бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности бесплатно рефераты

Эмоционально-волевая регуляция в управленческой деятельности

31

Оглавление

Ведение

Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

1.2. Воля в процессе управления

1.3. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности

Глава 2 Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности

2.1. Программа по управлению стрессом и отработки волевых качеств

Заключение

Литература

Введение

В процессе познания действительности человек по-разному относится к объектам и явлениям ок-ружающего мира. К некоторым он испытывает сим-патию, чему-то радуется, о чем-то печалится, а чего-то боится. Эмоции, таким образом, входят в процесс познания человека как специфический вид субъек-тивного отражения действительности. Но эмоции становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стре-мясь все более эффективно контролировать окру-жающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуще-ствлению его намерений. А когда верх берут эмо-ции, то очень часто все происходит именно так.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проб-лемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Пер-воначально понятие воли было введено для объяс-нения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с поста-новкой проблем свободы воли.

Сейчас в новых условиях жизнедеятельности особое значение приоб-ретают волевые качества руководителя:

* упорство в работе;

* настойчивость и целеустремленность;

* воспитание потребности доводить начатое до конца.

Важной основой работоспособности делового человека явля-ется деятельное, хорошее настроение. Мощный интеллектуаль-ный и эмоциональный потенциал -- это колоссальный фак-тор здоровья.

Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы ра-ботоспособности. Важное значение для работоспособности и здоровья имеет положительное эмоциональное состояние. Чтобы сохранить творческую активность, руководитель должен жить и рабо-тать в атмосфере доброжелательности.

Неблагоприятное воздействие на здоровье оказывает состоя-ние стресса. Существуют две основные формы снятия стресса:

- изменение психотравмирующей ситуации;

- контролирование (регулирование) своего эмоционального состояния.

Труд менеджера требует периодического отдыха, смены рода занятий, локализации стрессовых ситуаций. Большое распро-странение для уменьшения стресса получили различные релак-сационные методики и аутогенная тренировка.

В наше время стрессовых ситуаций происходит очень много, поэтому необходимо научиться противостоять стрессу. Поэтому, на наш взгляд, тема исследования актуальна особенно в современных условиях.

При работе использовались исследования Я. Рейковского [13],который утверждает, что эмоции являются специфической реакцией орга-низма на изменения во внутренней или внешней среде. Потребностный подход к определению знака эмоции в управленческой деятельности был предложен отече-ственным психологом C. Самыгиным[16]. А С. Д Резник [14] выделил основные функции воли в управленческой деятельности.

Необходимо было так же познакомиться с работами основоположника учения о стрессе Ганса Селье, который занимался определением реакции организма на предельную нагрузку, вызываемую различными причинами.

Объект исследования: влияние состояние эмоционально - волевой сферы в управленческой деятельности.

Предмет исследования: эмоционально- волевая регуляция в управленческой деятельности.

Цель исследования: изучить эмоционально - волевую регуляцию в управленческой деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с литературой по данной теме;

- выявить приемы эмоционально - волевой регуляции;

- обобщить практическую работу по коррекции эмоционально волевой сферы личности в управленческой деятельности.

Гипотеза: если руководитель в глазах других умеет «владеть собой», существеннейшим образом влияет и на воспри-ятие его подчиненными, на его принятие или неприятие ими, то это определяет и общую эффективность его деятельности, и его авто-ритет.

Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, методы обработки данных.

Методический инструментарий: анкета, деловые игры, аутотренинг

Эмпирическая база исследования: группа из 5человек.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Глава 1. Эмоционально-волевая сфера личности в процессе управления

1.1. Эмоциональные процессы и управление эмоциями

Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции по-мешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, так как был совершенно парализован охватившим его вне-запным страхом, кто-то неудачно выступил публич-но, так как не сумел преодолеть волнения.

Эмоции определяются психологами как особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных пережи-ваний приятного процесс и результаты практичес-кой деятельности, направленной на удовлетворе-ние его актуальных потребностей.

Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи кото-рого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения своих по-требностей. При этом самая старая по происхожде-нию, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных пережива-ний -- это удовольствие, получаемое от удовлетво-рения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обо-стрении соответствующей потребности[4,78].

Эмоции являются специфической реакцией орга-низма на изменения во внутренней или внешней среде. Я. Рейковский[13] в связи с этим выделил три основных компонента эмоционального процесса.

Первый -- это компонент эмоционального воз-буждения, определяющий мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит со-бытие, имеющее значение для субъекта, это приво-дит к возникновению (или увеличению) возбужден-ности, общему изменению скорости и интенсивнос-ти протекания психических, моторных и вегетатив-ных процессов. Однако в отдельных случаях под влиянием таких событий возбужденность может, напротив, уменьшаться. Это зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей реагирования.

Второй компонент эмоции связан с тем, какое значение эмоциональное событие имеет для субъек-та -- позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрица-тельная -- когда оно оценивается как негативное. Функция положительного эмоционального процес-са заключается в побуждении действий, поддержи-вающих контакт с позитивным событием, отрица-тельного -- в побуждении действий, направленных на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент эмоции связан со специфи-ческими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции. В зависимости от этого компо-нента эмоциональные реакции или вызванные эмо-циями особые формы поведения приобретают спе-цифический характер. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называют стеническими, вторые -- астеническими. Возникновение и проявление эмоций, чувств психо-логи связывают со сложной комплексной работой коры, подкорки мозга и вегетативной нервной сис-темы, регулирующей работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с деятельностью сердца, дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика). Специальные эксперимен-ты обнаружили в глубине мозга, в так называемой лимбической системе, существование центров поло-жительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждения» и «страдания».

