бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональный выбор студентов ВУЗов бесплатно рефераты

Профессиональный выбор студентов ВУЗов

Cодержание

Введение …………………………………………………………..

I Теоретическая часть `'Мотивы выбора профессии”…………..

глава 1 Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации………………………………………………………….

1.1. Понятие “мотив” и “мотивация”……………………………..

1.2. Виды мотивов……………………………………………………….

1.3. Внешние и внутренние мотивы…………………………………

глава 2 Анализ теоретических подходов к проблеме профессионального самоопределения…………………………...

2.1.Понятия “профессиональное самоопределение “ и “профессиональный выбор”…………………………………………..

2.2.Мотивы выбора профессии……………………………………….

2.3.Соотношение внешних и внутренних мотивов……………………………………………………………………

II Практическая часть Исследование мотивов профессионального выбора у студентов Высших учебных заведений………………………………………………………….

глава 1 План исследования………………………………………

глава 2 Результаты исследования………………………………

Выводы…………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………...

Используемая литература………………………………………...

Приложения………………………………………………………..

Введение

Тема связанная с мотивами в настоящее время cтннoвитcя вce более aктyaльнoй. Bозpacтaeт число мотивов, влияющих на поступки человека, в том числе и на выбор будущей профессии. Boзникaют вce нoвыe виды мотивов. Пpи этoм, в нacтoящee вpeмя недocтaтoчнo литературы, paccмaтpивaющeй coвpeмeнные соотношение внутренних и внешних мотивов личности, в частности при выборе профессии.

Этo oбycлaвливaeт aктyaльнocть дaннoгo иccлeдoвaния. B дaннoй paбтe бyдет иccлeдoвaтьcя соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии у студентов нескольких высших учебных заведений города Риги.

МОТИВ   {от лат movere -- приводить в движение, толкать} -- 1} побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2} предметно направленная активность определенной силы, 3} побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет {материальный или идеальный}, ради которого она осуществляется, 4} осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности В психологии выделен ряд особенностей природы и функций Мотива в регуляции поведения субъекта побудительная и направляющая функции Развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. [10., 104]

Bыдвигaeтcя гипoтeзa o тoм,

чтo у студентов 1 курса доминирующим является внутренний мотив, а у студентов 2 курса доминирующим является внешний мотив

Цeль иccлeдoвaния

пpoaнлизиpoвaть пpичины изменения мотивов при выборе профессии от внутреннего к внешнему у студентов ВУЗа

Задачи исследования:

сравнительный анализ понятий “мотив” и “мотивация”

анализ базового теоретического материала (основных теорий мотивации)

анализ экспериментальных исследований, посвященных изучению проблемы мотивации, в частности при выборе профессии

планирование эмпирического исследования по выявлению соотношения внешних и внутренних мотивов при выборе профессии студентами Высших учебных заведений

подбор адекватной методики исследования

проведение эмпирического исследования

анализ основных результатов и их обсуждение

Предмет исследования

соотношение внутренних и внешних мотивов при выборе профессии студентами вузов

Объект исследования

студенты 1 курса - 15 человек

студенты 2 курса - 15 человек

Структура работы - введение, 2 части - теоретическая и практическая, выводы, заключение, список используемой литературы

I Теоретическая часть

`'Мотивы выбора профессии”

глава 1 Анализ теоретических подходов к проблеме мотивации

В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение электрическим током. [4.,65]

Трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях

Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; их называют смыслообразующими мотивами.

Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов(положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных,

- лишены смыслообразующей функции; мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами. [4]

1.1. Понятие “мотив” и “мотивация”

Существует множество определений мотива.

Мотив - это субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленная цель, которая направляет и объясняет его поведение. То есть, мотив - это нечто, что находится внутри человека и во внешней среде, которое его побуждает к некоторым действиям или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения. Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудового поведения он выбирает более или менее осознанно. Также необходимо определить некоторые другие понятия [10., 104]

Стимулирование - определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей его действовать определенным заданным образом. [3.,23]

Стимулы - это воздействие внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы.

Трудовая активность - это фактор отношения к труду, который проявляется в объеме выполняемой работы, качестве ее выполнения и так далее.

