бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью бесплатно рефераты

Занятие 1. «Знакомство»

Ведущий знакомит участников с целями и задачами тренинга. Обговариваются условия и режимы работы, вводятся правила групповой работы. Ведущий рассказывает, в какой форме будут проходить занятия, каким темам они буду посвящены; раскрывает философию, на которой строятся отношения и взаимодействие с детьми: признание и уважение личности ребёнка и стремление к сотрудничеству.

«Связующая нить»

Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.

Дети и родители берутся за руки. Правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, тёплая, влажная, холодная, приятная, неприятная и т.д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Знакомство»

Цель: сближение участников группы.

Дети и родители садятся в круг. Каждый родитель представляет своего ребёнка и говорит, что он любит, что не любит, какой у него характер. Дети подтверждают слова родителей. То же самое делают дети, представляя родителей.

«Молекулы»

Цель: повышение позитивного настроя и сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.

Инструкция: «Представим себе, что все мы - атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнём быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы - по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

Сказка

«Баржа»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

Участники становятся в круг и называют слова, перебрасывая при это друг другу мяч, то есть «грузят баржу»: например, все слова на «н» (ножницы, нарциссы, налим и т.д.).

«Презентация»

Цель: развитие умения адекватно выразить своё эмоциональное состояние, повышение самооценки.

Каждый ребёнок по очереди становится в круг и рассказывает о своём рисунке. Родители в роли зрителей.

«Игра без слов»

Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

Родитель и ребёнок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней своё содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель даёт ребёнку, а ребёнок - родителю «обратную связь».

Упражнение на принятие себя «Я - Ты»

Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми. Родители и дети садятся на ковёр спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребёнок - «ты». Родитель говорит «ты», ребёнок - «я». И так по очереди. Упражнения заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

Домашнее задание.

Ведущий говорит о важности понимания самого себя и понимания своего ребёнка и предлагает выполнять домашние задания. Следует обратить внимание на важность ведения дневника и выполнение домашних заданий, так как их обсуждение всегда происходит на последующих занятиях.

Родители отвечают на вопросы за себя и за ребёнка, дети также отвечают за себя и родителя.

(Вопросы:

1. Какой твой любимый цвет и почему? Какой нелюбимый цвет и почему?

2. Назови любимую сказку и сказку, которая тебе не нравится.

3. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как... а не нравится...

4. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал … . Почему?

5. Доброго волшебника я попросил бы о … .А злого попросил бы о … .Почему?)

Рефлексия

Выполняется по аналогии с первым упражнением, только в данном случае участники по кругу: 1) характеризуют настроение, 2) высказывают свои чувства - что понравилось, что нет и почему.

«Колокол»

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Дети и взрослые становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Повторить несколько раз.

Занятие 2. «Мир детский и мир взрослый»

«Связующая нить» (См. занятие 1)

Дети, передавая клубок, говорят о том, что они хотят. «Я хочу... полетать на планере, чувствовать себя счастливой, иметь больше друзей» и т.д.

«Подари улыбку»

Цель. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

Танец «Цветок»

Цель. Энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я».

Обсуждение домашнего задания

При обмене ответами на вопросы между участниками тренинга обсуждение часто принимает вид свободной дискуссии, которую ведущему стоит поощрять. Важно, чтобы высказались все участники.

«Зеркало»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре -- водящий, другой -- «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

«Клеевой дождик»

Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

-- подняться и сойти со стула,

-- проползти под столами,

-- обогнуть «широкое озеро»,

-- пробраться через «дремучий лес»,

-- прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Сказка

«Баржа» (См. занятие 1)

Все на «ок» (например, носок, кузовок, пирожок и т.д.)

Презентация (См. занятие 1)

«Игра без правил» (См. занятие 1)

Дети и родители говорят друг другу о том, что они любят: «Я думаю, что ты любишь...» Важно, чтобы желания относились не только к сфере еды или одежды. Ребенку необходимо показать, что можно любить запахи, звуки...

Упражнение на принятие себя «Да -- нет»

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да -- нет», «Нет -- да».

После упражнения -- обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

Домашнее задание

(Заполните анкету.

Что меня огорчает в моем ребенке

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________

Что меня радует в моем ребенке

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

3._____________________________________________________)

Рефлексия «Связующая нить» (См. занятие 1)

«Колокол» (См. занятие 1)

Занятие 3. «Все мы чем-то похожи»

«Связующая нить»

Передавая клубок, участники говорят о том, кем бы хотели быть. «Я бы хотел(а) быть...»

«Имя»

Цель. Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.

Каждому участнику предлагается назвать свое имя и охарактеризовать себя первой его буквой. Например, Женя -- жизнерадостный, Лена -- ласковая, Таня -- тихая и т.д.

После этого участники по желанию повторяют все имена с характеристиками по кругу.

Танец на сплочение группы

Обсуждение домашнего задания

Обсуждение проходит в форме обмена мнениями, впечатлениями, чувствами, которые вызвало выполнение домашнего задания.

-- Какую часть таблицы было труднее заполнять?

-- Где больше записей получилось?

