Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус
2 - проранжированные баллы из столбца №1.
3 - проранжированные баллы из социометрической методики “Выбор в действии”.
4 - разница рангов столбцов № 3 и № 2.
5 - возведение в степень.
По формуле Спирмена рассчитаем коэффициент корреляции самооценки и социометрического статуса:
P1=1- (3)
где di - разность рангов самооценки и социометрического статуса.
n - число испытуемых.
Таблица 9
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
R1
|
R2
|
di=R2-R1
|
di 2
|
|
Егор А.
|
26
|
7
|
15
|
8
|
64
|
|
Арина А.
|
20
|
21,5
|
15
|
-6,5
|
42,25
|
|
Данил Б.
|
28
|
2,5
|
1
|
-1,5
|
2,25
|
|
Полина Б.
|
27
|
5
|
7
|
2
|
4
|
|
Миша В.
|
21
|
19,5
|
24,5
|
5
|
25
|
|
Аня Г.
|
23
|
12,5
|
4
|
-8,5
|
72,25
|
|
Катя Д.
|
26
|
7
|
2,5
|
-4,5
|
20,25
|
|
Леша Д.
|
19
|
23
|
18,5
|
-4,5
|
20,25
|
|
Слава Л.
|
22
|
17
|
10,5
|
-6,5
|
42,25
|
|
Марк М.
|
26
|
7
|
6
|
-1
|
1
|
|
Лера М.
|
20
|
21,5
|
18,5
|
-3
|
9
|
|
Полина М.
|
22
|
17
|
10,5
|
-6,5
|
42,25
|
|
Лиза Н.
|
22
|
17
|
10,5
|
-6,5
|
42,25
|
|
Влад С.
|
23
|
12,5
|
10,5
|
-2
|
4
|
|
Соня С.
|
23
|
12,5
|
18,5
|
6
|
36
|
|
Таня С.
|
14
|
25
|
15
|
-10
|
100
|
|
Катя Т.
|
21
|
19,5
|
18,5
|
-1
|
1
|
|
Миша Ш.
|
18
|
24
|
10,5
|
-13,5
|
182,25
|
|
Соня Ш.
|
28
|
2,5
|
10,5
|
8
|
64
|
|
Петя Ш.
|
28
|
2,5
|
6
|
3,5
|
12,25
|
|
Алекса Б.
|
23
|
12,5
|
24,5
|
12
|
144
|
|
Милена Г.
|
23
|
12,5
|
2,5
|
-10
|
100
|
|
Миша М.
|
28
|
2,5
|
22,5
|
20
|
400
|
|
Вадим П.
|
23
|
12,5
|
21
|
8,5
|
72,25
|
|
Егор. Б.
|
25
|
9
|
22,5
|
13,5
|
182,25
|
|
|
|
|
|
2
|
1685
|
|
|
1 - общее количество ступенек, выбранное ребенком.
2 - проранжированные баллы из столбца №1.
3 - проранжированные баллы из социометрической методики “Два дома”.
4 - разница рангов столбцов № 3 и № 2.
5 - возведение в степень.
По формуле Спирмена рассчитаем коэффициент корреляции самооценки и социометрического статуса:
P2=1- (4)
где di - разность рангов самооценки и социометрического статуса.
n - число испытуемых.
Коэффициенты корреляции самооценки и социометрического статуса равны:
p1=0,3
p2=0,35
p1 p2 0,5
Таким образом, полученные результаты коэффициента корреляции по самооценки и двум социометрическим исследованиям, подтверждают факт существования выраженной взаимосвязи между самооценкой и социометрическим статусом детей в группе.
Оценка воспитателя качеств и умений детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок. Выясним, совпадает ли оценка воспитателей с самооценкой детей.
Результаты, полученные по методике ”Каков ребенок во взаимодействии с окружающими детьми”:
Егор А.
|
9,83
|
|
Соня Ш.
|
9,67
|
|
Арина А.
|
9
|
|
Лера М.
|
9
|
|
Аня Г.
|
8,83
|
|
Катя Д.
|
8,83
|
|
Леша Д.
|
8,67
|
|
МиленаГ.
|
8,67
|
|
Соня С.
|
8,5
|
|
Полина Б.
|
8,00
|
|
Лиза Н.
|
7,83
|
|
Данил Б.
|
6,67
|
|
ПолинаМ.
|
6,5
|
|
Миша Ш.
|
6,5
|
|
Петя Ш.
|
6,5
|
|
Миша М.
|
6,33
|
|
Таня С.
|
6
|
|
Влад С.
|
5,83
|
|
Алекса Б.
|
5,5
|
|
Вадим П.
|
5
|
|
Миша В.
|
4,83
|
|
Слава Л.
|
4,83
|
|
Катя Т.
|
4,33
|
|
Егор Б.
|
4,33
|
|
Марк М.
|
3,33
|
|
|
Рисунок 4 - Оценка воспитателей по методике ”Каков ребенок во взаимодействии с окружающими детьми”
Проведем корреляционные анализ оценок воспитателей и самооценок детей.
