бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоциональное состояние памяти бесплатно рефераты

Все телесные изменения, сопровождающие чувство, легко распадаются на три группы. Прежде всего, это группа мимических и пантомимических движений, особых сокращений мускулов: глаз, рта, скул, рук, корпуса. Это класс двигательных реакций эмоций. Следующая группа - соматические реакции, т. е. изменения деятельности некоторых органов, связанные с важнейшими жизненными функциями организма: дыхания, сердцебиения и кровообращения. Третья группа - это группа секреторных реакций (слезы, пот, слюноотделение, внутренняя секреция половых желез и т. п.) Из этих трёх групп и складывается обычно телесное выражение всякого чувства.

Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции регулируют деятельность, обнаруживая вполне определённое на неё влияние в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. О. Хеббу удалось экспериментальным путём получить кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности.

Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека имеется оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов: от особенностей выполняемой деятельности, от условий, в которых она протекает, от индивидуальности включённого в него человека и от много другого. Слишком слабая эмоциональная возбуждённость не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает её, дезорганизует и делает практически неуправляемой.

П. В. Симонов 19 с.188 Попытаемся в краткой символической форме представить всю совокупность факторов, влияющих на возникновение и характер эмоции. Он предложил для этого следующую формулу: Э =Р (П , (И -И ,...)), где Э - эмоция, её сила и качество; П - величина и специфика актуальной потребности; ( И - И ) - оценка вероятности ( возможности) удовлетворения данной потребности на основе врождённого и прижизненно приообретаемого опыта; И - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; И -информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.Т. е. сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счёте определяются силой потребности и оценкой способности её удовлетворения в сложившейся ситуации.

Согласно теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними, или, что то же самое, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорд, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить когнитивные ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который бы согласовывался с прежними ожиданиями.

Ряд теоретиков рассматривают эмоцию как последовательность перцептивно-когнитивных процессов. Некоторые из них явно грешат рационализмом, рассматри-вая эмоции как нечто вредоносное и нежелательное, как процесс, разрушающий и дезорганизующий мышление и поведение человека. В рамках данного подхода Ар-нольд определяет эмоцию как ощущаемую индивидом тенденцию к действию и от-личает эмоцию от биологического драйва, с одной стороны, и мотива (импульс к дей-ствию плюс когнитивный процесс) -- с другой.

Свой вариант когнитивной теории эмоций предлагает С. Шехтер, определяя эмоцию как недифференцированное возбуж-дение плюс когнитивный процесс. Он считает, что в основе всех эмоций лежит одно и то же физиологическое состояние возбуждения, а качественные различия между эмоциями обусловлены оценкой ситуации, вызвавшей это возбуждение..

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причем у человека в отличие от животных качество коммуницируемых переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает.

С. Шехтер предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Некоторое событие или ситуация вызывают физиологическое возбуждение, и у индивида возникает необходимость оценить содержание ситуации, которая это возбуждение вызвала. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. Оценка ситуации дает возможность индивиду назвать испытываемое ощущение возбуждения радостью или гневом, страхом или отвращением или любой другой подходящей к ситуации эмоцией. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство высказанных положений когнитивной теории эмоций, людям давали в качестве "лекарства" физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что данное "лекарство" должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия соответствующего "лекарства" испытуемых через некоторое время, когда оно по инструкции должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, о которых они рассказывали, соответствовали ожидаемым по данной им инструкции.

Было показано также, что характер и интенсивность эмоциональных переживаний человека в той или иной ситуации зависят от того, как их переживают другие, рядом находящиеся люди. Это значит, что эмоциональные состояния могут передаваться от человека к человеку, причём у человека в отличие от животных качество коммуницируемых эмоциональных переживаний зависит от его личного отношения к тому, кому он сопереживает. Коллективное сопереживание также усиливает эмоции, эмоции заразительны. Улыбка одного человека всегда служит сильным стимулом для того, кому она адресована.

В когнитивной схеме эмоций 3 с.38-41 кри-сталлизуется эмоциональный опыт субъ-екта, его знания о причинах и прояв-лениях эмоций. Одной из важнейших функций схемы эмоции можно считать то, что она используется при идентифи-кации эмоций, как чужих, так и своих. Схема объединяет набор признаков, по которым можно судить о наличии той или иной эмоции. Сопоставление сово-купности наблюдаемых признаков со схе-мой позволяет идентифицировать эмо-цию. При этом предполагается, что ни один из признаков не является жестко привязанным к определенной эмоции, а ее идентификация осуществляется на вероятностной основе. Кроме того, ког-нитивные схемы эмоций используются для объяснения и предсказания пове-дения людей.

