бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение агрессивности младших подростков бесплатно рефераты

Раттер М. Помощь трудным детям., М., 1984

Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности.// Ананьевские чтения-97. СПб. 1997. С. 13-16.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18

Реан А.А. Изучение агрессивности личности.// Реан А.А. Психология изучения личности. Спб. 1999. С.216-251.

Реан А.А. Социализация агрессии.// Реан.А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб. 1999. С. 36-43.

Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. - М.: Логос, 2001.

Ротгенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Общение. Здоровье. - М.: Медицина, 1989.

Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Вопросы психологии. 1991 № 1 с.81-88

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростка. - М.-Воронеж, 1996

Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.

Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста: Методические рекомендации в помощь педагогам-практикам.- М., 1991.

Сироткин С.Ф. Агрессивность детей как объект педагогической диагностической оценки. /Автореф. канд. дисс. Ижевск. 1996

Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966

Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. Под ред. Дубровиной И.В.-М.,1987.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Мир, 1994.

Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция - Минск: Ильин В.П., 1996. 192 с

Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте.- Минск: НИО, 2004.

Хекхаузен Х. Агрессия. // Мотивация и деятельность. -М., 1986. Т. 1. С.365-405.

Холличер В. Человек и агрессия. М., 1975

Хухлаева О. Классификация нарушений // Школьный психолог. 2001. №41.

Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97. - СПб., 1997.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Люблинг - М.: Изд-во МГУ, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПРОСНИК АГРЕССИИ БАССА-ДАРКИ

ИНСТРУКЦИЯ: Ответьте "да" или "нет" на приведенные ниже вопросы.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим.

2. Иногда я сплетничаю о людях, которых я не люблю.

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.

5. Я не всегда получаю то, что мне положено.

6. Я знаю, что люди говорят обо мне за спиной.

7. Если я не одобряю поведение моих друзей, я даю им это почувствовать.

8. Когда мне случалось обмануть кого-либо, я испытываю мучительные угрызения совести.

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более хорошо, чем я ожидал.

15. Я часто бываю не согласен с людьми.

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, не отвечу ему.

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверью.

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

20. Если кто-то корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.

21. Меня немного огорчает моя судьба.

22. Я думаю, что многие люди не любят меня.

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.

25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.

26. Я не способен на грубые шутки.

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.

30. Довольно многие люди завидуют мне.

31. Я хочу, чтобы люди уважали меня.

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.

34. Я иногда бываю мрачен от злости.

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.

37. Хотя и не показываю этого, меня иногда гложет зависть.

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.

39. Даже когда я злюсь, я не прибегаю к сильным "выражениям".

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены.

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь.

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием.

44. Нет людей, которых я бы по-настоящему ненавидел.

45. Мой принцип: "Никогда не доверять чужакам".

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею.

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева.

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым не легко ладить.

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня.

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня.

55. Я дерусь не реже, чем другие.

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попадающуюся мне под руки вещь и ломал ее.

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорят правду, но теперь я в это не верю.

60. Я ругаюсь только со злости.

61. Когда я поступаю несправедливо, меня мучает совесть.

62. Если для защиты своих прав мне надо применить физическую силу, я применяю ее.

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу.

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.

65. У меня отсутствуют врачи, которые хотели бы мне навредить.

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.

67. Я часто думаю, что жил неправильно.

68. Я знаю людей, которые способны довести до драки.

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей.

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.

71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.

72. В последнее время я стал занудой.

73. В споре я часто повышаю голос.

74. Я стараюсь обычно скрывать плохое отношение к людям.

75. Я лучше с кем-либо соглашусь, чем стану спорить.

КЛЮЧ

1. Физическая агрессия: "да" -1,25,33,48,55,62; "нет" -9,17,41.

2. Косвенная агрессия: "да" - 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63; "нет" - 26, 49.

3. Раздражительность: "да" - 3, 19, 27, 35, 43, 50, 57, 64, 72; "нет" - 11, 69.

