бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профориентационные методики бесплатно рефераты

Схема индивидуальной беседы с учащимися

1. Профессиональные намерения учащегося

1.1 Что собирается делать после окончания 9-го класса:

А) учиться в 10-м классе, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

Б) работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

1.2 Что знает о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

1.3 Знает ли о требованиях избираемой профессии к человеку?

1.4 Что советуют делать родители после окончания 9-го класса?

Согласен ли учащийся с их мнением?

2. Интересы

1.1 Какие учебные интересы преобладают (“любимые” и “нелюбимые” предметы)?

1.2 Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение спец. литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

1.3 Какие развивает интересы, связанные с выбором профессии?

1.5 Оказывают ли помощь родители в развитии учебных интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

3. Склонности

1.1 Какие склонности называет учащийся (в учебной деятельности, в кружковой работе, в свободное от учебы время)?

1.2 Есть ли склонности, связанные с выбором профессии (“проба сил”)?

1.3 Какие развивает склонности, связанные с выбором профессии?

1.4 Оказывают ли помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

4. Способности

1.1 Какие способности находит у себя учащийся (в учебной деятельности)?

1.2 Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного усвоения избираемой профессии?

1.3 Как развивает способности, связанные с выбором профессии (тренирует память, внимание, улучшает физическую подготовку, углубляет знания о профессии)?

1.4 Совпадают ли интересы, склонности со способностями учащегося (совпадают частично или совсем не совпадают)?

1.5 Знает ли учащийся мнение учителей и родителей о его способностях? Согласен ли с их мнением?

1.6 Как учащийся считает, оказывают ли ему учителя, родители помощь в развитии способностей?

5. Личные качества

1.1 Какие личные качества, по мнению учащегося, наиболее ярко у него выражены (положительные или отрицательные)?

1.2 Какие качества, по его мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

1.3 Как развивает качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

1.4 Оказывают ли помощь учителя и родители в развитии личных качеств?

6. Готовность к выбранному профессиональному пути

1.1 Как учащийся оценивает достигнутые им успехи в учебной деятельности?

1.2 По каким учебным предметам, по его мнению, будут нужны знания в дальнейшей профессиональной деятельности?

1.3 Считает ли учащийся, что сможет осуществить свои профессиональные намерения? Что этому может помешать?

1.4 В случае неосуществления основных планов есть ли запасные?

7. Советы и рекомендации учащемуся по подготовке к выбору профессионального пути

1.1 Литература для чтения

1.2 Кружок, факультатив, углубленное изучение отдельных предметов

1.3 Тема доклада в классе об избранной профессии

1.4 Встреча со специалистом

1.5 Советы по развитию, совершенствованию индивидуальных качеств

1.6 Дата первичной профконсультации

Дифференциально-диагностический опросник “Я предпочту”

Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?

1-а

Ухаживать за животными

1-б

Обслуживать машины, при боры (следить, регулировать)

2-а

Помогать больным людям, лечить их

2-б

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3-а

следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок

3-б

Следить за состоянием, развитием растений

4-а

Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

4-б

Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)

5-а

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

5-б

Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)

6-а

Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

6-б

Тренировать ровесников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7-а

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

7-б

Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8-а

Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

8-б

Оформлять выставки, витрины или участвовать в подготовке пьес, концертов

9-а

Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

9-б

Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10-а

лечить животных

10-б

Выполнять расчеты, вычисления

11-а

Выводить новые сорта растений

11-б

Консультировать, проектировать новые виды промышленных изделий

12-а

Разбирать споры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

12-б

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13-а

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

13-б

Наблюдать и изучать жизнь микробов

14-а

Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

14-б

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15-а

Составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15-б

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

16-а

Делать лабораторные анализы в больнице

16-б

Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17-а

Красить или расписывать помещения, поверхность изделий

17-б

Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18-а

Организовывать культпоходы сверстников или младших (экскурсии, турпоходы и т.п.)

18-б

Играть на сцене, принимать участие в концертах

19-а

Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

19-б

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20-а

Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

20-б

Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО

Фамилия, имя ученика ………………………………………………………………………………..

Класс………………Школа……………………Дата…………………………………………………

Природа

Техника

Человек

Знаковая система

Художественный образ

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

17б

16б

14б

17а

20а

19а

18а

20б

18б

?+=

?+=

?+=

?+=

?+=

?-=

?-=

?-=

?-=

?-=

П?=

Т?=

Ч?=-

ЗС?=

ХО?=

Профессионально-диагностический опросник (ПДО)

Данный опросник разработан на основе дифференциально-диагностического опросника (ДДО) проф. Е. А. Климова. Так же как и в ДДО, в каждом вопросе “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?” представлены попарно сгруппированные виды деятельности N (А) и N (Б), где N - номер вопроса. В отличие от ДДО в этом опроснике предлагаемые виды деятельности взяты в равном количестве по всем (трем) целям труда, в то время как в ДДО значительно преобладают виды деятельности, относящиеся к преобразующей цели труда (29 из 40).

