бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат) бесплатно рефераты

p>1. Детерминация "Если a, то b" представляет собой точную математической модель умозаключения (диагностического правила) “Если у испытуемого имеется признакa, то следует предполагать наличие у него болезни b”. Точность детерминации "Если a, то b" совпадает с прогностической ценностью положительного теста, а полнота - с чувствительностью теста.

2. Детерминация "Если не-a, то не-b" представляет собой точную математической модель умозаключения (диагностического правила) “Если у испытуемого отсутствует признакa, то следует предполагать отсутствие у него болезни b”. Точность детерминации "Если не-a, то не-b" совпадает с прогностической ценностью отрицательного теста, а полнота этой детерминации совпадает со специфичностью теста.

Отсюда видно, что имеется далеко идущая глубокая аналогия между диагностическими суждениями и детерминациями. Вследствие этой аналогии математический аппарат анализа детерминаций оказывается адекватным средством математического моделирования связей между признаками, используемыми при тестировании болезней, и самими болезнями, а детерминационный анализ предстает как полезный метод обработки клинической информации, позволяющий проверять действенность известных диагностических тестов и обнаруживать новые эффективные тесты.

Задачи по проверке гипотез, задачи исследования эффективности психотерапевтических воздействий также удобно ставить и решать как задачи анализа детерминаций.

    2. 6 Задача 2. Конструирование вторичных переменных

Вторая базовая задача при поиске диагностических критериев ставится и решается как задача построения (конструирования) новых признаков или так называемых вторичных переменных.

Выше приведены примеры словарей переменных. Переменные, которые входят в них, отличаются одним важным качеством: данные по ним получаются непосредственно в ходе исследования. По этой причине их называютпервичными переменными. Приведенные выше словари это “словари первичных переменных”. Помимо первичных переменных в процессе анализа обычно участвуют также и вторичные переменные. Их называют вторичными потому, что они конструируются из первичных, “во вторую очередь”, уже после того, как исходные данные введены в компьютер.

Вторичные переменные нужны для того, чтобы сделать словарь переменных более удобным, более соответствующим задачам, которые необходимо решить. Чтобы понять, откуда берется необходимость во вторичных переменных, рассмотрим пример. Выше приведен реальный словарь первичных переменных. В нем имеются 53 переменные, которые характеризуют диагноз по фактору“эмоциональная устойчивость”, например: Переменная 23. NPU

    Переменная 53. PSY

В то же время в этом словаре нет переменной, которая характеризовала бы совокупный диагноз .

Этот диагноз можно восстановить для каждого испытуемого, глядя на данные по только что приведенным переменным. Если по значению переменной 23 видно, что НПУ высокая, - эмоциональная устойчивость высокая. Если же нет, то, глядя теперь уже на значение переменной 53, мы всегда можем определить диагноз для этого испытуемого–наличие психопатических тенденций в поведении (да/нет). Имея в виду такого рода умозаключения, можно поручить компьютеру ввести в матрицу данных еще один столбец, а в словарь переменных - новую переменную

    Переменная 55. Эмоциональная устойчивость
    0. Высокая
    1. Средняя
    2. Низкая

Чтобы компьютер мог выполнять такого рода задания, в ДА-системе имеется специальный конструктор вторичных переменных, с помощью которого легко создавать любые вторичные переменные (при этом компьюьтер автоматически дополняет матрицу данных нужными столбцами).

Пользуясь этим конструктором, психолог может по своему усмотрению расширить состав переменных, участвующих в анализе, дополнить основной “словарь первичных переменных” “словарем вторичных переменных”. В реальной работе с данными обследований количество вторичных переменных как правило бывает не меньше, а иногда и значительно превышает количество первичных переменных. Так, при нашем исследовании словарь переменных из примера был дополнен 32 вторичными переменными. При анализе данных, связанном с дифференциальной диагностикой эмоциональной устойчивости к словарю первичных переменных были добавлены более 40 вторичных переменных.

