бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Поиск психодиагностических правил для диагностики эмоциональной устойчивости с помощью детерминационного анализа - (реферат) бесплатно рефераты

p>Проблема эмоциональной устойчивости занимает одно из важных мест в современной психологии. На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоции в свое время указывал П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" (12, с. 173). Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

Повышение динамизма развития производственной жизни нашей страны, непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций (носящих природный характер) приводят к возникновению у людей разных возрастов и профессий стрессовых ситуаций. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психологических заболеваний (например, депрессия). Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физиологическое здоровье человека. Они представляют собой главные "факторы риска" при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие сильных эмоциональных явлений, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость - один из важных психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Следовательно, осуществление разработки методики поиска диагностических правил эмоциональной устойчивости человека, необходимо для дальнейшего ее дальнейшего применения при профессиональном отборе людей в те области деятельности, которые требуют от человека высокой устойчивости в стрессогенных ситуациях. Эта методика может быть использована, например, при отборе людей в такие структуры, как таможня, ГИБДД, ФСБ и так далее; а также при отборе людей, участвующих в ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. То есть эта методика имеет широкий диапазон применения и эффективна не зависимо от сферы деятельности тех людей, которых мы диагностируем с ее помощью. В этой работе мы предлагаем ряд приемов работы с данными, получаемыми в ходе комплексных психодиагностических исследований. Приемы составляют часть технологии, основанной на применении оригинального метода обработки данных под названием “Детерминационный анализ”. В течение более десяти лет эта технология (по названию метода ее принято называть ДА-технологией) успешно применяется в психологии для работы с психологическими данными. В последнее время появился опыт ее успешного использования при поиске диагностических критериев на основе информации, получаемой с помощью современных психометрических методик. Прежде, чем говорить о самом методе и опыте его применения, остановимся коротко на существующих методах обработки и анализа данных, применяемых в психологии, чтобы было более понятно, какое именно направление в анализе психологической информации развивает детерминационный анализ и в чем причина его эффективности.

Арсенал методов обработки и анализа данных, предлагаемых современному психологу или исследователю, чрезвычайно широк. Используемые методы можно разделить на две большие группы, в зависимости от того, применяются или не применяются в них какие-либо гипотезы о случайном характере отбора испытуемых, образующих анализируемую выборку. В первую группу входят методы, где никак не используются какие-либо свойства случайного отбора. Их принято называть методами описательной (дескриптивной) статистики или просто описательными методами. Второй класс образуют методы, вычислительная схема которых принципиально опирается на свойства случайного отбора испытуемых при формировании анализируемой выборки. В этот класс входят все методы оценки репрезентативности выборки, все методы вычисления доверительных интервалов с заданной доверительной вероятностью, все методы разрешения статистических гипотез, в том числе основанные на использовании таких популярных статистических критериев, как критерий Стьюдента, критерий Фишера, статистика “Хи-квадрат” и других [1]. Две группы методов соответствуют двум принципиально разным задачам, которые приходится решать при получении психологических знаний. Методы первой группы (методы описательной статистики) решают задачу получения знаний только о той выборке испытуемых, которая анализируется. Эти знания крайне необходимы, они помогают осознать опыт, с которым психологи, исследователи непосредственно имеют дело. Однако, по отношению к более широкой (генеральной) совокупности эти знания могут рассматриваться только как гипотезы, справедливость которых еще нуждается в проверке. Задачу проверки этих гипотез решают методы второй группы, в которых активно используются достоверные или не очень достоверные сведения и гипотезы о статистических свойствах выборки.

Например, подсчитывая средние значения какого-либо параметра в двух группах испытуемых, исследователь находится всецело в рамках описательной статистики. Однако, если он хочет выяснить, можно ли с достаточно большой вероятностью утверждать, что средние значения того же параметра значимо различаются не только в выборке, но и в генеральной совокупности, он должен воспользоваться, например, критерием Стьюдента (методом, относящимся ко второй группе) и получить ответ “да” или “нет” с заданным уровнем значимости. Методы первой группы принято рассматривать как методы генерации гипотез, тогда как методы второй группы традиционно рассматриваются как методы проверки гипотез. Детерминационный анализ относится к методам генерации гипотез, т. е к методам первой группы.