МОТИВАЦИЯ   -- побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность Термин “Мотивация”, взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживании {стремлений, желаний и т п.} и установок в поведении субъекта [10.,106]

Теории мотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации и теории удовлетворения потребностей. Теории удовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности. Зная потребности, мы строим механизм их удовлетворения, тем самым получаем более мотивированного, более производительного работника. Процессуальные теории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения) построены на работе мотивов личности. Если человек чего-то ожидает от работы и это ожидание оправдано, значит, он более мотивирован. Если удовлетворяются его основные мотивы в процессе работы, зависящие от индивидуальной структуры личности, человек более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности и научиться на них воздействовать.

Таким образом, мотивация - это процесс побуждения к деятельности.[12.,10]

Касаясь терминологии, внешнее вознаграждение - это оплата, ценность оплаты, уверенность в связи усилия оплат с ценностью вознаграждения; внутреннее вознаграждение - это похвала, премия, продвижение по службе и т.д. Это две составляющие поощрения сотрудника. Вторая считается наиболее прогрессивной хотя бы потому, что относится к верхней части пирамиды потребностей Маслоу.[14.,45]

Потребность в самовыражении.

Потребность в уважении.

Социальные потребности.

Потребность самосохранения.

Физиологические потребности.

Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Традиционная теория Х , или как её называют, метод “кнута и пряника” в цивилизованных странах перестаёт срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода Y, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы. Дуглас Мак Грегор создал свою теорию, применительно к американским компаниями, а японец Уильям Оучи, основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его теорией Z (см. таблицу 1).

Таблица 1

Cпецифика трудовой мотивации в теориях управления

Традиционный подход

Современный подход

Теория Х

Теория Y

Теория Z

1. Большинство сотрудников не любит работу и старается по возможности её избегать .

1. Работа является желанной для большинства сотрудников.

1. Необходима забота о каждом сотруднике в целом (забота о качестве жизни)

2. Большинство сотрудников необходимо заставлять выполнять работу, оказывая административное, экономическое и психологическое давление.

2. Сотрудники способны к целеустремлённости и самоконтролю, способны самостоятельно определять стратегии достижения целей.

2. Привлечение сотрудников к групповому процессу принятия управленческих решений.

3. Большинство сотрудников заинтересованы только в безопасности.

3. Заинтересованность работников зависит от системы вознаграждений по окончательному результату.

3. Периодическая ротация кадров и пожизненная гарантированность занятости.

4. Большинство сотрудников предпочитает быть исполнителями и избегает ответственности.

4. Сотрудник стремится к ответственности и самостоятельно принимает управленческие функции.

5. Почти все сотрудники не имеют творческих способностей и инициативы.

5. Многие сотрудники имеют развитое воображение, творческие способности, изобретательность.

1.2. Виды мотивов

Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Любому человеку присущ определенный набор базовых потребностей. Среди этих потребностей выделяют потребность в общении, познании, саморазвитии, достижении, продолжении рода. Особую группу потребностей составляют материальные, или утилитарные. [10.,105]

Потребность представляет собой объективную нужду, необходимость человеческого существа в чем-то, лежащем вне его пределов - во внешних объектах, других людях, их оценках, определенных переживаниях. Эти объекты называются предметами потребности, или мотивами. Под мотивацией в широком смысле подразумевается то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность. Всякая деятельность осуществляется вследствие какого-либо внутреннего импульса (потребности) и ради некоторой внешней по отношению к ней ценности. Эти отношения и образуют два полюса реальной мотивационной системы. [4.,65[

Таким образом, мотив - это предмет, на который направлена деятельность, соответствующий некоторой человеческой потребности [8.,14].


Таблица 2

Классификация мотивов.

Классификация мотивов

Вне деятельности

В самой деятельности.

мотивация избегания неприятностей

мотивация благополучия, мотивация престижа 

социальные мотивы

интерес к процессу деяте6льности

познавательный интерес
(содержание деятельности)

В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.[15.,67]
     К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе деятельности, познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости деятельности в том числе профессиональной для дальнейшей жизни, процесс деятельности как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются естественными и полезными в, хотя их уже нельзя отнести только к внутренним мотивам [8.,90]

На основании исследований различных авторов выделяются следующие типы мотивации: [14]

1. Деловая мотивация.

2. Познавательная мотивация. Наличие этого говорит о наличии познавательной направленности в

деятельности Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера.

3. Мотивация сотрудничества. Анализ внутренних корреляций между

ответами на вопрос о мотивах деятельности пользователя показал, что

речь идет о мотивации, сложной по своему психологическому строению.

Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. Это подтверждается сочетанием данного мотива с мотивом аффилиации, выражающемся в чувстве причастности к интеллектуальной и информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5