бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Общение как феномен культуры - (диплом) бесплатно рефераты

p>Культура –цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но так же и потому, что она формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой–общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит несколько иначе.

Язык –явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Хотя процесс социализации в значительной мере основан на имитации жестов–кивков, манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть забыты полностью. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участникам и поняты ими. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга. Общий язык так же поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Короче говоря. Он способствует формированию чувства группового единства, групповой идентичности.

В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две формы культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература –создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится“ массовой”, когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики. Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов группы. Культура –это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать, что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура –понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. В том числе культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм, приемов, и норм, которые характеризуют особенности функционирования общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно говорить о культуре производства, отдыха, общения. Здесь особо подчеркивается нормативность культуры, которая“очерчивает именно то, как надо действовать”. Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права. Которые действуют при общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но и в плане культуры поведения. Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но есть и более узкий смысл в понимании культуры общения; в этом случае она определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и принятых в конкретном обществе. Думается, нельзя разрывать указанные два понимания культуры общения, поскольку и сами навыки. И возможность овладения ими зависят от правовой системы, от нравственного климата социальной группы. Основой всех аспектов общения являются экономические отношения данного общества. Но в непосредственных контактах эта связь от людей ускользает. Люди прежде всего сталкиваются с поступками, словами, жестами, манерами, которые сами по себе не оцениваются с точки зрения права или морали. Они лишь форма, в которой проявляется или не проявляется моральное содержание, которое и определяет смысл поступка.

Вместе с тем нельзя сказать, что сами по себе поступки безразличны для людей. Одни поступки создают предпосылки для взаимопонимания, предполагают удобства для окружающих людей, проистекают из их интересов, другие ведут к дискомфорту во взаимоотношениях провоцируют отрицательную реакцию окружающих. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения. Разумеется, в реальной жизни все ее стороны, о которых шла речь, органически сливаются друг с другом, взаимно дополняют и проявляют друг друга. Раздельное их рассмотрение возможно лишь для уяснения содержания понятия культуры общения.

Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм, способов, форм взаимоотношений людей как своеобразные эталоны общения. Но такое описательное определение должно быть дополнено и уточнено установлением тех эталонов, которые действительно соответствуют интересам людей (а следовательно, и самому процессу общения) или противоречат им, несмотря на свое реальное существование. Без такой важнейшей поправки нельзя говорить ни о социальной ценности общения, ни о его содержательной стороне.

В сфере культуры общения основные общечеловеческие нормы, “простые нормы нравственности и справедливости”, как называли их К. Маркс и Ф. Энгельс, играют роль гораздо большую, нежели в какой либо другой области человеческих отношений.

Как известно, в своем развитии личность сначала постигает более очевидные, более простые нормы человеческих отношений и только потом усваивает более сложные. При этом нельзя забывать, что без более простых не было бы и более сложных норм. Вот почему в самых сложных отношениях между людьми нельзя игнорировать те элементарные нормы, которые в сложную систему культуры общения. Никакие требования морали не могут быть осуществлены и даже поняты без элементарной порядочности в человеческих отношениях. Их же противопоставление искажает само содержание высоких нравственных принципов.

§ 3 Коммуникабельность как признак культуры общения человека.

В нашем ежедневном общении друг с другом, часто даже не думая об этом, мы пытаемся продраться друг к другу сквозь шумы, сопутствующие на каждом этапе коммуникации. Под коммуникацией вообще понимается происходящий между людьми обмен информацией, настроениями, идеями, эмоциями. Несколько упрощая этот процесс и воспользовавшись терминами теории информации можно представить в виде следующей схемы:

На первом этапе отправитель сообщения сообразуясь с его целью из всего объема информации отбирает необходимую.

На втором этапе отобранная информация кодируется, т. е. выбирается наиболее эффективный язык передачи. Часто одно и тоже сообщение, хотя бы элементарную реплику“Пошел вон! ”можно передать вербально, графически, на языке жестов, и просто мимикой, а можно и прямым действием.

Далее следует передатчик и, соответственно, приемник. Бессмысленно корчить рожи перед незрячим собеседником и пересылать радиосообщения, пигмеям, живущим в джунглях Заира.

Декодирование – расшифровка –предполагает обязательное знание адресатом того языка, на котором направлено сообщение. При этом сообщение должно быть составлено так, чтобы при его анализе получатель обратил внимание именно на те аспекты, которые были наиболее значимы для отправителя.

Насколько эффективным было переданное сообщение, показывает реакция получателя или обратная связь. И даже отсутствие реакции представляет собой обратную связь, показывающую, что сообщение не достигло цели.

Такая схема помогает анализировать общие черты процесса коммуникации, но, конечно, не учитывает множество факторов, влияющих на успешность общения между людьми. В ходе человеческого общения информация не только передается, но постоянно преобразуется, изменяется. Вместе с ней меняется часто и сам тип отношений, например, едва знакомые люди постепенно становятся приятелями, а потом и близкими друзьями. Оба участника межличностного общения являются его активными субъектами и, постоянно меняясь местами, сообразно своим мотивам, целям и установкам влияют на коммуникативный процесс. В результате человеческого общения происходит взаимное поведение его участников. Наконец, на каждом этапе коммуникации возникают барьеры, препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе.

Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что они пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения совершенно разных вещей. Семантические– смысловые –барьеры могут вызываться социальными, культурными, психологическими и другими причинами.