2. 7 Программное обеспечение “ДА-система”, необходимое, чтобы пользоваться детерминационным аналом при обработке психологических данных. На практике детерминационный анализ можно осуществлять только с помощью специального программного обеспечения и при наличии компьютера, на котором это обеспечение может быть установлено. Программное обеспечение такого рода под названием “ДА-система” разрабатывает и распространяет фирма “Контекст”. ДА-система последней версии 3. 0 работает в операционной среде DOS на IBM совместимых компьютерах. Работа с ДА-системой не требует от пользователя специальных знаний в области компьютерной техники, программирования и математической статистики. Язык общения с ДА-системой прост, он легко усваивается специалистами, имеющими гуманитарный склад ума. Основная роль в нем отводится названиям признаков, с которыми имеет дело психолог-клиницист или исследователь. Состав этих признаков пользователь формирует сам, исходя из того, как устроены его исходные данные, каковы его интересы, взгляды на исследуемую проблематику и т. д. ДА-система позволяет делать это достаточно быстро и удобно. При работе с психологическими данными ДА-система обеспечивает:

· формирование словаря первичных качественных и количественных признаков, с помощью которых описывается состояние испытуемых, результаты анализов, поставленные диагнозы, психологические заключения и другие сведения, необходимые для исследования проблемы;

· удобный ввод первичной информации, создание базы данных; · анализ данных.

Результаты обследований часто содержат не только количественную информацию. Многие признаки, которыми оперирует психолог, имеют качественный, а не количественный характер. Для их выражения используются не числа, а имена образов, слова и сочетания слов обычного естественного языка. ДА-система дает возможность анализировать такие качественные признаки. Кроме того она позволяет анализировать качественные признаки совместно с количественными, делать это в рамках единой системы анализа - это отличительная особенность метода. Вернемся к ситуации теста, когда наличие или отсутствие некоего признака aрассматривается как основание для того, чтобы сделать гипотетическое заключение о наличии или отсутствии болезниb. Признак aможет быть как простым, не сводимым к комбинации других признаков, так и сложным, представляющим собой комбинацию (сочетание) ряда простых признаков. ДА-система позволяет обнаруживать и исследовать диагностические тесты, которые основаны на использовании не только простых, но и сложных признаков. В последнем случае простые признаки, из которых комбинируются сложные, различаются по тому, какой вклад вносит каждый из них в прогностическую ценность теста. Вклад этот (так называемая “существенность” признака), как правило, зависит от того, на каком фоне, в окружении каких других простых признаков действует тот или иной признак. ДА-система позволяет оценивать существенность признаков, а также то, как эта существенность (вклад в прогностическую ценность) зависит от фона, на котором проявляется действие признаков.

При анализе психологической информации часто возникает необходимость конструировать новые признаки с учетом особенностей проблемы, а также с учетом качественных и количественных характеристик состояния испытуемого. Для этой цели в ДА-системе имеется удобный “конструктор вторичных переменных”, который дает возможность конструировать любые новые качественные и количественные признаки на основе качественных и количественных признаков, которые имеются в исходных данных обследований.

2. 8 Пример из области дифференциальной диагностики эмоциональной устойчивости. Работа проводилась на кафедре социальной и организационной психологии КГПУ им. К. Э. Циолковского.

В результате комплексного психодиагностического исследования были получены эмпирические данные, описывающие характеристики 94 испытуемых. Данные включали результаты психометрических измерений. В составе измеряемых характеристик были акцентуация характера, агрессивность НПУ, факторы Дерогатиса, факторы Кеттела, - всего 54 параметра. Дополнительными исследованиями было выявлено, что из 94 испытуемых в 16 случаях имеет место невроз, в 45 случаях– низкая нервно-психическая устойчивость, остальные относятся к норме. Приведенные в пунктах 1. 3 и 1. 9 матрица данных и словарь переменных представляют собой фрагменты матрицы данных и словаря переменных из этого исследования. Полный словарь первичных переменных, составленный при вводе исходных данных в ДА-систему, приведен выше в пункте 1. 13.

Проблема. По данным комплексного психодиагностического исследования трудно или невозможно отличить случаи низкой эмоциональной устойчивости вызванные социопсихическими факторами от случаев связанных с пограничными психическими состояниями. Требовалось найти дополнительные диагностические признаки, которые позволяют различать случаи эти случаи. Поиск признаков осуществлялся из числа тех, что измерялись в ходе исследования.

