бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология массовой коммуникации лекции бесплатно рефераты

Психология массовой коммуникации лекции

Понятие коммуникации. Психологические особенности коммуникации.

Лекция №1 (5 сентября 2007г.)

1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.

2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

3. Формы коммуникативного действия (общения).

4. Психологические особенности коммуникации.

1. Место психологии коммуникации в рамках психологических наук.

6 век до н.э. Гераклит: люди делятся на 2 группы. 1ая - люди, чье поведение и деятельность подчинены разуму (рациональные); 2ая - люди, чье поведение и деятельность подчинены желаниям (нерациональные, эмоциональные, иррациональные).

5 век до н.э. Платон: социально-этническия классификация. Основа классификации - место расположения души.

По социальному статусу:

1. Если душа расположена в области разума, то философ.

2. Если душа расположена в области сердца, то воин.

3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то ремесленники.

По этническому признаку:

1. Если душа расположена в области разума, то греки.

2. Если душа расположена в области сердца, то северные варвары.

3. Если душа расположена в брюшной полости (в области печени), то южане.

4 век до н.э. Аристотель: «отец психологии», т.к. он первый написал научный трактат «О душе». Душа - движущее начало. Выделяет несколько уровней развития души:

1) растительная душа - основная характеристика - ощущения;

2) животная душа - основные характеристики - память, восприятие, моторная деятельность;

3) человеческая душа - основные характеристики - мышление и стремление к развитию.

Середина 18 века Христиан Вольф: подготовил курс, который освещал основные закономерности деятельности человека. Этот курс существовал в рамках философии и получил название «психология».

1979 год - психология выделяется из философии и становится самостоятельной наукой. Вильгельм Вунд в Лейпциге открывает первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Основным научным методом был метод интроспекции (самонаблюдения).

Конец 19 - начало 20 века - из психологии выделяются самостоятельные психологические отрасли:

1. общая психология - изучает общие закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности;

2. возрастная психология - изучает изменения психики в различных периодах;

3. социальная психология - изучает особенности поведения и деятельности людей, связанные с включением человека в социальную группу;

4. клиническая психология - изучает особенности изменения психики в зависимости от различных заболеваний;

5. этническая психология - изучает особенности психики различных этнических групп;

6. психология половых различий - изучает различия в психике мужчин и женщин;

и т.д., в целом более 20 отраслей.

Психология коммуникаций - прикладная отрасль социальной психологии.

Методология делится на три общепринятых методологии:

1) общенаучная - методология философии;

2) специальная - методология конкретной науки (например, психологии);

3) частная - методология конкретной отрасли знания (например, социальной психологии).

Методология состоит из двух методологических аппаратов: концептуального аппарата (совокупность законов, принципов, категорий, рабочих понятий) и инструментальный аппарат (совокупность методов, методик и процедур исследования). Прикладная отрасль не имеет своей методологии и использует частную методологию отрасли знания.

Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в:

1) активном отражении субъектом объективной действительности;

2) построении субъектом неотчужденной от него картины отраженной действительности;

3) формировании на этой основе своего поведения и своей деятельности.

2. Понятие и основные подходы к операционализации (объяснению, определению) понятия коммуникация.

Коммуникация - это процесс взаимодействия людей, в основе которого происходит обмен информацией, взаимное восприятие и понимание друг друга, формирование отношений, совместная деятельность.

3. Формы коммуникативного действия (общения).

(по А.А. Бадлееву)

Л - личность

Лс - личность с официальным статусом

2 вида статуса:

1.социальный статус - обозначает принадлежность человека к социальной группе

2.официальный статус - действует только при выполнении человеком своей профессиональной деятельности

Три формы коммуникативного действия:

1. межличностное (интимное) взаимодействие - форма взаимодействия между партнерами, не обладающими официальными статусами. Действует в трех системах отношений: в системах супружеских, родительско-детских и дружеско-приятельских отношений. [Л Л]

Главная психологическая характеристика - избирательность, которая подразумевает свободу выбора партнера по взаимодействию, места, времени, продолжительности и темы взаимодействия, поведения в процессе взаимодействия.

2. профессиональное взаимодействие - взаимодействие между партнерами, один из которых обладает официальным статусом. Эта форма действует на институционально-личном уровне, который предполагает, что с одной стороны в процессе участвует партнер, выполняющий обязанности, а с другой стороны личность без официального статуса. [Л Лс]

3. деловое взаимодействие - взаимодействие между партнерами, обладающими официальными статусами. Действует на официально-формализованном уровне, который предполагает, что с одной стороны взаимодействие происходит между официальными партнерами, а с другой стороны система их отношений формализована. Действует в системе производственных отношений, системе педагогического взаимодействия (как по вертикали, так и по горизонтали) [Лс Лс]

4. Психологические особенности коммуникации.

