бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоциональное состояние памяти бесплатно рефераты

Современные методы исследований пока-зывают, что в процессы запоминания вовле-чены не только отдельные группы нервных клеток, но и различные зоны головного мозга. Механизмы памяти напоминают лабиринт, ходы и выходы которого соединены множе-ством мостиков. Более 50 лет тому назад аме-риканский физиолог Карл Лешли предложил любопытную гипотезу: память состоит из двух взаимно дополняющих друг друга процессов: обучения новому и запоминания опыта. Эта гипотеза нашла свое подтверждение в опы-тах на животных.

Профессор Стивен Роуз из Университета в Милтон Кейни под Лондоном уже более 30 лет изучает механизмы памяти у кур. Роуз обучал однодневных цыплят различать несъедобные круглые бусины, плавающие в блюдце с во-дой, и сходные по форме и величине зерна, рассыпанные по столу. Более 80% птенцов после первых неудачных попыток склевать бусины потеряли к ним интерес и начали кле-вать только зерна. Какие биохимические из-менения произошли в мозгу цыплят после обучения? Удалось проследить, какие нейро-ны вовлечены в процессы обучения и запо-минания. Оказалось, что в течение 15--30 минут после завершения обучения в моз-гу образуется особый пере-датчик импульсов между клет-ками -- глютаминовая кисло-та. В мозгу тренированных цыплят количество этого ве-щества было больше, чем у их необученных собратьев. Ког-да глютаминовую кислоту раз-рушали с помощью химичес-ких соединений, то цыплята быстро научались отличать плавающие бусины от корма, но вскоре все забывали. Оче-видно, глютаминовая кислота способствует кратковремен-ному запоминанию. А вот дол-говременная память форми-руется лишь спустя 5--8 ча-сов после обучения. При этом в мозгу образуются белки с особым строением молекул, которые служат чем-то вроде переключателей возбуждения с одних контактов между клетками на другие. Возникает своеобразная ней-ронная сеть, в которой все связанные контак-тами клетки взаимодействуют друг с другом через некоторые промежутки времени. Запо-минание представляет собой очень сложный и одновременно слаженный ансамбль таких взаимодействий, в которые вовлечены разно-образные молекулы передатчиков. Когда не-обходимо что-то вспомнить, то происходит вызов “записанного” в разных точках нейрон-ных сетей материала и “переписывание” его в один осмысленный сюжет.

Исследователи считают, что память зависит от нескольких систем мозга и включает меж-клеточные взаимодействия на разных уров-нях. Поэтому процессы, связанные с запоми-нанием и воспроизведением, управляемы и обладают избирательностью. 17

Доктор биологических наук, профессор Александр Каменский пришел к выводу , что у человека три различных вида памяти. 11

Первый вид - генетиче-ский. Суть в том, что в половых клетках - яйцеклетках и сперматозидах - “записана” вся инфор-мация о строении и принципах деятельности любою живого су-щества. Эта “инструкция по экс-плуатации” передается с половы-ми клетками из поколения в по-коление в виде набора генов. Ге-нетическая память очень инерт-на, трудно изменяема, но это и хорошо, иначе бы каждое после-дующее поколение не было похо-же на родителей и все в природе смешалось бы.

Информационная емкость ге-нетической памяти очень велика и составляет около ]() в десятой степени бит. Считается, что, для того, чтобы записать всю инфор-мацию о строении человека, дос-таточно всего 2 процента его генов. Что же скрывают остальные 98 процентов?

Оказывается, часть генов нам досталась от древних предков, ко-торые и людьми-то ещё не были. Можно даже предположить, что эти гены - запасной фонд Природы. В обычных усло-виях их работа подавлена. Но ес-ли вдруг на Земле произойдет катастрофа и условия жизни станут такими же, что и тысячи лет на-зад, древше гены предков долж-ны заработать и создать у совре-менных людей такие органы, ко-торые помогут им выжить. Ведь есть же у зародыша человека жаб-ры и хвост. Хорошо бы, конечно, сохранить и жабры, и легкие, что-бы жить и на суше, и в воде. Но Природа поставила жесткий вы-бор: или - или. Кто знает, может быть, этот запрет будет снят, если встанет вопрос о выживании че-ловечества.