После многочисленных проб с использованием различных математических методов мы остановили свой выбор на детерминационном анализе. Для решения задачи было решено воспользоваться ДА-системой. Мотивы следующие:

· возможность быстро находить новые признаки (сочетания признаков) обладающие высокими детерминирующими диагноз свойствами (высокой прогностической ценностью и чувствительностью);

· возможность определять и анализировать прогностическую ценность и чувствительность как количественных (числовых), так и качественных (нечисловых) признаков;

· возможность определять оптимальные граничные (пороговые) значения количественных признаков;

· возможность анализировать сочетания диагностических признаков (как количественных, так и качественных) и оценивать прогностическую значимость каждого признака в сочетании с другими;

· возможность конструировать новые признаки из уже имеющихся, быстро включать их в анализ;

· легкость, с какой ДА-система позволяет формировать любую нужную подвыборку эмпирического материала, вести анализ в ее пределах и переходить от одной подвыборки к другой;

    · понятность и эффективность вычислительных процедур;
    · простота обращения с программным обеспечением.
    Примеры результатов, найденных с помощью ДА-системы.

Результаты, изложенные ниже, получены в ходе исследования. 1. С помощью ДА-системы была найдена детерминация:

“Если для испытуемого индекс резистентности RI меньше 0. 69, то гипотетический диагноз – социально обусловленная низкая эмоциональная устойчивость” (1) Ее точность 1, полнота 0. 8. Иными словами, тест на социальное обусловливание эмоциональной неустоичивости по признаку "RI меньше 0. 69" имеет предельно высокую прогностическую ценность, равную 1 (100 %), и высокую чувствительность, равную 0. 8 (80%).

2. Помимо детерминации (1) была найдена также детерминация, которая представляет собой диагностическое суждение относительно пограничных состояний:

“Если для испытуемого индекс резистентности RI больше или равен 0. 70, то гипотетический диагноз – низкая эмоциональная устойчивость обусловленная пограничными психическими состояниями” (2)

Ее точность 0. 74, полнота 0. 88. Отсуда следует, что положительный тест на пограничные состояния по признаку "RI больше или равен 0. 70" имеет довольно высокую прогностическую ценность, равную 0. 74 (74%) и еще более высокую чувствительность, равную 0. 88 (88%). Этот результат подтверждается также американскими исследователями.

Детерминации (1) и (2) говорят о том, что в дифференциальной диагностике эмоциональной устоичивости индекс резистентности RI играет особую роль. 3. С помощью ДА-системы удалось получить еще более сильный результат. Было обнаружено, что детерминацию (2) можно сделать более точной. Была найдена детерминация:

    "Если для испытуемого индекс резистентности RI >= 0. 70
    и при этом индекс Карно сильно положителен,

то гипотетический диагноз - низкая эмоциональная устойчивость обусловленная пограничными психическими состояниями " (3)

Она имеет точность, равную 1 и полноту, равную 0. 44. Эта детерминация говорит о том, что в дифференциальной диагностике эмоциональной устойчивости имеет смысл пользоваться тестом на пограничные состояния по сочетанию двух признаков: · индекс резистентности RI больше или равен 0. 70;

    · индекс Карно сильно положителен.

Как показывают расчеты, такой тест имеет предельно высокую прогностическую ценность, равную 1 (100%) и чувствительность, равную 0. 44 (44%). 4. Детерминация (3) представляет собой пример теста, в котором использутся сложный признак, представляющий собой сочетание двух простых признаков "индекс резистентности RI больше или равен 0. 70" и "индекс Карно сильно положителен". Анализ показал, что эти простые признаки (в составе сложного признака) неравнозначны. У каждого свой вклад в прогностическую ценность теста, своя существенность. С помощью ДА-системы легко подсчитать этот вклад. Он равен: · 0. 53 (53%) по признаку "индекс резистентности RI больше или равен 0. 70"; · 0. 26 (26%) по признаку " индекс Карно сильно положителен". Вычисляемые ДА-системой величины существенности простых признаков (их вклады в прогностическую ценность) имеют весьма прозрачный смысл.

