бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности бесплатно рефераты

2) активизировать самостоятельную деятельность работника, вызвать у него чувство радости от дос-тигнутого, повышать его веру в свои способность преодолевать трудности;

3) объяснять, в чем заключается целесообраз-ность тех требований, приказов, решений, которые руководитель предъявляет работнику, и предостав-лять возможность работнику самостоятельно при-нимать решения в разумных пределах[9].

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое -- это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствую-щие уроки на будущее относительно способов дос-тижения цели, затраченных усилий.

Эмоциональные и волевые процессы, таким образом, тесно взаимосвязаны. Воля выступает как средст-во регуляции, корректировки негативного влияния эмоций на деятельность. Эмоции, в свою очередь, придают субъективный тон волевому усилию, могут содействовать повышению его по-тенциала. Такая тесная взаимосвязь приводит к тому, что в реальном поведении они практически неразделимы и пережива-ются субъектом в форме психических состояний. Понятием со-стояния обозначается наиболее интегративная форма организа-ции всех компонентов психики в тот или иной период времени. Это -- вся психика, все ее содержание, но на том или ином интервале ее функционирования. Содержание, напряженность, тон, направленность такого функционирования могут, конечно, сильно меняться -- при этом будет меняться и сам характер психических состояний. Изучением психических состояний за-нимается специальная отрасль психологии -- психология функ-циональных состоянии.

В изучении управленческой деятельности наиболее существен-но то, что все основные типы состояний и обнаруженные при их исследовании закономерности не только сохраняются в дея-тельности руководителя, но и часто выступают в наиболее отчет-ливой форме. В психологии функциональных состояний сущест-вуют разные способы классификации. Например, по степени интенсивности (повышенной, средней, низкой активности); по содержанию (в частности, состояния утомления, монотонии, психического пресыщения, фрустрации, воодушевления, тревоги, дискомфорта и др.); по видам деятельности, в которых они возникают (игровой, учебной, трудовой); по угону (положитель-ные, отрицательные, амбивалентные); по характеру воздействия на деятельность (позитивные и негативные).

В структуре любого состояния выделяют два компонента, две его стороны -- содержательную и динамическую («энергетиче-скую»). Доказано, что на эффективность выполнения деятельно-сти существенное влияние оказывает как содержание состояний (например, состояние подавленности может не только ухудшать, но и блокировать деятельность, а состояние воодушевления -- наоборот), так и его интенсивность, «энергетическая насыщен-ность

Уровень активации может меняться в широком диапазоне значений. Для обозначения этого диапазона в психологии используется понятие «континуум активации», или «шкала уровней бодрствования». В качестве таких уровней рас-сматриваются следующие состояния (в порядке возрастания их энергетического фона): кома, глубокий сон, «быстрый сон», поверхностный сон, спокойное бодрствование, активное бодрство-вание, напряженное бодрствование, стресс, эмоциональное абортирование поведения.

Во-вторых, доказано, что существует прямая связь между сте-пенью негативного (деструктивного) влияния психических со-стояний и сложностью тех психических процессов, образований, в отношении которых имеет место это влияние. Негативные состояния сильнее влияют на более сложные процессы, образо-вания, виды деятельности, чем на простые. Например, под воздействием стресса или утомления сначала и в большей степени снижаются интеллектуальные функции (как более сложные), а затем и в относительно меньшей мере -- моторные, исполни-тельские функции (как более простые). Эти две закономерности наиболее важны и для понимания специфики эмоционально-во-левой регуляции состояний в целом, и для ее особенностей в управленческой деятельности.

Основной и наиболее общей особенностью эмоционально-во-левой регуляции состояний в управленческой деятельности явля-ется сочетание в ней двух следующих особенностей. Во-первых, именно управленческая деятельность характеризуется предельно высокой эмоциогенностью и стрессогенностью, содержит огром-ное количество причин для возникновения негативных эмоций и трудных состояний. Во-вторых, именно она предъявляет и наи-более высокие требования к эффективности и жесткости эмоци-онально-волевой регуляции состояний, что связано с ее ответст-венностью. По-видимому, никакая иная деятельность не содер-жит столь обширного спектра причин и факторов, порождаю-щих эмоциональные реакции, как управленческая.