Индивидуальные расхождения людей в их системе ценностей и потребностей часто не позволяют найти общий язык даже при обсуждении таких универсальных категорий, как добро и зло.

Средний российский служащий с опытом двадцатилетней работы на государственном предприятии, имеющий деградированное трудовое сознание, в котором интенсивность и качество труда никак не связаны с размером оплаты труда в котором доминируют иждивенческие мотивы типа“Работодатель должен мне денег, потому что у него их много” - такой служащий не хочет, да и не может понять образ мыслей предпринимателя. Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен сбоями в кодировке информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных, политических, профессиональных и возрастных отличий.

Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличии от модели простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы, как стиль, контекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей системой общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться вербально, а только подразумевается. Например, сообщение мужа о предстоящем на завтра ответственном выступлении хватает его жене для того, чтобы она привела в порядок его костюм. В начале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда, когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения– язык. Слова – это символы, при помощи которых мы кодируем информацию. “Это могучая, прекрасная и великая”система кодирования, но и она оставляет возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров. Язык не только одного народа, но и одной социальной группы отличается от языка другой группы.

Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг, воровской жаргон и т. д. Коммуникативная функция всех этих языков одна–если ты его не понимаешь, ты не будешь принят данным социумом, как свой. Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-разному окрашенных синонимов, целых оборотов и соматических форм: разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или художественных. Важнейшая группа коммуникативных барьеров связана с особенностями механизма восприятия человека.

Масса факторов способна ввести нас в заблуждение. Очень часто нас обманывает первое впечатление, мы“встречаем по одежке”, “понимаем в меру своей испорченности”, выдаем желаемое за действительное и “судим по себе”. Иначе говоря, вольно или невольно приписываем человеку, его словам или поступкам определенный смысл и содержание, часто не соответствующее действительности. Такое приписывание (атрибуция) накладывает отпечаток на весь процесс нашего восприятия (перцепции) мотивов поведения чувств и личностных качеств другого человека.

Считается, что человек “выигравший”первые четыре минуты общения, выигрывает минимум год, если ему удалось произвести хорошее впечатление в первые мгновения, расположить к себе собеседника, то довольно длительное время после этого он может особо не утруждать себя заботой об отношении к себе, оно сформировано, и разбить его будет нелегко.

Серьезнейшим барьером на пути к глубокому общению становиться у многих страх перед ним, болезнь попасть в зависимость, связать себя этим знанием, раскрыться в нем. Такие люди приучаются сдерживать себя не только внутренне, но и извне их можно узнать по неэмоциональным интонациям, постоянной нервозности и напускному спокойствию, неяркой, как правило, застегнутой на все пуговицы одежде, осторожным словам и поступкам, скованной и зажатой позе. Самодисциплина иногда полезна, но в одном случае цена за нее слишком велика, насилие над собственной природой. По настоящему общаться с такими людьми очень трудно. Жесткость социальных ролей может также являться препятствием, осложняющим общение. Подавляющее большинство служащих будет даже в неформальной обстановке“держать себя в узде”в присутствии начальника, который в свою очередь, за редким исключением, будет продолжать играть роль солидного, серьезного, умудренного руководителя. Если человек не умеет “переключаться”, переходя из одной роли в другую, успевая только на одной из них, с ним очень трудно общаться, его социальную активность никак нельзя назвать высокой. Кроме того, наше восприятие может значительно искажаться по причине подверженности стереотипам, усвоив которые, мы начинаем по одной детали достраивать общую картину, домысливая недостающие элементы, а те, которые выбиваются из схемы, будем бессознательно пытаться игнорировать. Жесткость и однобокость убеждений так же серьезно затрудняет общение. Люди чаще всего крайне тяжело пересматривают свои взгляды, а то, к чему привыкли верить не сомневаясь, обычно крайне ревностно отстаивают.

При любой форме контактов суждения партнеров по общению должны быть убедительным, что означает прежде всего аргументированность не заезженными истинами, которые никого не трогают, а весомыми для партнера по общению доводами.

При непосредственном общении важно соблюдать “деловые формальности”, но не малую роль играет так же этикет, умение быстро находить общий язык и даже первое впечатление.

Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и формой. Если содержание общения, что было отмечено ранее, предстает, как“коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и обмена информацией“, то форма – это процесс “взаимодействия людей, их поведения по отношению друг к другу”. Решающее значение имеет, надо полагать, содержательность общения, его насыщенность полезным для дела смыслом, поскольку в противном случае и самая эффективная его форма не может привести к требуемым результатам. Вместе с тем, неудачно выбранная форма общения способна принизить или вовсе свести на нет его смысловую нагрузку.

Общение возможно опосредованное (косвенное) или непосредственное (контактное). Общая тенденция такова, что все большее распространение получает по причине закономерного усложнения связей в объектах управления опосредованное общение, но больше достоинств, несомненно, у непосредственного общения, которое обеспечивает прямое, не обусловленное опосредующими звеньями восприятие партнеров и их поведения.

В общении используются средства коммуникации двоякого рода –вербальные, связанные с речью, и невербальные, основанные на применении различных неречевых знаковых систем (жестов, мимики, а так же качества голоса, его диапазона и тональности). Преобладает. Конечно, вербальная коммуникация, которая всегда предваряет общение и остается в дальнейшем самым результативным средством общения. В любой форме вербальной связи заметен эмоциональный элемент, выражающийся в подтексте или модальности речи, дополнительном смысловом значении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8