Таблица 10
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
|
R1
|
R2
|
di=R2-R1
|
di 2
|
|
Егор А.
|
1
|
7
|
6
|
36
|
|
Соня Ш.
|
2
|
12,5
|
10,5
|
110,25
|
|
Арина А.
|
3,5
|
21,5
|
18
|
324
|
|
Лера М.
|
3,5
|
21,5
|
18
|
324
|
|
Аня Г.
|
5,5
|
12,5
|
7
|
49
|
|
Катя Д.
|
5,5
|
7
|
1,5
|
2,25
|
|
Леша Д.
|
7,5
|
23
|
15,5
|
240,25
|
|
Милена Г.
|
7,5
|
12,5
|
5
|
25
|
|
Соня С.
|
9
|
12,5
|
3,5
|
12,25
|
|
Полина Б.
|
10
|
5
|
-5
|
25
|
|
Лиза Н.
|
11
|
17
|
6
|
36
|
|
Данил Б.
|
12
|
2,5
|
-9,5
|
90,25
|
|
Полина М.
|
14
|
17
|
3
|
9
|
|
Миша Ш.
|
14
|
24
|
10
|
100
|
|
Петя Ш.
|
14
|
2,5
|
11,5
|
132,25
|
|
Миша М.
|
16
|
2,5
|
-13,5
|
182,25
|
|
Таня С.
|
17
|
25
|
8
|
64
|
|
Влад С.
|
18
|
12,5
|
-5,5
|
30,25
|
|
Алекса Б.
|
19
|
12,5
|
-6,5
|
42,25
|
|
Вадим П.
|
20
|
12,5
|
-7,5
|
56,25
|
|
Миша В.
|
23
|
19,5
|
-3,5
|
12,25
|
|
Слава Л.
|
23
|
17
|
-6
|
36
|
|
Катя Т.
|
23
|
19,5
|
-3,5
|
12,25
|
|
Егор Б.
|
23
|
9
|
-14
|
196
|
|
Марк М.
|
23
|
7
|
-16
|
256
|
|
|
|
|
|
2403
|
|
|
Условное обозначение:
1 - ранги оценки воспитателей
2 - ранги самооценки дошкольников
3 - разница рангов (di)
4 - возведение в степень
Рассчитаем коэффициент корреляции Спирмена по формуле:
P=1- (5)
Где di - разность рангов,
n-число испытуемых
p=1-
p практически равно нулю, следовательно различий между оценками воспитателей и самооценками детей практически нет. Оценка воспитателей совпадает с самооценкой детей.
Дети очень чувствительны к отношению взрослого. В проявлении этого отношения, ребенком обнаруживается восприятие той оценки, что дает им взрослый, и их самооценки.
Заключение
Данная работа посвящена взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе. Подводя итоги теоретической части можно сделать следующие выводы.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих.
Самооценка развивается в дошколь-ном возрасте по следующим направлениям:
1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная само-оценка.
Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате ко-торой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Самооценка бывает:
адекватная; когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.
неадекватная; когда ребенок недооценивает себя, родители своим давлением и порицанием типа: "ты никто", "ты ничего не можешь!" сильно занижают самооценку ребенка
завышенная: когда ребенок переоценивает свои возможности вследствие вседозволенности сюсюканья родителей.
Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность - чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое «Я» через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.
В эмпирическом исследовании выдвинутая гипотеза подтвердилась. Полученные результаты вычислений по самооценки и двум социометрическим исследованиям, подтверждают, что самооценка и социальный статус ребенка в группе неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.
Оценка воспитателя качеств детей, играет большую роль в формировании детских оценок и самооценок, и совпадает с самооценкой детей.
Список использованной литературы
1. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: НПЦ, 1996. - 40 с.
2. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М.: Владос, 1988. - 240 с.
3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976.
4. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. - Минск: Вышейша школа, 1984. - 280 с.
5. Котырло В.К. Роль дошкольного воспитания в формировании личности. - Киев: Высшая школа, 1977. - 120 с.
6. Кряжева Н.А. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: НПЦ, 1997. - 110 с.
7. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии / Под ред. Л. Анцыферовой. - М.: Педагогика, 1978. - 168 с. 28. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 1980. - 190 с.
8. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. - 340 с.
9. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб: Речь, 2002. - 190 с.
10. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Посо¬бие по практической психологии. - М.: Академия, 1997. - 90 с.
11. Межличностные отношения ребенка от рождения до 7 лет. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2001. - 320 с.
12. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избр. психол. труды. - М.-Воронеж: МОДЭК, 1995. - 400 с.
13. Нравственное воспитание детей на занятиях в детском саду. - М.: Педагогика,1982. - 220 с.
14. Психология формирования и развития личности. - М.: Педагогика, 1981. - 120 с.
15. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. - М.: Просвещение, 1977. - 180 с.
16. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Руз¬ской. - М.: Педагогика, 1989. - 240 с.
17. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: психоло¬гические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Просвещение, 1986. - 96 с.
18. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1988. - 148 с.
19. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. -- М.: Сфера, 2001. - 190 с.
20. Рояк А.А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. - М.: Новая школа, 1988. - 140 с.
21. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. - 1994. - № 6.
22. Смирнова Е. О, Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. - 1996. - № 3.
23. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.: Владос, 1997. - 290 с.
24. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учебное пособие. - М.:Академия, 2000. - 400 с.
25. Смирнова Е.О, Хузеева Г. Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии. - 2002. - № 1.
26. Смирнова Е.О, Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Владос, 2003. - 160 с.
27. Снегирева Л.A. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. - Минск: Вышейша школа, 1995. - 140 с.
28. Стрелкова Л.П. Эмоциональный букварь от Ах до ай-ай-Яй. - М.: Новая школа, 1994. - 48 с.
29. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. - Кишинев: Штиинца, 1989.- 190 с.
30. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999. - 280 с.
31. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. - М.: Педагогика, 1987. - 120 с.
32. Формирование нравственных взаимоотношений старших дошкольников в игре. - Киев: Вища школа, 1989. - 190 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|
|