1) Формирование социальных установок у главного субъекта взаимодействия. Дмитрий Узнадзе: установка - это готовность действовать определенным образом. Чтобы коммуникация была эффективной, надо чтобы таких установок было три. Первая - направленность на партнера - предполагает полное включение в процесс взаимодействия при одновременном отвлечении от личных чувств, мыслей, переживаний. Вторая - принятие партнера как личности - предполагает безусловное и безоценочное восприятие партнера, а также уважительное отношение к его взглядам, позициям, точкам зрения, интересам и т.д. Третья - направленность на сотрудничество - предполагает организацию совместной деятельности по решению конкретного вопроса.

2) Создание благоприятного психологического климата. Для этого необходимо учитывать актуальные потребности партнера:

1. Потребность в самовыражении и достижении понимания (виды активного слушания: нерефлексивное - активное молчание с использованием невербальных средств коммуникации и рефлексивное - активная речевая деятельность с использованием вопросов и т.д.)

2. Потребность в эмоциональном понимании (для удовлетворения этой потребности используется механизм эмпатии. Эмпатия - это способность и умения сочувствовать и сопереживать другому, а также способность понимать чувства другого)

3. Потребность в признании личности

3) В основе коммуникации находится субъект-субъектная система взаимодействия, которая предполагает активность партнеров, взаимное влияние и воздействие друг на друга, а также совместную деятельность в процессе коммуникации. S-S' (S - ведущий, главный субъект коммуникации, S' - ведомый субъект коммуникации)

Феноменологические характеристики коммуникации

Лекция №2 (19 сентября 2007г.)

1. Виды

1. по характеру ориентации

· личностно-ориентированная коммуникация - взаимодействие с одним реципиентом

· социально-ориентированная коммуникация - взаимодействие с группой

2. по количеству субъектов

· 2 - диада, диадическая коммуникация

· 3 - триада, триадическая коммуникация (1+2, в триаде обязательна смена ролей)

· 4 - тетра-коммуникация (1+3 - эффективнее, 2+2 - тоже возможна, всегда обязательна смена ролей)

· 5 и больше - внутригрупповая коммуникация

2. Структура

Непосредственная коммуникация - информационный аспект коммуникации - процесс передачи и приема информации

Перцепция - процесс восприятия и формирования отношений между субъектами

Интеракция - взаимодействие в процессе коммуникации

3. Компоненты

1. когнитивный - информированность в области коммуникации (профессиональная компетентность в вопросах коммуникации)

2. эмотивный - умение управлять своим эмоциональным состоянием в процессе коммуникации

3. конативный - выстраивание своего поведения в процессе коммуникации

Все компоненты тесно взаимосвязаны.

4. Функции

1. информационно-коммуникативная - обеспечение процесса прохождения и приема информации

2. аффектино-коммуникативная - воздействие на эмоциональную сферу личности

3. регулятивно-коммуникативная - воздействие и управление поведением и деятельностью людей

Все функции взаимосвязаны между собой

5. Типы

1. императивная коммуникация [S => O]

Предполагает одностороннее воздействие на объект с целью формирования у партнера (у этого объекта) определенных состояний, мнений, позиций, интересов, убеждений, поведения. Партнер при этом знает, что на него направлено воздействие и знает о цели этого воздействия, т.е. это открытая коммуникация.

2. манипулятивная коммуникация [S => O]

Одностороннее воздействие на объект с целью достижения субъектом собственных интересов за счет взаимодействия с объектом. Объект при этом не знает о цели данного воздействия.

Эверет Шостром разработал типологию манипуляторов (работа называется «Человек-Манипулятор или АнтиКарнеги»). Б.Ю. Шапиро сформировал «портреты» каждого из 8 типов.

а) «диктатор». Основная техника - приказы, играет роль «маленького бога», от которого зависит все

б) «тряпка». Основная техника - инвалидизация себя

в) «калькулятор». Основная техника - контроль и перепроверка всех и вся

г) «прилипала». Основная техника - преувеличенная своя зависимость от других людей. Он жертва всего

д) «хулиган». Основная техника - угрозы, преувеличенная небрежность, агрессивность, жестокость

е) «славный парень». Основная техника - преувеличенная забота внимательность, любовь

ж) «судья». Основная техника - высказывание оценочных суждений, повышенная критичность. Результатом его деятельности оказывается формирование чувства вины у другого.