Помимо факторов, связанных с самим процессом деятельнос-ти, с ее организацией, в ней имеет место дополнительная и очень мощная группа эмоциогенных факторов, связанных с межличностными отношениями. Сложность содержания этой деятельности, наличие трудных, а зачастую экстремальных усло-вий ее реализации в сочетании с высокой ответственностью за ее результаты образуют постоянный симптомокомплекс характе-ристик управленческой деятельности. Он выступает источником развития неблагоприятных психических состояний, хронического «управленческого стресса». Вместе с тем именно руководитель обязан «уметь сдерживать эмоции», «не поддаваться настро-ению», контролировать себя. Причем это необходимо не только для уменьшения негативного влияния эмоций и состояний на его собственную деятельность. Дело еще и в том, что руководи-тель «постоянно на виду», а любые его нежелательные эмоцио-нальные проявления и состояния (неуверенности, подавленно-сти, нервозности, а то и паники) воспринимаются подчиненны-ми и сказываются на их деятельности.

Наконец, именно управленческая деятельность требует мак-симального включения волевых процессов, а сами понятия «хо-роший руководитель» и «волевой руководитель» часто используются как синонимичные. Все сказанное означает, что и «мир эмоций», и «мир состояний», и весь спектр волевых процессов и качеств проявляются в этой деятельности в своей максимальной выраженности, наиболее полно и ярко. Вместе с тем в психоло-гии управленческой деятельности обычно выделяется круг наибо-лее типичных аспектов, эмоционально-волевой регуляции, имею-щих наибольшее значение для ее организации. К ним относятся: проблема стресса в управленческой деятельности, проблема со-стояния фрустрации, феномен «готовности к экстренным дей-ствиям», понятие эмоциональной резистентности руководите-ля, особенности когнитивной регуляции дисфункциональных со-стояний, закономерности экспрессивных процессов в управлен-ческой деятельности.

1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Словарное определение стресса гласит: «Это внутреннее сопро-тивление, реакция эластичного тела на внешние силы, воздействую-щие на него»[17]. Из этого определения вовсе не следует, что стресс -- только отрицательное явление. Исследования показыва-ют, что стрессовые ситуации не только не приносят вреда, но и спо-собствуют росту производительности труда управленческого аппара-та и даже повышают удовлетворенность своей работой.

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминоло-гию, но и в повседневную жизнь. Стресс -- неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания -- важный компонент личного опыта любого чело-века. Стрессом (от англ. -- давление, напряжение) обо-значается широкий круг состояний повышенной напряженнос-ти, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воз-действия -- стрессоры. В управленческой деятельности число агрессоров очень велико, по своему содержанию они специфич-ны. К основным стрессорам управленческой деятельности необ-ходимо отнести следующие факторы.

Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее ха-рактерных особенностей управленческой деятельности являет-ся то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, облада-ет разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в дея-тельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъ-екта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обуслов-ленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности, к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информацион-ная нагрузка -- ее избыточность постоянно сочетается в деятель-ности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой -- нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информа-ции часто недостает. В результате руководитель ставится в поло-жение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. По-следнее является сильным стрессогенным фактором.

Фактор ответственности -- решающий и основной для дея-тельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответ-ственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответст-венности не только максимально выражен в управленческой дея-тельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккуму-лирует в своей деятельности всю меру ответственности за резуль-таты функционирования организации.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка време-ни -- один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, ко-торые необходимо решать и выполнять, так и жесткими времен-ными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит време-ни может выступать даже более сильным фактором напряжен-ности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных конфликтов. Постоянным спутни-ком управления выступают возникающие в его ходе межлич-ностные конфликты различных типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения яв-ляются одним из наиболее сильных источников появления стрес-совых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Пока-зано, что одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функцио-нальных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъ-являемых различными ролями, ведет к развитию состояния, ко-торое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой кон-фликт конкретизируется по отношению к деятельности руково-дителя, прежде всего, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляе-мой им группы (организации), что налагает на него одну систе-му обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновремен-но является подчиненным по отношению к вышестоящим ин-станциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Тре-бования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психо-логии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятель-ности.

