бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационные методики бесплатно рефераты

Если затрудняетесь с ответом на какой-либо вопрос, то поставьте в этом месте прочерк. Когда поставлены оценки на все вопросы, подсчитайте суммы баллов и запишите их в нижней свободной клетке таблицы. Полученные величины нанесите на полигон.

Экспериментальный материал

Делать выписки, вырезки из различных текстов, собирать, группировать их по определенному признаку.

Выполнять практические задания на лабораторных занятиях по физике (составлять и собирать схемы, устранять неисправности, разбираться в причинах действия приборов и т.п.)

Длительное время ухаживать за растениями (более года поливать, удобрять, пересаживать и прочее).

Сочинять стихи, писать рефераты, сочинения которые многим признаются интересными.

Оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

Наблюдать и изучать звездное небо, посещать планетарий.

Выделять из текста основные линии и составлять конспект, план или новый текст.

Разбираться в физических процессах, решать задачи по физике.

Вести регулярные наблюдения за растениями и записывать их в дневник.

Своими руками мастерить красивые изделия из дерева и других материалов (соломки, ниток, листьев и др.).

Терпеливо, без раздражения учить кого-либо, даже если приходится повторять много раз одно и то же.

Заниматься поиском и изучать образцы камней и материалов.

Легко определять ошибки в письменных работах по русскому языку.

Разбираться в химических процессах, решать задачи по химии.

Разбираться в признаках многочисленных видов растений.

Создавать произведения графики, живописи и скульптуры.

Часто и подолгу общаться с разными людьми, и это не надоедает.

Вести календарь погоды, изучать климат.

На уроках иностранного языка отвечать на вопросы, вести беседу, составлять и рассказывать тексты.

Ремонтировать и налаживать работу разных механизмов и приборов (велосипеда, мотоцикла, пылесоса, электроутюга, светильника и пр.).

Посвящать свое свободное время наблюдению за животными, уходу за ними.

Сочинять музыку, песни, имеющие успех у сверстников и взрослых.

Внимательно, терпеливо, не перебивая выслушивать людей.

Узнавать о географических открытиях и путешествиях.

На уроках иностранного языка без особых трудностей работать с иностранными текстами.

Налаживать и чинить электронную аппаратуру (приемник, магнитофон, телевизор, колонки звуковые).

Регулярно, без напоминаний выполнять необходимую работу по уходу за животными (кормить, чистить, лечить, обучать, убирать).

Не стесняясь, для многих зрителей разыгрывать разные роли, подражать, изображать, декламировать.

Охотно занимать и увлекать делом, игрой, рассказом детей младшего школьного возраста.

Заниматься опытами по химии.

Выполнять задания по математике и другим предметам, где требуется выведение формул, решение теорем, логическое мышление.

Ремонтировать замки, краны, мебель, игрушки.

Разбираться в породах и видах животных (лошадей, собак, птиц, рыб, насекомых), знать их внешние признаки и повадки.

Четко различать признаки оригинальности и талантливости в художественном произведении (книге, кинофильме, спектакле, картине, скульптуре и т.п.) уметь доказать свое мнение устно и письменно.

Организовывать людей на общие дела, проведение мероприятий.

Наблюдать и изучать физические явления (теплоту, свет, электричество, магнетизм).

Уметь применять законы, правила, формулы при решении различных математических задач.

Выполнять действия, требующие хорошей координации и ловкости рук: работать на станке, швейной машине, производить монтаж и сборку изделий из мелких деталей.

Сразу замечать малейшие изменения во внешнем виде или поведении животных или растений.

Играть на музыкальных инструментах, публично исполнять песни, танцы.

Выполнять работу, требующую обязательных контактов с разными людьми.

Узнавать о гидротехнических сооружениях (ГЭС, каналах, мостах, плотинах).

Выполнять различные подсчеты и расчеты, выводить из них различные закономерности и следствия.

Самостоятельно придумывать и конструировать новые изделия из типовых деталей и узлов.

