бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Азбука самореализации бесплатно рефераты

10 - ая пошаговая инструкция. Внимательно изучи руководство по уверенному поведению

Руководство по успешному уверенному поведению

1. Если ты хочешь в чем-либо отказать другому, скажи ему ясно и однозначно "нет"; объясни, почему ты отказываешь, однако, не извиняйся слишком долго.

2. Отвечай без паузы - так быстро, как только это вообще возможно.

3.Настаивай на том, чтобы с тобой говорили честно и откровенно.

4. Проси пояснить, почему тебя просят о чем-либо, чего ты не хочешь делать.

5. Смотри на человека, с которым ты говоришь. Следи за его невербальным поведением: есть ли какие-либо признаки неуверенности в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза и т.п.).

6. Если ты злишься, то дай понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает его или ее как личность

7. Если ты комментируешь поведение другого, используй речь от первого лица - местоимение "Я".

8. По возможности, предлагай альтернативные способы поведения, которые, по твоему мнению, будут лучше восприняты.

8. Хвали тех (и себя в том числе), кому, по твоему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет).

9. Не упрекай себя за неуверенность или агрессивность. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент ты "соскользнул" с правильного пути, и как ты сможешь поступить вместо этого в подобных ситуациях в будущем. Плохие привычки быстро не исчезают, новые навыки не падают с неба.

11 -ая пошаговая инструкция. С учетом полученных знаний дай оценку своему собственному поведению, определи, как на основе уже имеющихся предпосылок они могут формировать уверенность посредством небольших шагов.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заполни бланк домашнего задания

В течение недели с .... по ...... я буду тренировать:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это мне удалось следующим образом:_______________________________-___________________

Насколько я удовлетворен моим поведением: _______

(по 10-бальной шкале 1-совсем не удовлетворен, 10 - очень удовлетворен)

Мои наблюдения относительно стимулирующих и блокирующих условий:
Стимулирующие: Внутренние:______________________________________________________

Внешние:________________________________________________________

Блокирующие:

Внутренние:_______________________________________________________

Внешние:____________________________________________________________________________

@ Помни о том, что готовность тренировать уверенное поведение создают первые предпосылки к полноценному и успешному самоутверждению.

@ Дорогой друг, ты уже, конечно, уяснил, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Человек в деятельности и общении сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, сверяется с их мнениями, чувствами и требованиями, т.е. имеет своего рода "внутренний манометр", показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Важными показателями своих поступков, действий являются самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы; и хочет человек того или нет, он объективно вынужден считаться с этими субъективными индикаторами своего самочувствия в группе, успешности или неуспешности своих достижений, позиции по отношению к себе и окружающим.

12 -ая пошаговая инструкция. Поразмысли наедине с самим собой

@ Что такое самооценка?______________________________________

@ Чем самооценка отличается от самодовольства?_________________

Заметки на полях

Самооценка - оценка личностью самих себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности[35,218]

Дорогой друг!

Прежде чем закрыть первую условную страницу азбуки "Кто есть Я" - небольшое резюме:

@ самопознание - это важнейшее условие определения человеком своего предназначения, своих возможностей, задатков, уже сформированных черт характера;

@ самопознание - путь к самореализации;

@ самопознание - выявление своих положительных качеств, потенциальных способностей, а также отрицательных привычек и установок;

@ самопознание - это поиск в себе истинного Я.

Стремленье к Познанью. То знак Прохожденья,

Смен мест обитанья… Исканья, подходы…

Но медленный рост будет длиться все годы,

Ему характерно Души Возрожденье.

Движенье наткнется на крепкие стены.

Но верен останься Добру и Мечте!

Служи, как и прежде, Святой Красоте

И знай, что победа Твоя непременна!

Елена Пехота

Процесс самопознания бесконечен. Дерзай, познавай, совершенствуй себя. Удачи тебе и вдохновения в самопознании!

Страница 2.Что я думаю о самореализации (диалог с самим собой)?