4. Негативизм: "да" - 4, 12, 20, 28; "нет" - 36.

5. Обида: "да" - 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58.

6. Подозрительность: "да" - 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59; "нет" - 65, 70.

7. Вербальная агрессия: "да" - 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73; "нет" - 39,66,74,75.

8. Чувство вины: "да" - 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНАЛИЗ РИСУНКА: ТИП ЖИВОТНОГО

Реально существующее -- интеллектуальное или эмоциональное нарушение; острая тревога; иногда психическое заболевание (с семилетнего возраста). Существовавшее раньше (например, динозавр) или существующее в культуре (например, дракон)-бедность воображения; низкий общекультурный уровень; иногда педагогическая запущенность (с семилетнего возраста). Сконструированное из частей разных животных, соответствующее стандартной схеме животного -- рационалистический, нетворческий подход к задаче. Целостное, построенное по стандартной схеме с головой, туловищем, конечностями -- художественный, но в целом стандартный подход к задаче. Построенное по оригинальной схеме, не напоминающее обычных животных -- творческий подход к задаче; низкая конформность. Сверхоригинальное, вычурное -- демонстративность; шизоидность. Человекообразное -- высокая неудовлетворенная потребность в общении; типично для подросткового возраста. Механическое, угловатое, машинообразное или включающее отдельные механические детали -- интровертность; аутизация; иногда шизоидность. С конечностями, направленными вовне -- экстравертность. Замкнутое, без конечностей или с конечностями, направленными к телу -- интровертность.

ДЕТАЛИ Избыток органов чувств -- тревожность.

* Глаза - отсутствуют --аутизация; астения; субдепрессия; иногда шизоидность; - пустые, без радужки и зрачков - астения; аутизация; иногда асоциальность; страхи (с шестилетнего возраста); - большие зачернененные или с зачерненной радужкой -- страхи;

* Форма грубо искажена -- невротическое состояние; асоциальность; иногда психическое заболевание.

* Уши, подчеркнутые нажимом или особо большие -- тревожность; иногда подозрительность, настороженность. * Зубы-- вербальная агрессия. * Голова на рисунке, в целом соответствующем схеме животного, - отсутствует -- импульсивность; иногда психическое заболевание;

- форма грубо искажена -- органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание;

- две или более головы -- иногда внутренний конфликт, противоречивые желания. * Толстый хвост -- высокая значимость сексуальной сферы. * Чешуя, панцирь -- потребность в защите, боязнь агрессии. * Иглы, шипы и т.п. -- защитная агрессия. * Острые рога, когти, клыки (вылезающие изо рта), острые наросты -- агрессивность. * Отсутствие ног, их недостаточное количество или явная слабость на рисунке, в целом соответствующем схеме животного или человека -- низкая бытовая ориентация, пассивность или неумелость в социальных отношениях. * Особо большие (толстые) ноги или их избыточное количество -- потребность в опоре, ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях.

* Крылья -- мечтательность, романтичность, склонность к компенсаторному фантазированию.

* Тело, покрытое густыми волосами -- значимость сексуальной сферы.

* Оружие, режущее, колющее или рубящее орудие -- агрессивность.

* Украшения: узор на шкуре, павлиний хвост, ресницы -- демонстративность. * Раны, шрамы -- невротическое состояние; иногда психическое заболевание.* Внутренние органы, анатомические детали, кровеносные сосуды, в частности, сосуды глаза -- ипохондрия, невротическое состояние; иногда психическое заболевание. * Половые органы, женская грудь, вымя или детали, напоминающие их по форме, независимо от того, как они названы -- высокая значимость сексуальной сферы.

ОПИСАНИЕ ОБРАЗА В ЖИЗНИ

* Соответствие рисунку -- показатель логичности мышления. * Несоответствие рисунку -- иногда нарушения логического мышления * Особо подробное, с идеализацией, указанием на красоту или исключительность животного -- демонстративность; склонность к компенсаторному фантазированию.