Читать научную литературу, слушать лекции, доклады по биологии, анатомии, ботанике или зоологии.

Создавать на бумаге и в натуре новые, оригинальные модели одежды, причесок, украшений, интерьеры помещений и другие предметы.

Оказывать влияние на людей: убеждать и разрешать споры.

Узнавать о космических исследованиях, полетах космонавтов, открытиях в космосе.

Составлять, рисовать схемы, чертежи, карты.

Выполнять задания, в которых требуется мысленно представлять расположение фигур, предметов и их частей в пространстве.

Постоянно заниматься в биологических кружках, на биостанции, в зоопарке, в питомнике.

Быстрее и чаще других замечать в обычном новые, удивительные, необычные и прекрасные стороны и черты.

Сопереживать разным людям и понимать их состояние.

Разбираться в свойствах различных материалов для изготовления моделей игрушек и других предметов.

Аккуратно и безошибочно выполнять “бумажную работу”: писать, составлять документы, вычислять, проверять.

Выбирать наиболее рациональный способ решения задачи - технический, математический, логический.

Преодолевать трудности при работе с животными и растениями: физический труд, грязь, неприятный запах, плохую погоду и др.

Настойчиво и терпеливо повторять и доводить до совершенства создаваемое или выполняемое произведение.

Говорить, сообщать что-либо, излагать свои мысли вслух слушателям.

Заниматься практическими работами по географии и землеустройству: измерениями на местности, планированием, составлением карт, работой с атласами.

Лист ответов

ЗС

Т

ПЖ

ХО

Ч

ПН

уож

уож

уож

уож

уож

уож

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

?=

?=

?=

?=

?=

?=

Условные обозначения: ЗС - знаковая система; Т - техника; ПЖ - природа живая; ХО - художественный образ; Ч - человек; ПН - природа не живая.

Квалиметрический метод оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению

Для профконсультанта очень важно бывает знать, насколько готовы учащиеся сделать один из наиболее важных выборов в своей жизни - выбор профессиональной деятельности.

Готовность к профессиональному самоопределению представляется нам многогранным психологическим явлением, состоящим из нескольких компонентов. Мы выделяем шесть таких компонентов: устойчивый профессиональный интерес; степень достоверности информации о предполагаемой профессиональной деятельности, которая основана на источнике получения информации; степень привлекательности предполагаемой трудовой деятельности; личная самооценка своего соответствия профессии; потребность в получении профессии; степень уверенности в овладении профессией.

Для измерения готовности к профессиональному самоопределению, что по своей сути является количественно неоцениваемым явлением, разработана методика, основанная на идеях квалиметрии. В основе квалиметрии (лат. “квалитас” - качество, “метрон” - мера) лежат несколько исходных положений:

любое качество можно измерить, переведя его в числовую функцию своих структурных компонентов;

качество зависит от ряда свойств, образующих структуру качества;

каждое свойство (структурная единица качества) определяется двумя числами - относительным показателем и весомостью. Сумма весомостей всех структурных компонентов нормируется на 100% (или на 1), а относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства.

Исходя из составленных компонентов готовности к профессиональному самоопределению и основных положений квалиметрии, был разработан метод количественной оценки данного явления, включающий в себя 13 вопросов по шести составляющим компонентам с возможным набором дискретных ответов от 2 до 7.

В результате применения данной методики получаем количественный показатель, дающий процентное выражение готовности оптанта к профессиональному самоопределению по выделенным шести компонентам.

Анкета-оценка готовности к профессиональному самоопределению

Выбрали ли Вы свой будущую профессию?

1. Да. 2. Нет

Откуда Вам стало известно о данной профессии?

1. От друзей 2. Из средств массовой информации. 3. От родственников. 4. В школе.

Ваше отношение к избранной профессии?

Совсем не нравится.

Не нравится.

Скорее не нравится, чем нравится.

Затрудняюсь ответить.

