бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология массовой коммуникации лекции бесплатно рефераты

2. Музыка

o классическая

o любимая

o петь самому

3. Природа

o домашние животные и комнатные растения

o прогулки в лес или в лесопарковую зону

4. Физическая деятельность

o утренняя зарядка

o занятия физической культурой

o любимая домашняя работа

o любимая профессиональная деятельность или работа

5. Сон

o режим сна - вставать и ложиться надо в одно и то же время

o перед сном - теплый душ, хорошая музыка или чтение

o засыпать на спине

6. Юмор

7. Релаксация - специальные упражнения для снятия стресса.

«Вертикальное дыхание»

1,2 - вдох, представляем как поднимаемся в небо

3,4 - выдох, представляем как опускаемся в море

5,6 - пауза

Выполняется на жестком стуле, прямая осанка, ноги - прямой угол, полностью сесть на стул (т.е. спина должна полностью касаться спинки). Выполняется не более пяти циклов, каждый раз увеличивая амплитуду дыхания. Хорошо работает при остром стрессе.

«Контраст»

Выполняется на стуле (жесткой поверхности). В основе упражнения - попеременное сжатие и расслабление групп мышц. Время сжатия и время расслабления - по 10 секунд. Каждую группу мышц сжимаем и расслабляем по 10 раз. Схема:

- кисти рук (на вытянутых руках сжимаем кулаки и расслабляем)

- ноги (сжимаем пальцы ног, расслабляем - постукиванием)

- плечи (плечи тянем наверх, уши - вниз)

- спина (сводим лопатки вместе)

- грудные мышцы (пытаемся свести локти, но они как бы не сводятся, кулаки должны быть на уровне рта, руки по ширине плеч)

- бедер и ягодиц (привставания)

«Рука - пальцы»

Выполняется только на мягкой поверхности (кресло) и только сидя. Глаза закрыты, кисти рук раскрыты и лежат на бедрах. В течение 5 минут сгибать пальцы на обеих руках вместе, начиная с мизинцев, в течение 5 минут - разгибать. Сконцентрироваться на себе, своих ощущениях, представить себя в месте, где тебе комфортно, можно делать под специальную музыку.

Воздействие на партнера в процессе коммуникации

Механизмы воздействия:

1. Заражение - это механизм одновременного сопереживания и общего психического состояния партнеров.

Психологические особенности:

o носит невербальный характер

o проявляется спонтанно как внутренний механизм поведения

o имеет бессознательную основу

o действует только в конкретной ситуации

o носит кратковременный характер

o эффективность заражения связана с количеством партнеров (чем больше партнеров, тем в большей степени действует механизм заражения). Негативный - паника, позитивный - смех.

o работает только в эмоциональной сфере

2. Подражание - это механизм воспроизведения индивидом определенных внешних черт, образцов поведения, манер, действий, которые сопровождаются определенной эмоциональной и рациональной направленностью (Габриэль Тард и Густав Лебон).Виды подражания:

o логическое - нелогическое (аллогичное) подражание

o внешнее - внутреннее подражание

o подражание-мода - подражание-обычай (устойчивее)

o подражание внутри социального слоя - подражание одного социального слоя другому

3. Внушение (суггестия) - это механизм одностороннего активного и персонифицированного воздействия на человека или группу. Основан на НЕкритичности восприятия и готовности действовать определенным образом. (В.М. Бектерев)

Суггестор - тот, кто воздействует

Суггеренд - тот, но кого воздействуют

Контрсуггестия - защитные механизмы от внушения, которые выстраивает суггеренд

Контрконтрсуггестия - внушение суггестора, направленное на снятие контрсуггесии у суггетора.

Воздействие на партнера в процессе коммуникации (продолжение)

Лекция №6 (14 ноября 2007г.)

Структурные элементы внушения:

1. операционный - предполагает внушающее воздействие на суггеренда. Содержит два подэтапа:

- подготовительный - психологическая и фактическая подготовка суггеренда к применению внушения

- исполнительный - суггестор влияет на различные личностные особенности суггеренда к (например, формируются установки у суггеренда)

2. процессуальный - принятие суггерендом внушения

3. результативный - проявление ответных реакций суггеренда

Виды внушения:

~ в зависимости от целей воздействия

1. преднамеренное внушение - целенаправленное и сознательно организованное воздействие

2. непреднамеренное внушение - нет цели внушения, внушение может быть случайным

~ в зависимости от содержания и характера внушения

1. специфическое внушение - внушение конкретных идей, мыслей, действий

2. неспецифическое внушение - внушение определенных психических состояний

3. положительное внушение - при нем происходит формирование положительных качеств или состояний

