бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психология массовой коммуникации лекции бесплатно рефераты

ь полоролевые особенности: проявляются на двух уровнях:

1. при внутриполовом взаимодействии (партнеры одного пола): мужчины зоны уменьшают, женщины - увеличивают.

2. при межполовом взаимодействии (партнеры разного пола): мужчины склонны увеличивать зоны, женщины - уменьшать.

ь территориально-региональные особенности: городские жители зоны уменьшают, сельские жители - увеличивают; в зависимости от региона: жители северных широт зоны увеличивают, а южных - уменьшают.

Феноменологические характеристики коммуникации (продолжение)

Лекция №3 (3 октября 2007г.)

ПОЗИЦИИ

1. «лицом к лицу»

при личностно-ориентированном общении ее использовать нельзя, так как она обязывает все время смотреть в глаза, а это го делать нельзя, создает напряженность.

2. «плечом к плечу»

неэффективна при профессиональном взаимодействии, так как не дает возможности получать информацию с помощью мимики. Хорошо работает в системе межличностных взаимоотношений, так как формируется доверительность и комфортность.

3. «лицом к спине»

не эффективна вообще.

4. «под углом»

самая эффективная для делового общения, особенно в диаде, когда взгляды не уперты друг в друга, а соприкасаются.

5. «круглый стол»

эффективна при взаимодействии в группе.

ПОЗЫ

1. «пристройка сверху»

Главный субъект стоит, а ведомый сидит.

2. «пристройка снизу»

Главный субъект сидит, а его партнер стоит

3. «на равных»

Оба сидят или оба стоят

5. Визуальная система знаков

Это взаимодействие с помощью глаз. Концентрация взгляда - степень сосредоточенности взгляда на партнере. Самая эффективная - 70% от времени общения взгляд должен быть направлен на собеседника.

6. Тактильная система знаков - система прикосновений к партнеру

4 элемента:

1) непосредственные прикосновения предназначены для привлечения внимания партнера, установления более близкого контакта, снятия напряжения. Допустимы только в области плеча, т.к. там меньше всего рецепторов.

2) рукопожатие: мужское, женское, смешанное (инициатор - женщина)

3) объятия: официальные - прикосновение корпуса

4) поцелуи: щека к щеке, чисто символические

7. Ольфакторная система знаков - это система запахов

2 вида запахов:

1) запахи человека

Главный субъект должен выполнять 2 нормы запахов:

o санитарно-гигиенические нормы

o психологическая норма запахов (дозированное использование парфюма)

2) запахи окружающей среды

Там, где проходит коммуникация, нельзя есть, готовить и т.д., должна быть налажена система проветривания.

Коммуникация как информационный процесс.

Коммуникация - процесс взаимного обмена информацией между партнерами. Коммуникация как информационный процесс имеет ряд психологических особенностей:

1) Наличие у партнеров ролей

o коммуникатор - передает информацию

o реципиент - принимает информацию

2) Динамика смены ролей, т.е. роли не статичны, для эффективной коммуникации должна быть смена ролей

3) Наличие единой системы кодификации и декодификации - коммуникатор, кодифицируя свои мысли, должен использовать язык, который будет понятен реципиенту.

4) Потеря и искажение информации

± задумано - 100%

± высказано - 80% (забыл, не все можно сказать словами, передумал говорить, отвлекся и т.д.)

± выслушано - 60% (не расслышал, отвлекся, физиологические особенности, было неинтересно и т.д.)

± принято - 50%

± осталось в памяти - 25%

Затем реципиент становится коммуникатором, а 25% становятся снова 100% и т.д.

Это и есть механизм формирования сплетен и слухов.

Существует 2 правила для создания устной информации:

1. (при передаче информации через посредников) Передавать информацию нужно по принципу «здесь и сейчас», т.е. конкретному адресату, не через посредников

2. при получении информации не от источника полностью доверять ей нельзя

5) Использование техник эффективного слушания

рефлексивное и нерефлексивное слушание

6) Использование обратной связи - это механизм получения информации от партнера.

Формы обратной связи:

вербальная - невербальная

оценочная - описательная (безоценочная)

позитивная - негативная

абстрактная (по мнению большинства, как считают ученые и т.д.) - конкретная (персонифицированная)

Пути передачи обратной связи:

прямой путь - вербальные средства

косвенный путь - невербальные средства

Коммуникативные барьеры.

