бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общение как феномен культуры - (диплом) бесплатно рефераты

p>Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов –от 9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, смогут заставить себя не отступить.

И наконец, третья группа состоит из 3-х человек. Количество набранных балов –от 19 до 24. Эта группа характеризуется следующим образом: в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. С новыми людьми сходятся с оглядкой. В спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

Анализируя данные тестирования можно сделать вывод, что в отделе работают специалисты, которые в полной мере владеют искусством коммуникации. Анкетирование показало так же, что к третей группе относятся специалисты старшего поколения, т. е. люди, возраст которых приближается к 50. Таких специалистов в отделе трое, и два из них резко отличаются от остального контингента, Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодость–это не недостаток, а скорее наоборот. И планируя работу на дальнейшее предпочтение нужно отдавать молодым специалистам.

В отделе также была методика изучения темперамента. Анкетирование проводилось в период с 14 апреля по 18 апреля 2001 года. В анкетировании принимало участие 20 специалистов отдела. Тест состоял из 20 вопросов (см. приложение 4), на которые нужно было дать ответы. В результате тестирования отдел разделился на две группы.

Первая группа из 12 человек набрала доминирующее процентное содержание типа характера сангвиника.

    Вторая группа соответственно из 8 человек – флегматики.

Итак, сангвиник –характеризуется высокой активностью. Выдержан, сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая, отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается. Инициативен, но часто не собран. Обычно хорошо обучается.

Ко второй группе относятся люди, которые относятся к типу темперамента –флегматик. Этот тип характера характеризуется спокойствием и ровным настроением. Эмоции выражены слабо, устойчивы. Осторожен, рассудителен. Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое. Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно переключается с одного дела на другое.

Конечно, в каждом человеке имеют место проявление всех типов характеров, так как в чистом виде типы почти не встречаются. Все люди имеют так называемую акцентуацию характера. Акцентуация характера–чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональная деятельность, физическое здоровье. Необходимо заметить, что при обработке результатов тестирования выявилось, что основными типами характеров, доминирующими среди работников были типы сангвиника и флегматика. Такой тип, как холерик не встретился ни в одной анкете. Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что специалисты отдела по типу характера подходят, как для работы с пожилыми людьми, так для межличностного общения внутри коллектива.

    Заключение

Общение между людьми –важнейший признак именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д. Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен информацией между людьми.

Далее. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства мотивы поведения, усваиваются его нормы.

Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот эмоциональный фон, на котором осуществляет наша деятельность и который в немалой степени определяет само мироощущение.

Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы, вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

В своей дипломной работе я хотела показать, что повседневное поведение человека в труде, в котором находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы, является показателем культуры общения. Культура поведения и культура общения тесно связаны между собой и неотделимы друг от друга. В понятие“ культура поведения”входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведение в общественных местах, взаимоотношение людей на работе и вне, культура речи, умение грамотно выражать свои мысли. Культура поведения предполагает уважительное отношение к людям, такт, деликатность, предупредительность, аккуратность в выполнении обещаний, взаимное уважение. Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом общения. Умение общаться– пожалуй, самое важное в жизни умение.

Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть коммуникабельным. Понятие коммуникабельность включает в себя такие определения, как склонность к общению с людьми, умение желание говорить, легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, желание помочь друг другу, соучастие и сопереживание, удовлетворенность потребности людей в широком интенсивном общении. Человека, который владеет всеми вышеперечисленными качествами, можно отнести к категории людей, владеющих искусством общения. Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место, производственные отношения необходимы и дороги каждому из нас. Причем некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает в себя создание благоприятного психологического климата. А создание психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека. Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же благоприятно отражается на создании благоприятного психологического климата.

Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе, знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда являются предпосылкой для создания благоприятного климата. Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения. Говоря о культуре общения в широком смысле слова, мне хотелось показать нормы и способы ее реализации в человеческих отношениях, в частности в коллективе, в малой группе. В этом случае она определяется степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в данной группе. Культура общения в группе зависит от правовой системы, от нравственного климата социальной группы, а так же от уровня культуры каждого индивидуума. Люди в малой группе сталкиваются повседневно, совершают акты коммуникации, пользуются определенными манерами, совершают различные поступки. Все эти действия создают предпосылки для взаимопонимания, проистекают из интересов и желаний. Одни из них создают предпосылки для создания комфортных и благоприятных производственных отношений, другие–наоборот. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения. Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной социальной группе как своеобразные эталоны общения. В данном случае рассматривались нормы, способы и формы взаимоотношений в отделе назначения пенсий и пособий. Исследования показали, что в отделе существует определенный стиль работы, доверительные отношения среди членов коллектива, уважение и взаимопонимание, соучастие и сострадание, высокий профессионализм и ответственность за порученное дело. Основные нормы общечеловеческой морали и нравственности играют очень большую роль в культуре общения.

Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей ценностью. Поэтому подлинное человеческое общение - форма творчества, помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности.

