Профессиональный выбор студентов ВУЗов
Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Заключение
Таким образом, проанализировав теоретический материал и материалы практического исследования можно сделать вывод, что для студентов 1 курса наиболее значимыми являются внутренние мотивы такие как моральное стимулирование, трудовой настрой коллектива и нововведения в компании. Можно предположить что данные факторы способствуют повышению интереса и внутреннее мотивации. Для студентов 2 курса начинают приобретать значимость такие факторы как материальное стимулирование и общая социально-экономическая ситуация в стране.
Гипотеза исследования подтвердилась
Данная тема исследования представляет практический интерес и может быть продолжена на более широком массиве респондентов. Также могут быть проведены исследования в других Вузах. Интересным представляется сравнение мотивов студентов гуманитарных и технических Высших учебных заведений. Также может быть более детально рассмотрена иерархия мотивов, соподчинение мотивов и их взаимозависимость.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Москва, "Прогресс", 1988.- С.210
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.1999 -С.189
Герчикова И. И. Менеджмент: Учебник, М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.-С. 280
Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1998 .- С. 240
Лепкова Я. О бедном студенте замолвите слово. //Cosmopolitan, июнь, 1996г. -С. 45-48
Леонавичюс Ю.И. Исследование социальных проблем высшего образования в Литве. // Преемственность поколений: диалог культур. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, .2001.-С.90-101
Молодежь России: тенденции, перспективы. /Под ред. Ильинского И.М., Шаронова А.В. М.: Молодая гвардия, 1993.-С.98
Молодежь Германии и России. М.: Социум, 2000. Нежиховская Е.М.К вопросу о формировании мотивов выбора вуза и факультета //Мотивация жизнедеятельности студента. Каунас, 2001. -С.145-159
Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореферат. СПб., 1993. -С.46
Психологический словарь. Под ред Зинченко М., 2000-С.598
Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. -С.287
Тарасов В. Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров. Ленинград, "Машиностроение", 1989.-С.301
Титаренко Л.Г. Мир ценностных ориентаций молодежи Белоруссии. //Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. По материалам Международной научной конференции. М.:Социум, 1994. - С. 79
Человек и его работа. /Под ред. Здравомыслова А.Г. М.,1999. -С.240
Хайруллин Ф.Г. Некоторые проблемы формирования профессиональных интересов молодежи. //Мотивация жизнедеятельности студента. Таллин: 2000. -С.69
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.т. 1-2, М. 1986. - С.240
Arestova O. Informational Technologies and new trends of
human development // 11nd Conference for Socio-Cultural Research Vygotsky-Piaget. Abstracts. Univ. of Geneva. 1996 Sep. 11-15, - p. 178.
Gleitman H. Basic Psychology. WW Norton, 1992. - р. 248
Hall C.S., Lindsey G. et al. Introduction to Theories of Personality. Wiley and Sons, 1985. - р.176
Harre R. Social Being. Biackwell, 1993.- р. 401 Приложение 1
Здравствуйте
Вам предлагается провести ранжирование распределение по местам мотивов, которыми Вы руководствовались выбирая профессию (от 1до10)
1-ведущий мотив и т.д.
Спасибо
МОТИВ
|
МЕСТО В РЕЙТИНГЕ
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
|
|
Возможность применения личных способностей
|
|
|
Возможность работать творчески
|
|
|
Самостоятельность в работе
|
|
|
Возможность самовыражения
|
|
|
Возможность оказывать влияние влияние на деятельность других людей
|
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
|
|
Больший доход
|
|
|
Возможность общения
|
|
|
Возможность риска
|
|
|
|
Пожалуйста укажите свой возраст __________________
Место Вашей учебы ______________________________
Курс ___________________________________________
Приложение 2
Анкета
Просим Вас заполнить данную таблицу
В какой степени и как действуют на выбор профессии следующие факторы (зачеркните необходимый квадрат)?
Просьба наибололее подходящий ответ отметить Х
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Моральное стимулирование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З. Меры административного воздействия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Элементы состязательности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анотация.
Данная работа исследует феномен соотношения внешних и внутренних мотивов выбора профессиональной деятельности студентами высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза о том, что у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив. Был проведен теоретический анализ литературы по теме исследования. Рассмотрены различные подходы к определению и классификации мотивов. С группой респондентов проведено практическое исследование. Использованы 2 диагностические методики. В том числе «Шкала ранжирования мотивов». В работе описан ход исследования, полученные результаты и выводы. Выдвигаемая гипотеза подтвердилась.
ТЕЗИСЫ
Тема связанная с мотивами в настоящее время становится вce более актуальной. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Этo oбycлaвливaeт актуальность данного исследования. B дaннoй paботe исследуется проблема соотношения внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.
Объект исследования
студенты 1 курса - 15 человек
студенты 2 курса - 15 человек
Предмет исследования
соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов
Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,
чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив
Использовались 2 психодиагностические методики
«Шкала ранжирования мотивов» и таблица значимости мотивов.
По результатам исследования сделаны следующие выводы
Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию
Согласно ответам студентов 2-ого курса полученным на анкету 2
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Таким образом гипотеза исследования подтвердилась.Схема 1
Структура деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Субъективная представленность
|
Объективная реализация
|
Продукт и средство
|
|
Мотив
|
Деятельность
|
Предмет
|
|
Цель
|
Действие
|
Образ
|
|
Условия
|
Операция
|
Знания, навык
|
|
|
Схема 2
Классификаций мотивов и отношений по А.В. Петровскому
Мотивы
|
Отношения
|
|
|
Индивидуально ориентированные
|
Социально ориентированные
|
|
«внешние»
|
«могу» (осознание своих возможностей по отношению к возникающим задачам)
|
«надо» (осознание социальных обязанностей)
|
|
«внутренние»
|
«хочу» (напряжение потребностей)
|
«должен» (принятие обязательств перед другими и самим собой)
|
|
|
Array
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|