Лекция №4 (17 октября 2007г.)

Это психологические препятствия на пути адекватной передачи и получения информации.

± Барьеры понимания

Фонетический

дефекты речи и дикции;

монотонная, невыразительная речь;

быстрая речь, скороговорка;

использование звуков и слов-паразитов.

Семантический - из-за различия в тезаурусах (словарь понятий):

использование профессиональных терминов и жаргона;

использование диалектов;

использование сленгов и жаргонов;

многовариантность смысловых значений слов.

Логический - различия в логиках партнеров:

мужская - женская

взрослого - ребенка

преподаватель - студент

Стилистический

несоответствие стиля речи коммуникатора ситуации общения, актуальному психологическому состоянию партнера

± Барьеры социально-культурных различий

Ш социально-демографические различия: пол, возраст, социальное положение, национальность, образование, профессия, место проживания, религия, семейное положение, политические взгляды

Ш социально-психологические различия: темперамент, особенности характера, способности, направленность, психологические комплексы

± Барьеры отношений

неприязнь к человеку, сразу тянет за собой все другие барьеры.

Общение как социально перспективный процесс

Перцепция - процесс взаимного восприятия партнеров, формирование отношений между ними.

1. Формирование первого впечатления

Наблюдатель:

I. внешние характеристики, отдельные аспекты поведения

II. приписывание личностных особенностей

III. прогноз поведения и отношения

IV. формирование собственного отношения и поведения

2. Механизм восприятия

- эмпатия

- идентификация (отожествление) - умение поставить себя на место партнера и понять его с его точки зрения

- рефлексия - умение понимать как воспринимает партнер главного субъекта, как партнер воспринимает Вас. Рефлексия - самая эффективная из трех.

3. Перцептивные барьеры

это психологическое препятствие на пути адекватного восприятия партнера.

1) барьеры перцептивной информации

± барьер первого впечатления

± барьер стереотипов

Стереотип - это устойчивое представление о различных социальных группах.

Виды стереотипов:

а) полоролевые

б) возрастные

в) национальные

г) профессиональные

д) территориальные

2) барьер личностных особенностей

± барьер занятости собой

± барьер боязни контактов (в результате негативного опыта коммуникации)

3) барьеры установок

± барьер беспричинной негативной установки. Аттракция - наличие/отсутствие привлекательности партнера

± барьер отрицательной установки (при заочном знакомстве с партнером)

± барьер ожидания непонимания (при негативном опыте)

4) барьеры отрицательных эмоций

при переживании отрицательных эмоций адекватного восприятия партнера не будет.

Общение как интеракция (взаимодействие)

Интеракция - взаимодействие, обмен действиями в коммуникации.

Интерактивные теории:

1. Дж. Хоманс - Теория обмена

В процессе взаимодействия партнеры обмениваются двумя переменными: затраты на взаимодействие и вознаграждение за взаимодействие.

В сочетании этих двух переменных выделяются следующие типы поведения:

§ если вознаграждение велико, то партнер в большей степени готов затрачивать свои усилия на взаимодействие. Активность партнера

§ если цель близка, то партнер в меньшей степени готов затрачивать усилия. Расслабленный тип

§ если вознаграждение зависит от определенных условий, то в большей степени готов затрачивать усилия на воссоздание данных условий. Манипулятивный тип.

2. Дж. Мид, Г. Блумэр - Теория символического интеракционализма

В процессе взаимодействия партнеры воздействуют друг на друга с помощью символов (вербальных и невербальных)

3. Э. Гофман - Теория управления впечатлением (теория социальной драматургии)

Взаимодействие представляет собой своеобразный спектакль, основные элементы которого:

партнеры (выполняют определенные роли)

декорации (ситуация взаимодействия)

Партнеры воздействуют друг на друга с помощью впечатления, формируемого с первых минут коммуникации. В дальнейшем они управляют поведение друг друга с помощью сформированного впечатления

4) З.Фрейд - Психоаналитическая теория

При взаимодействии с партнером, который старше по возрасту или положению, а также значимее их важным для субъекта качеством, главный субъект регрессирует - уходит на более примитивные уровни поведения. Это проявляется следующим образом:

- выстраивание взаимоотношений по формуле «объект-субъект»

- неспособность самостоятельно принять решение

- подавленность в вербальных и невербальных средствах коммуникации

- астеническое состояние (отрицательные чувства)

Это происходит с теми, кто в раннем детстве пережили негативный опыт, связанный с общением с такими партнерами.