Величина 0. 53 по признаку “индекс резистентности RI больше или равен 0. 70”говорит о том, что если этот признак убрать из теста (оставить только признак “индекс Карно сильно положителен”), то первоначальная прогностическая ценность теста (равная 1) уменьшится на величину 0. 53 (53%), и станет равной 1 - 0. 53 = 0. 47.

Величина 0. 26 по признаку “индекс Карно сильно положителен”говорит о том, что если этот признак убрать из теста (оставить только признак " индекс резистентности RI больше или равен 0. 70"), то первоначальная прогностическая ценность теста (равная 1) уменьшится на величину 0. 26 (26%) и станет равной 1 - 0. 26 = 0. 74.

Приведенные данные показывают, что при тестировании на предмет установления низкой эмоциональной устойчивости при пограничных состояниях признак, связанный с индексом Карно, менее существенный, менее значимый, чем признак, связанный с индексом резистентности.

    задачи.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа по проблеме исследования эмоциональной устойчивости можно сделать следующие выводы:

1. Несмотря на близость или даже совпадение методологических позиций и научных установок исследователей эмоциональной устойчивости, между ними существует известное расхождение в подходах к ее изучению: одниизучают эмоциональную устойчивость, понимая ее как интегральное свойство личности, другие, подчеркивая специфичность эмоциональной устойчивости, уделяют внимание изучению эмоциональной регуляции поведения в зависимости от силы, знака, лабильности и содержания эмоций, третьисчитают, что она представляет собой способность преодолевать излишнее эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности, тем самым невольно делают акцент на изучении волевого самоуправления, четвертые видят ее исток в резервах нервно-психической энергии. 2. Перспективным является подход к исследованию эмоциональной устойчивости на основе понимания ее как качества личности и как психического состояния, обеспечивающих целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. Такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержание эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли; подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач. 3. Заслуживает внимания исследование процесса формирования эмоциональной устойчивости, возможностей и приемов ее поддержания и сохранения в экстремальных условиях профессиональной деятельности. Важно изучить причины и механизмы эмоциональной неустойчивости, психологические пути и предпосылки ее предотвращения и преодоления.

4. Устойчивое преобладание положительных эмоций является одной из главных эмоциональных детерминант эмоциональной устойчивости.

5. Важный фактор эмоциональной устойчивости - содержание и уровень эмоций, чувств, переживаний в экстремальной обстановке.

6. Эмоциональная устойчивость только частично зависит от типа нервной системы, некоторых свойств темперамента.

7. Эмоциональная устойчивость носит черты специфичности реакции и объединяет в себе природные, защитные и приспособительные механизмы, которые запускают воздействие значимости раздражителя.

8. Познанию природы и закономерностей эмоциональной устойчивости способствует динамический анализ деятельности с учетом возможных трансформаций ее целей, мотивов, способов, смыслового содержания.