@ Подбираю слова, с которыми у меня ассоциируется понятие «самореализация»

@ Расшифровываю слово самореализация по буквам, ассоциируя на каждую букву слово, связанное с семантикой данного понятия:

с____________________________________________________________

а____________________________________________________________

м____________________________________________________________

о____________________________________________________________

р____________________________________________________________

е____________________________________________________________

а____________________________________________________________

л____________________________________________________________

и____________________________________________________________

з____________________________________________________________

а____________________________________________________________

ц____________________________________________________________

и____________________________________________________________

я ____________________________________________________________

@ Выписываю из различных научных, литературных источников определения понятия самореализация

@ Сравниваю данные определения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные. Обосновываю свой выбор

@ Сравниваю данные определения с собственным мнением. Выбираю наиболее точные и полные. Обосновываю свой выбор Заметки на полях

Правила составления синквейна

1 строка- тема синквейна, его суть (одно слово или смысловая единица, как правило, существительное);

2 строка - два определения, характеризующие основные качества темы;

3 строка - три глагола, имеющих отношение к теме;

4 строка - фраза или слово, определяющее главный смысл или свое отношение к ней (все желательно срифмовать)

Мой синквейн:

Самореализация

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

@ Попытаюсь взять интервью с интересным и самореализовавшимся, на мой взгляд, человеком

@ Напишу сочинение - миниатюру по сказке Г.- Х. Андерсена "Гадкий Утенок", главный герой которого - это Я

@ Как я понимаю самореализацию применительно к самому себе?

Самореализация для меня - это

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

@ Выделяю приоритетные направления моей самореализации:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

@ Как я вижу перспективу моей самореализации (отображаю в виде схемы, таблицы)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

@ Пробую выработать свое философское понимание самореализации (например, написать хокку, эссе)_____________________________________________________________

Заметки на полях

Правила составления хокку (жанр японской философской поэзии)

1. строка-5слогов

2. строка-7слогов

3. строка-5слогов

2.12. Записываю, на мой взгляд, общие ключевые позиции, определения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.13. Создаю образ самореализующегося человека (в виде символа, схемы, рисунка и т.д.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница 3. Познаю мысли ученых о самореализации

1 - ая пошаговая инструкция. Познакомься с высказываниями философов о самореализации

Древняя Греция

Сократ. Стремление к самопознанию ("No see te ipsum), поиск истины.

Платон. Духовное самосовершенствование личности путем подавления чувственных потребностей; озарение - путь познания истины.

Аристотель. Реализация природных возможностей; разумная деятельность; человеческая активность; "точная мера" в поведении; свободный выбор своей судьбы.

Древний Китай

Конфуций. Духовное самосовершенствование; владение в совершенстве шестью видами искусств (знание и выполнение правил благопристойного поведения, понимание музыки, искусное владение луком, умелое управление колесницей, умение декламировать и складывать стихи, знание математики).

Эпоха Возрождения

Ф. Бэкон. Самосозидание; человеческое познание; развитие эмпирической (опытной) науки; осмысление метода научного познания; умение производить логические операции: анализ, синтез; формирование сознания, интеллекта и духовных качеств через воспитание и среду.

И. Кант Нравственная свобода личности; осмысление "категорического императива", всеобщего принципа руководства людьми; развитие умений вести диалог, полилог, отстаивать свою точку зрения.

Г.Гегель Целевыдвижение, сознательная постановка личностью цели своей деятельности; отыскание индивидуально значимых составляющих в структуре надындивидуальных целей; идея гармоничного развития общества; осмысление целей деятельности с точки зрения человековедческих наук.

Ф.Ницше. Истинная культурность; постоянное стремление к самосовершенствованию; уважение и любовь к себе; воля к власти; свобода в осознании собственной ответственности за максимальное самоосуществление; деятельность как активное, свободное творчество; воспитание, уважение к себе и другим; раскрытие внутреннего потенциала личности

Марксистская философия

К.Маркс. "Собственное самоосуществление" человека как результат практи-ческого изменения мира

Философская концепция экзистенциализма

П. Сартр Человек может оставаться человеком, прозревая свою экзистенцию("Я есть, пока я выбираю"), нравственную суть своего предназначения

Х. Ортег-И-Гассет. Актуализация внутренних ресурсов, способностей и волевых качеств.

