Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
На социальном уровне семья становится малообщительной, избирательной в контактах. Происходит деформация во взаимоотношениях между родителями больного ребёнка, вследствие чего нередко наблюдаются разводы.
На соматическом уровне возникает патологическая цепочка:
заболевание ребёнка ведет к психогенному стрессу у матери, который, в свою очередь, провоцирует соматические или психические заболевания матери.[33]
Отечественные исследователи Э. Г. Эйдемиллер, В.П.Юстицкий, Т. М. Мишина считают, что с ростом и развитием ребёнка в семье возникают новые стрессовые ситуации и трудности, к решению которых родители не готовы. Рождение аномального ребёнка является сильным потрясением для родителей и трудно оценить степень его воздействия на них. Психическая травма, шоковое состояние, депрессия могут изменить взаимоотношения родителей друг с другом и с близкими членами семьи. Данная психологическая ситуация часто ставит вопрос о трансформации семейных отношений. Известно, что в любой семье, где есть ребёнок с теми или иными нарушениями, имеет место «искаженный брак».[41]
По мнению Никулиной В.Д., появление в семье ребёнка с проблемами в развитии, отрицательно сказывается на её жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, что приводит к дезорганизации и реорганизации роли родителей.[22]
Другие отечественные авторы (Cавина Е.А., Чарова О.Б.) указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребёнка с тяжёлым нарушением развития. По данным Р. Ф. Майрамяна 24,5 % обследованных семей с умственно отсталым ребёнком распадались из-за взаимных обвинений супругов в ответственности за рождение больного ребёнка.[30]
Таким образом, анализ литературы показал, что исследованию семей, имеющих аномально развивающихся детей посвящено сравнительно немного работ. В связи с этими проблема исследования взаимодействия родителей и ребёнка с ограниченными возможностями является актуальной.
Глава 2 Методические основы изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих подростков с умственной отсталостью
2.1 Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Семья - это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему, во многом определяющую развитие и становление личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.
Цель - выявить особенности детско-родительских отношений подростков с умственной отсталостью.
Задачи: провести диагностику отношений в семье, имеющей ребёнка с умственной отсталостью.
Нами подобраны методики, которые составляют содержание диагностической программы:
№ п\п
|
Изучаемые свойства, параметры психологического явления, процесса
|
Название методик
|
Цель
|
|
1
|
Восприятие умственно отсталыми подростками внутрисемейных отношений .
|
«Кинетический рисунок семьи»
Методика Рене Жиля
«Семейная социограмма»
|
Изучение чувств ребёнка к членам семьи, определение значимых и отвергаемых членов семьи, оценка особенностей восприятия переживание ребёнком отношений в семье.
Обследование социальной приспособленности ребёнка, его взаимоотношений с окружающими; восприятия им внутрисемейных отношений.
Изучение положения ребёнка в системе детско-родительских отношений и определение структуры и характера коммуникации в семье.
|
|
2
|
Выявление особенностей оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями.
|
«Лесенка для детей» (В.В.Ткачёва)
|
Определение оценки ребёнком его взаимоотношений с родителями и другими значимыми лицами.
|
|
3
|
Изучение особенностей родительской позиции к своему ребёнку.
|
Тест-опросник родительской отношения к своему ребёнку (А.Я.Варга, В.В.Столин)
|
Изучение родительской позиции (матери или отца) к своему ребёнку.
|
|
|
2.1.1 Тест «Кинетический рисунок семьи»
Умственно отсталым детям не всегда доступен сложный анализ семейных отношений и осознание собственного места в структуре семьи. Графические методы для данной категории детей вполне доступны.
«Кинетический рисунок семьи» в первую очередь предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.
Графический тест «Кинетический рисунок семьи» удобен в применении, способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребёнком.
Интерпретация делится на три части:
· Анализ структуры рисунка;
· Анализ особенностей графических презентаций членов семьи;
· Анализ процесса рисования.
Материал: лист А-4, простой карандаш, ластик
Инструкция: «Нарисуй свою семью так, чтобы её члены были чем-то заняты».
2.1.2 Тест «Семейная социограмма»
Материал: бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм
Инструкция: «Нарисуй членов своей семьи в виде кружочков».
Интерпретация: для интерпретации теста используются следующие критерии оценки:
1. Число членов семьи, не попавших в площадь реальной семьи.
2. Наличие в круге реальной семьи самого автора.
3. Величина кружков, обозначающих членов семьи и самого автора.
4. Наличие в круге кружка персонажа, который к реальной семье официально не принадлежит.
5. Расположение кружков относительно друг друга.
2.1.3 Методика Рене Жиля
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, а также тестовых заданий. Её направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребёнка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Помимо качественно оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Отношение к определённому лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Шкалы:
1. Отношение к матери.
2. Отношение к отцу.
3. Отношение к матери и отцу как к родительской чете.
4. Отношение к братьям и сёстрам.
5. Отношение к бабушке и дедушке.
6. Отношение к другу (подруге).
7. Отношение к учителю (авторитетному взрослому).
8. Любознательность.
9. Доминантность.
10. Общительность.
11. Закрытость, отгороженность.
12. Социальная адекватность поведения.
Методика Рене Жиля не требует дополнительной модификации для детей с умственной отсталостью, нет необходимости в корректировке инструкции и изменения хода выполнения заданий. И.Н.Гильшева и Н.Д.Игнатьева подчёркивают, что тест Рене Жиля может быть использован для диагностики детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.
2.1.4 Методика «Лесенка для детей» (В.П. Ткачёва)
Материал: бланк с изображением лесенки.
Инструкция: «На верхней ступеньке лесенки находишься ты сам. Расположи на лесенке своих членов семьи и близких людей».