Внешняя среда органи-заций является источником многочисленных стрессоров, которые по силе своего влияния могут превосходить внутриорганизационные, деятельностные факторы. В этом .плане, прежде всего, необ-ходимо отметить следующие факторы. Во-первых, факторы кон-куренции, связанные с «борьбой за существование» в условиях нестабильной социальной и профессиональной среды. Во-вторых, факторы влияния криминальной среды на деятельность организа-ций. В-третьих, факторы нестабильности макросоциальной и макроэкономической динамики; их практически невозможная прогнозируемость на перспективу.

В целом следует подчеркнуть, что система стрессовых факто-ров столь же разнообразна и многочисленна, сколь многообразна вся внешняя среда организации. Любой ее компонент при опре-деленных условиях может становиться стресс-фактором.

Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены су-ществованием трех основных фаз развития стресса -- мобили-зации, расстройства и деформации. Они по-разному влияют на деятельность.

Для обозначения «меры сопротив-ляемости» человека стрессовым воздействиям используется поня-тие стрессоустойчивости личности. Это -- способность сохра-нять высокие показатели психического функционирования и дея-тельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной сто-роной стрессустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продук-тивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса -- фаза мобилизации.

В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять устойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых ус-ловий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчи-вости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагруз-ки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи -- вообще только и могут эффективно ра-ботать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обо-значаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва»

Другим важным условием стрессустойчивости является общая мотивационная направленность личности, ее доминирующая ориентация -- либо личностно-карьеровая («на себя»), либо со-циально-профессиональная («на дело»). Показано, что домини-рование личных, в том числе и карьеровых мотивов, снижает стрессустойчивость, тогда как превалирование мотивов, связан-ных с профессиональной направленностью, повышает ее. В связи с этим описаны две формы поведения в условиях стресса -- так называемые контроль страха и контроль опасности. В первом случае (характерном для личностной ориентации «на себя») человек ищет способы обезопаситься, уменьшить последствия ситуации лично для себя, в большей мере теряет контроль за ситуацией и, в конечном итоге, поэтому «бросает» конструктив-ные попытки организации деятельности. Во втором случае доль-ше сохраняется контроль за ситуацией: обеспечение личной без-опасности строится как попытка конструктивного преодоления ситуации, а через это -- и устранения последствий для себя. Второй тип поведения существенно более эффективен, а для деятельности руководителя -- вообще единственно приемлем.

Существуют также и наиболее общие -- личностные разли-чия в предрасположенности к стрессу. Сильное и, как правило, негативное влияние стресса на уп-равленческую деятельность поставило задачу разработки средств борьбы с ним. Они обозначаются понятием средств управления стрессом и его профилактики. В психологии управления суще-ствует много различных вариантов перечней такого рода средств; они постоянно приводятся в литературе. Можно отметить один -- наиболее типичный из таких вариантов [4,7]:

ь рационализировать свой рабочий день;

ь планировать работу по своим возможностям;

ь чередовать тактики выполнения работы;

ь разгружать себя, делегируя полномочия;

ь никогда не брать работу на дом;

ь не затягивать рабочий день ни для себя, ни для других;

ь всегда быть готовым к неожиданностям;

ь бросить курить;

ь уделять внимание спорту и физкультуре;

ь находить новые увлечения;

ь ходить на работу пешком;

ь чаще покидать свой кабинет;

ь делать паузы в работе;

Глава 2. Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности

2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств

Участники тренинга, объединены тем, что после проведения тестирования они имели низкий уровень регуляции в стрессовой ситуации. Все они студенты, и каждый семинар, зачет, экзамен - это стрессовая ситуация.

Эмоционально-волевая саморегуляцияь (как научиться владеть собой в экстремальных ситуациях). Данная методика, разработана с целью формирования у будущих работников управленческой сферы высокой эмоционально-волевой устойчивости и других важных психологических качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ними задач, адекватного реагирования и эффективного действия в экстремальных ситуациях, возникающих при обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

Данная методика необходима также студентам для успешного усвоения сложной учебной программы, изучаемой ими на факультете.

Страницы: 1, 2, 3