996. - С.469
Забрянский Г.И. Изучение и предупреждение преступности несовершеннолетних. - Краснодар, 1970. - С.165
Заика Е. В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением. // Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 83-91.
Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. М.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. - С.384
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: Сфера. 2001. - С. 159.
Коклюхин В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с антиобщественным поведением. - М., 1981. - С.50
Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - С.249
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. - С. 180
Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.,1972. - С. 192
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. - М.: Наука, 1992. - 287 с.
Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений. - М., 1976. - С.103
Куили Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2000. - С. 309.
Куликова Л.Н. Гуманистическая педагогика: система приоритетов. // Гуманистическая педагогика: социально-психологическая адаптация детей в условиях образовательного учреждения. Ч.1. - Хабаровск, 1999. - С. 85
Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности. - Хабаровск, 1997. - С.158
Левин Г.Д. Свобода и покинутость. // Вопросы философии. - 1997. - №1. - С. 55-67.
Личность преступника. - М.: Юридическая литература, 1975. -С.262
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. - С.688.
Миллер А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика. - Киев: Наукова думка. 1985. - С. 159.
Можгинский Ю. Агрессия подростков. - СПб.: Издательство «Лань», 1999. - С. 128.
Мудрик А.В. Социализация в «смутное время». - М.: Знание, 1991. - С. 78.
Оганесян М.Р. Феномен «запятнанной репутации» у несовершеннолетних. // Социс. - 1992. - №8. - С. 97-101.
Основы социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н.- М.: Меж. пед. академия, 1995. - С.421.
Печенюк А.М. Вместе с подростком. - Хабаровск, 1989. - С. 160.
Печенюк А.М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. - Хабаровск, 2000. - С. 175
Преступность и дети. // Государство и право. - 1999. - №5, - С. 23-26
Программа воспитательной работы. / Авт. Сост. Г.В. Козлова. - Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 1999. - С. 106.
Психологическая поддержка детей и юношества. - Биробиджан. Культура 21 века, 2000. - С. 44.
Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащихся. - Киев, 1989. - С. 256.
Психология саморазвития: задача для подростков и педагогов. - М.: Интерпракс, 1994. -С. 172
Психология современного подростка. - М.: Педагогика, 1987. - С. 236.
Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. - М.,1989. - С. 132
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб и др.: Питер. 2000. - С. 656.
Рассел Б. Философский словарь разума, материи и морали: Пер. с англ. - Киев: Port-Royal, 1996. - С. 365.
Реан А.А. Психология изучения личности. - СПб., 1999. - С. 288.
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. - С. 416.
Ремшмид Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994. -С. 443
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - С.192
Современная западная социология: словарь. - М., 1990. - С. 432
Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. - М., 2003. -С. 405
Социальная педагогика. / Под ред. В.А. Никитина. - М.: Владос, 2000. - С. 272.
Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 254.
Социальные отклонения. / Кудрявцев В.Н., Бородин С.В., НерсесянцВ.С., Кудрявцев Ю.В. - М.: Юрид. лит., 1989. - С. 365
Социология молодежи. / Отв. ред. В.Т. Лисовский. - СПб.: Изд-во. СПб. Ун-та, 1996. - С. 485.
Социология. / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Лань: СПб - Ун-т. МВД России, 2000. - С. 415.
Степашко Л.А. Философия и история образования. Ч. 1. - Хабаровск, 1988. - С.93
Татидинова Т.Г. Некоторые проблемы социальной реабилитации и личностные факторы рецидива преступлений среди молодежи. // Органы внутренних дел в борьбе с преступностью на ДВ. Сб. научных трудов. - Хабаровск, 1998. - С. 230.
Учителю и родителям о психологии подростка / Под ред. Г.Г. Аракелова. М., 1990
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 9. - М. - С. 534
Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. - М.: Знание, 1987. - С. 47.
Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - С. 367
Худолей В., Черевко И. Новый подход к исправлению осужденных. // Преступление и наказание. - 1998. - №8. - С. 197
Эриксон Э.Г. Отрочество. -М.: Академия. 1999. - С. 623
Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. - М., 1971. -С.203
Приложение 1
Опросник к методике САН
1. Самочувствие хорошее
|
3210123
|
Самочувствие плохое
|
|
2. Чувствую себя сильным
|
3210123
|
Чувствую себя слабым
|
|
3. Пассивный
|
3210123
|
Активный
|
|
4. Малоподвижный
|
3210123
|
Подвижный
|
|
5. Веселый
|
3210123
|
Грустный
|
|
6. Хорошее настроение
|
3210123
|
Плохое настроение
|
|
7. Работоспособный
|
3210123
|
Разбитый
|
|
8. Полный сил
|
3210123
|
Обессиленный
|
|
9. Медлительный
|
3210123
|
Быстрый
|
|
10. Бездеятельный
|
3210123
|
Деятельный
|
|
11. Счастливый
|
3210123
|
Несчастный
|
|
12. Жизнерадостный
|
3210123
|
Мрачный
|
|
13. Напряженный
|
3210123
|
Расслабленный
|
|
14. Здоровый
|
3210123
|
Больной
|
|
15. Безучастный
|
3210123
|
Увлеченный
|
|
16. Равнодушный
|
3210123
|
Взволнованный
|
|
17. Восторженный
|
3210123
|
Унылый
|
|
18. Радостный
|
3210123
|
Печальный
|
|
19. Отдохнувший
|
3210123
|
Усталый
|
|
20. Свежий
|
3210123
|
Изнуренный
|
|
21. Сонливый
|
3210123
|
Возбужденный
|
|
22. Желание отдохнуть
|
3210123
|
Желание работать
|
|
23. Спокойный
|
3210123
|
Озабоченный
|
|
24. Оптимистичный
|
3210123
|
Пессимистичный
|
|
25. Выносливый
|
3210123
|
Утомляемый
|
|
26. Бодрый
|
3210123
|
Вялый
|
|
27. Соображать трудно
|
3210123
|
Соображать легко
|
|
28. Рассеянный
|
3210123
|
Внимательный
|
|
29. Полный надежд
|
3210123
|
Разочарованный
|
|
30. Довольный
|
3210123
|
Недовольный
|
|
|
Инструкция.
Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|