При обработке психологических данных количество типов гипотез, которые генерируются методами описательной статистики, сопоставимо с количеством самих методов, число которых заведомо больше сотни. К наиболее часто используемым относятся гипотезы о равенстве средних и (или) дисперсий в группах, о независимости (несвязанности) параметров, характеризующих состояние испытуемых, о наличии определенного вида регрессионной зависимости между параметрами, о наличии “факторов” или “главных компонент”, которые в определенном смысле наилучшим образом объясняют разбросы значений параметров, об определенной величине различных мер связи, и т. д. Среди методов, порождающих гипотезы, имеются и весьма простые вычислительные алгоритмы (например, вычисление средних значений), и более сложные, такие как методы получения уравнений регрессии, методы разложения дисперсии (дисперсионный анализ), факторный анализ, метод главных компонент, методы оценивания статистической связи (коэффициентов, измеряющих связь, насчитывается несколько десятков) и множество других. Изложению перечисленных методов посвящены ставшие классическими [1] и новейшие [2] монографии и учебники. Однако, несмотря на многочисленность полезных методов генерации гипотез, которые используются при анализе данных в психологии, хочется обратить особое внимание на один, весьма определенный класс методов. Речь идет о методах генерации гипотез о наличии психодиагностических правил.

Всевозможные правила применяются в психологии с древнейших времен. Правила вида“Если есть нечто одно, то следует предполагать, что имеется нечто другое”служат одной из важнейших составляющих психологических знаний. Диагностика, прогнозирование невозможны без использования правил. Техника оперирования психодиагностическими правилами имеет многовековую историю. Мощным стимулом к развитию этой техники стал возврат в европейскую культуру оригинальных сочинений Аристотеля по логике с изложением его силлогистики (в латинских переводах с греческого и арабского, 12-13 век). Однако, попытки создания точных алгоритмов, позволяющих систематически искать и проверять гипотезы о наличии психодиагностических правил на основе данных эмпирического опыта - дело совсем недавнего времени. Первыми шагами в этом направлении были работы по распознаванию образов. В России в этой связи следует упомянуть основополагающую монографию рано ушедшего из жизни М. М. Бонгарда [3], где изложен один из первых систематических алгоритмов, позволяющих обнаруживать правила, - так называемый алгоритм“Кора”. Со второй половины шестидесятых, в течении более двух десятилетий группа математиков под руководством академика И. М. Гельфанда работала над проблематикой получения психодиагностических правил в психологии.

Мы убеждены, что активность такого рода поможет повысить культуру анализа данных в психологии, научный уровень исследовательских работ. В рамках ДА-технологии предлагаются способы и инструменты обработки данных, которые (1) прямо вытекают из уже достаточно традиционной практики постановки исследовательских и психодиагностических задач, (2) не входят в конфликт с современными требованиями научной и методической строгости, связанными с использованием методов математической статистики в психологии, а также (3) сравнительно легко усваиваются специалистами с гуманитарным складом ума, не имеющими специальной подготовки в области вычислительной математики, математической статистики и компьютерной техники. ДА-технология дает возможность удобно анализировать нечисловые данные совместно с числовыми, и позволяет получать полезные и ясно интерпретируемые результаты даже в тех случаях, когда нарушены условия применимости классических методов. Она особенно эффективна при анализе диагностических правил и умозаключений, которыми пользуются психологи.

За внешне техническими (или технологическими) аспектами организации работы с данными скрывается довольно нетривиальная проблематика, связанная с тем, каким образом данные опыта превращаются в знания, которыми пользуется психолог. Математик может разобраться в вопросах, которые трудно даются психологам. Но, например, работу над словарем переменных (что это такое - поясняется ниже) никакой математик выполнить не сможет, если он не владеет содержанием предмета. Эту работу должен выполнить психолог-исследователь. Делая ее, он формирует то, что можно назвать “пространством” или “полем” анализа. Имеется много основательных руководств по статистике для психологов. В них можно найти рецепты, как следует решать нужные для науки и практики задачи. Однако, чтобы разумно, осмысленно поставить такие задачи, надо предварительно проделать важную работу, решить другие задачи. Например, составить тот же словарь переменных. А как раз об этом мало где можно прочесть. В руководствах по статистике сведения на этот счет обычно даются вскользь, между делом, или не даются вовсе.

