бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование личности бесплатно рефераты

В последнее время наиболее крупные разработки в теории интеракционализма связываются с именем Э Гоффмана (1922-1982), чьи взгляды занимают промежуточное положение между чикагской школой и “ролевой” теорией. Свою концепцию он часто называет “драмматургическим подходом”, что выражается в следующей аналогии: роли - эксектации, которые другие имеют относительно нашего поведения в определенных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем. Он уделял большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим “представлением” Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретиче-ская социология. - СПб,1996. С.207.. Все аспекты жизни - от глубоко личных до общественных - описываются в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы и т.п. Таким образом, Э.Гофман описывает процесс интерпретации “Представления своего “Я” другим”, исходя из мидовских построений о “Я” и “Мое”.

Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое нача-ло личности.

2.2. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда

Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль.

Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о человеке, представляющее собой совокупность разнопорядковых концепций о природе и сущности человека, его психике, формировании, развитии и структуре личности, причинах и механизмах деятельности и поведения человека в различных социальных общностях.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально прису-щие человеческое организму.

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе фор-мирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода био-логические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом чело-веке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), кан-нибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. Фрейд нас-таивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных пред-ков.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуаль-ный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции/ Фрейд 3. “Я” и “Оно”. Труды разных лет. Кн.1. - Тбилиси. 1991, с. 380..

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бы-тия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность раз-личных социальных групп, народов и государств.

Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта яв-ляется всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

Концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Вместе с тем, Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях он говорил о либидо как о меняющейся коли-чественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов Фрейд 3. “Я” и “Оно”. Труды разных лет.Кн.II. - Тбилисси,1991, С. 82.. В других утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в ко-нечном результате составляет только продукт дифференциации энер-гии, действующей вообще в психике.

Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно ис-кать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представ-ляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно, или Ид), представленный бессознательными импульсами и “родовыми воспомина-ниями” , средний слой (Я, или Эго) и верхний слой (Сверх-Я, или Су-пер-Эго) - нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои - Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая невротический тип поведения. По-скольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся чело-веческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза История социологии: Учебное пособие./ под общей ред. А.Н.Елсукова. Мн: Высш. шк., 1997., С. 94..

Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, - наиболее важная роль в формировании и жизнедеятель-ности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения сво-их пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основ-ным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, “завершается инфантиль-ная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одо-леть Эдипов комплекс, кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом” Там же. С.95..

Таким образом, Эдипов комплекс является, по Фрейду, базисом человеческого бытия, в то время как три сферы личности находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние на функциональную деятельность друг друга. Одно из важнейших отношений такого рода - взаимоотношение “Оно” и “Я”.

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами” (“механизма-ми защиты”), образовавшимися в результате эволюции человека. Важ-нейшими из неосознаваемых “защитных механизмов”, призванных обеспе-чить известную целостность и стабильность личности в условиях конф-ликта противоречивых импульсов и установок, Фрейд считал “сублима-цию” (процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в различные формы деятельности, приемлемые индивидом и обществом), “вытеснение” (бессознательное устранение индивидом мотивов своих действий из сферы сознания), “регрессию” (переход на более примитив-ный уровень мышления и поведения), “проекцию” (неосознанное пере-несение, “приписывание” собственных ощущений, представлений, жела-ний, мыслей, влечений и зачастую “постыдных”, бессознательных стрем-лений другим людям), “рационализацию” (бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения даже в тех случаях, когда они иррациональны), “реактивное образование” (изменение неприемлемой для сознания тенденции на более приемлемую или противоположную), “фиксацию поведения” (тенденцию “Я” к сохране-нию апробированных, эффективных стереотипов поведения, известное изменение которых может привести к патологическому навязчивое стремлению к повторениям) и др. История социологии (Под общ.ред. А.Н.Елсукова и др. - Минск: Высш.шк., 1997, с.95.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции,

Придавая важное значение всем сферам личности и механизму их взаимодействия, Фрейд вместе с тем стремился увязать с теорией лич-ности многие свои гипотезы и концепции. Примером тому могут служить его концепции творчества и учение о характерах, которые дейст-вительно согласуются с его конструкцией личности и дополняют ее.

Отметим, что значительное влияние на дальнейшее развитие сов-ременной психологии и социологии личности оказали и примыкающие к психоанализу психосоциологические теории А.Адлера, К.Юнга, К.Хорни, Г.Салливена, Э.Фромма и других. Концепции этих исследователей получили наз-вание неофрейдистских, так как все они так или иначе опирались на идеи З.Фрейда. Например, А.Адлер (1870-1937), социологизируя психо-анализ в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции (“Оно”, “Я” и “Сверх-Я”) и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом по-ведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо История социологии (Под общ. ред. А.Н.Елсукова,с.221-222..

К. Юнг (1875-1961), познакомившись с теорией Фрейда, во мно-гом поддержал его воззрения. Он активно разрабатывал психоаналитические идеи и пытался применить их на практике Юнг К. Архетип и символ. - М.,1991.. В дальнейшем Юнг отошел во многом от традиционного психоанализа и предложил свою довольно сложную структуру человеческой психики, по его мнению она состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, кол-лективного сознания, личного бессознательного и коллективного бес-сознательного. Под “коллективным бессознательным” Юнг понимал “разум наших древнейших предков, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа”.