Иногда генетическая память делает ошибки, и подавленный ген начинает работать. Тогда воз-никают всякие неожиданные диковины. Увеличение числа коп-чиковых позвонков, например, приводит к появлению хвоста у человека. Но это самое безобид-ное уродство: хвост легко ампути-ровать. А вот что делать, если де-вочка родится с шестью или деся-тью молочными железами? Или мальчик, целиком покрытый гус-той длинной шерстью

Другой вид памяти - иммунологический. В нашей крови живут маленькие и в прямом смысле са-моотверженные клетки, весь смысл короткой жизни которых -уничтожать как можно больше врагов человека. Лимфоциты реа-гируют на попадание в кровь чужеродных бак-терий и про-стейших ядо-витых веществ. При этом они начинают вы-рабатывать за-щитные антитела, ко-торые “склеивают” болезнетвор-ные существа, не давая им про-никать в другие органы. А унич-тожают поверженных “врагов” другие клетки крови - фагоциты. Эти наши защитники свобод-но отличают чужеродные клетки от клеток собственного организ-ма и обладают прекрасной памя-тью: они могут помнить своих “недругов” все свои несколько дней жизни и передавать инфор-мацию своим потомкам. Таким образом, переболев корью, вет-рянкой или скарлатиной, мы на всю жизнь получаем иммунитет к этим болезням: если их возбу-дители снова проникнут в кровь, они будут быстро уничтожены запомнившими их клетками на-шей иммунной системы. Мало того, у большинства людей они могут распознавать и уничтожать раковые клетки, создавая проти-вораковый иммунитет. Чем нам грозит “поломка” этого вида па-мяти, лучше и не думать.

Третий вид памяти - нейрологический. Именно его мы имеем в виду, когда говорим: “Что-то с памятью моей стало”. Его объем также очень велик и составляет около 10 в одиннадцатой степени биг информации. Ученые исследуют нейробиологическую па мять очень давно, но до сих пор мы знаем о ее механизмах очень мало. Пока установлено, что она состоит из нескольких фаз. Начинается запоминание с восприятия какой-либо информации. Причем чем больше эмоций она вызывает, тем лучше она заломинается.

Нейрологическая память быва-ет короткой и длительной. В кратковременной информация хранится всего несколько минут. Так, например, мы можем держать в памяти незнакомый телефонный номер, пока бежим от записной книжки к телефону. Ее емкость невелика: без специальной тренировки человек может сохранить 5-9 единиц информации на короткий срок

Этот вид памяти очень непрочен: достаточно отвлечься - и сообщение забывается.Но если информация необходима, вызывает сильные пережи-вания и может пригодиться в бу-дущем, то она переходит в долго-временную память и хранится иногда всю жизнь. Процесс пере-хода информации из кратковре-менной в долговременную назы-вается консолидацией - в ней принимает участие очень важная структура мозга - гиппокамп, ко-торый расположен в глубине височных долей больших полуша-рий.

Канадские нейрофизиологи провели такой экспе-римент: раздражая слабыми электрическими импульсами мозг людей во время опера-ций, они заставляли их вспоминать даже незначи-тельные подробности дале-кого прошлого. Например, одна женщина во время эксперимента вспомнила мельчайших деталях рису-нок ткани платья, которое у нее было в далекой юности. Ткань эту удалось найти, и оказалось, что она описала сложнейший рисунок абсо-лютно точно. О чем свиде-тельствует этот факт? О том, что в нашей долговре-менной памяти хранится фантастический объем ин-формации, возможно, вся наша прошедшая жизнь день за днем. И, наверное, все то, что мы получали во время обучения, начиная первого класса, все науки, которые мы проходили Только вспомнить мы можем лишь отдельные моменты, да и то часто с трудом. Что делать? Не раздражать же мозг все время электрото-ком, тем более нет гарантий, что вспомнишь, что хотел... Сейчас появляется все больше химических препа-ратов, способных стимули-ровать память. Самые хоро-шие результаты дают те, в составе которых использу-ются природные компонен-ты - пептиды. Они стимули-руют память.