4. отрицательное внушение - при нем происходит формирование отрицательных качеств или состояний

~ в зависимости от способов и приемов внушения

1. прямое (открытое) внушение - открытость цели, прямая направленность на суггеренда

2. косвенное (закрытое) внушение - опосредованное внушение с закрытой целью

~ в зависимости от количества субъектов

1. индивидуальное внушение - внушение, направленное на одного субъекта

2. групповое внушение - внушение, при котором субъектом является группа

~ в зависимости от соотношения между воздействием и ответной реакцией суггеренда

1. непосредственное внушение - реакция суггеренда проявляется в процессе внушения

2. отсроченное внушение - существует временной разрыв между воздействием суггестора и ответной реакцией суггеренда

Внушаемость - это уровень восприимчивости к внушению, субъективной готовности испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.

Факторы, влияющие на внушаемость:

1) возраст (дети и старики - самые внушаемые)

2) психологические особенности:

- особенности темперамента (более внушаемые - меланхолики и холерики, флегматики - наименее внушаемые)

- актуальное психологическое состояние (неуверенность, тревожность, повышенная эмоциональность и впечатлительность повышают внушаемость)

- низкая самооценка (повышает внушаемость)

- слабость логического анализа (повышает внушаемость)

- комплекс неполноценности (повышает внушаемость)

- полоролевые особенности (женщины более внушаемы)

3) ситуативные особенности

- некоторые психические состояния (покой, расслабленность, сильное эмоциональное возбуждение, стресс, утомление, психо-соматические заболевания повышают внушаемость)

- низкий уровень осведомленности и компетентности (повышает внушаемость)

- неопределенность (повышает внушаемость)

- высокая степень значимости (повышает внушаемость)

- дефицит времени (повышает внушаемость)

4) социально-психологические особенности

- свойства суггестора (высокий статус, авторитет, волевое, характерологическое, интеллектуальное превосходство повышают внушаемость)

- отношения между суггестором и суггерендом (доверительность и открытость повышают внушаемость)

- особенности сообщения (уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов). Приемы, которые лежат в основе сообщений:

1. конкретность и образность ключевых слов - использование слов, смысл которых понятен и их легко представить;

2. конкретность и образность качеств - чем выше степень абстрактности при описании предмета и его свойств, тем слабее внушение;

3. использование «нет» и «не» настораживает и вызывает сомнение, следовательно повышается контрсуггестия

4. речевая динамика (мягкость голоса, интонационность, паузы, темп речи (средний), тембр речи (баритон))

5. Воздействие звукосочетаниями:

- гласная «И» в словах вызывает ощущение чего-то мягкого и незначительного

- звук «О» мягкий, расслабленный и интонационно теплый

- преобладание звуков «А» и «Э» ассоциируется с эмоциональностью, воодушевлением

- «Ы», шипящие согласные и обилие согласных - мрачное, неприятное, непонятное

4. Убеждение - это механизм организованного воздействия на психику человека, в основе которого лежит изменение установок и взглядов личности. Основывается на системе логических доказательств и предполагает осознанное отношение реципиента к этим доказательствам.

Виды убеждения:

Ш информирование - как правило, в виде рассказа, выстраивается индуктивным или дедуктивным способом;

Ш разъяснение - ИНСТРУКТИВНОЕ разъяснение (схематическое раскладывание информации по различным критериям, в большей степени воздействует на память) и РАССУЖДАЮЩЕЕ разъяснение (выстраивается в системе диалога коммуникатора и реципиента с задаванием вопросов реципиенту, ориентировано на мышление)

Ш доказательство - в основе доказательства лежит выстраивание информации по принципу изложения тезиса и аргументации его с помощью фактов, закономерностей и т.д. Для эффективности коммуникатор должен полностью разделять суть тезиса.

Психология групп

Лекция №7 (28 ноября 2007г.)

Малые группы (МГ)

МГ - немногочисленная по составу реально существующая группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном … контакте.

Размер МГ: нижняя граница - 2-3 члена, верхняя граница - количество членов группы, которые функционально способны выполнить стоящие перед группой задачи.

Виды МГ:

§ лабораторные - специально созданные для проведения экспериментов;

§ естественные - в реальных жизненных ситуациях

§ организованные - наличие документа, регламентирующего деятельность группы и наличие руководителя как официального лица;

§ спонтанные

§ открытые - степень открытости и доступности группы влиянию внешней социальной среды и общества;

§ закрытые

§ стационарные - продолжительность существования больше года;

§ временные - лабораторные, экспериментальные

§ группа членства - по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей - индивид находится в группе формально;

§ референтные группы - по степени значимости группы для индивида с точки зрения интересов, задач, ценностей - значимая группа

Психологические характеристики МГ

Характеристики группы

1. Композиция - состав группы по значимым и доминирующим характеристикам индивидов (пол, возраст, образование, профессия, национальность, религия, семейное положение, темперамент, характер, способности, направленность).

