бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат) бесплатно рефераты

p>Это фрагмент реальной матрицы данных, которая была получена при комплексном исследовании в рамках дипломной работы. Одной из целей работы был поиск дополнительных диагностических критериев, позволяющих различать состояния эмоциональной устойчивости.

    1. 4 Количество строк и столбцов в матрицах данных

Размеры матрицы данных определяются, во-первых, объемом выборки, во-вторых количеством переменных. Объем выборки (количество обследованных объектов) равен количеству строк. Количество переменных равно количеству столбцов. Выборка и состав переменных суть важнейшие составляющие любого исследования. Объем выборки входит во все формулы статистического оценивания. От него (не только от него, но и от него в том числе) зависит, в какой мере знания, полученные в ходе исследования, можно распространить на более широкий круг испытуемых. Состав переменных определяет всю содержательную сторону дела, в том числе круг задач, которые могут ставиться и решаться в процессе анализа.

Количество строк и столбцов может изменяться в широких пределах в зависимости от исследования и целей, ради которых оно проводится. В приведенном примере матрица данных содержит 94 строки (объекта) и 53 столбца (переменных). На практике количество строк матрицы данных измеряется иногда единицами, чаще десятками и сотнями, реже тысячами. В некоторых особых случаях (когда обрабатываются данные массовых обследований, проведенных на больших группах населения) число строк измеряется десятками или даже сотнями тысяч единиц. Количество переменных также довольно сильно варьирует и зависит от комплексности проблемы, решаемой в ходе исследования. Когда решаются узко специализированные проблемы, количество переменных может быть небольшим - всего несколько переменных. Чем более комплексный характер имеет проблема, ради которой планируется и проводится исследование, тем большее количество переменных необходимо для анализа, тем большее, соответственно, количество столбцов с необходимостью возникает в матрице данных. В психологии в матрицах данных количество переменных довольно часто измеряется десятками. Нередко это сотни переменных. В некоторых случаях, когда решаются проблемы, где необходимо привлечение данных, относящихся к многим разделам психологии, количество переменных оказывается порядка тысячи и более.

Когда переменных много, ориентироваться в данных и вести анализ становится непросто. Для этого нужны специальные средства компьютерной поддержки. Такие средства предоставляет программное обеспечение “ДА-система”. Оно позволяет оперировать эмпирическими данными в условиях, когда число переменных измеряется десятками, сотнями или тысячами.

    1. 5 Количественные и качественные переменные.

Переменные в матрицах данных бывают количественные и качественные. Возьмем последний столбец матрицы данных (Таблица 1). Переменная, соответствующая этому столбцу, характеризует нервно-психическую устойчивость испытуемого. Например, четвертая по счету испытуемый характеризуется НПУ равной 7. Обратим внимание, что значения этой переменной получаются в результате количественного измерения, в котором принимает участие определенная единица измерения. Это пример количественной переменной. Способ измерения - отличительный признак, по которому можно отличить количественные переменные от качественных. Количественные переменные получаются только на основе количественных измерений. Как ни странно, числовой характер переменной не может служить отличительным признаком, по которому можно распознать количественную переменную. Значения количественных переменных всегда суть числа. Однако, среди переменных, значениями которых служат числа, далеко не все имеют право называться количественными (см. ниже“Числовые и нечисловые переменные”). Помимо количественных имеются также качественные (неколичественные) переменные. Их значениями служат тексты, состоящие из слов естественного языка, дополненных, возможно, какими-либо символами. Роль символов могут выполнять обозначения чисел (цифры), математические символы и т. д. Только что упоминавшийся четвертый испытуемый, где НПУ равно 7, представляет собой испытуемого-мужчины по фамилии К, с ярко выраженной нервно-психической неустойчивостью и эмоциональной нестабильностью. Эти сведения заключены в значениях переменных собранных после комплексного психодиагностического исследования.