* Место жизни - изолированное (пещера, скалы, другая планета, космос) -- недостаток общения, чувство одиночества; - упоминание о трудной достижимости (непроходимая чаща, горы, в которых нет дороги) -- боязнь агрессии, потребность в защите; - экзотическое (остров Мадагаскар, заколдованный лес) -- демонстративность; - эмоционально неприятное (болото, грязь) -- невротическое состояние; низкая социализированность; иногда психическое заболевание. * Питание - явно несъедобные вещи (камни, стекло, металл) -- низкая социализированность, нарушения общения; - особо крупные объекты (горы, деревья, дома) или утверждение о том, что животное ест все, -- импульсивность; низкая социализированность; - люди -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность;

- подробное описание поедания жертв -- агрессивность; - эмоционально неприятная пища (червяки, грязь, слизь) -- невротическое состояние; иногда психическое заболевание;

- кровь, отдельные части и органы живых существ (сердце, мозг) -- невротическая агрессия;

- не питается ничем или питается воздухом, энергией -- интровертность; иногда шизоидность.

* Любимое или наиболее обычное занятие : - играет, гуляет, развлекается -- прямая проекция своих желаний; - постоянно занято поисками пищи -- ощущение трудности и однообразия жизни; - ломает деревья, топчет дома -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность; иногда психическое заболевание; - много спит <-- усталость; астеническое состояние. * Друзья - отсутствуют -- чувство одиночества; - все окружающие, без конкретизации -- высокая неудовлетворенная потребность в общении; - злые, агрессивные персонажи (акулы, крокодилы, драконы) -- негативизм; асоциальность или антисоциальность; агрессивность. * Враги - большое число или полное отсутствие -- боязнь агрессии; - все окружающие -- негативизм; асоциальность или антисоциальность.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ 2

* Описание способов защиты от опасности; указание на гигантский ее размер -- тревожность, боязнь агрессии.

* Особо длинный перечень страхов; страхи, нетипичные для животных (темнота, смерть, насекомые) -- страхи, невротическое состояние.

* Тема размножения -- значимость сексуальной сферы.

* Бесполые формы размножения -- напряженное, внутренне конфликтное отношение к сексуальной сфере.

* Желания: - иметь друзей -- недостаток общения;

- не иметь врагов -- боязнь агрессии; иногда настороженность, подозрительность;

- чтобы его не боялись -- боязнь агрессии; - стать обычным животным, стать человеком -- эмоциональный дискомфорт, связанный с ощущением своего отличия от окружающих;

- стать больше по размеру -- ощущение своей малой значимости; боязнь агрессии, потребность в защите.

Ключ к тесту

1. Прежде всего нужно оценить положение рисунка на бумаге. Чаще всего его располагают по средней линии вертикально поставленного листа. Именно такой выбор соответствует среднему, нормальному человеку. Он показывает нормальную самооценку, удовлетворенность отношениями с окружающими людьми и своим социальным положением.

Если ваш рисунок находится ближе к верхнему краю листа, с уверенностью можно сказать, что ваша самооценка высока (причем чем выше рисунок, тем выше самооценка). Вы - человек амбициозный, недовольный своим положением в обществе и стремящийся его изменить, разумеется в лучшую сторону. Для вас очень важны собственное самоутверждение и самореализация. Вы довольно болезненно реагируете на мнение окружающих, и ваше настроение сильно зависит от их признания вашей особы. Если вы нарисовали своего зверя ближе к нижнему краю листа, отметьте неуверенность в себе. Себя вы оцениваете гораздо ниже, чем в действительности заслуживаете. Вы - человек нерешительный, легко впадающий в депрессию и подавленное состояние. Поскольку вы давно махнули на себя рукой; то о стремлении улучшить свое социальное положение, самоутвердиться, доказать всем, что вы многого стоите, говорить не приходится.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11