Ведущему нужно обратить внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы (продолжением достоинств часто являются недостатки).

«Тень»

Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.

Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) -- «путник», другой (ребенок) -- его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.

Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.

После игры -- обсуждение.

«Белые медведи»

Цель. Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, снятие мышечного напряжения.

Выбирается ведущий. Он догоняет участников, которые разбегаются по залу. Те, которых ведущий «осаливает», берутся за руки, образуя цепочку. Следующих «медведей» ловят «цепочкой».

Упражнение быстро снимает напряжение, создает приятную атмосферу сотрудничества.

«Упрямый»

Цели. Повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности при общении с родителями, самоконтроля, внимания.

Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребенок. Его мама -- ведущая. Родитель дает команду, все выполняют ее, а ребенок -- наоборот. Например, все поднимают руки вверх -- ребенок опускает их вниз.

Сказка

«Баржа»

Дети и родители называют все, что может объединять людей: например, семья, дружба, беда, праздник, поход и т.д.

«Презентация»

«Игра без правил»

Важно, чтобы в игре родитель и ребенок с помощью выражения «Я думаю, что ты не любишь...» открылись друг другу «как есть» -- теми своеобразными чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда -- вот так я чувствую, вот так я вижу...

«Машины»

Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» -- родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

Домашнее задание

Р о д и т е л я м. Перечислите десять поступков ребенка, которые удивили вас или были для вас неожиданными.

Попробуйте теперь найти в каждом поступке такие стороны поведения ребенка, которые вызывают у вас радость, удовольствие, воодушевление. Определите, что в каждом случае кажется вам в поведении ребенка наивным, что напоминает ваши собственные поступки в прошлом или же насколько тот или иной поступок характерен только для вашего ребенка, выявляет его индивидуальность. Найдите такие стороны каждого поступка, которые позволили бы вам сказать: «Я понимаю, почему он так сделал!»

Д е т я м. Вспомните и перечислите десять поступков родителей, которые удивили или были неожиданными.

Рефлексия

«Колокол»

Занятие 4. «Почувствуй себя любимым»

«Связующая нить»

Тема упражнения «Я люблю...».

«Ласковое имя»

Цель. Создание позитивного настроения, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

Каждый из участников по очереди становится в круг и протягивает руки ладонями вверх тому, с кого бы он хотел начать движение по кругу. Все по одному называют варианты (ласкательные) имени участника, стоящего в центре круга, и как бы «дарят» их. Важно при этом прикоснуться к ладоням и посмотреть в глаза, поблагодарить за «подарок».

Игра-танец

Цели. Раскрепощение участников группы, развитие внимания, способности к самовыражению, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Все участники становятся в круг. Под ритмичную музыку один из них показывает какое-нибудь танцевальное движение, а остальные в течение минуты повторяют его. Так по очереди группа танцует различные танцы.

Обсуждение домашнего задания

Дети и родители отвечают на вопросы.

-- Удалось ли найти в поступках детей такие стороны поведения, которые вызывают радость, удовольствие, воодушевление?

-- Какие индивидуальные особенности вашего ребенка выявляются этими поступками?

Важно предоставить возможность высказаться всем -- и родителям, и детям.

«Аплодисменты по кругу»

Цели. Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов -- они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнера. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

«Паровозик»

Цель. Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.

Звучит веселая музыка. Участники встают друг за другом и крепко держатся. Первый человек -- «паровозик», все остальные -- «вагоны». У «вагонов» глаза при движении закрыты. «Паровоз» отвечает за движение состава, чтобы он ни во что не врезался и чтобы вагончикам было комфортно путешествовать. Каждому участнику важно побывать и в роли «паровоза», и в роли «вагона».

После игры обязательно обсуждение по вопросам:

-- Какая роль понравилась больше и почему?

-- Какой «паровоз» был более заботливым и осторожным?

«Мы тебя любим»

Цели. Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

Все участники становятся в круг. Каждый ребенок по очереди выходит в центр, его хором называют по имени три раза. Затем хором проговаривают фразу: «Мы тебя любим». Можно назвать ребенка каким-либо ласковым прозвищем («Зайчик», «Солнышко» и т.д.).

Сказка

«Баржа»

Дети называют круглые предметы, например, яблоко, солнце, часы, пуговица и т.д.

«Презентация»

«Игра без правил»

С помощью выражения «Я люблю, когда ты...» дети и родители высказывают свое мнение. Важно дать позитивный аспект, опереться на положительные характеристики, затронуть все сферы жизни (отношения, пристрастия в еде, увлечениях, черты характера и т.д.)

«Налаживание взаимоотношений»

Цели. Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.

Упражнение выполняется в парах. Звучит спокойная музыка. Все садятся на ковер (ребенок и его родитель сидят спиной друг к другу), закрывают глаза и чувствуют друг друга. Мама (папа) -- большая, надежная, теплая, сильная. Дети -- беззащитные, хрупкие, ранимые. Потом родители тихо говорят детям: «Я тебя люблю!» Ребенок отвечает: «Я тебя люблю!» -- и так по очереди сколько захочется.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8