Другая часть связана собственно с анализом. Здесь мы рассказываем о том, какие возможности предоставляет детерминационный анализ для решения некоторых важных задач, которые возникают при проведении комплексных ультразвуковых обследований. Прежде всего речь идет о нахождении эффективных диагностических критериев и о проверке или уточнении тех критериев, которые уже известны. Это задачи особого рода. О других задачах анализа данных, которые решаются с помощью других методов, мы только упоминаем и делаем это лишь с той целью, чтобы был понятен научный и практический контекст, в котором обсуждается основная тема.

    Короткая справка о детерминационном анализе.

Детерминационный анализ (сокращенно ДА) это универсальный метод обработки данных, а также метод математического моделирования. Математические основы разработаны в 70-е годы в Институте Системных исследований (ВНИИСИ, Москва) в отделе академика С. С. Шаталина. Там же в конце 70-х были созданы первые вычислительные системы, поддерживающие ДА [1]. В 80-е годы в рамках ДА были получены фундаментальные математические результаты, связанные с так называемой “детерминационной логикой” [2]. В 80-е-90-е годы метод получил широкое применение в психологии, социологии, лингвистике, в задачах конструирования интеллектуальных систем. В психологии к наиболее эффективным областям применения относятся:

обработка психологических архивов, данных обследований, историй болезни; определение диагностических критериев;

    определение эффективности лекарственных препаратов;
    определение эффективности новых методов психотерапии.

Монография, посвященная ДА, с подробным изложением метода и его оснований вышла в 1982 году в издательстве “Наука” [1]. К настоящему моменту библиография по ДА насчитывает более 100 названий. С 1989 года развитие метода и его приложений взяла на себя российская фирма "Контекст". Были разработаны современные версии программного обеспечения под названием “ДА-система”, которое позволяет психологам (практикам и исследователям) применять детерминационный анализ и поддерживает ДА-технологию работы с данными.

    ГЛАВА 1. ОБЗОР ПсихологическиХ теориЙ эмоций.

Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные сними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением.

Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз поднимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.

Идею о том, что эмоцию следует рассматривать не как психическое состояние, а прежде всего как ответ организма на ситуацию, можно найти уже у Дарвина. В 1872 году Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила названиеЭВОЛЮЦИОННОЙ. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага) и, следовательно, повторяются; либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев (17, с. 116).

Рассматривая регуляторную функцию выразительного поведения, Дарвин утверждал: "Свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. С другой стороны, подавление на столько, насколько возможно, всех внешних проявлений смягчает нашу эмоцию. " Это положение Дарвина стало шагом к гипотезе о роли обратной связи в эмоциях.

Можно было бы ожидать широкого и интенсивного изучения вслед за Дарвином роли в эмоциях соматической системы и, в частности, выражения лица, однако вместо этого умами психологов завладели представления Джемса и направили внимание исследователей эмоций на автономную систему и висцеральные функции. Современная история эмоций начинается с появления в 1884 году статьи У. Джемса "Что такое эмоция? ". Впервые автор сформулировал ясную, связную теорию эмоций, которую он развивал и защищал в течение почти 20 лет. Джемс сформулировал гипотезу об обратной связи, но не так, как это сделал Дарвин. Согласно его теории "телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция" (17, с. 113).

Теория Джемса не может быть ни доказана, ни опровергнута, так как ни одно положение не поддается проверке. Конечно, следует согласиться с Джемсом, что имеется соответствие между переживаемыми нами эмоциями и мимическими и телесными реакциями. Актеры хорошо знают, как трудно воспроизвести внешние признаки одной эмоции, испытывая при этом другую. А тот, кто может заставить себя улыбнуться сквозь слезы, получает тем самым некоторое облегчение. Использование методики гипноза позволяет обнаружить те же феномены. Человек не может выполнить движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытывать новую, внушенную ему эмоцию. Но эти факты позволяют лишь констатировать, что существует связь между двумя - органическими и психическими - аспектами эмоций. Однако Джемс утверждает большее: осознание органических изменений и есть эмоция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8