Скорее нравится, чем не нравится.

Нравится.

Очень нравится.

Готовите ли Вы себя к избранной профессии?

Не готовлю.

Вырабатываю в себе профессионально качества.

Читаю соответствующую литературу.

Занимаюсь в кружке, секции.

Пробовали Вы работать по данной профессии?

1. Нет. 2.Да.

Как Вам понравилось первая “проба сил”?

1. Я разочарован. 2. Так себе. 3. Неплохо. 4. Я в восторге

Считаете ли Вы, что подходите для данной профессии?

1. Нет 2. Не знаю 3. Да.

Готовы ли Вы преодолеть серьезные препятствия, чтобы овладеть данной профессией?

1. Нет 2. Не знаю 3. Да.

Считаете ли Вы, что если лишитесь возможности работать по данной профессии, то жизнь потеряет для Вас всякий смысл?

1. Нет 2. Не знаю 3. Да.

Способны ли Вы рискнуть ради любимого дела, даже, если шансы не в Вашу пользу?

1. Нет 2. Не знаю 3. Да.

Готовы ли Вы долго и кропотливо работать для овладения любимым делом?

1. Нет 2. Не знаю 3. Да.

Уверены ли Вы, что в будущем будете работать по избранной профессии?

1. Уверен 2. Не уверен

Как Вы думаете, изменится ли Ваш выбор профессии ко времени окончания школы?

1. Изменится 2. Трудно сказать 3. Не изменится

Инструкция по обработке анкеты

Анкета очень проста в использовании, что делает доступной работу с ней каждому классному руководителю, учителю-предметнику, преподавателю, мастеру производственного обучения. Для заполнения анкеты учащимся требуется всего лишь лист бумаги, на котором они проставляют порядковый номер вопроса и номер выбранного ответа из нескольких предложенных. Допускается отвечать не на все вопросы анкеты. Качественный показатель готовности к профессиональному самоопределению вычисляется следующим образом. Так как количество ответов на каждый вопрос различно, т.е. различно число градаций, возникает задача перевода разнобалльных систем оценок в единую пятибалльную шкалу. Этот переход осуществляется по правилу Т=5*М/N, где Т - преобразованная оценка; N - число возможных ответов на конкретный вопрос; М - номер конкретного ответа (где М меняется от 1 до N).

Преобразованная оценка Т на каждые 13 вопросов умножается на весомость К данного качества, выраженного определенным вопросом. Весомости вопросов анкеты:

К1=20%

К8=5%

К2=5%

К9=5%

К3=20%

К10=5%

К4=5%

К11=5%

К5=5%

К12=5%

К6=10%

К13=5%

К7=5%

Общая сумма весомостей равна 100%. Количественный результат каждого из 13 ответов Р равен произведению Т на К:

Р1=Т1*К1

Р8=Т8*К8

Р2=Т2*К2

Р9=Т9*К9

Р3=Т3*К3

Р10=Т10*К10

Р4=Т4*К4

Р11=Т11*К11

Р5=Т5*К5

Р12=Т12*К12

Р6=Т6*К6

Р13=Т13*К13

Р7=Т7*К7

Необходимо обратить внимание на то, что если школьник не смог дать ответ на какой-то из вопросов, преобразованная оценка Т на этот вопрос будет рассчитываться с учетом того, что М=1. Это соответствует минимальному количественному показателю.

Общий балл анкеты равен сумме всех тринадцати количественных показателей F:

F= F1+ F2+ F3+ F4+ F5+ F6+ F7+ F8+ F9+ F10+ F11+ F12+ F13

При наличии в школе компьютера обработка результатов анкеты может быть произведена с его помощью, что значительно облегчает работу профконсультанта. Составление рабочей расчетной программы для ЭВМ могут произвести сами учащиеся под руководством учителя (преподавателя) информатики и вычислительной техники.

Количественный результат может быть использован как один из показателей, характеризующих личность учащегося в профориентационных целях.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6