На основе теоретического анализа и экспериментальных данных ряда авто-ров строение когнитивной схемы эмоции можно пред-ставить следующим образом (Приложение 1 ).

Объединяющим ядром схемы явля-ется полученное из личного опыта зна-ние о субъективном переживании эмо-ции. Оно плохо поддается фиксации с помощью средств языка или других зна-ковых систем и запечатлевается в памя-ти непосредственно. Именно благодаря возникновению этого эмоционального тона в большинстве случаев (хотя и не всегда) мы непосредственно “знаем”, чув-ствуем, какую эмоцию испытываем. От-метим, что далеко не все авторы считают нужным введение в схему такого элемента, как субъективное переживание, поскольку нет возможности его четко зафиксировать с помощью внешнего на-блюдения или каких-либо других объ-ективных процедур. Этот элемент необ-ходимо учитывать, так как интроспективно он является главным, а иногда и единственным признаком, по которому человек судит о своем эмоцио-нальном состоянии.

Однако при идентификации эмоций окружающих людей ведущими становят-ся другие признаки. Вероятно, главными среди них оказываются следствия эмо-ций, прежде всего их внешние проявления. Эта фуппа признаков исследуется в пси-хологии эмоций больше всего . К ним можно отнести выра-жения лица, вокальные изменения, фи-зиологические проявления, прежде все-го связанные с активностью вегетатив-ной нервной системы, поведенческие из-менения. Сюда же необходимо отнести изменения и других психических про-цессов, так как эмоции существенно влияют на их протекание. Это особенно ярко показано в исследованиях по-следних лет, посвященных воздействию эмоций на процессы мышления, вос-приятия, внимания и памяти , о которых далее будет сказано подробнее.

Еще одну группу элементов схемы эмоции составляют антецеденты, т.е. то, что предшествует и, возможно, является причиной эмоции. К антецедентам от-носят прежде всего эмоциогенные си-туации . Следует подчеркнуть, что эмо-ции вызываются не ситуацией самой по себе, а ее взаимодействием с внутрен-ними состояниями индивида и прежде всего с его целями . Таким образом, если наблюдатель представляет себе си-туацию, в которой оказался человек, его цели в данный момент и внешние про-явления эмоции, то он имеет достаточ-но информации, чтобы сделать вывод о том, какая эмоция переживается.

Однако известно, что люди дают раз-ные эмоциональные реакции на одни и те же ситуации, даже если можно пред-положить наличие у них одинаковых це-лей. Известно также, что нет однознач-ной связи между внешними проявлениями эмоций и субъективным пережива-нием. Так, улыбка совершенно не обя-зательнотбудет свидетельствовать о по-ложительной эмоции. Для идентифика-ции эмоции необходимо учитывать до-полнительную информацию о некото-рых промежуточных переменных, опо-средствующих порождение и проявление эмоции, которые можно назвать медиато-рами. К ним можно отнести: во-первых, индивидуальные особенности (темпера-мент, личностные черты, внутриличност-ные конфликты, характеристики волевой сферы), которые определяют предраспо-ложенность к возникновению и прояв-лению тех или иных эмоций; во-вторых, культурные особенности, предопреде-ляющие способы выражения эмоций, нормы, предписывающие, какие эмоции следует, а какие не следует испытывать, и как их проявлять и т.п.; в-третьих, актуальное физическое и психическое состояние индивида, также

определяю-щее особенности эмоционального реа-гирования.

Конечно, данную структуру схемы эмоции нельзя рассматривать как окон-чательную и наиболее полную. Важно подчеркнуть, что когнитивная схема эмоции отража-ет отнюдь не реальное протекание эмо-циональных процессов, но форму, в ко-торую организованы знания об эмоциях в памяти человека.