Переменную 1 (порядковый номер испытуемого) мы также относим к количественным, хотя существует непротиворечивая точка зрения, с позиций которой такую переменную можно отнести к качественным и об этом стоит сказать несколько слов.

Измерения, которые приводят к значениям переменной 1, суть количественные измерения, в которых участвует единица измерения - позиция в очередности испытуемых, как эта позиция зафиксирована в следовании друг за другом строк матрицы данных. С этой точки зрения это количественная переменная. Ее значения определяют “количество элементарных позиций”, которые приписываются тому или иному испытуемому, и определяют его номер в ряду других испытуемых. С другой стороны, порядок следования испытуемых, фиксируемый значениями этой переменной, есть результат произвольного решения, которое принимал тот, кто формировал матрицу данных. Если информацию о порядке следования испытуемых друг за другом в матрице данных считать не имеющей никакого отношения к самим испытуемым (а такая точка зрения вполне допустима), то переменную 1 следует считать чисто качественной переменной, потому что в таком случае роль числового значения этой переменной сводится исключительно к поименованию испытуемых, т. е. к роли текстового имени. Этот пример показывает, что с разделением переменных на количественные и качественные дело обстоит совсем не так просто, как может показаться.

Вернемся к матрице данных в таблице 1. Всего здесь имеется 53 (~53 качественных) количественных переменных. Пример частный, но в нем проявляется общее для многих психологических обследований обстоятельство: в психологических матрицах данных доли числовых и нечисловых переменных сопоставимы. Это делает особенно острой проблему совместного анализа количественных и качественных переменных, количественных и качественных данных.

    1. 6 Количественные и качественные измерения.

При проведении исследований значения количественных переменных получаются на основе измерений, напоминающих те, которыми пользуются в физике. Такие измерения принято называть количественными. Их отличительный признак - наличие определенных единиц измерения.

Значения нечисловых переменных, содержащиеся в клетках матрицы данных, получаются тоже на основе измерений, но измерений особого рода. Они принципиально отличаются от количественных и носят название “качественных” или “гуманитарных” измерений [3]. Отличительный признак гуманитарных измерений отсутствие единиц измерения. Гуманитарное измерение представляет собой идентификацию, соотнесение имени и образа. Это частный случай тех же самых способов поименования образов, которыми каждый человек систематически пользуется в обыденной жизни. Тексты, которые служат значениями качественных переменных представляют собой имена образов. Чтобы гуманитарное измерение было в научном отношении полезным, необходимо, чтобы процедура соотнесения имен с образами происходила в соответствии с определенными четко заданными правилами. Мы не будем развивать здесь тему гуманитарных измерений. Она исключительно важна для психологии, но она также и чрезвычайно непростая. Важно подчеркнуть, что в психологии (как и во многих других областях деятельности, связанных с людьми), гуманитарные измерения играют не менее фундаментальную роль, чем измерения количественные.

    1. 7 Числовые и нечисловые переменные.

Значениями количественных переменных служат числа. Все количественные переменные в этом смысле можно назвать числовыми. Может показаться, что понятия “количественная переменная” и “числовая переменная” - это одно и то же. Простой пример показывает, что это не так.

Возьмем любую неколичественную переменную, например, диагноз, и обозначим ее значения какими-либо числами (произведем кодирование - см. ниже). Мы получим числовую переменную, которую, тем не менее, количественной назвать нельзя. Переобозначение не меняет сути. Когда мы переобозначаем словесный текст числом, мы не “превращаем текст в число”, мыроль числа ограничиваем ролью текста. Поэтому качественная переменная останется качественной даже тогда, когда ее значения записаны в виде чисел, то есть когда формально ее можно считать числовой. Справедливо и обратное. Если переобозначить числовые значения количественной переменной словами (вместо цифр писать слова), это приведет к неудобствам в оперировании числами, но не изменит природу количественной переменной, не превратит ее в качественную. Различия между числами и словами не сводятся к выбору обозначений.

