бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Изучение агрессивности младших подростков бесплатно рефераты

3. Во время неприятного разговора, "наезда" аналогично зафиксируйтесь на ближайшем предмете и делайте едва заметные движения головой. Вы почувствуете, что собеседник где-то там, вдали от Вас, что-то делает, что-то говорит, а Вы в некой сфере. Если сделают замечание, что Вы его не слушаете, Вам нужно слегка повернуть к нему голову, вежливо продемонстрировав свое внимание, а взгляд и внимание оставить на выбранном предмете.

Упражнения по релаксации. "Защитное дыхание". При регулярном применении успокаивает практически в любой напряженной, стрессовой ситуации.

Кончик языка расположите позади передних верхних зубов и держите его там все время проделывания упражнения.

На счет "раз-два-три" сделайте вдох через рот, сквозь зубы.

На счет "четыре-пять-шесть" неслышно выдохните носом.

Задержите дыхание на счет "семь" и вдохните ртом на счет "восемь".

Таких дыхательных циклов нужно проделать 5-7.

Конструктивное управление гневом. Лучший из способов справиться с собственным гневом - это не дать ему разжечься внутри нашего сознания. Но при этом необходимо принимать во внимание следующее:

1) Объективно ли я смотрю на происходящие события, осознаю ли я вероятности того или иного их исхода для меня?

2) Хочу ли я для себя душевного покоя?

3) Решит ли мои проблемы то, чего я хочу достичь?

4) Как я могу избежать беспокойства, чувства вины и т.д.?

Успокаивающее размышление. Помимо мыслей, способных нас разгневать, существуют мысли, которые помогают контролировать ситуацию:

а) "Никто не сможет заставить меня сделать это", "Я выбираю, как мне поступать в этой ситуации" и т.д.

б) "Я не Бог, чтобы заставлять людей думать и поступать так, как мне того бы хотелось" и т.д.

в) "Интересно, что думает и чувствует этот человек, когда он поступает таким образом?"

г) "Я могу ударить его, но мне этого не нужно, ведь я могу очутиться в тюрьме. Зачем мне это?"

Концентрировать свое внимание на подобных мыслях вместо мыслей, вызывающих гнев - эффективный способ управления гневом. Таким образом, гнев - это сильная эмоция, враждебность, которая во многом зависит от внутренних установок и убеждений человека. Поэтому управлять собственным гневом можно путем рационального, позитивного мышления.

5 выпускных клапана для гнева. 1. Устранитесь от ситуации. Это проблемно-ориентированная стратегия, которая создает дистанцию между Вами и тем, что вызывает Ваш гнев. Это даст возможность остыть и большей эффективностью воспользоваться техникой глубокого дыхания и позитивными превозмогающими утверждениями. Не менее важно то, что выход из ситуации предохранит Вас от импульсивных или агрессивных действий, которые могут усугубить ситуацию. 2. Выполняя упражнения, гоните гнев прочь. Ходите, бегайте или выполняйте любые другие физические упражнения, которые Вам лучше всего подходят, чтобы попытаться разрядить сдерживаемое возбуждение. Упражняйтесь, пока не устанете, и пока не отступят гневные чувства.

3. Изометрические упражнения. Если не имеете возможности выйти из ситуации и заняться упражнениями, попробуйте изометрические упражнения. Упритесь руками в стену и толкайте изо всех сил, пока мышцы не обессилят. 4. Вопите и кричите. В буквальном смысле слова, сколько хватит воздуха в легких, пока не выбьетесь из сил. Но вопите и кричите на себя (например, в спальне или ванной), а не на кого-то еще. 5. Бейте подушку. Если рассердились настолько, что чувствуете потребность кого-нибудь ударить, отправляйтесь в спальню и выбейте дух из подушки. Возьмите полотенце и лупите постель, пока не устанете.

Рекомендации родителям по общению с агрессивным подростком:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям подростка.

2.Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Показывайте подростку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы "мести".

3. Быть последовательным в наказаниях подростка, наказывать за конкретные поступки. Четко разделять санкции и наказания.

4. Наказания не должны унижать подростка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Дайте возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать "портрет" его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознанию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар подростка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Организовать занятия спортом, прежде всего плавание.