з) «защитник». Основная техника - инвалидизация других, снисходительное отношение к другим.

Основной прием работы с манипулятором один: дать понять что манипуляция видна и она не сработает.

3. диалогическая коммуникация [S <=> S]

Субъект-субъектная система взаимодействия. Это наиболее эффективный тип коммуникации.

Средства коммуникации

1. Вербальные средства коммуникации

Речь - это психологический процесс общения людей с помощью языка. Язык - знаковая система, позволяющая формулировать мысли и передавать их с помощью артикулярного аппарата. В коре головного мозга существует несколько основных центров речи, все они находятся в левом полушарии.

± Центр Брок - в средней лобной извилине левого полушария. Этот центр отвечает за процесс произношения речи, за громкость, четкость, правильность речи.

± Центр Врнике - в височной доле левого полушария. Отвечает за смысл (понимание) речи.

± Центр письма - в верхней лобной извилине левого полушария. Отвечает за письменную речь.

± Зрительный центр - в затылочной доле левого полушария. Отвечает за процесс чтения.

Виды речи

Внутренняя речь - речь, направленная на себя. Основные характеристики: беззвучность, односложность, краткость.

Внешняя речь - речь, направленная на других.

Устная речь - основные характеристики: несложная грамматическая конструкция, опирается на невербальные средства, имеет свои внутренние разновидности (по количеству коммуникаторов):

Монолог - речь одного субъекта, монолог требует плана, замысла и подготовки.

Диалог - речь двух субъектов. Возникает как ответ на вопрос, мнение, суждение. Представляет собой свернутую совокупность монологов.

Полилог - три субъекта и более. Представляет собой свернутую совокупность диалогов (они уменьшены во времени и в объеме).

Письменная речь - основные характеристики: сложная грамматическая конструкция, речь опирается только на логику языка, предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности человека.

Аффективная речь - это односложный и ограниченный вид речи. Основывается на отдельных словах, очень редко - фразах. Такая речь эмоционально насыщена и интонирована (напр., Эллочка-Людоедка). Нет никакой грамматической конструкции.

2. Невербальные средства коммуникации

Существует 7 основных знаковых систем.

1. Оптико-кинетическая система знаков. Эта система включает в себя три элемента:

Є Жесты - это движения конечностей. Алан Пиз: все жесты делятся на два типа: открытые и закрытые.

Є Мимика - движение мышц лица. Три основных группы мышц лица, которые отвечают за мимику: 1. круговые мышцы глаз; 2. мышцы скул; 3. Круговые мышцы рта. + две дополнительные группы мышц: 1. мышцы лба; 2. мышцы шеи.

Є Пантомимика - расположение корпуса в целом, осанка + сочетание мимики и жестов.

2. Паралингвистическая система знаков - система вокализации голоса. Основные характеристики:

Є тембр

Є тональность

Є диапазон

Є громкость

Є интонация

3. Экстралингвистическая система знаков - это включение в речь околоречевых приемов: покашливаний, вздохов, пауз, смеха, плача.

4. Проксемика - это расположение партнера в пространстве. Включает в себя три элемента:

Є зоны

Є позиции

Є позы

ЗОНЫ

Зона - расстояние или дистанция между партнерами. Личное пространство - это расстояние вытянутой руки до локтя. Существует 4 зоны:

Интимная зона - от 0 до 15 см - только для межличностных отношений.

Личная зона - от 15 см до 1,5 м - тоже для межличностного общения, но не настолько близкого как в интимной зоне.

Социальная зона - от 1,5 до 4 м - предназначена для общения с точки зрения делового и профессионального взаимодействия.

Публичная зона - от 4 до 8 м и больше - для взаимодействия с большой аудиторией.

Факторы, влияющие на изменение зон:

ь актуальное психологическое состояние: при переживании стенических (положительных) чувств зоны уменьшаются (т.е. человек может подпустить к себе ближе и не будет чувствовать дискомфорта), при переживании астенических (отрицательных) чувств зоны, наоборот, увеличиваются.

ь возрастные особенности: чем человек старше, тем больше он увеличивает зоны.

ь темпераментальные особенности: холерики и сангвиники зоны увеличивают, флегматики и меланхолики - уменьшают.

Страницы: 1, 2, 3