Групповые структуры

2. Социометрическая структура - совокупность соподчиненных позиций членов группы в структуре внутригрупповых межличностных предпочтений.

Статусы:

I. Звезда - только одни предпочтения (+)

II. Высокостатусные - система предпочтения больше, чем система отв-я (+>-)

III. Изолированные (+;- = 0)

IV. Низкостатусные (-<+)

V. Изгой (-)

3. Коммуникативная структура - совокупность позиций членов группы в системе информационных потоков.

Типы коммуникативных сетей:

> Централизованная - в центе информационных потоков - коммуникативный лидер, который играет активную роль в получении, обработке и передаче информации членам группы.

Виды передачи информации в коммуникационной сети:

- фронтальный вид - здесь и сейчас

- иерархический вид - два и более уровне соподчинения членов группы

> Децентрализованная - у каждого из членов группы равные права на получение и обработку информации.

Виды:

- цепной

- круговой

4. Структура социальной власти - это система взаиморасположения членов группы в зависимости от их способности оказывать влияние на группу.

Формы социальной власти:

- руководство - влияние социально зафиксировано, формальной природы.

- лидерство - спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других.

Типы лидеров:

Є по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, организатор, смешанный тип

Є по стилю воздействия на группу: авторитарный, демократический, смешанный

Є по характеру деятельности: ситуативный, универсальный.

Групповые процессы

5. Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Факторы, влияющий на групповую сплоченность:

1. Эмоциональная привлекательность членов группы

2. Сходство членов группы между собой (возраст, социальное положение, национальность, сходство в ценностных ориентациях)

3. Особенности групповых целей (цель должна быть понятна каждому члену группы)

4. Групповая цель должна отвечать потребностям

5. Удовлетворенность группой и своим положением в ней

6. Процесс группового давления (конформизм)

- психологическая характеристика позиции индивида относительно мнения группы.

Три вида конформности:

1. Внешняя конформность - позиция группы принимается индивидом только внешне (на уровне соглашательства), внутреннее мнение индивида не меняется.

2. Внутренняя конформность - индивид усваивает мнение группы и оно становится его внутренней позицией.

3. Негативизм (конформизм наизнанку) - индивид активно противостоит группе, отстаивая свою позицию, тем самым становится привязанным к мнению группы.

7. Групповое решение - выработка общих подходов и мнений по различным актуальным и принципиальным вопросам группы.

Элементы групповых решений:

1. групповая задача:

§ простые - сложные (несколько фаз)

§ конъюктивные (кооперация членов группы) - дизъюктивные (индивидуальные решения)

§ продукционные (новые творческие идеи) - дискуссионные

2. «сдвиг риска» - в процессе обсуждения и дальнейшего принятия группового решения группа склонна принять более рискованное решение в отличие от индивида.

3. групповая поляризация - в процессе обсуждения члены группы высказывают различные мнений, которые в дальнейшем группируются по полюсам.

Характеристики, определяющие положение в личности в группе

Групповые ожидания

1. Групповые нормы - правила, законы и принципы, выработанные группой и регламентирующие поведение и деятельность индивидов в группе. Групповые нормы опираются на групповые ценности.

2. Групповые санкции - система мер контроля и регуляции индивидов в группе.

Позитивные санкции: похвала, материальное вознаграждение.

Негативные санкции: невербальные знаки неодобрения, устные замечания, угрозы, бойкоты, исключение из группы

Социально-психологические характеристики личности в группе

1. Статус - совокупность задаваемых индивиду психологических характеристик, определяющих его место в группе и то, как его будут воспринимать другие члены группы.

2. Позиция - выражение отношения индивида к статусу и к тому, что ему приписывает статус (права и обязанности): положительная, негативная, равнодушная.

3. Роль - функции, с помощью которых личность реализует свой статус.

Большие группы (БГ)

- группа, функционирующая по какому-либо признаку.

Виды БГ:

1. В зависимости от контактности:

- реальные (образуют социальную общность и включают в себя значительное количество людей; контакт между членами группы многоступенчатый и опосредованный)

- условные (выделяются на основе значимых для исслед. признаков, члены группы между собой не контактируют)

2. В зависимости от времени существования:

- стихийные группы (кратковременные, случайно возникшие)

- устойчивые группы (длительно существуют и исторически обусловлены - этнические, профессиональные, социальные)

3. В зависимости от природы:

- социальны слои

- территориально-региональные

- группы-организации (политические, общественные организации)

Массовидные явления

Лекция №8 (12 декабря 2007г.)

