Профессиональный выбор студентов ВУЗов
Также респондентам была предложена методика 2 (см приложение 2)
Цель данной методик проверить результаты, полученные по шкале ранжирования мотивов.
Кроме того, отвечая на вопросы анкеты 2 респондент отвечал не только «за себя», но и моделировал возможный ответ других людей.
Результаты исследования представлены во второй главе
глава 2 результаты исследования
В таблице 4 представлены полученные результаты по «Шкале ранжирования мотивов»
Таблица 4
Результаты по шкале ранжирования мотивов
|
Студенты 1 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
|
Студенты 2 курса
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
4
|
9
|
|
Возможность применения личных способностей
|
1
|
8
|
|
Возможность работать творчески
|
2
|
7
|
|
Самостоятельность в работе
|
6
|
6
|
|
Возможность самовыражения
|
5
|
2
|
|
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
|
9
|
1
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
10
|
5
|
|
Больший доход
|
8
|
3
|
|
Возможность общения
|
3
|
4
|
|
Возможность риска
|
7
|
10
|
|
|
Таблица 5
Ранжирование внутренних мотивов студентами 1 и 2 курсов
|
|
|
|
|
|
|
|
Студенты 1 курса
|
Студенты 2 курса
|
|
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Интересная и многообразная деятельность
|
4
|
9
|
|
Возможность применения личных способностей
|
1
|
8
|
|
Возможность работать творчески
|
2
|
7
|
|
Самостоятельность в работе
|
6
|
6
|
|
Возможность самовыражения
|
5
|
2
|
|
|
Таким образом, для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Таблица 6
Ранжирование внешних мотивов студентами 1 и 2 курсов
|
Студенты 1 курса
|
Студенты 2 курса
|
|
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
(вторичный ранг при ранжировании)
|
|
Возможность оказывать влияние на деятельность других людей
|
9
|
1
|
|
Возможность продвижения по службе (возможность карьеры)
|
10
|
5
|
|
Больший доход
|
8
|
3
|
|
Возможность общения
|
3
|
4
|
|
Возможность риска
|
7
|
10
|
|
|
Таким образом, для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Таблица 7
Ответы студентов 1 курса (в количественном отношении)
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
2
|
1
|
4
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
2. Моральное стимулирование
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
7
|
|
З. Меры административного воздействия
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
1
|
1
|
2
|
1
|
3
|
2
|
5
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
2
|
2
|
3
|
1
|
1
|
1
|
5
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
4
|
2
|
2
|
2
|
1
|
3
|
3
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
6
|
|
8. Элементы состязательности
|
4
|
2
|
1
|
3
|
2
|
1
|
2
|
|
|
Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности совершенно не действуют на мотивацию при выборе профессии
Таблица 8
Ответы студентов 2 курса (в количественном отношении)
|
Совершенно не
действует
|
Действует незначительно
|
Действует существенно
|
Действует очень существенно
|
|
|
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
Снижает
|
Повышает
|
|
1. Материальное стимулирование
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
7
|
|
2. Моральное стимулирование
|
2
|
3
|
2
|
1
|
1
|
2
|
4
|
|
З. Меры административного воздействия
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
5
|
0
|
|
4. Трудовой настрой коллектива
|
1
|
1
|
3
|
2
|
2
|
2
|
4
|
|
5. Экономические нововведения в компании
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
7
|
|
6. Общая социально-экономическая ситуация в стране
|
2
|
2
|
2
|
3
|
2
|
0
|
4
|
|
7. Боязнь потерять работу
|
5
|
1
|
1
|
2
|
1
|
3
|
2
|
|
8. Элементы состязательности
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
6
|
|
|
Таким образом, большинство студентов 2 курса считает, что
Материальное стимулирование действует очень существенно - повышает мотивацию при выборе профессии
Моральное стимулирование также действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - но снижают мотивацию при выборе профессии мотивацпию
Трудовой настрой коллектива и экономические новвоведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности, а боязнь потерять работу совершенно не действует при выборе профессии.
Как видно из приведенных выше таблиц (количественного анализа) у студентов различных курсов происходит явное изменение в мотивационной сфере. Оно напрямую связано с изменением длительности обучения.
Возможно, предположить, что чем ближе студент к выпуску из высшего учебного заведения, тем больше он задумывается о более частных особенностях своей предстоящей профессиональной деятельности. Это размышления о материальном вознаграждении за свой будущий труд, об условиях работы, о том, сколько времени придется тратить на путь от дома до работы, о времени работы и т.д. Студенты младших курсов реже задумываются над данными проблемами т.к. еще не достаточно ознакомлены со спецификой своей будущей работы и во многом их сопровождает некоторый романтизм, с которым часто бывает связан выбор той или иной сферы обучения после средней школы.
Выводы
Для студентов 1 курса наиболее значимым является такой внутренний мотив как возможность применения личных способностей, а 2-ое место в рейтинге занимает такой мотив как возможность работать творчески
Для студентов 2 курса также некоторые внутренние мотивы явились значимыми, в частности, такой мотив как возможность самовыражения занял 2-ое место в рейтинге
Для студентов 2 курса ведущим является такой внешний мотив как возможность оказывать влияние на других людей
Из внешних мотивов для студентов 1 курса одним из значимых является - возможность общения (3 место в общем, рейтинге у студентов 1 -ого курса)
Согласно результатам, полученным по анкете 2. Таким образом, большинство студентов 1 курса считает, что
Материальное стимулирование влияет незначительно на выбор профессии, но при этом несколько повышает мотивацию
Моральное стимулирование действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Меры административного воздействия - действует очень существенно при выборе профессии - повышает мотивацию
Трудовой настрой коллектива и экономические нововведения в компании также действует очень существенно при выборе профессии - повышают мотивацию, такое же влияние оказывает боязнь потерять работу, а такие факторы , как общая социально-экономическая ситуация в стране и элементы состязательности не оказывают влияния на мотивацию
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|