Исходя из описанной структуры схе-мы эмоции и основываясь на результа-тах эмпирических исследований, мож-но представить развитие схематической организации знаний об эмоциях в он-тогенезе следующим образом. Сначала появляются отдельные связи типа “си-туация-эмоция”, “эмоция-внешнее вы-ражение”. Эти связи являются жестки-ми, носят разрозненный характер и не организованы в схему. Позже количество элементов схемы увеличивается, а связи становятся более гибкими и интегрированными. Так, по данным П. Харриса, в пять лет дети однозначно привязыва-ют эмоцию к вызывающей ее ситуации, определяя первую через вторую. Только позже у детей появляются представления о внутренних состояниях, опосредствую-щих связь между ситуацией и эмоцио-нальной реакцией . Ту же тенденцию выявили С. Дональдсон и Н. Вестерман : они показали, что с возрастом де-ти начинают учитывать зависимость эмо-ций не только от внешних ситуаций, но и от внутренних состояний, воспомина-ний, ожиданий, которые могут или са-ми вызывать эмоции, или опосредство-вать их возникновение.

Плутчик определяет эмоцию как генетически предопределенную реакцию орга-низма, связанную с приспособительным биологическим процессом. Например, адап-тивному комплексу отвержения соответствует эмоция отвращения, а адаптивному комплексу разрушения -- эмоция гнева. Плутчик дает определение восьми первич-ным эмоциям и указывает на то, что эти восемь первичных эмоций, вступая в комби-нации друг с другом, образуют вторичные эмоции. Он выводит формулы вторичных эмоций, например, “гордость = гнев + радость”, “скромность = страх + приятие”. Он считает, что в терминах вторичных эмоций можно анализировать личностные черты. Например, различные социальные регуляторы, по его мнению, могут быть поняты как комбинации страха и других эмоций.

Классическая психоаналитическая теория почти не обращается к дискретным эмоциям, хотя и подчеркивает важность некогнитивных феноменов, или аффектов, в человеческом поведении. В своих ранних работах Фрейд рассматривал аффекты как мотивационные переменные, заложив тем самым основы психодинамической традиции в психологии и психиатрии. Несмотря на то что его понимание инстинк-тивных влечений как источника мотивации серьезно критикуется или полностью отвергается некоторыми современными теоретиками психоанализа , предложенное им понимание мотивационных феноменов (в том числе и “им-пульсов--желаний”) как продуктов взаимосвязи представления и аффекта получи-ло свое развитие и приобрело новое звучание. Фрейдовское понимание мотивации отчетливо проглядывает в концепциях желания, выдвинутых Кляйном и Холтом; оно же, по всей видимости, повлияло на теорию эмоций Дала, который рассматривает эмоции как фундаментальные мотивы, равно как и на взгляды Сингера, истоками которых являются одновременно психоанализ и теория дифференциальных эмоций. Кроме того, оно непосредственно повлияло на работы Хелен Льюис, в которых ис-следуется роль эмоций стыда и вины в развитии личности, -- эти работы представ-ляют собой современное истолкование взглядов Фрейда и служат развитием идей, заложенных в работах Уиткина.

Сторонники измерительного подхода к проблеме эмоций, в отличие от психо-аналитической теории, особенно в современном ее варианте, не столь жестко свя-зывают эмоции с функционированием личности. Этот подход был заложен Спенсе-ром, его пониманием эмоций (переживаний) как измерений сознания или состоя-ний сознания; он оформился в самостоятельное направление, когда Вундт предложил оценивать эмоциональную сферу сознания такими количественными мерами, как “удовольствие--неудовольствие”, “расслабление--напряжение” и “спокойствие-- возбуждение”. Основываясь на концепциях Спенсера и Вундта, Даффи предполо-жила, что любой поведенческий акт можно объяснить в терминах организмическо-го возбуждения (уровня напряжения, или энергии). Она рассматривает эмоцию как точку или ряд точек на шкале возбуждения. То есть эмоция, по мнению Даффи, пред-ставляет собой высший уровень напряжения, или энергетики, в тканях организма. Такой подход, равно как и подход Линдсли, позволяет говорить о количественной мере эмоции и отрицает ее качественное разнообразие.

1.2 Позитивные и негативные эмоции

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по-ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки поня-тия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, за-частую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще -- защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, ис-правлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха мо-гут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами.

Вместо того чтобы говорить об отрицательных и положительных эмоциях, было бы правильнее считать, что существуют такие эмоции, которые способствуют повы-шению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конст-руктивное поведение. Подобный подход позволит нам отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением при учете более общих этологических и эко-логических факторов. Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действитель-но имеет вредные последствия. Но такая “позитивная” эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности -- от сексуального наси-лия до художественного творчества. Тем не менее из соображений удобства используются по отношению к эмоции термины “позитивная” и “негативная”, чтобы и относить ту или иную эмоцию к одному из соответствующих классов, в за-висимости от степени нежелательности вызываемых ею последствий. 10 c.34

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10