2.8 Последние исследования

Лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физиологии и медицины доктор Эрик Кендал из Колумбийского университета на днях порадовал общественность новыми изысканиями в области нейрофизиологии мозга. В число лауреатов Кендал угодил благодаря открытию нейротрансмиттеров - веществ, отвечающих за межнейронные импульсы головного мозга, которые переносят информацию и отвечают за ее хранение. То есть формируют различные виды памяти. Главное отличие трансмиттеров (норадреналина, дофамина и серотонина) от известных науке нейромедиаторов состояло в том, что они создавали в коре головного мозга длительный электрический эффект, измерявшийся минутами и часами, а не миллисекундами, - то есть отвечали за эмоции, настроение и память.
В последнее время группа ученых во главе с Кендалом работала над изысканием специфических белков, вырабатываемых в процессе действия трансмиттеров. Поначалу исследователи измывались над дрозофилами, справедливо решив, что раз нервные клетки всех живых существ устроены одинаково, то и механизмы их работы сходны. Плодовых мушек в определенном порядке обдували различными запахами, один из которых сопровождался слабым ударом электротока. У некоторых насекомых способность уползать от неминуемого электроразряда вырабатывалась быстро, у других не вырабатывалась вообще. Оказалось, что более сообразительные мухи имеют в головном мозге повышенное содержание белка под названием CREB.

После дрозофил ученые принялись за мышей. Выяснилось, что у млекопитающих за память отвечает тот же белок CREB, но совместно с другим протеином, названным учеными альфа-СаМКП. Мышей обучали всевозможным полезным навыкам вроде непривычного для них доставания корма, реагирования на световые импульсы и так далее. При этом синтез белков у них резко подскакивал. На основании всего этого Кендал с коллегами сделал вывод, что именно CREB и альфа-СаМКП ответственны за превращение кратковременной памяти в долговременную.
Сейчас ученые вполне готовы продолжить эксперименты на людях. К примеру, затем, чтобы попытаться в очередной раз найти средство от склероза, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Пока опыты в этой области к впечатляющим результатам не привели. Да и биохимический механизм формирования долговременной памяти человека остается главной загадкой для нейрофизиологов.

Удачные находки физиологов до сих пор можно было отнести к разряду случайных. Например, в середине девяностых у биохимиков из Калифорнийского университета Гарри Линча и Гарри Роджера получилось синтезировать новый класс нейростимуляторов - ампакинов. Лекарство, которое нынче проходит клинические испытания в США, называется ампалексом и облегчает передачу нервных импульсов в мозге (грубо говоря, прочищает синаптические контакты). Две трети испытуемых пожилых людей, принимающих новый препарат, улучшили свои показатели памяти до уровня тридцатилетних граждан. При этом они не только лучше запоминают информацию, но и вспоминают разные интересные, но забытые факты из собственного детства и юности.

Эксперименты с естественными нейромодуляторами человека могут оказаться куда успешнее. В любом случае, свежеоткрытые белки помогут разобраться в механизмах формирования памяти человека без трудоемких и малоприятных экзекуций. Ведь до сих пор почти все открытия в этой области совершали практикующие врачи. Пользуясь очередной трепанацией черепа или изучая жертву какого-нибудь несчастного случая, они с удовольствием залезали электродами в кору мозга и методом научного тыка выясняли, какие участки коры за что отвечают.

Самые знаменитые эксперименты проводились в конце шестидесятых. Как-то одного из пациентов канадского профессора Уайлда Пенфилда кто-то ткнул рапирой в нос. Клинок прошел в мозг и повредил гиппокамп - загадочное подкорковое образование, как оказалось, связанное с памятью. После выздоровления пациента выяснилось, что гиппокамп отвечает за связь долговременной и "оперативной" памяти. После операции бедняга не мог смотреть телевизор - во время рекламных пауз он начисто забывал сюжет передачи. К сожалению ученых, подобных больных в истории нейрофизиологии было немного.
Можно только надеяться, что с открытием "чудо-белков" ситуация резко изменится, и проводить опыты можно будет на вполне здоровых людях. Ведь изучение высшей нервной деятельности человека с помощью экспериментов на дрозофилах или даже приматах не слишком продуктивно. Правда, ученым для своих экспериментов потребуются добровольцы, а с ними могут возникнуть проблемы - мало кто согласится походить на персонажа фантастического фильма или циркового мальчика с феноменальной памятью. Даже во благо науки.25

Глава 3 Взаимодействие эмоций и памяти

3.1 Научение, воспроизведение мнемического материала и эмоции.