Стратегии взаимодействия (по К.Томасу):

Избегание - пассивная стратегия, которая предполагает уход от взаимодействия.

- физический уход

- психологический уход (не высказывание своей точки зрения и т.д.)

Оправдано:

1. Цель взаимодействия для человека не очень важна

2. Недостаточно сил для достижения цели

Приспособление - пассивная стратегия. Предполагает сознательный отказ от своей цели ради достижения цели партнера. Оправдано:

1, 2. -`'-

3. Важнее сохранить хорошие отношения с партнером

Сотрудничество - активная стратегия. Предполагает активное участие обоих партнеров для достижения цели. Открытый обмен мнениями, обсуждение позиций, нахождение варианта, приемлемого для всех. Хорошо всегда, если нет дефицита времени.

Соперничество - активная борьба за свои интересы. Непримиримый антагонизм в случае сопротивления партнера, унижения, оскорбления. Оправдано только в крайнем случае.

Компромисс - активная стратегия. Предполагает участие обоих партнеров в поиске решения за счет взаимных уступок. Оправдано:

1. нет резерва времени для сотрудничества

2. у партнеров различные силы и власть, а цель одна.

Интерактивные барьеры - психологические препятствия на пути эффективной организации взаимодействия.

1. барьеры несовместимых стратегий взаимодействия

2. барьеры несовместимых характеров из-за различий в темпераменте, характере, способностях, направленностях.

3. барьер «невроза» - партнер переживает стресс.

Стресс как фактор затрудненной коммуникации.

Лекция №5 (31 октября 2007г.)

Стресс - это психологическое напряжение, возникающее при воздействии внутренних или внешних раздражителей.

Симптомы стресса:

1. физиологические симптомы

различные виды боли

бессонница

сексуальные расстройства

отсутствующий или повышенный аппетит

повышенная утомляемость

2. психологические симптомы

рассеянное внимание

нарушение памяти

нарушение мышления

нарушение речи

нарушение восприятия

нарушение ощущений

нарушение воображения

травмированность эмоциональной сферы

3. социально-психологические симптомы

нарушение общения, коммуникации

повышенная конфликтность (как внешняя, так и внутренняя)

возникновение депрессий

Виды стресса:

В зависимости от силы напряжения

1. легкий стресс - это стресс, сила напряжения которого не превышает адаптивной возможности человека

2. дистресс (хронический стресс, сильный стресс) - это стресс, к силе напряжения которого быстро, а порой и всю жизнь человек адаптироваться не может. Причины дистресса:

o потери: человека, материальная потеря, здоровья, глубинная психологическая травма, Родины и родины (эмиграция и миграция)

o катастрофы: техногенные, стихийные, военные, экономические, политические, социальные

В зависимости от природы

1. физиологический стресс - возникает в результате действия физиологических факторов (страх - врожденный и приобретенный)

2. психологический стресс

o время (дефицит или переизбыток)

o информация (дефицит или переизбыток)

3. социальный стресс - проблема не одного человека, а всего общества. Этот вид самый опасный, так как с ним нельзя справиться самостоятельно. Факторы, вызывающие социальный стресс:

o одиночество: физическое и психологическое (внутреннее переживание непонимания со стороны окружающих)

o отсутствие социальной защищенности и уверенности в завтрашнем дне

o невозможность в полной мере реализовать себя как личность.

Методы определения наличия стресса

1. пантомимический - расслабленность рук, мимики, осанки и т.д. Стресс располагается на шейно-плечевом поясе.

2. кожно-гальванический эффект - увлажнение ладоней и затылка, учащение сердцебиения и дыхания, пятнообразное покраснение кожного покрова (область груди, шея, лицо)

3. «решетка на руке» - проявление решетки в течение 10 секунд после легкого проведения по коже - сильный стресс, в течении 1 минуты - нормальный стресс

Методы борьбы со стрессом

1. Вода

o баня - снимает стресс и формирует стрессоустойчивость

o бассейн - по рекомендациям - 3 раза в неделю

o ванная / душ (если дома)

o на работе - кисти рук под прохладную воду на 2-3 минуты. Можно смочить виски, локтевые сгибы, побрызгать водой на лицо.

Страницы: 1, 2, 3