бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Реабилитация подростка с девиантным поведением в условиях пенитенциарной системы бесплатно рефераты

(1-3)2+(2-2)2+(3-1)2+(4-14)2+(5-5)2+(6-8)2+(7-10)2+(8-19)2+(9-4)2+(10-7)2+(11-15)2+(12-17)2+(13-9)2+(14-12)2+(15-16)2+(16-13)2+(17-6)2+(18-11)2+(19-20)2+(20-18)2 = 522;

R = 6*522 = 3132/ (203-20) = 0,392,

1-0,392 = 0,607519

Таким образом, уровень самооценки (корреляция) данного испытуемого составил 0,6, и если сравнить с психодиагностической шкалой (Приложение 4), то самооценка находится на уровне выше среднего.

В таблице 2.1.4. представлены обобщенные результаты по всей выборке испытуемых (группы «А» и «Б»).

Таблица 2.1.4.

Характеристика самооценки воспитанников (констатирующий этап)

Уровни самооценки

Неадекватно низкий

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Неадекватно высокий

Группа «А»

1

2

3

4

3

1

1

Группа «Б»

-

4

1

3

2

3

2

Изучение самооценки подростков свидетельствует о наличии различного уровня оценивания себя испытуемыми. Из таблицы 2.1.4. видно, что в группе «А» присутствует как неадекватно низкий уровень самооценки, так и неадекватно высокий. Подростков показавших промежуточные результаты, так же можно сопоставить как с заниженной самооценкой, так и завышенной. Лишь четверо воспитанников продемонстрировали самооценку, которую можно охарактеризовать как адекватную.

Результаты группы «Б» в общих чертах повторяют данные первой группы.

На рисунке 2.1.4. даны процентные отношения по проведенной диагностике самооценки.

Группа «А» Группа «Б»

Рис. 2.1.4. Уровни самооценки воспитанников

Чтобы достичь цели нашего исследования, выявленные уровни самооценки необходимо сравнить с данными, полученными по диагностике дезадаптации подростков

Для статистической обработки полученной информации обратимся к использованию коэффициента ранговой корреляции (по Спирмену), которую мы уже использовали в исследовании.

Произведем статистическую обработку данных среди подростков группы «А».

Упорядочим оба ряда оценок полученных по методикам на дезадаптацию и результатов тестирования самооценки. Припишем каждому из испытуемых по 2 ранга, один из которых указывает на то, какое место среди остальных данных подросток занимает по уровню дезадаптации, а другой - на то, какое место среди них же он занимает по уровню самооценки (см. Приложение 3).

Далее определяем коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

Для группы «А»:

Для группы «Б»

Таким образом, коэффициент корреляции 0,82 (Группа «А») и 0,881 (Группа «Б») достаточно высок, что говорит о том, что между дезадаптацией выявленной у подростков и самооценкой существует статистически достоверная взаимосвязь.

Исследование показало, что в большинстве случаев социальная дезадаптация ведет к развитию у подростка неадекватной самооценки. Это как уже говорилось, может обуславливаться рядом причин, например, низкой активностью, мотивами избегания и т.д.

Констатирующий этап, показал необходимость проведения коррекционной работы с подростками по их ресоциализации.

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента

Формирующий этап исследования проводился в течении 2003г. Коррекционное воздействие проводилось в условии школы, которая является составной частью воспитательной системы БВК. Кроме того, использовались клубные мероприятия.

Цель формирующего этапа заключается в обеспечении условий для ресоциализации дезадаптированных подростков, формированию у них адекватной самооценки.

Суть коррекционной работы заключалась в предоставлении подросткам возможности участия в различных видах активной деятельности. В этих целях в течение 2003-2004 учебного года были проведены отдельные общешкольные мероприятия в числе которых были праздник «Здравствуй, школа!», конкурс фантастических проектов «Школа моей мечты», новогодние и рождественские посиделки, юморина, конкурс «Алло, мы ищем таланты», 4 предметных периода, представляющие собой комплекс воспитательных мероприятий разной содержательной направленности (период истории, литературы, математики, биологии и химии), предполагающие различные формы участия и виды творческой деятельности (художественное, литературное, сценическое, музыкальное, вокальное творчество), организационные формы.

Месячник истории в 2003 учебном году был проведен в русле общей идеи развития чувства гражданственности, каждое мероприятие было направлено на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач. В рамках месячника были проведены устный журнал « Край родной, навек любимый!», Ярмарка туристических агентств, конференция «Я - хозяин своей земли», конкурс рисунков. В организации и в проведении этого месячника в активной роли были задействованы не только испытуемые принимающие участие в нашем экспериментальном исследовании, но и другие воспитанники. Наблюдаемая нами выборка подростков (Группы «А» и «Б») в полном составе участвовала в организации конференции; эти подростки участвовали в конкурсе рисунков.

Кроме того, воспитанники были задействованы в ходе самих мероприятий (викторины, опросы, ролевая игра). При этом следует отметить исключительно положительное мотивирование - «интересное дело», стремление и возможность проявить себя, защита чести класса, отряда. В единичных случаях возникали вопросы о поощрениях и призах, но и они были достаточно мощным стимулом.