Пример свидетельствует, что понятия “числовая переменная” и “количественная переменная” не совпадают. Первое оказывается более широким. Среди количественных переменных все числовые. Однако, среди числовых переменных могут быть как количественные, так и качественные. В работе с эмпирическими данными полезны оба понятия.

    1. 8 Кодирование первичных данных.

Качественные нечисловые переменные можно превратить в числовые, заменив словесные тексты числами. Эта процедура носит название кодирования. С числовыми переменными обращаться в некоторых отношениях удобнее, чем с нечисловыми. Особенно это проявляется при работе с компьютером. У чисел есть чисто технические преимущества. Числа, во-первых, более компактны, чем тексты из слов. Во-вторых, компьютер устроен так, что ему проще вместо слов оперировать числами. В роли кодовых символов числа представляют собой просто удобное переобозначение словесных текстов. Роль чисел при этом полностью эквивалентна роли, которую выполняют в естественном языке слова.

В простейших случаях (которые мы рассматриваем здесь) кодирование не вызывает затруднений. В более сложных случаях могут возникнуть проблемы. Способами их разрешения занимается так называемая “теория шкалирования” и возникшая на рубеже 50-х и 60-х годов этого столетия “математическая теория измерений”, которую правильнее было бы называть “математической теорией числового кодирования”. Появление этой теории связывают с основополагающей работой американских математиков П. Суппеса и Дж. Зинеса под названием “Основы теории измерений”, появившейся в начале 60-х годов в США (русский перевод можно найти в книге “Психологические измерения”, Москва, Мир, 1967).

Числовые переменные анализировать проще, чем нечисловые (качественные). Отчасти это связано с привычками, отчасти - с более глубокими проблемами. Например, средний возраст какой-либо определенной категории испытуемых несложно вычислить, если известен возраст каждого испытуемого. Возраст - это количественная переменная. Понятие “средний возраст” легко интерпретировать. Переменные “Пол” или “Диагноз” качественные. Что такое “средний пол” или “средний диагноз” это неясно. В этом проявляется особый тип трудностей, связанных с использованием нечисловых переменных. Для числовых переменных средства анализа более разнообразны и разработаны они более тщательно, чем для нечисловых переменных. Гораздо менее разработаны методы анализа данных с привлечением нечисловых переменных.

В руководствах по методам анализа данных встречаются рецепты, как качественные переменные сделать количественными. Иными словами, как заменить слова (тексты из слов) числами. Эти рецепты напоминают практику оценивания с помощью баллов, которая применяется в средней школе или на соревнованиях по фигурному катанию. Пользоваться такими рецептами следует с особой осторожностью. Заменяя слова числами, исследователь часто привносит в свои собственные данные то, чего в них изначально не было. Основная проблема состоит в надежном котроле за тем, что именно привносится по произволу, а что действительно содержится в самих данных. Замена слов числами способна привести (и приводит зачастую) к неконтролируемым искажениям первичных данных. Вследствие этого иногда получаются результаты, которые в принципе нельзя четко осмыслить, хотя внешне они выглядят вполне “научно”. Таких вещей следует опасаться. Когда речь идет о здоровье людей, это может дорого стоить.

Подчеркнем, что кодирование не вносит никаких принципиально новых моментов в обрабтку и анализ данных, использование этой процедуры продиктовано исключительно соображениями удобства. Содержание данных определяется всецело способами измерения. В результате корректно выполненного кодирования это содержание не меняется. Когда это осознается, когда от кодирования не ждут “чуда”, когда оно проводится с учетом требований научной строгости, когда количественные измерения не перепутываются с качественными, когда то и другое используется по назначению, тогда нет опасности искажения первичной информации в результате кодирования. Более того, только в этом случае могут быть строго поставлены и решены проблемы, связанные с тем, как присвоить числовые коды наилучшим образом, чтобы не исказить имеющиеся эмпирические данные. Только в этом случае могут быть корректно поставлены и решены проблемы анализа количественных данных совместно с качественными, особо важные для психологии. 1. 9 Кодирование при вводе данных в компьютер. Словарь переменных и собственно данные.