Общаясь с людьми, мы должны испытывать радость, если хотим чтобы они испытывали радость от общения с нами. Вне зависимости от статуса человека, ему хочется ощущать собственную значительность, и каждое подтверждение ее радует. Поведение человека–это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. “Поступки людей, - писал Д. Томас, - подобны указателю в книге, они указывают на самое примечательное в них”.

    Список использованной литературы

Андреева Г. М Социальная психология. М. , Аспект Пресс, 1996 Брудный А. А Психология общения. Понимание и общение. М. , Знание, 1989 Брушинский А. В. , Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, Университетское, 1990

    Борисов А. Роскошь человеческого общения. М. ,
    Академия-Центр, 1998

Витаные И. Общество, культура, социология. М. , Прогресс, 1984 Горелов И. Н. , Житников В. Ф. Умеете ли Вы общаться. М. , Просвещение, 1991 Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. М. , 1997

Данкел Жаклин. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997 Дубровина И. В. Мы живет среди людей. Кодекс поведения, М. , Политическая литература, 1989

Капитонов Э. А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-Дону, 1996 Курс практической психологии. Учебное пособие. М. , Аст-пресс, 1999 Леонтьев А. А. Психология общения. М. , Смысл, 1997

Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М. , 1976

    Немов Р. С. Психология. Книга 1. М. , 2000
    Немов Р. С. Психология. Книга 2. М. , 2000
    Носков В. Г. Перекличка веков. М. , 1990

Общение и оптимизация совместной деятельности (под редакцией Андреевой Г. М. и Яноушека Я. М. ). МГУ, 1987

Омаров А. М. Управление: искусство общения. М. , Советская Россия, 1983 Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией Андреевой Г. М. и Яноушека Я. М. , М. , МГУ, 1987

Психология личности (Альманах психологических тестов). М. , КСП, 1996 Печерникова И. Вечный пример. М. , Политическая литература, 1985 Радугин А. А. Социология. (Учебник). М. , Центр, 1996

    Рахматшаева В. Грамматика общения. М. , 1995

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М. , Владос, 1996

    Словарь. Эстетика. М. , Политиздат, 1989
    Словарь. Этика. М. , Политиздат, 1989
    Словарь иностранных слов. М. , Лист, 1998
    Талигузова Л. Н. Ступени общения. М. , Интор, 1996

Фомин Ю. А. Психология делового общения. Минск, Амалфея, 1999 Чернышова М. А. Культура общения. Ленинград, 1983

Янушкявичюс Р. , Янушкявичене О. Основы нравственности. М. , Про-пресс, 1998

    Приложение 1
    Список специалистов Северо-восточного отдела
    пенсионного обеспечения
    №пп
    Фамилия имя отчество
    Должность
    Классный чин
    Дата рождения
    Нацио
    Нальность
    Образование
    Стаж работы
    1
    Белова Мария Николаевна
    Начальник отдела
    Главный государственный советник 3 класса
    14. 10. 1955
    Бело-руска

незаконченное высшее, 5 курс Московского университета культуры, социальная работа

среднее специальное, Пинский гидромелиоративный техникум, гидромелиорация, техник-гидротехник

    8 лет
    9 мес.
    6 дн.
    2
    Фархутдинова Гульнур Фардатдиновна
    Зам. начальника отдела
    Советник государственной службы 1 класса
    04. 10. 1956
    Татарка

Высшее, Киргизский государственный университет, прикладная математика, математик

    7 лет
    7 мес.
    13 дн.
    3
    Уразова Тамара Семеновна
    Главный специалист
    Советник государственной службы 2 класса
    20. 07. 1958
    Укра-инка

незаконченное высшее, 5 курс Московского государственного социального университета, социальная работа

среднее специальное, Челябинский юридический техникум, правоведение и учет в системе социального обеспечения, юрист

    23 г.
    4 мес.
    21 дн.
    4
    Шакирова Василя Нурулловна
    Главный специалист
    Советник государственной службы 2 класса
    15. 05. 1961
    Татарка

среднее специальное, Челябинский юридический техникум, правоведение и учет в системе социального обеспечения, юрист

    19 лет
    9 мес.
    5
    Шархемуллина Альфия Гумеровна
    Главный специалист
    Советник государственной службы 2 класса
    05. 02. 1959
    Татарка

среднее специальное, Челябинский юридический техникум, правоведение и учет в системе социального обеспечения, юрист

    23 г.
    3 мес.
    14 дн.
    6
    Соломонова Любовь Сергеевна
    Ведущий специалист по учету и отчетности
    Советник государственной службы 3 класса
    31. 01. 1965
    Мордовка

среднее специальное, Челябинский юридический техникум, Бюджетный учет в системе социального обеспечения, бухгалтер-финансист

    14 лет
    2 мес.
    7
    Гарифуллина Лилия Евгеньевна
    Специалист 1 категории
    Референт государственной службы 3 класса
    26. 06. 1973
    Татарка

среднее специальное, Челябинский юридический техникум, правоведение и учет в системе социального обеспечения, юрист

    6 лет
    5 мес.
    8
    Колосова
    Наталья
    Александровна
    Специалист 1 категории
    Референт государственной службы 3 класса
    13. 05. 1964
    Русская

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8