бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Формирование личности бесплатно рефераты

На юношеском этапе (13-19 лет) - на этом “сложном”, “трудном”, “переходном” периоде своей жизни - подростки и молодые люди приоб-ретают значительно более широкие знания, завершают формирование фундамента своей личности. В этот период могут возникнуть парал-лельные системы ценностей и взгляды на мир, которые несут разные агенты социализации: родители, школа, сверстники и т.д.

На стадии зрелости, расцвета активности человеческой личнос-ти, которая начинается у каждого по-своему, в зависимости от обсто-ятельств личной жизни и окружающей обстановки, обретается экономи-ческая. социальная и морально-психологическая самостоятельность индивида, его политическая зрелость.

Главное на данной стадии социализации - приобретение и осво-ение социальных статусов и социальных ролей, их активная реализация. В процессе социализации в зрелом возрасте возможны срывы и кризисы, что обычно связано с серьезными переменами в жизни человека. Тог-да может возникнуть потребность в ре социализации, то есть потреб-ность в усвоении новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Для “переходных обществ”, каким является в настоящее вре-мя Россия, характерна главным образом потребность в ресоциализации. Вместе с тем, потребность в ре социализации может возникнуть у ин-дивида на каждом этапе жизни, независимо от общественного устрой-ства.

Завершается процесс социализации на этапе старости, которая нередко довольно тяжело переживается людьми, особенно одинокими.

Социализация личности происходит в основном на базе группово-го опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и ценности социальной группы и всего об-щества. Однако нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой личности.

Социальная жизнь сложна и многообразна в том смысле, что она включает в себя не только стабильное, спокойное, правильное, нор-мальное ее течение, но и отклонения от него. особенно если мы рас-сматриваем особенности жизнедеятельности индивида в “кризисном” об-ществе. Это находит свое выражение в отклоняющемся от нормы (девиантном) поведении людей и аномии общества.

Социологическое объяснение девиации учитывает в первую очередь социальные и культурные факторы. Подробно суть этого объяснения можно найти в трудах Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Исследователи выде-ляют две главные мысли: “социальная дезорганизация” обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу (Э.Дюркгейм); причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (Р.Мертон). Эти положения считаются сегодня общепринятыми в соци-ологии. Социология./Под общ. ред. Э.В.Тадевосяна.с.180-181.

Процесс социализации на каждом историческом этапе имеет свою специфику. В процессе эволюции общества соответственно меняются представления как о самом обществе, так и положении индивида в нем. Об этом говорят многие современные социологи. Сегодня большинство из них констатируют конец веры в прогресс. Предпосылка о позитив-ном развитии заменяется структурным анализом, прежде всего анали-зом социальной дифференциации, организационных зависимостей, ролевых структур. Такой подход мы находим у Н.Лумана Теория общества. Сборник //Под общ. ред. А.Ф.Филиппова. - М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 1999,с.198.. Он отмечает, что появляется возможность отказаться от сосредоточенного на хозяйстве (“политэкономического”) понятия общества, которое было в ходу с конца ХУШ века. Начало этому было положено спором между сторонни-ками идей о преимущественно материальной (экономической) и преиму-щественно духовной (культурной) детерминации общества. Одновремен-но положение индивида в обществе становится центральной проблемой, обращение к которой позволяет судить об обществе скептически и уже не оценивать его безоговорочно как прогрессивное. Такие понятия как “социализация” и “роль”, указывают на потребность в теоре-тическом опосредовании “индивида” и “общества”. Различие “индивида” и “общества” оказывается, наряду с историческим различием, основа-нием для (построения) теорий Там же..

Таким образом, кардинально меняются подходы социологов к объяснению понятия общества, индивида в обществе, социальных процессов.

Р.Парк уже размышляет от “экологии человека”, что также сви-детельствует о переосмыслении взаимосвязанной системы “общество-человек”.

Парк пишет, что в человеческих сообществах действует, как и в сообществах растений и животных, принцип господства. Так назы-ваемые естественные или функциональные области городского сообщества - например, трущобы, район доходных домов, центральные торговые ряды и центральный район банков - каждый из этих рай-онов обязан своим существованием непосредственно фактору господства, и опосредованно - конкуренции Парк Р. Экология человека//Теория общества. Сборник (Под общ. ред.А.Ф.Филиппова,с.391..

По мнению ученого, культурное сообщество развивается сходным с биотическим сообществом образом, однако, несколько сложнее. Изоб-ретения, равно как и внезапные катастрофические изменения, види-мо, имеют более важное значение для появления циклических измене-ний в культурном сообществе, нежели в биотическом. Но сам принцип появления изменений в сущности тот же Там же..

В человеческих обществах, в отличие от сообществ животных, конкуренция и индивидуальная свобода ограничиваются обычаем и консенсусом на каждом уровне, следующим за биотическим.

Человеческое общество повсюду является организацией контро-ля. Его функция состоит в том, чтобы организовывать, интегрировать и направлять усилия составляющих его индивидов. По мере раз-вития общества контроль все более распространяется и усиливается, свободная коммерческая деятельность индивидов ограничивается, ес-ли не законом, то нравами. Там же. С. 399.

Получается, что прогресс способствовал ужесточению контроль-ных функций общества. Хотя в России в силу объективных причин дан-ный факт еще не осознается.

Россия переживает социальный, демографический, экологический и духовно-нравственный кризисы. Распадаются вертикальные управлен-ческие связи, экономические и межличностные отношения. Падает уро-вень жизни, происходит резкое расслоение общества, деформированы традиционные институты социализации и культурной преемственности, разрушены базовые духовно-нравственные основы социального бытия. Нарастание бездуховности влечет за собой внутреннюю нестабильность.