Процесс ресоциализации параллельно обеспечивался беседами о нравственности на отрядном уровне, вовлечением подростков в кружковую работу, работой, проводимой в рамках классных часов и в процессе учебной деятельности. Вместе с этим проводилась работа с педагогами по теоретической подготовке в рамках научно-методического семинара, инструктажи по проведению исследований по необходимым для исследований методикам, на совещаниях и педсоветах обсуждались полученные результаты, их практическая значимость, а также эффективность проводимых мероприятий в целях общего улучшения педагогической среды и ресоциализации подростков. Таким образом, в проведение формирующего эксперимента были вовлечены не только воспитанники, но и весь педагогический состав школы.

В течение года с воспитанниками был проведен ряд деловых игр, которые должны были, сформировать благоприятные отношения среди группы подростков и повысить их самооценку (см. Приложение 5).

Таким образом, использование деловых игр в процессе ресоциализации подростков, было одной из составляющих в общей педагогической системе разработанной для коррекции дезадаптации.

2.3. Качественный анализ изменений (контрольный этап)

После проведения формирующего этапа исследования с воспитанниками был проведен контрольный этап. Целью данного этапа исследования было выявление изменений, которые произошли с подростками в отношении критериев определенных в начале эксперимента. То есть, перед нами стояла задача, повторно исследовать уровень дезадаптации, уровень тревожности и самооценку воспитанников.

Ниже приведены результаты контрольного этапа.

Результаты по методике (САН) представлены в таблице 2.3.1.

Таблица 2.3.1.

Уровень дезадаптации подростков (сравнительные результаты)

Группа «А»

Группа «Б»

испытуемые

Конст.

Контр.

испытуемые

Конст.

Контр.

1. Владислав М.

3,3

4,1

Иван Р.

3,5

3,6

2. Алексей П.

4,1

4,2

Андрей В.

4,2

4,4

3. Михаил О.

3,9

3,8

Алексей М.

3,3

3,9

4. Борис Г.

3,2

4,3

Владимир Р.

4

4

5. Роман М.

3,5

3,7

Сергей Ж.

3,3

3,4

6. Василий И.

3,1

3,9

Игорь М.

3,5

3,7

7. Леонид А.

3,4

3,6

Николай С.

3,6

3,6

8. Сергей Д.

4,7

5,1,

Глеб Д.

3,1

3,3

9. Николай Н.

3,4

3,8

Виктор Е.

4,1

4,2

10. Алексей З.

3,4

4,4

Алексей О.

3,2

3,7

11.Дмитрий Н.

3,8

3,8

Вячеслав З.

3,4

3,9

12. Сергей П.

3,5

3,3

Михаил Ц.

3,5

3,5

13. Слава Р.

3,6

3,9

Александр В.

4,3

4,4

14. Арсен Г.

3,9

4,9

Сергей А.

3,5

3,5

15. Анатолий В.

4,3

4,4

Дмитрий П.

4,1

4,6

Полученные данные свидетельствуют о том, что процент дезадаптированных воспитанников значительно снизился в группе «А», и лишь немного в группе «Б». Если сравнить результаты, полученные на констатирующем этапе с результатами контрольного эксперимента (см. рис. 3.1.1.), то количество дезадаптированных подростков снизилось с 80% до 53%.

Рис. 3.1.1. Сравнительная характеристика уровня дезадаптации

Таким образом, формирующий этап оказал благотворное влияние на личность воспитанников.

Далее была проведена диагностика тревожности.

Результаты тестирования занесены в таблицу 2.3.2.

Таблица 2.3.2.

Уровни тревожности по Спилбергеру (сравнительные результаты)

Группа «А»

Группа «Б»

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

№ испытуемого

Личностная тревожность

Ситуативная

Контр.

Конст

Контр.

Конст.

Контр

Конст

Контр

Конст

1. Владислав М.

3,25

3,45

3

3,7

Иван Р.

3,7

4

3,65

3,7

2. Алексей П.

2,3

2,3

2,3

2,35

Андрей В.

1,7

1,55

2

1,8

3. Михаил О.

2,95

2,95

2,9

3,15

Алексей М.

2,6

3, 8

2,9

3,3

4. Борис Г.

2,2

3,7

2,8

3,75

Владимир Р.

2,5

2,45

2, 3

2, 2

5. Роман М.

3,4

3,4

3,5

3,3

Сергей Ж.

4,3

4

3,9

3,3

6. Василий И.

2,05

3,25

2,6

3,7

Игорь М.

3,5

3,45

3,5

3,25

7. Леонид А.

3,35

3,35

3,4

3,4

Николай С.

2,9

3,6

3

3,6

8. Сергей Д.

1,3

1,05

1,4

1,4

Глеб Д.

4,6

4

4,3

3,95

9. Николай Н.

2,4

2,45

2,75

2,8

Виктор Е.

1,2

1,05

1,5

1,1

10. Алексей З.

4,0

4,0

3,8

3,8

Алексей О.

3,85

3,85

3,7

3,7

11.Дмитрий Н.

3,75

3,75

3,8

3,8

Вячеслав З.

3, 7

3, 7

3,4

3,4

12. Сергей П.

3,65

3,65

2,25

3,5

Михаил Ц.

4

3,95

3,7

3,7

13. Слава Р.

3,65

3,4

3,75

3,6

Александр В.

2,7

2,75

2,6

2,3

14. Арсен Г.

2,55

3,1

2,8

3,45

Сергей А.

3,5

3,4

3,3

3,3

15.Анатолий В.

2,25

2,25

2,6

2,6

Дмитрий П.

1,7

1,45

1, 9

1, 85

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11