9. Проблема эмоциональной устойчивости является актуальной на сегодняшний день в связи с нестабильностью и чрезвычайностью различных ситуаций, вызывающих у человека состояния длительного психического напряжения. Так как эмоциональная устойчивость является одним из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха в экстремальной обстановке; следовательно, разработка методики, диагностирующей эмоциональную устойчивость человека, необходима сегодня для ее дальнейшего применения при профессиональном отборе (в различные сферы деятельности) и при текущей диагностики персонала для своевременной профилактики стрессовых состояний и состояний нервно-психического напряжения, что будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности как в привычных условиях, так и в условиях экстремальности. 10. Применяя детерминационный анализ, следует иметь в виду, подчеркнем еще раз, что этот метод относится к методам описательной статистики. Он позволяет вычислять характеристики тестов, опираясь исключительно на данные, с которыми имеет дело психолог и которые связанны с определенной выборкой испытуемых. Поэтому для того, чтобы результаты, полученные с помощью ДА, могли быть признаны валидными в научном и практическом плане, их следует дополнить статистическим оцениванием доверительных интервалов для характеристик детерминаций и, если потребуется, оценками статистической значимости различий между значениями этих характеристик. Для решения подобных задач можно применить стандартные методы, которые описаны в руководствах по методам статистистического анализа в психологии. В примере, приведенном выше, соответствующие статистические оценки были сделаны, они подтверждают валидность результатов. Мы их не приводим здесь только потому, что такого рода расчеты имеют общепринятый характер и способы их осуществления хорошо известны. 11. В практике анализа психологической информации эффективно используются различные статистические методы, среди них регрессионный анализ, факторный анализ, метод главных компонент и другие. Многие из них могут дать и дают прекрасные результаты, когда выполнены условия, делающие эти методы адекватным инструментом решения научных и практических проблем. К таким условиям часто относятся требования, чтобы (1) информация имела числовой характер, чтобы (2) связи между признаками были линейны или почти линейны, чтобы (3) распределения испытуемых по значениям признаков имели специальный, так называемый “нормальный” вид, и чтобы (4) связи между многими признаками можно было сводить к анализу связей между парами признаков. Если эти условия выполнены, детерминационный анализ также может помочь в получении полезных результатов, но лучше всего пользоваться выше перечисленными классическими методами. Однако, нередко на практике эти условия выполнены только частично или не выполнены совсем. Кроме того часто оказывается необходимо проводить анализ не “вообще”, а именно в такой форме, чтобы результатом были умозаключения типа тиагностических правил, где фигурируют конкретные дигностические признаки и конкретные виды заболеваний. Именно в этих случаях детерминационный анализ проявляет себя наилучшим образом как эффективное средство ставить и решать практически полезные задачи.

    Литература

Аболин Л. М. Соотношение психологических и физиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. 1974. №1. С. 104-115.

Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. №4. С. 141-149.

Дяченко М. И. , Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии. 1990. №1. С. 106-112.

Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / Под ред. Е. А. Милеряна. М. , 1974.

    Изард К. Эмоции человека. М. ,1980.

Ильин Е. П. , Фетискин Н. П. Сравнительная характеристика типологических особенностей ппроявления свойств нервной системы у тяжелоатлетов и борцов. –В кн. : Психофизиологические особенности спортивной деятельности. Л. , 1975. С. 36-40.

Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1994. Марищук В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств. : Автореферат докт. дис. Л. , 1982. С. 20.

    Немов Р. С. Психология. М. , 1994. Т. 1.

Писаренко В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7. №5. С. 62-72.

Плахтиенко В. А. , Блудов Ю. М. Надежность в спорте // Физкультура и спорт. М. , 1985. С. 78.

    Психология эмоций: Тексты. М. , 1984.

Психологический отбор летчиков / Под ред. Е. А. Милеряна. Киев, 1966. С. 145-146. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М. , 1979. Рождественская В. И. К вопросу о проявлении силы нервной системы при разных видах монотонной работы. – В кн. : Проблемы дифференциальной психофизиологии. Т. 9. М. , 1977. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2. М. , 1989.

Фресс П. , Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 5. М. , 1975. Чебыкин А. Я. , Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. 1984. Т. 5. №4. С. 83-88.

Черникова О. А. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности // Тезисы сообщений на 18 Международном психологическом конгрессе. М. , 1966. Т. 11. С. 507.

    Литература.
    1. Урбах В. Ю. Биометрические методы. Москва, Наука, 1964.

2. Гланц С. Методы статистики в психологии и биологии. Москва, “Практика”, 1997. 3. Бонгард М. М. Проблема узнавания. Москва, Наука, 1967.

4. Гельфанд И. М. , Розенфельд Б. И. , Шифрин М. А. Очерки о совместной работе математиков и психологов. Москва, Наука, 1989.

3. Чесноков С. В. "Детерминационный анализ социально-экономических данных", Москва, Наука, 1982.

4. Чесноков С. В. Детерминационная двузначная силлогистика. Известия АНСССР, серия Техническая кибернетика, №5, 1990, стр. 3-21.

5. Cronan J. J, Tubin M. E. Role of the resistiv index in the evaluation of acute renal obstraction. Amer. Jorn. Roen 1995, V. 164, N 2, P. 377-378.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8