Рейковский Я[13]. подчеркивает, что три выделенных компонента эмоционального процесса характеризу-ют его как внутреннее состояние, как акт регуля-ции, а не как поведенческий акт или субъективно переживаемое психические явление.

Аффект -- это наиболее мощная эмоциональ-ная реакция; проявляется как сильное, бурное и от-носительно эмоциональное кратковременное пере-живание. Аффект полностью захватывает всю пси-хику человека и предопределяет реакцию на ситуа-цию в целом (чаще всего и эта реакция, и воздей-ствующие раздражители осознаются недостаточно, что является одной из причин практической неуп-равляемости этим состоянием).

При анализе аффекта учитывают соответствие силы стимула и результата, находящихся в обрат-ной пропорции: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в резуль-тате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. Аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, искажают нормальную организацию поведения. Оно становится не вполне разумным. К тому же аффекты оставляют сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, -- более длительные состояния. Они -- реакция не только на события совершившиеся, но и на вероят-ные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу действия и отражают суммарную итоговую оценку ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Большинство из них, например, страх, носят опережающий харак-тер, при этом человек отражает события в форме обобщенной субъективной оценки определенной си-туации, связанной с удовлетворением потребностей. Хотя некоторые эмоции могут определяться и за-вершающими аспектами поведения. Обычно эмоция сопровождает и в целом способствует целенаправ-ленному поведению.

Положительные эмоции возникают, когда реаль-ный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный ре-зультат, и наоборот, недостаток реального результа-та, несовпадение с ожидаемым -- приводит к от-рицательным эмоциям. Потребностный подход к определению знака эмоции был предложен отече-ственным психологом C. Самыгиным[16].

Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Например, эмоция страха разви-вается при недостатке сведений, необходимых для защиты, или как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия. Страх может достигнуть такой силы, что нервная система не выдерживает и человек умирает.

Однажды пережитый страх может закрепиться и стать хроническим, навязчивым: руководитель резко высказал свое неудовольствие работнику в присутствии других людей, что настолько сильно повлияло на сотрудника, что он может испытывать панику при известии об очередном совещании. Та-кое состояние называется фобией.

1.2. Воля в процессе управления

Воля -- это сознательное регулирование челове-ком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля -- это способность человека, проявляюща-яся в самодетерминации и саморегуляции им сво-ей деятельности и различных психических процес-сов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном на-правлении и с заранее предусмотренной силой. Бо-лее того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

С. Д Резник [14] выделяет следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей;

2) регуляция побуждения к действиям при не-достаточной или избыточной их мотивации;

3) организация психических процессов в адекват-ную выполняемой человеком деятельности систему;

4) мобилизация физических и психических воз-можностей при преодолении препятствий в дости-жении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходи-мы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются труд-ности на пути к цели: препятствия внешние -- вре-мя, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевые усилия необходимы:

1) при восполнении дефицита побуждения к дей-ствиям при отсутствии их достаточной мотивации;

2) при выборе мотивов, целей, видов действий при их конфликте;

3) при произвольной регуляции внешних и внут-ренних действий и психических процессов.

Воля неразрывно связана с познавательными мотивами и эмоциональными процессами. В связи с этим все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в ре-зультате возникновения неосознаваемых или недо-статочно отчетливо осознаваемых побуждений (вле-чений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Иными словами, в непроизвольных действиях нет четкой цели и уси-лий субъекта для ее достижения. Примером непро-изводственных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, вос-торга, гнева).

Произвольные действия предполагают осозна-ние цели, предварительное представление тех опе-раций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. В этой связи воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек счи-тает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Волевая регуляция поведения человека форми-руется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем -- самоконтроля личности.

В зависимости от трудностей внешнего мира и сложности внутреннего мира человека выделяют 4 варианта проявления воли:

1) в легком мире, где любое желание выполни-мо, воля практически не требуется (желания чело-века просты, однозначны, любое желание осуществи-мо в легком мире);

2) в трудном мире, где существуют разнообраз-ные препятствия, требуются волевые усилия по пре-одолению препятствий реальной действительнос-ти, нужно терпение, но сам человек внутренне спо-коен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей (простой внутренний мир человека);

3) в легком внешнем мире и при сложном внут-реннем мире человека требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомне-ний, человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, человек мучается при принятии решения;

4) в трудном внешнем мире и при сложном внутреннем мире человека требуются интенсивные волевые усилия для преодоления внутренних сомне-ний для выбора решения и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Воле-вое действие здесь выступает как принятое к осу-ществлению по собственному решению, осознанное, намеренное, целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии:

1) трудных ситуаций «трудного мира»;

2) сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодо-левая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисцип-линированность, мужество.

В управленческой деятельности необходимо со-блюдать следующие правила:

1) обеспечивать условия для успеха деятельнос-ти работника, но не облегчать существенно ему задания;

Страницы: 1, 2, 3