Социальная сфера характеризуется кризисом систем образова-ния, воспитания, социального обеспечения, здравоохранения и т.п., массовой безработицей, появлением миллионов беженцев, бездомных, разгулом преступности, алкоголизма, наркомании и проституции, и прежде всего - за счет молодежи.

Из всех дефектов социализации наиболее социально опасны име-ющие место дефекты социализации в семье.

Уникальность сегодняшней ситуации в России состоит в том, что взрослеющая молодежь включается в становящийся рынок. Это ус-ложняет процесс социализации и адаптации молодых людей. Ее соци-альный опыт первичен и в том смысле, что старшему поколению за-частую нечем “поделиться”, более того, оно пытается навязать молодым и псевдорыночный опыт, что обостряет межпоколенческие отно-шения. Общество вынуждает молодежь лавировать между нормами про-тивоположных типов экономики. Такое лавирование - серьезнейшее противоречие социализации современной молодежи. Важно и другое: сегодня в адаптацию к рынку включено все население страны, ранее усвоенные образцы поведения не способствуют достижению успеха. Здесь у молодых людей определенные преимущества.

В российском обществе в настоящее время фактически отсутству-ет общественно одобряемая модель социального поведения. Этому по-ложению в немалой степени способствовали как слабости современной социологической теории вообще Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк-туре и человеческое действие: объяснение в социологии и социаль-ной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова,с.73., так и российской социологической теории, в частности. Это очень важный момент и мы особо подчерки-ваем его значение.

В преобладающем ныне в общей социологии типе теоретизирова-ния совершенно отсутствует или считается второстепенным стремление объяснять. Весьма слаб интерес к вопросам типа: “Почему эти люди действуют таким образом? Почему данный социальный порядок изменя-ется именно таким образом?” Объяснить нечто - значит дать правдо-подобное обоснование того, почему в данной ситуации, в которой су-ществовала по крайней мере еще одна возможность, актуализировалось именно это нечто Терборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в струк-туре и человеческое действие: объяснение в социологии и социаль-ной науке//Теория общества (Под общ.ред.А.Ф.Филиппова С.75..

Рассматривая проблему преобразований в России и кризис соци-ализации, можно задаться вопросом; “Почему “сверху” начались имен-но рыночные преобразования?”, “Кому выгодна нестабильность в со-циальной сфере?” и т.д.

Подводя итог, осуществим хотя бы приблизительную оценку опи-санным процессам. Важно при этом определить, какое воздействие они оказывают на процесс формирования личности ребенка, затем молодо-го человека, а затем уже следующего поколения, по отношению к ко-торому они будут отцами и матерями, в каком соотношении они ока-жутся с теми законами, по которым осуществляется процесс формиро-вания личности.

1. Можно считать, что происходящие перемены окажут весьма травмирующее воздействие на ценностный мир всего нынешнего и последующего поколений.

2. Наиболее существенным будет урон. нанесенный ценностному миру той молодежи, которая характеризуется ослабленными связями с семьей, довольно значительными задержками социального развития, малой успешностью в системе образования.

3. Наличие проблемы идентификации и социально-культурной ин-теграции молодых людей.

4. Следует ожидать усиление воздействия на ценностные струк-туры молодежи национального фактора.

5. В случае дальнейшего неблагоприятного развития экономики страны возможно “слияние” экономического, политического и нацио-налистического факторов с ярко выраженной прототалитарной и анти-кавказской направленностью.

6. Значительное воздействие на ценностные структуры оказыва-ет экономический фактор: чем ниже уровень материального обеспече-ния, тем выше требования “крепкой руки”, и, наоборот, с его повы-шением - выше ценность свободы.

Необходимо, чтобы общество строго соблюдало законы развития личности.

До тех пор, пока в России не сформируются постиндустриальные ценности на идейном, поведенческом и материальном уровне, в обществе будет в массовом порядке присутствовать и воспроизводить-ся социальная аномия. Корни социальной патологии, отягощающей проблему кризиса, в конечном счете уходят в отсутствие доброволь-но признаваемой системы ценностей, на основе которых в странах, перешедших или переходящих к постиндустриализму, создается меха-низм эффективного социального контроля.

Итак, формирование и развитие личности - очень актуальная проблема современной социологии (в частности, для решения проблем отечественной социологии). Это связано с тем, что по экономическим, политическим, социальным причинам в России в настоящее время наблюдается кризис социализации. А социализация является ас-пектом формирования и развития личности. Для разрешения этого кризиса на практике необходима твердая теоретическая научная база (в социологии).

Кроме того, изучение личности является попыткой ответить на фундаментальный вопрос социологии, который заключатся в изучении характера взаимодействия между обществом и индивидом (индивид является основой развития личности).

ГЛАВА 2. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Ролевая концепция личности

Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об-ласти социологии личности,

Одной из известнейших социологических теорий личности явля-ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси-хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ-циональном анализе.

Основоположником ролевой концепции личности считают Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе тео-ретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи-ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро-ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает-ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со-держание современного этапа развития зарубежной социологии.

Каково место теоретической системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем раз-деле исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, вы-явить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви-дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про-цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво-лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре-деляется как конституирующий фактор сознания. Ионии Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ.-М.:Наука,1979,с.68-69.

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст-виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе-ние - отмечал Мид, - это не состояние сознания... Значение жеста рав-но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со-циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций” Антонович И,И. Социология США: проблемы и поиски решений.-Мн.,1976..

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са-мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци-альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру-гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи-ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан-ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”.

Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго-го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст-во и структуру социального процесса.

Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен-ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев-ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало-женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов-лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.

Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен-ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со-циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко-торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив-ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого" Фролов С. С. Социология: Учебник. М.: 1999. С.187.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7