бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью бесплатно рефераты

На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребёнка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.

На соматическом уровне возникает патологическая цепочка:

заболевание ребёнка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери.[33]

Отечественные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В.П.Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение аномального ребёнка является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. Известно, что в любой семье, где есть ребёнок с теми или иными нарушениями, имеет место «искаженный брак».[41]

По мнению Никулиной В.Д., появление в семье ребёнка с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на её жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей.[22]

Другие отечественные авторы (Cавина Е.А., Чарова О.Б.) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребёнка с тяжёлым нарушением развития. По данным Р. Ф. Майрамяна 24,5 % обследованных семей с умственно отсталым ребёнком распадались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка.[30]

Таким образом, анализ литературы показал, что исследованию семей, имеющих аномально развивающихся детей посвящено сравнительно немного работ. В связи с этими проблема исследования взаимодействия родителей и ребёнка с ограниченными возможностями является актуальной.

Глава 2 Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью

2.1 Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Семья - это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

Цель - выявить особенности детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью.

Задачи: провести диагностику отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью.

Нами подобраны методики, которые составляют содержание диагностической программы:

№ п\п

Изучаемые свойства, параметры психологического явления, процесса

Название методик

Цель

1

Восприятие умственно отсталыми подростками внутрисемейных отношений .

«Кинетический рисунок семьи»

Методика Рене Жиля

«Семейная социограмма»

Изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье.

Обследование социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими; восприятия им внутрисемейных отношений.

Изучение положения ребёнка в системе детско-родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье.

2

Выявление особенностей оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями.

«Лесенка для детей» (В.В.Ткачёва)

Определение оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями и другими значимыми лицами.

3

Изучение особенностей родительской позиции к своему ребёнку.

Тест-опросник родительской отношения к своему ребёнку (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Изучение родительской позиции (матери или отца) к своему ребёнку.

2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи»

Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.

«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком.

Интерпретация делится на три части:

· Анализ структуры рисунка;

· Анализ особенностей графических презентаций членов семьи;

· Анализ процесса рисования.

Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик

Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».

2.1.2 Тест «Семейная социограмма»

Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм

Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков».

Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки:

1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи.

2. Наличие в круге реальной семьи самого автора.

3. Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора.

4. Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит.

5. Расположение кружков относительно друг друга.

2.1.3 Методика Рене Жиля

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Шкалы:

1. Отношение к матери.

2. Отношение к отцу.

3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете.

4. Отношение к братьям и сёстрам.

5. Отношение к бабушке и дедушке.

6. Отношение к другу (подруге).

7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому).

8. Любознательность.

9. Доминантность.

10. Общительность.

11. Закрытость, отгороженность.

12. Социальная адекватность поведения.

Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.

2.1.4 Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва)

Материал: бланк с изображением лесенки.

Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей».

Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.

2.1.5«Тест-опросник родительского отношения - ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)

Материал: опросник (см.Приложение № 1 )

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»».

Обработка:

Ключ:

1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

2) кооперация: 6, 9, 21, 25,31, 33,34,35,36.

3) симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58.

4)авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30, 48, 50, 57, 59.

5) маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 23,28, 54, 61.

2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.

Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.

Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.

Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.

Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое

Форма занятий: групповые

Задачи:

1. Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.

2. Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.

3. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.

4. Выработать навыки адекватного и равноправного общения.

5. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.

6. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.

Тема занятия

Цель занятия

Содержание

Оборудование

1

«Знакомство»

Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.

1.Начало занятия.

«Знакомство»

«Связующая нить»

2.Работа по теме занятия:

1) «Какая рука у соседа»

2) «Знакомство»

3) «Молекулы»

3.Работа со сказкой:

1)Сказка «Баржа»

2)Презентация

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

«Игра без правил»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

1) «Колокол»

Клубок, мяч,

2

«Мир детский и мир взрослый»

Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,

1.Начало занятия:

«Связующая нить»

2.Работа по теме:

1)«Подари улыбку»

2) «Цветок»

3) «Зеркало»

4) «Клеевой дождик»

3. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)»Игра без правил»

2) «Да-нет»

5.Домашнее задание.

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

Клубок, мяч

3

«Все мы чем-то похожи»

Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1)танец на сплочение группы

2) «тень»

3) «Белые медведи»

4) «Упрямый»

4. Работа со сказкой (см.занятие 1)

4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «машины»

5.Домашнее задание

6.Рефлексия

7.Ритуал прощания

Клубок, мяч

4

«Почувствуй себя любимым»

Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Ласковое имя»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Аплодисменты по кругу»

2) «Паровозик»

3) «Мы тебя любим»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1)«Налаживание взаимоотношений»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

5

«Путь доверия»

Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай сигнал»

3)танец «Цветок»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Слепой и поводырь»

2) «Разведчики»

3)«Кошки-мышки»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Ёжик»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

6

«Агрессия и гнев»

Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Представь себя…»

3) танец «Святой Георгий»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Толкалки»

2) «Дракон кусает свой хвост»

3) «Ворвись в круг»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Только вместе!»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч

7

«Душевная погода»

Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Передай по кругу»

3) «Слепой танец»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Пятнашки»

2) «Кораблик»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Живые руки»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.

8

«Жизнь Земли»

Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Доброе животное»

3)Танец «Противоположности»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Найди свою пару»

2) «Белые медведи»

3) «Играем в животное»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Сиамские близнецы»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.

9

«Сделай себя счастливей»

Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2) «Комплимент»

3) танец «Распускающийся бутон»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Театр»

2) «Путаница»

4.Работ со сказкой

(см.занятие 1)

5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:

1) «Скульптор и глина»

6.Домашнее задание

7.Рефлексия.

8.Ритуал прощания

Клубок, мяч, 2 альбомных листа, 2 маркера

10

«Все вместе!»

Подведение итогов

1.Начало занятия:

1) «Связующая нить»

2.Обсуждение домашнего задания.

3.Работа по теме:

1) «Рисунок-подарок»

2) «Общий рисунок»

4.Чаепитие

5. Ритуал прощания.

Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8