бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Азбука самореализации бесплатно рефераты

Азбука самореализации

57

Е.И. Сотник

Азбука самореализации

Утверждено на заседании кафедры педагогики и проблем развития образования Белорусского государственного университета 27 марта 2008г

протокол № 9.

Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор И.И. Казимирская, доктор педагогических наук, профессор И.И.Рыданова

Тебе, стремящемуся к самореализации…

Добро пожаловать!

Цивилизационный процесс, атака разнообразных новшеств и вариантов, небывалые интеллектуальные достижения, свежие идеи и новая культура, открывающие умы людей, изменяют направленность нашего образа жизни. Наше подсознание успешно усваивает новые реалии и сообщает об открывающихся возможностях, а в определенный момент своей жизни помогает осознать свою недостаточность. Тогда и возникает противоречие между собой желаемым, нужным в данных условиях, и собой реальным. И только тебе самому решать - состояться как личность или не состояться, сделать все лучшее в себе действительностью или остаться одной лишь потенциальностью. Бесспорно, никому не дано с безукоризненной точностью определить своё будущее, но, тем не менее, каждому под силу наметить собственный путь самосозидания, определить, что в его власти необходимо усилить в себе, а что отбросить или хотя бы смягчить.

Уважаемый друг! Возможно, именно сегодня у тебя проснулся дух творчества, трудолюбия и целеустремлённости, способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям. Тогда эта азбука для тебя.

Чувствуешь, как возникает в тебе противоречие между собой желаемым и собою реальным? Как же преодолеть противоречие и достигнуть желаемого? Все зависит от тебя самого. А мы лишь постараемся помочь тебе разобраться в самом себе, понять самого себя, помочь увидеть возможности реализовать самого себя при любых жизненных обстоятельствах. Открытие самого себя, реализация своих возможностей и способностей - самое прекрасное, что может испытать человек.

На страницах предложенной тебе азбуки ты познакомишься с механизмами самосовершенствования, будешь учиться понимать себя и оценивать себя с точки зрения других, исследовать самого себя, критически анализировать свои возможности и перспективы, узнавать неизведанное, планировать свое будущее - и у тебя все непременно получится.

В добрый путь!

ЧАСТЬ 1. НА ПУТИ К САМОРЕАЛИЗАЦИИ

______________________________________________________

Все происходит благодаря саморазвитию, насилие чуждо природе вещей,- гласит надпись на фронтисписе "Великой дидактики"

Я.А. Коменский

Кто есть Я?

Открытие самого себя, реализация своих возможностей и способностей - самое прекрасное, что может испытать человек. В этом заключен огромный смысл: каждый человек может раскрыть свои реальные, но до времени не выявленные возможности, найти в себе истинное Я, а непридуманное ожидаемое, нереальное, определить свои сильные и слабые стороны, дать оценку собственному реальному Я с целью определения путей самосозидания к себе идеальному, самому себе лучшему.

К сожалению, ты не знаешь путей к открытию и познанию самого себя. Не расстраивайся, открой первую страничку азбуки " Кто есть Я?", внимательно прочитай предложенные тебе пошаговые инструкции, честно и искренне ответь на вопросы, поразмышляй над сложными проблемами, поднятыми в книге, сделай вывод для себя. И тогда, может быть, предложенный материал поможет тебе немного лучше познать самого себя, а это значит соотнести уровень притязаний и возможностей, способностей для достижения своей жизненной цели. "Ведь не выстроив жизненной стратегии, не осуществив собственную самореализацию, личность оказывается нежизнеспособной" (В.Н.Мясищев).

Итак, 1- ая пошаговая инструкция. Исследуй себя, определи свой тип направленности, используя методику В.Смекала и М.Кучера (приложение 1).

Небольшая подсказка

@ Объекты самопознания:

направленность личности: установки, интересы, потребности; задатки, способности, дарования; отрицательные свойства и привычки; нравственные качества.