Техники эффективной коммуникации

1. Техника эмпатического («активного») слушания. Предоставление обратной связи о его чувствах, переживаниях эмоциональных состояниях.

Невербальные компоненты: доброжелательная открытая поза, контакт «глаза в глаза» на одном уровне с подростком. Вербальные компоненты:

· Повторение «слова в слово»

· Перефразирование (что подросток хотел сказать?)

· Обозначение эмоционального состояния

2. Техника эффективной похвалы. Критерии эффективной похвалы:

· Не должна содержать сравнения со сверстниками

· Не должна содержать прямой оценки личности подростка. Содержит реалистическое описание действий, его усилий, результатов действий.

· Похвала должна содержать критерии оценки и создавать возможности для формирования позитивной Я-концепции.

· Похвала должна содержать описание чувств взрослого.

3. Техника введения запретов и ограничений. Содержание запретов и ограничений:

· Физическая и личностная безопасность подростка

· Сохранность оборудования

· Постоянство времени и места занятия

Ограничений должно быть немного, они предъявляются в ясной и понятной словесной форме, имеют тотальный императивный характер и предъявляются безлично («Драться нельзя»)

4. Техника «Я - высказывание» Цель «Я-высказывания» - не вежливость и мягкость (но и не грубость), а ясность и прямота.

1. Объективно описать событие (ситуацию) без эмоционально окрашенных выражений и без своего истолкования: «Когда на меня поднимают голос…», а не «Когда ты на меня орешь…» или «Когда ты хочешь меня унизить...»

2. Описать свою реакцию (когда мы говорим «Я», мы находимся на безопасной почве):

Эмоциональная реакция: «Я обижена», «Я рассержена», «Я чувствую себя забытой».

Описание поведения: «Я ухожу в себя», «Я решаю все делать сам», «Я начинаю кричать на тебя».

Реакция, которой вы сопротивляетесь: «У меня появляется желание избегать тебя», «Мне хочется просто выйти», «Мне хочется бросить все это».

Неправильно: осуждать других: «Я из-за тебя это уронил», «Ты меня расстроил».

3. Высказывать свои пожелания: «Мне хотелось бы…», - не формировать их как требования. Когда мы говорим другим, что они должны сделать что-то, они зачастую противятся этому. Если они не чувствуют свободы выбора, они могут сопротивляться нашим предложениям. Однако мы уведомили их о нашей позиции.

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов.

5. Физическая и личностная безопасность ребенка

6. Можно добавить какое-то объяснение, т.е. дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы и ее последствий для нас: «Потому что…». Так другим легче понять нашу точку зрения, и они начинают содействовать нам.

Правила обратной связи:

п/п

Правила обратной связи

Так делать не стоит!

А вот так -эффективно!

1.

Результативность обратной связи будет гораздо выше, если говорить партнеру не о свойствах его личности, а о поведенческих проявлениях и реакциях, которые вы отследили.

« Ты какой-то неуравновешенный,

нервничаешь вечно!»

«Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал урок».

2.

Эффективнее говорить о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым пришли в ходе своих рассуждений

«Ты что кричишь, думаешь, я не справедливо тебя оцениваю!»

«Ты сейчас очень громко говоришь!»

3.

Не стоит оценивать поведение другого человека, поскольку, во-первых, ваша шкала оценки того или иного поступка не обязательно является идеальной, а во-2ых, в обратной связи вы высказываете свое отношение, а не интерпрети-руете поведение другого.

«Только бездельники и дураки списывают на контрольной».

«Мне не приятно видеть, как ты списываешь».

4.

В обратной связи необходимо избегать таких обобщающих категорий как «всегда», «никто»,

«никогда», «ничего» и т.д., лучше использовать такие высказывания как «В большей или меньшей степени». Поскольку утверждение «никто и никогда» чаще всего действительно не имеет под собой основания, таким образом, обратная связь превращается в огульную критику. В такой фразе собеседник прочитает надменность, несправедливость и непонимание, таким образом, цель обратной связи не будет достигнута, а ваш собеседник будет чувствовать себя некомфортно и обижено, на что у него будет полное право.