Мы уже говорили: чтобы подвергнуть первичную эмпирическую информацию анализу, необходимо представить ее в виде матрицы данных, ввести эту матрицу в компьютер и затем “подключить” программу, которая реализует нужный метод анализа. Здесь как раз удобно воспользоваться преимуществами, которые дает кодирование. Вернемся к матрице данных в виде таблицы 1. Вся информация, содержащаяся в ней, может быть поделена на две части: (1) информация о переменных и (2) информация о самих данных. Первая часть носит название “словарь переменных”, вторая представляет собой собственно данные.

Покажем на примере этой матрицы разделение исходных данных на словарь переменных и собственно данные. Вот как выглядит в данном случае словарь переменных.

    Словарь переменных
    Переменная 1. Порядковый номер испытуемого
    Переменная 2. GP
    Переменная 3. Z
    Переменная 4. EM
    Переменная 5. P
    Переменная 6. TR
    Переменная 7. AL
    Переменная 8. DM
    Переменная 9. V
    Переменная 10. DI

Чтобы увидеть, как этот словарь связан с матрицей данных, достаточно сопоставить названия переменных в словаре и столбцы матрицы данных в Таблице 1. При составлении этого словаря мы закодировали значения качественных переменных целыми числами (значения числовых переменных кодировать не надо, они и так представляют собой числа). То, что на роль кодовых значений выбраны именно целые числа 1, 2, 3, и т. д, объясняется только соображениями простоты и удобства, больше ничем. Коды проставлены слева от текстов, представляющих значения нечисловых переменных.

В пределах значений одной переменной цифры позволяют отличить одно значение от другого. Эти цифры и представляют собой коды или, как еще говорят, “кодовые значения”.

В каком порядке присваивать различные кодовые значения фамилиям, видам диагноза, признакам пола и т. д, очевидно, не играет роли. Безразлично, обозначить ли НПУ кодом 1, а PSY кодом 2, или наоборот. Важно, чтобы коды были разными у различных значений одной переменной, чтобы с помощью кодов можно было отличить одно значение качественно-количественной переменной от другого. Бывают случаи, когда значения качественно-количественной переменной упорядочены каким-либо естественным образом. Тогда порядок, в котором возрастают или убывают кодовые значения, удобно сделать таким же, как и естественный порядок, в котором соотносятся друг с другом значения качественной переменной. В нашем примере таких случаев нет, но они могут быть.

Пользуясь словарем переменных и кодовыми значениями, которые в нем указазаны, можно первоначальную матрицу данных представить в гораздо более компактном виде, как показывает Таблица 2.

Таблица 2. Вид, к которому приводится матрица данных, когда словарь переменных задан (матрицу данных в этой форме мы называем “собственно данными”, хотя условность такого словоупотребления очевидна).

    Пере-менная 1
    Пере-менная 2
    Пере-менная 3
    Пере-менная 4
    Пере-менная 5
    Пере-менная 6
    Пере-менная 7
    Пере-менная 8
    Пере-менная 9
    Пере-менная 10
    1
    21
    8
    12
    12
    12
    21
    14
    9
    9
    2
    21
    4
    15
    14
    21
    18
    12
    24
    12
    3
    15
    14
    15
    12
    9
    15
    20
    15
    12
    4
    15
    18
    15
    18
    3
    9
    14
    9
    6
    5
    12
    14
    9
    16
    12
    15
    6
    18
    18
    6
    6
    20
    21
    20
    24
    24
    8
    21
    21
    7
    15
    20
    15
    18
    24
    21
    8
    24
    12
    8
    15
    14
    15
    18
    6
    12
    16
    15
    9
    1. 10 Роль словаря переменных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8