Интерпретация: при оценке результатов обращается внимание на то, каких членов семьи ребёнок разместил подле себя. Если он кого-то разместил на последние ступеньки, то это свидетельствует о неоднозначном негативном отношении ребёнка к этому члену семьи.
2.1.5«Тест-опросник родительского отношения - ОРО» (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Материал: опросник (см.Приложение № 1 )
Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются вопросы, на которые вы должны ответить «верно» или «неверно»».
Обработка:
Ключ:
1)принятие и отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.
2) кооперация: 6, 9, 21, 25,31, 33,34,35,36.
3) симбиоз: 1,5,7, 28, 32, 41, 58.
4)авторитарная гиперсоциализация: 2,19, 30, 48, 50, 57, 59.
5) маленький неудачник: 9, 11, 13, 17, 22, 23,28, 54, 61.
2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленно на оптимизацию детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью
Цель: составление коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию детско-родительского отношения у подростков с умственной отсталостью.
Предмет: изучение детско-родительских у подростков с умственной отсталостью.
Объект: детско-родительские отношения в семьях, имеющих умственно отсталых подростков.
Цель программы: оптимизация детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью.
Продолжительность: программа рассчитана на 10 занятий по 2 часа каждое
Форма занятий: групповые
Задачи:
1. Развить отношение партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком.
2. Улучшить понимание родителями собственного ребёнка, особенностей и закономерностей его развития.
3. Развить способности к эмпатии, к пониманию переживаний друг друга.
4. Выработать навыки адекватного и равноправного общения.
5. Укрепить уверенность родителей в собственных воспитательных возможностях.
6. Сформировать позитивную установку на отношение к окружающему миру.
№
|
Тема занятия
|
Цель занятия
|
Содержание
|
Оборудование
|
|
1
|
«Знакомство»
|
Знакомство участников друг с другом и с групповой формой работы, формирование чувства близости между родителями и детьми.
|
1.Начало занятия.
«Знакомство»
«Связующая нить»
2.Работа по теме занятия:
1) «Какая рука у соседа»
2) «Знакомство»
3) «Молекулы»
3.Работа со сказкой:
1)Сказка «Баржа»
2)Презентация
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
«Игра без правил»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
1) «Колокол»
|
Клубок, мяч,
|
|
2
|
«Мир детский и мир взрослый»
|
Осознание разницы между «миром» ребёнка и взрослого, что выражается в особенностях восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребёнка исходя из позиции самого ребёнка,
|
1.Начало занятия:
«Связующая нить»
2.Работа по теме:
1)«Подари улыбку»
2) «Цветок»
3) «Зеркало»
4) «Клеевой дождик»
3. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)»Игра без правил»
2) «Да-нет»
5.Домашнее задание.
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч
|
|
3
|
«Все мы чем-то похожи»
|
Развитие взаимодействия между членами группы, умения чувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств; налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1)танец на сплочение группы
2) «тень»
3) «Белые медведи»
4) «Упрямый»
4. Работа со сказкой (см.занятие 1)
4.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «машины»
5.Домашнее задание
6.Рефлексия
7.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч
|
|
4
|
«Почувствуй себя любимым»
|
Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Ласковое имя»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Аплодисменты по кругу»
2) «Паровозик»
3) «Мы тебя любим»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1)«Налаживание взаимоотношений»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч
|
|
5
|
«Путь доверия»
|
Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу; установление доверительных отношений между родителями и детьми, принятие друг друга, тактильный контакт.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай сигнал»
3)танец «Цветок»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Слепой и поводырь»
2) «Разведчики»
3)«Кошки-мышки»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Ёжик»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч
|
|
6
|
«Агрессия и гнев»
|
Развитие умения честно и открыто высказывать свои чувства обеим сторонам (родители и дети); работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Представь себя…»
3) танец «Святой Георгий»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Толкалки»
2) «Дракон кусает свой хвост»
3) «Ворвись в круг»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Только вместе!»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч
|
|
7
|
«Душевная погода»
|
Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми; раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Передай по кругу»
3) «Слепой танец»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Пятнашки»
2) «Кораблик»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Живые руки»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч, небольшая гиря, альбомные листы по количеству человек, кубики, небольшое одеяло.
|
|
8
|
«Жизнь Земли»
|
Развитие между родителями и детьми навыка действовать сообща, умения понимать намерения другого, физический контакт; формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков вербального общения, эмоциональной экспрессии.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Доброе животное»
3)Танец «Противоположности»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Найди свою пару»
2) «Белые медведи»
3) «Играем в животное»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Сиамские близнецы»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч, карточки с названиями животных; перевязочный бинт, бумага, мелки по количеству пар.
|
|
9
|
«Сделай себя счастливей»
|
Развитие партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком, умения отстаивать свои права, высказывать своё мнение, приобретение навыков равноправного общения, сознание чувства полноты жизни, ощущения счастья.
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2) «Комплимент»
3) танец «Распускающийся бутон»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Театр»
2) «Путаница»
4.Работ со сказкой
(см.занятие 1)
5.упражнения, способствующие установлению контакта между родителем и ребёнком:
1) «Скульптор и глина»
6.Домашнее задание
7.Рефлексия.
8.Ритуал прощания
|
Клубок, мяч, 2 альбомных листа, 2 маркера
|
|
10
|
«Все вместе!»
|
Подведение итогов
|
1.Начало занятия:
1) «Связующая нить»
2.Обсуждение домашнего задания.
3.Работа по теме:
1) «Рисунок-подарок»
2) «Общий рисунок»
4.Чаепитие
5. Ритуал прощания.
|
Клубок, мяч, цветные карандаши, альбомные листы по количеству участников
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|