Исследовательская деятельность 12 с.179-212

Эмоции оказывают влияние на то, что человек воспринимает, но это влияние не приводит, в сущности, к принципиальному изменению воспринимаемого материала. Как подчеркивают многие авторы главной детерминантой восприятия остается объективная действительность. С другой стороны, есть основания, чтобы заключить, что процесс запоминания, а также воспроизведения находится под влиянием эмоций в значительно большей степени.

Эмоции оказывают избирательное действие на процесс научения, способствуя установлению тех связей, которые каким-то образом соответствуют содержанию испытываемой эмоции. Об этом говорит, в частности, эксперимент, проведенный Бимом. Испытуемые в его опытах выполняли два вида заданий: заучивали ряд бессмысленных слогов, и, кроме того, у них вырабатывали условную эмоциональную реакцию на световой раздражитель, который предвосхищал болевое воздействие (выработка условной кожно-гальванической реакции); условным раздражителем было зажигание лампочки, а безусловным (подкреплением) -- удар током. Второе задание, которое заключалось в усвоении того, что световой сигнал предвосхищает опасность, отличалось от первого тем, что его усвоение было опосредствовано тревогой (человек учился бояться света).

Исследование проводилось в двух разных условиях: в нейтральных, а также в условиях, вызывавших тревогу. Источником тревоги был университетский экзамен или участие в представлении перед большой аудиторией (исследование проводилось непосредственно перед экзаменом или выступлением).
   

Первое задание в эксперименте Бима - ассоциативное научение (слоги)

Второе задание в эксперименте Бима - эмоциональное научение(тревога); выработка условной кожно-гальванической реакции

     Основной результат, полученный в этих исследованиях, заключался в том, что в условиях тревоги заучивание слогов происходило хуже, чем в нейтральных условиях (больше ошибок, больше повторений), тогда как усвоение сигнала опасности -- лучше, чем в центральных условиях. Можно предположить, что повышение уровня тревоги облегчает заучивание таких реакций, выработка которых опосредствована тревогой (Beam, 1955). Однако это не означает, что облегчающее влияние тревоги обнаруживается только при заучивании реакций, опосредствованных тревогой (или страхом). Как считает Спенс, тревога способствует усвоению всех реакций, если заучивается легкий материал (Spence, Farber, 1956, с. 230)

Вывод о том, что состояние тревоги способствует усвоению “тревожных” (опосредствованных тревогой) реакций, который вытекает из исследований Бима, может рассматриваться как частный случай более общего утверждения, что эмоции облегчают усвоение реакций, которые связаны с ними по содержанию. В пользу такого более широкого понимания установленной зависимости свидетельствуют результаты, полученные при изучении других эмоций. В качестве примера можно привести исследования Смита .Он установил, что в условиях неуспеха (фрустрации) у некоторых испытуемых наблюдается тенденция к более быстрому заучиванию пар слов, имеющих агрессивное содержание. Смит обнаружил также, что это относится прежде всего к тем, кто по вопроснику, предназначенному для выявления черт личности, получили высокие показатели чувства (или установки) враждебности.

Как можно объяснить этот результат? Известно, что столкновение с неуспехом, или фрустрация, обычно приводит к усилению эмоций агрессивного характера. Эти эмоции, по-видимому, будут более сильными у лиц, характеризующихся высоким уровнем чувства (или установки) враждебности. Поэтому вполне вероятно, что у них эмоции достигают такого уровня, который приводит к изменению эффективности научения.
   Не только научение, но и припоминание зависит в известной степени от эмоциональных процессов. Об этом свидетельствуют результаты, полученные при исследовании влияния эмоций на воспоминания. Такие исследования проводятся с давних пор. Первые их попытки описаны в психологической литературе около 70 лет назад .В качестве примера можно привести исследования Джерсилда (см. Crafts, Schneiria, Robinson, Gilbert, 1938, гл. XXI).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10