@ Пути самопознания:

соотнесение результатов деятельности с имеющимися положительными (отрицательными) качествами; сравнение себя с другими людьми сопоставление собственного мнения о себе с мнением других

@ Приемы самопознания:

самонаблюдение, самоанализ, самокритика, самооценка

Заметки на полях

Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности.

Интерес - мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности[35,205;211].

Авторы В.Смекала и М.Кучера выделяют три вида направленности

@ Личностная направленность связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением удовлетворить прежде всего свои притязания - это направленность на себя;

@ Коллективистская направленность связывается с преобладанием мотивов общения, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми, проявлением интереса к совместной деятельности - это направленность на взаимодействие;

@ Деловая направленность отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечением процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новым опытом - это направленность на задачу.

Все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются, поэтому в результате говорят о доминирующей направленности личности. Позитивными видами направленности личности мы считаем направленность на взаимодействие и направленность на задачу, которые связаны с преобладанием мотивов общения и мотивов овладения новыми знаниями, умениями и навыками

2-ая пошаговая инструкция. Соотнеси себя с типажами, представленными в книге Н.Козлова "Формула успеха, или философия жизни эффективного человека"

Способ и направленности жизни

Забота (в первую очередь)

За свой счет

За счет других

О себе

Потребитель

Паразит

О людях и жизни

Творец

Романтик

Нет смысла пытаться точно определить, кем являешься ты или другие интересные тебе люди: чистых типажей нет, каждый из нас бывает когда-то и Потребителем, и Творцом, и Романтиком, и Паразитом. Смысл в другом: зная эти типажи, ты сможешь точно и ответственно определить свою философию жизни, понять, что действительно тебя привлекает, после чего честно отслеживать, как - кем? - ты в разных ситуациях себя реально представляешь.

3-ая пошаговая инструкция. Ответь на вопросы анкеты для самого себя.

1. Как ты думаешь, ты себя знаешь? ____________________________

2. Считаешь ли ты, что человек в своей жизни стремится к какой - либо цели?______________________________________________________

3. Какая цель в жизни привлекает тебя?_________________________

4. У тебя есть программа достижения выбранной цели:

_________она отсутствует;

_________трудно сказать определенно;

_________она примерно намечена;

_________она уже выполняется

5. Считаешь ли ты, что самовоспитание, действительно, совершенствует личность?____________________________________

6. Какой возраст, по твоему мнению, наиболее эффективный для самореализации?____________________________________________

7. Имеешь ли ты потребность в приобретении знаний в достижении успеха?____________________________________________________

8. Если "да", то чем такая потребность обусловлена:

_________стремлением к прогрессу человечества;

_________стремлением быть похожим на кого-то;

_________стремлением к успеху в жизни;

_________стремлением быть похожим сразу на несколько человек;

_________стремлением быть нужным людям;

_________стремлением добиваться цели, несмотря на неблагоприятные обстоятельства;

_________стремлением к самореализации;

_________(другое).

9. Знаешь ли ты свои отрицательные качества?___________________

10. Считаешь ли ты себя способным исправить имеющиеся недостатки?________________________________________________

11. Какие качества личности ты хотел бы в себе воспитать?_________________________________________________

4- ая пошаговая инструкция. Проанализируй ответы, очерти основные направления своего самосовершенствования и самореализации.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5-а я пошаговая инструкция. Заполни хит - лист "Кто есть Я"

_____________________________________________________________

Кто есть Я?

Дата

Моя самая заветная мечта - это…

Я горжусь собой, когда я…

Я симпатичный человек, потому что

В достижении намеченной цели мне помогают такие черты моего характера, как

Я восторгаюсь двумя такими качествами, которыми я обладаю, - это

Меня привлекают, и я восторгаюсь такими людьми, которые имеют следующие качества:

Я горжусь своим поступком, который я в своей жизни совершил

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поразмысли наедине с самим собой

@ Трудно было отвечать на вопросы? Почему?

@ Испытывал ли ты смущение, когда писал о себе хорошо, хотя и знал, что никто не будет читать. Почему?