I. Общественное мнение (ОМ) - форма проявления общественного сознания, которая выражается в виде суждений, идей, представлений о явлениях и проблемах социальной жизни.

Функции:

- регулятивная

- оценочная

- воспитательная

- интегративная

Характеристики:

- оперативность

- гласность

- публичность выражения

- мобильность

- действенность

Этапы формирования ОМ:

1. формирование индивидуальных оценок (ОМ неуправляемо)

2. обмен индивидуальными мнениями, суждениями, оценками

две формы обмена:

- скрытый обмен (используются невербальные средства, отсутствие аргументации, иносказательные выражения)

- открытий обмен (полная аргументация, использование механизма убеждения партнера, формулирование четких выводов и оценок). Можно управлять через лидеров, авторитетных личностей

3. оформление и закрепление ОМ (от индивидуального мнения к общественному, психологическое принуждение)

Виды ОМ:

- официальное ОМ - формируется в процессе проведения официальных мероприятий, ОМ получает официальный статус, закрепляется нормативами

- неофициальное ОМ - формируется в процессе неформального общения

II. Общественное настроение (ОН) - преобладающее состояние чувств определенной социальной группы в конкретный период времени. В основе ОН находится вся система экономических, политических и социальных отношений.

ОН динамично, менее статично, чем ОМ.

Стадии изменения ОН (динамичность ОН):

- брожения

- поворот

- подъем

- затишье

- спад

Формы изменения ОН:

ь постепенное изменение (проходит все стадии последовательно)

ь резкое изменение (нет стадии брожения - например, мода)

ь взрыв (быстрота движения, все стадии, но поворот и подъем слиты воедино)

1. взрыв массового брожения и недовольства (стихийность, бессознательность, на экономической и политической почве)

2. взрыв поворот (большая сила, коренные изменения ОН, сознательность)

3. взрыв подъем (наибольшая мощность => революция)

III. Традиции - социальные механизмы закрепления, воспроизведения, обогащения и передачи последующим поколениям исторически сложившихся устойчивых повторяющихся способов и приемов деятельности социальных групп и общества в целом.

Функции:

- регуляция

- воспитание

- трансляция (передача культуры от поколения к поколению)

Характеристики традиции:

ь проявляется во всех сферах жизни

ь для формирования традиции необходим определенный исторический период времени

ь складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость

IV. Обычаи - исторически сложившиеся стереотипные формы массового поведения.

Характеристики:

- унаследованный нормативный способ поведения

- общепринятость и массовость

- медленно изменяются и с трудом корректируются

- выполняются на бессознательном уровне

- формируются в результате повседневного взаимодействия (в бытовой сфере)

- неуклонное следование воспринятому из прошлого опыту

Функции:

ь трансляция культуры

Пути трансляции:

- от поколения к поколению в рамках конкретного общества

- от общества к обществу

- от общества к индивиду (осуществляется процесс социализации в обществе)

ь социальный контроль

ь социальная интеграция (происходит групповое сплочение)

Слухи и сплетни

Слухи - форма самовыражения общественного настроения и общественного мнения. В основе лежит недостоверная или искаженная информация, которая распространяется в устном виде при непосредственном общении. Возникает при отсутствии полной или достоверной информации.

Виды слухов (классификация):

1) по степени недостоверности:

- абсолютно недостоверные

- просто недостоверные

- относительно недостоверные

- близкие к достоверности

2) по эмоциональным характеристикам

- слух-желание (сильное эмоциональное желание, которое отражает потребности и ожидания аудитории)

- слух-пугало (в основе - негативные настроения и эмоциональные состояния)

- агрессивный слух (стимулирует агрессивное поведение общества)

- нелепые слухи (в основе - очевидная нелепость)

Сплетни - разновидность слухов, в основе - неточные, заведомо неверные сведения, ориентированные на популярных индивидуумов в обществе. Удовлетворяют потребность в дополнительной информации о жизни популярных людей.

Функции сплетен:

1) информационно-познавательная

2) аффилитативно(сближение)-интеграционная

3) развлекательно-игровая

4) протекционно-компенсаторная (проецирует вытесненные свойства и склонности сплетников и приписываются близкие им самим характеристики)

5) социальный контроль (социальный «тормоз»)

6) тактическая функция (сплетни как оружие в борьбе).

Страницы: 1, 2, 3