В. Франкл. Развитие способности субъекта строить и осуществлять жизненные планы; развитие уникального свойства личности "темпоральной инверсии" (способность переживать будущее как настоящее, прошлое как будущее, и наоборот"

Западная философия

Ф.Брэдли, Дж.Мак-Таггарт, Дж.Маккензи, Б.Бонзакет, Б.Боун, Э.Мунье

Самореализация осуществляется через деятельность, реализующую свое "внутреннее Я", которое абсолютно уникально, неповторимо, отличимо и узнаваемо

Российские мыслители конца 19-начло 20века

Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П.Ф. Флоренский, И.А.Ильин, Н.О. Лосский

Идеальный человек- это, прежде всего, идеальная личность, в которой духовные ценности стоят выше социальной жизни.

Современные отечественные и зарубежные философы

Г.С. Батищев, С.И. Гессен, Е.А. Ямбург

Идеи самоценности человека, цели и смысл его существования; поиск своего устойчивого места в жизни, обретение своего призвания, "свою индивидуальную, никем другим не заменимую должность в мире", - это и значит определить себя самого, стать свободным, разрешить для себя проблему автономии; идеи духовной свободы.

2 - ая пошаговая инструкция. Обратись к справочным изданиям, содержащим изречения и мысли "великих мира сего". Собери цитаты и интересные мысли, черпая их из книг, биографий, Библии, газет, журналов, юмористических рассказов, фильмов и телевизионных передач.

Упражнение в работе с цитатами

Цитаты открывают перспективы для нахождения ответов на твои вопросы. Это можно продемонстрировать даже графически: закрой на рисунке белые квадраты и в течение тридцати секунд фокусируй внимание на крестике рядом с черными прямоугольниками. Затем посмотри на крестик в центре белых квадратов. Расстояние по вертикали между левой парой квадратов покажется больше расстояния между правой. Сконцентрировавшись на черном, ты изменил перспективу и тем самым заставил "двигаться" левую пару квадратов.

Если ты сосредоточишься на какой-то цитате, перспектива твоей задачи тоже изменится и заставит твое сознание искать нестандартные пути решения.

3 - ая пошаговая инструкция Создай свой "Чертог славы"

@ Выбери себе советчика, и подыщи соответствующую цитату

@ Осмысли цитату. Запиши возникшие мысли

@ Старайся комбинировать и развивать свои мысли

________________________________________________________

_________________________________________________________________________________Поддерживай связь с твоим "Чертогом славы", пока цитата или какой-либо другой отрывок текста не породят сонм полезных идей

Прочитай на досуге

& Аристотель. Этика / Аристотель; Пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер.- М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

& Батищев, Г.С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии.- 1995.- № 3.- С. 103-129.

& Боннар, А. Греческая цивилизация. От Иллиады до Парфенона. От Антигоны до Сократа.- Ростов-н/Д.: Феникс, 1994.- Т. 1.

& Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.- М.: Школа-Пресс, 1995.

& Кант, И. Сочинения: В 6 т. / Под общ. ред. В.Ф. Асмуса.- М.: Мысль, 1964.- Т. 3: Критика чистого разума.

& Книги серии"Жизнь замечательных людей".

& К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений.- М., 1956.

& Монтень, М. Опыты. Избранные главы: Пер. с фр. / Сост., вступ. ст., примеч. В.П. Яковлев. - Изд-во "Феникс" , 1998.

& Ницше, Ф. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм: Сборник / Пер. с нем.; - 2-е изд.- Мн.: ООО "Попурри", 2001.

& Орлова, Е., Литвинова Е. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: биографические очерки.- М.: Республика, 1995.

& Ортега-И-Гассет, Х. Письмо к немецкому другу / Современная философия.- Ростов на/Д: Феникс, 1995.Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм / Сумерки богов.- М., 1990.

& Чехов, А.П. Избранные произведения.- М., 1948.-С.3-13

& Юрчук, В.В. Конфуций. - Мн.: "Современное слово", 1998.

& Ямбург, Е.А. Школа на пути к свободе: культурно-историческая педагогика.- М.: "ПерСЭ", 2000.

Страница 4. Обобщаю мысли ученых о самореализации

Небольшая подсказка. Автор проанализировал философскую и психолого-педагогическую литературу и сделал некоторые выводы. Возможно, тебе это поможет.