@ Приятно ли думать о своих положительных качествах

6 - ая пошаговая инструкция. Возьми чистый лист бумаги, в левой части которого напиши дату своего рождения, в правой - поставь точку и напиши сегодняшнюю дату. Отметь линией самые значительные события твоей жизни: хорошие - проводи линию вверх, чтобы получилась гора; плохие - проводи линию так, чтобы получилась долина в виде впадины, поставь дату и название каждого события. Проанализируй свои жизненные этапы.

Возможно, линия твоей жизни будет выглядеть примерно так

Поразмысли наедине с самим собой

@ Хотел бы ли ты, чтобы какие - то события твоей жизни повторились? Какие?

@ Какой должна была бы быть твоя жизнь, чтобы ты смог назвать её совершенной?

@ Нравится ли тебе говорить приятное другим?

@ Нравится ли тебе получать комплименты?

Каждый человек обладает собственным самосознанием, поэтому каждый человек уникален и неповторим

Дорогой друг! В твоем возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания, формирование образа собственного Я. В образ Я встраивается и отношение к самому себе: можно уважать или презирать себя, любить или ненавидеть и даже понимать и не понимать себя и т.д. Взаимодействуя и общаясь с людьми, ты выделяешь сам себя из окружающей среды, ощущаешь себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступаешь для самого себя как Я, противостоящее другим и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание собственного Я выражается, прежде всего, в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Заметки на полях

Самосознание - это то, как люди видят самих себя. Оно состоит из отношения к себе, самоощущения и мыслей человека о себе.

Образ Я - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими[35,215;216].

7 -я пошаговая инструкция. Заполни хит - лист "Образ Я"

_____________________________________________________________

Образ Я

Дата

Я люблю себя за…

Я восторгаюсь такими своими способностями, как…

Проранжируй качества, которые для тебя являются главными:

самоуважение;

самокритичность;

себялюбие;

самоуничтожение;

другое

Ответь на вопрос: ты обладаешь стремлением быть понятным, завоевать симпатии, уважение сверстников и старших, повысить свой статус и т.д.

Как ты относишься к людям, которые обладают желанием быть незамеченными, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

8 -ая пошаговая инструкция. Поразмысли наедине с самим собой

1. Насколько, по - твоему мнению, положительно твое самосознание

2. Как можно попытаться улучшить свое самосознание

3. Какие признаки отличают человека, обладающего положительным самосознанием

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорогой друг! Мы обретаем самосознание с рождения. На наше самосознание влияет то, как мы смотрим на мир, то, как мы поступаем, и то, как нас воспринимают окружающие. Важно понять и помнить, что самосознанию учатся, поэтому его можем изменить и придать ему положительный характер. Для успешной самореализации важным является уверенность в своих силах.

9 - ая пошаговая инструкция. Поразмышляй над представлениями психологов в области уверенного поведения.

Лазарус А.А. на основе своего клинического опыта выделил следующие содержательные способности, которые необходимо развить человеку. Это:

- способность сказать "нет";

- способность открыто говорить о чувствах и требованиях;

- способность устанавливать контакты, уметь начинать и оканчивать беседу;

- способность открыто выражать позитивные и негативные чувства;

- способность управлять мимикой и жестами;

- способность использовать Я.

По мнению Сальтера, важнейшими характеристиками уверенного поведения являются:

1. Эмоциональность речи (feeling talk): открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств;

2. Экспрессивность речи (facial talk): ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением;

3. Противостояние и атака (contradict and attack) как прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

4. Использование местоимения "Я" (deliberate use of the word "I;

5. Принятие похвалы (express agreement, when you are praised) как отказ от самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

6. Импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот, отказ от предусмотрительности и планирования.

10 - ая пошаговая инструкция. Проведи тест Патриции Якубовской на умение различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение (Приложение 2).

Найди утверждения, относительно которых твои оценки отличаются от ключа предлагаемого теста, запиши их.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5