Среди идей Фрейда, подвергшихся основательной критике со сто-роны К.Хорни (1885-1952), были, в частности, такие фундаментальные элементы его учения, как теория инстинктов, Эдипов комплекс, кон-цепция либидо и др. Но наиболее остро Хорни критиковал Фрейда за чрезмерное подчеркивание биологического происхождения психических явлений и за игнорирование им “культурных факторов”. По мнению Хор-ни, к глобальным принципам, управляющим человеком, обуславливающим его поведение, относятся стремление к безопасности и реализация соб-ственных желаний История социологии (Под общред.А,Н.Елсукова,с.227..

Философ, психоаналитик и социолог Э.Фромм (1900-1980), прек-расно осознавая новизну и важность идей Фрейда для развития соии-ального познания, осуществил наиболее впечатляющую реформацию пси-хоаналитического учения, которая в значительной мере содействовала росту популярности как собственно психоанализа, так и психосоциологических доктрин Там же, с.229..

Исследуя роль психических факторов в деятельности личности, в различных социальных процессах, Фромм критически переосмыслил ряд принципиальных положений теории Фрейда. Отвергая как миф тезис о “неизменной человеческой природе”, Фромм утверждал, что в ходе эво-люции человек частично утрачивает “непосредственную инстинктивную основу” и обретает новые качества, обуславливаемые социальной сре-дой.

Фромм считал, что “самые прекрасные, как и самые уродливые наклонности человека не вытекают из фиксированной, биологически обусловленной человеческой природы, а возникают в результате соци-ального процесса формирования личности... Человеческая натура - страсти человека и тревоги его - есть продукт культуры...” Фромм Э. Бегство от свободы. - М. ,1990,с.21..

В результате самостоятельного исследования истории человече-ского общества Фромм пришел к выводу о существовании рада социаль-ных характеров людей, представляющих собой ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отли-чие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры. Согласно учению Фромма “социоэкономическая струк-тура общества формирует социальный характер своих членов таким об-разом., что им хочется делать то, что они должны делать” Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1986, с. 156.

.

Пожалуй никто из неофрейдистов не уделял столь большого вни-мания анализу положения личности на различных этапах эволюции чело-веческого общества, как Фромм, что в значительной мере содействова-ло обогащению его учения.

Для думающей части населения в современной России Фромм, как мыслитель и гуманист, интересен своими подходами к опенке кризиса нынешнего западного капиталистического общества и путей его преодо-ления. Приложив значительные усилия для осознания и развенчания ря-да опасных социальных иллюзий, Фромм пришел к выводу, что причины кризиса предопределены экономическими и психологическими противо-речиями самой индустриальной системы. Отдавая должное ее разнооб-разным достижениям, Фромм вместе с тем критически проанализировал великие обещания и большие надежды на безграничный прогресс, кото-рые были характерны для ряда поколений индустриальной эпохи. Вывод Фромма был однозначен: большие надежды на достижение материального изобилия, неограниченной личной свободы, счастья для наибольшего количества людей и господства над природой потерпели крах. Цивили-зация оказалась на грани самоуничтожения.

Неофрейдистские доктрины явились прямым следствием идей. и кон-цепций З.Фрейда, в чем состоит его огромная заслуга перед наукой.

2.3. Поведенческая концепция личности

В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло-гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо-средственные контакты между индивидами). Существенным элементом его социологии стала теория социального поведения. Мы уже упоми-нали выше некоторые аспекты данной теории, теперь рассмотрим ее более подробно.

Новое понимание природы и сущности социального поведения объ-ясняется Хомансом таким образом: “Социальное поведение представляет собой обмен ценностями (как материальными, так и нематериальными, например знаками одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получить много и от них, и люди, которые получа-ют многое от других, испытывают с их стороны воздействие, направ-ленное на то, чтобы последние могли получить многое от первых. Та-кой процесс оказания влияния имеет тенденцию к обеспечению равнове-сия или баланса между обменами” Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М., 1984, С.90..

Хоманс сформулировал тезис о двух уровнях поведения, назван-ных им субинституциональным (парные непосредственно-личностные от-ношения) и институциональным. Первый - основа второго. При этом со-циальное поведение как обмен присуще обоим уровням. Некоторое раз-личие между ними, по Хомансу, состоит в том, что в сложных органи-зациях деятельность регулируется не первичными, а более сложными по своему характеру вознаграждениями, и в том, что сами процессы обмена “вознаграждающей” деятельностью становятся более опосредо-ванными. Все большую роль начинают играть социальные нормы. Следовательно, сложные социальные организации образуют равновес-ные системы, стабилизирующиеся путем институционализации общей нормативной структуры Новые направления в социологической теории. - М., 1978, с.84..

Объяснение социального поведения через обмен в версии Хоманса оказалось недостаточно корректным по ряду параметров. Как отмечалось в ряде критических работ История социологии (Под ред. А.Н.Елсукова и др. - Мн.,1997, с.240-241., осталось непонятным, как действу-ющий индивид использует “внешние символы” (в том числе структурную информацию о профессии, возрасте, доходе) в ходе прямых обменов с другими. Точно так же Хоманс не объясняет, каким же образом в ходе взаимодействия индивид делает заключение о том, что проис-ходит. Не смотря на это, в целом в современной западной социологии учение Хоманса по-нимается и трактуется для исследования традиционных социологических проб-лем и пользуется определенным влиянием.

Выделим пять основных положений, которые объясняют, как счи-тает Хоманс процесс обмена между индивидами.

Первое положение - положение успеха - состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится произво-дить это действие.

Второе положение - положение стимула - описывает отношение между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, кото-рое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула, или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.

Третье положение - положение ценности - заключается в том, что чем более пенно для личности достижение определенного резуль-тата, тем больше она будет стремиться произвести действие, направ-ленное на его достижение.

Четвертое положение - положение “насыщения-голодания” - ис-ходит из того, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее пенным будет для нее повторение подоб-ной награды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7