Человек рассматривается как существо:

@ активное и деятельное, чья деятельность имеет творческий и созидательный характер;

@ разумное и сознательное, способное к рефлексии, прогнозированию и проектированию своего будущего, к поиску и реализации смысла своей жизни;

@ самостоятельное и неповторимое, стремящееся к самоопределению, осознающее свой неограниченный потенциал и ответственность за самоосуществление;

@ индивидуально-социальное, стремящееся к взаимодействию с другими людьми, согласовывающими свои устремления с социальными.

2.Самореализация рассматривается как постоянная духовно-практическая работа человека над собой, познание самого себя, самоосмысление, самоотношение, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, саморегуляция, поиск возможных путей самоосуществления.

3.Основными характеристиками самореализации являются внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации целей, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни и др.

4.Самореализация человека обусловлена процессами интенсивного физического и социального созревания личности, создающими предпосылки для начала культурной самоидентификации, вхождения в мир духовной культуры.

5. В процессе освоения студентом проблемных социально- практических образовательных ситуаций отрабатываются варианты рефлексивной самореализации, включающие духовно- нравственный, технологический, полисубъектный и деятельностный аспекты.

6. Понятие самореализация включает такие образования, как самопознание, самоосмысление, самоотношение, самоорганизация, самооценка, самоконтроль, самовоспитание, самообучение и самоограничение, саморегуляция.

7. К самореализации личности ведут психологические предпосылки субъективного характера (потребности, направленность, потенциальные когнитивные и психофизиологические способности, генетические возможности, ментальные характеристики).

8. В характеристики самореализации входят внутренняя свобода, воля, интенсивность направленности реализуемой деятельности, целеполагание, целесозидание, поиск вариантов реализации цели, культура нравственной рефлексивности, устремленность к духовности, идеал достойной жизни.

@ Какой из данных выводов тебе кажется самым важным и необходимым?

Запиши свои выводы:

Страница 5. Составляю программу самоизменения

Ближайшая перспектива

Средняя перспектива

Дальняя перспектива

ЧАСТЬ 2 ДАЙДЖЕСТ - ПОМОЩНИК В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ САМОИЗМЕНЕНИЯ

Блок 1

Определение жизненных целей

Блок 2

Здоровье - главное жизненное благо

Блок3

Стратегия управления своим временем

Дорогой читатель!

На страницах данной части азбуки тебе предлагается информация к размышлению и информация к действию.

Однако ты не рассчитывай, что найдешь рецепты на все случаи жизни. Наша с тобой задача скромнее: тебе предлагается материал с учетом имеющегося опыта, переосмыслив который, ты сможешь использовать его на пути к самопознанию и самосовершенствованию.

Конечно, самосовершенствование не легкое дело. Тебе придется мобилизовать все: способности, волю, ум, трудолюбие, проявить свою индивидуальность. "Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди,- утверждает Л.Н. Толстой.- Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие".

Я искренне желаю тебе проявить свои лучшие качества на пути самосовершенствования, самореализации, великой силой которого является желание. За ним следует действие и труд. А их всегда сопровождают успех и радость достижений.

Желаю тебе успехов, радости и достижений.

Блок 1. Жизненные цели

С возросшей целью человек взрастает Ф.Шиллер

4 Подробно (в столбик) распиши все шаги (что конкретно нужно предпринять) на пути к цели

Заметки на полях

Цель - это предполагаемый результат, идеальное представление человека о том, чего он хочет добиться, каких результатов достигнуть.

_____________________________________________________________

4 На оси координат изобрази для себя настоящую и возможную (будущую) картину твоей жизни в виде кривой, отметив крупнейшие успехи и поражения в личной и общественной жизни. Пометь на кривой то место, где ты сейчас находишься, а также напиши ключевые слова, характеризующие успехи или неудачи, рядом с экстремальными точками твоей "жизненной кривой".

%

годы жизни

4 Назови пять важнейших пунктов (целей), которые вы еще хотите достичь до конца своей жизни.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

4 Раздели свои жизненные цели по временным категориям

? долгосрочные

? _______________________________________________________

? среднесрочные

?

? краткосрочные

4 Проанализируй еще раз, все ли цели реально достижимы

_____________________________________________________________

4 Исключи цели, без достижения которых можно вполне обойтись ______________________________________________________________

4 Проанализируй свои наиболее значимые успехи и неудачи

Успехи

Какие способности помогли

Неудачи

Каких

способностей

Каким образом преодолел неудачу

1

1

2

2

3

3

4

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5