«Ты всегда не умел объяснять материал, никто ничего не понял».

«Я думаю, что ты объяснял сложными фразами».

5.

В обратной связи следует касаться тех ситуаций и того поведения, которые имели место в данный момент или вне далеком прошлом. Использование намеков на прошлые дела и события, о прошлых ошибках и оплошностях, может вызвать только негативные эмоции и не приведет к конструктивному выводу и решении ситуации

«Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь, на прошлой неделе, как со мной разговаривал…»

«Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно».

6.

В центральном послании необходимо выделять то, что может быть важно для партнера, то, что поможет наладить взаимодействие, а не то, что дает разрядку коммуникатору, возможность не просто выплеснуть эмоции.

«Я тут целых пол часа распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой разговаривать можно!»

«Мне, конечно, не просто, но важно, чтобы мы друг друга выслушали»

7.

Для того чтобы у человека,

воспринимающего обратную связь была возможность осмыслить, понять и присвоить информацию, необходимо дозировать её, иначе большой поток только вызовет хаос и увеличит непонимание друг друга

Говорить сразу о многих аспектах взаимодействия, особенно эмоцио-нально значимых для получателя обратной связи - не эффективно.

Лучше сказать достаточно сжато и о главном.

8.

Стоит выбрать время и место трансляции обратной связи. Партнер должен быть в состоянии адекватно воспринимать всё, что ему хотят сказать. Если он занят другими важными для него делами, думает о предстоящей встрече или о том, что должно вскоре случиться - это затмит его восприятие возможно важной для него обратной связи.

«Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…»

«Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой»

9.

Соблюдайте баланс между положительной и отрицательной оценкой. Начинать следует с «хорошего». При этом критика не должна перевешивать похвалу (помните, как кот Матроскин сказал: «поздравляю, Шарик, ты - балбес»). Помните, что неискренняя или беспричинная похвала приносит больше вреда, чем пользы. Использование похвалы как дальнейшей манипуляции обычно распознается собеседником и создает угрозу доверию.

«Ты конечно молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки».

«Ты действительно написал интересное сочинение. Единственное, над грамматикой следует ещё поработать».

Однако все перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения подростка. Прежде всего необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности - трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, - важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности. Терпение и внимание к подростку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.

Выводы по главе 3

Итоговая агрессивность по субшкалам методики Басса - Дарки позволила объективно оценить развитость агрессивности в различных ее проявлениях.

Взятая изолированно, сама по себе, в отрыве от личностного контекста, агрессивность вне зависимости от ее выраженности не способна объяснить причины и характер поведения субъекта в конкретной ситуации. В то же время повышенная агрессивность в совокупности с другими характеристиками межличностного взаимодействия, входящими в данный блок, может являться фактором, повышающим вероятность открытого проявления агрессии в конфликте

Для выявления взаимосвязи между уровнем агрессивности и социальным статусом индивида в подростковых группах была проведена социометрия. Сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек с повышенным уровнем агрессивности показывает, что у мальчиков и девочек индекс агрессивности превосходит индекс враждебности. При этом индексы агрессивности мальчиков и девочек практически равны, а индекс враждебности девочек превалирует над индексом враждебности мальчиков. По отдельным шкалам агрессивности и враждебности значимые различия наблюдаются в раздражительности. Степень враждебности, обиды девочек превосходит степень враждебности, обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек превалирует над степенью выраженности подозрительности мальчиков.

По остальным шкалам различия незначительны. Таким образом, анализ средних значений агрессивности позволяет утверждать, что у этой категории испытуемых агрессивность более выражена, чем враждебность, при этом мальчики и девочки агрессивны практически одинаково, а враждебность больше у девочек. При этом девочки более обидчивы, подозрительны и раздражительны.

Вместе с тем наблюдается опосредованная физической агрессии положительная корреляционная связь индекса агрессивности с результатами проективной методики «Рисунок несуществующего животного». Следует отметить, что успеваемость отрицательно коррелирует с методикой «РНЖ». Данное обстоятельство позволяет утверждать: непосредственным и единственным психологическим коррелятом агрессивности у девочек с повышенным уровнем агрессивности является вербальная агрессия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11