Каждый раз альтернативное утверждение, объединяющее виды деятельности, относящиеся к каким либо двум предметам труда, представлено тремя вопросами, каждый из которых объединяет виды деятельности, относящиеся к одной из целей труда. А выявление разброса интересов по пяти предметам труда происходит на трех уровнях, соответствующим трем целям труда. В листе ответов записаны коды видов деятельности - номера вопросов с индексами А и Б. В каждом из пяти столбцов представлены коды, относящиеся к одному из пяти предметов труда:

Первый столбец - предмет труда типа профессий “человек - природа” ;

Второй столбец - предмет труда типа профессий “человек - техника”;

Третий столбец - предмет труда типа профессий “человек - человек”;

Четвертый столбец - предмет труда типа профессий “человек - знаковая система”;

Пятый столбец - предмет труда типа профессий “человек - художественный образ”.

Коды видов деятельности под одним номером находятся в одной строке листа ответов.

Опросник ПДО заполняется по следующей схеме: отвечая на вопрос “Что бы Вы предпочли из двух возможностей?”, необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (А) по отношению к (Б), либо виду деятельности (Б) по отношению к (А). В результате суммирования плюсов по столбцам листа ответов имеем пятикомпонентный вектор разброса интересов по предмету труда. В=(В,В,В,В,В). Заметим, что при описанной схеме заполнение листа ответов сумма компонентов вектора В всегда должна быть равна 30, то есть В+В+В+В+В=30.

Будем считать, что предмет труда выбран испытуемым, если на этот предмет труда пришлось 30% или более 30% интереса, распределенного по пяти предметам труда. Это утверждение вытекает из опытной апробации опросника, то есть каждое из 5 чисел вектора В (компонент вектора В) нужно сравнить с числом Х=0,3*30=9. Если В больше 9, то соответствующий предмет труда К выбран испытуемым, если В меньше 9, предмет труда не выбран.

Профессионально-диагностический опросник (на основе ДДО)

Что бы Вы предпочли из двух возможностей:

1-й столбец (А)

2-й столбец (Б)

1 Изучать жизнь мира природы, наблюдать за ростом и развитием живых организмов

или

Устанавливать неисправности машин и механизмов

2 Разводить растения, домашних животных

Или

Обслуживать машины, технику, приборы (следить, регулировать)

3 Выводить новые сорта растений, породы животных

Или

Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, продукты питания)

4 Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

5 Организовывать культпоходы сверстников в театры, в музеи, экскурсии, турпоходы

Или

Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

6 Моделировать новые, значимые для личности качества, анализировать их значение

Или

Работать над созданием новых математических теорий

7 Проводить физико-химический анализ материалов

или

Уметь разбираться в людях, определять их положительные и отрицательные качества

8 Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

Или

Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

9 Проводить изыскания полезных ископаемых тип

Или

Создавать в воображении тип предполагаемого героя-современника

10 Контролировать качество выпускаемой машиностроительной продукции

или

Искать, исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

11 Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

Или

Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

12 Изобретать новые марки легковых автомобилей

Или

Разрабатывать новые алгоритмические языки для ЭВМ

13 Следить за качеством книжных иллюстраций, плаката, художественных открыток

или

Следить за состоянием, развитием растений

14 Ухаживать за животными, лечить их

Или

Играть на сцене, принимать участие в концертах

15 Выводить новые породы кроликов

Или

Писать стихи

16 Следить за исправной работой радиоаппаратуры

или

Вести следствие по уголовному делу

17 Обслуживать, налаживать медицинские приборы

Или

Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

18 Изобретать новые приспособления для обработки материалов

Или

Разрабатывать новую систему воспитания молодого поколения

19 Составлять точные описания - отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах

или

Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)

20 Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Или

Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

21 Описывать языком математики явления окружающего мира

Или

Передавать свое восприятие окружающего мира языком кино

22 Уметь давать точные характеристики людям

или

Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

23 Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

Или

Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

24 Разрабатывать структуру личностных качеств человека будущего

Или

Писать творческие сочинения по литературе

25 Наблюдать, изучать жизнь микроорганизмов

или

Обсуждать научно-популярные книги, статьи

26 Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

Или

Выполнять вычисления, расчеты

27 Вносить изменения в генетический код для совершенствования заданных свойств

Или

Разрабатывать новые искусственные языки (для общения между людьми)

28 Контролировать работу световой аппаратуры

или

Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

29 Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

Или

Красить или расписывать стены помещений, поверхности изделий

30 Заниматься проектированием новых зданий

Или

Представлять в живописи своих любимых литературных героев

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6