бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ сущности страха бесплатно рефераты

Посредством нашего активного участия мы превращаем то, что могло бы остаться бессознательной, пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. Если Активное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные части нашего «Я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга. Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключению мира между враждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними. Активное Воображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознанию полноты своего «Я», и все это только потому, что человек научился общаться со своим внутренним «Я». Джонсон доработал юнговский четырехфазный подход к Активному Воображению.

Фаза 1. Приглашение бессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласить живущего в бессознательном создание поднять их на поверхность и установить с ними контакт.

Фаза 2. Диалог. Ведется разговор то с одной частью личности, то с другой. В ходе этого диалога выясняются желания, действия и чувства той или иной части личности.

Фаза 3. Ценности. Джонсон считает небходимым внести в это общение между притивоположными ценностями этические нормы для того, чтобы не было подчинения одной противоположности другой.

Фаза 4. Ритуалы. Джонсон отмечает, что должно произойти перенесение смысла из воображения в реальную жизнь.

Уровни Активного Воображения:

Выгодный обмен. Это самое практичное применение А.В. оно начинается с понимания факта, что человек состоит из многих противоположных частей. Каждая часть имеет свою потребность и желает принять участие в осознанной жизни чесловека. Когда это становиться понятно, то многие конфликты начинают осознаваться как столкновение разных частей «Я», которые по-разному смотрят на мир.

Теплая встреча. На этом уровне подход строится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредством поднятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательного воздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этих образов с «Я» человека.

Восприятие духовного аспекта. Этот уровень похож на то, что люди называют «видениями» - это выброс того, что средневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цель событий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такой силой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное «Я». В течении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.

Образная сфера человека

В своей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы как объекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самом широком своем понимании может быть определен как образ предметов и явлений внешней реальности, переживаемый как единица содержания сознания в отсутствии соответствующей актуальной стимуляции. (Информационный источник ОСф преимущественно является содержанием памяти, независимо от того, по каким каналам эта информация была в нее заложена. Вместе с тем, это не исключает возможности других способов «информационного питания» Осф)

В этом смысле он является вторичным образом. Образы памяти, как известно, - основа для образов воображения. Образная сфера входит в качестве подсистемы в систему сенсорно-перцептивной организации, которая является частью психологической макроструктуры человека - индивид, субъект, личность. Образная сфера, следовательно, - многоканальная система психического, являющаяся единой многогранной многоуровневой динамической саморегулирующейся системой, которая за счет возможности воссоздания непрерывного мысленного контакта с реальностью (мира и себя) обеспечивает адекватное отражение и регулирование.

Также Гостев рассматривает образы в зависимости от общего состояния бодрствования. Образы бодрствующего состояния сознания являются «строительным материалом» сознания. Образы различной модальности могут быть как произвольными, так и непроизвольными, иметь различную степень яркости, отчетливости. Гостев различает «образы-воспоминания» (соответствующие ситуативной памяти), «образы-воспроизведения» (соответствующие фактической памяти) и «образы-представления» (как обобщенные воспоминания имевших место событий и ситуаций). Основанием для их разделения является их различие в эмоциональном компоненте образа: эмоционально нейтральные образы воспроизведения и эмоционально окрашенные образы воспоминания.

Образы-воображения

Проблема воображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображение понимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов на основе переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образов действительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:

Агглюкинация;

Акцентирование;

Гиперболизация;

Интерполяция;

Экстраполяция.

Основная функция воображения заключается в том, что оно позволяет познавать то, что субъект не воспринимал, т.е. отсутствующее в опыте. Фантазия, соответственно, расширяет возможности познания, восполняет пробелы в знаниях, в частности, компенсирует интеллектуализацию в отражении реальности. Перекомбинация опыта в субъективно новые сочетания в фантазии дает возможнгость человеку выйти за рамки «одномерной логики» причинно-следственных связей обыденной реальности. Воображение тесно связано с опережающем отражением различного уровня. Оно необходимо, например, для предвидения и осознания перспектив общего развития.

Воображение является аспектом мышления. В частности, перекомбинирование информации, которой располагает субъект (суть фантазий), выступает как один из механизмов творческого мышления. Аристотель считал, что мышление частично является воображением, а частично суждением. Согласно Вундту, деятельность фантазии представляет собой мыщление в образах. Воображение выступает дополнительным механизмом творческого мышления, осуществляющим избыточное моделирование возможных состояний объекта.

В результате преобразования образов памяти за счет их смыслового расчленения, объединения, трансформации, возникают новые образы. В образах воображения мы имеем, следовательно, доминирование преобразования информации в отличие от репродуктивных образов, в которых происходит сохранение исходной информации. Воображение делится на активное и пассивное. И то, и другое может быть как произвольным, так и не произвольным. Активное воображение описывается обычно через такие разновидности, как воссоздающее антиципирующее и творческое и имеет дело с образами, произвольно формируемыми в соответствии с целями деятельности. Пассивное воображение это березоподобные образы, состоящие из воображаемых сцен, ситуаций, «удовлетворяющие» сокровенные желания, уводящие человека от действительности.

Опыт использования образов в психотерапии аккумулирован в подходе получившем название «психоимажинативной» терапии, которая направленно ищет развития и оживления как можно более широкого диапазона образного опыта, включая его приобретение за счет специальных упражнений. Психоимажитивная психотерапия (базируется на концепции Салливена) основывается на работе с воображаемыми ситуациями, образующими «окна» в глубокие аспекты внутреннего мира человека, и вскрывающими его психодинамику. Используется набор специальных упражнений, облегчающих терапевту интуитивное понимание появляющегося в потоке сознания невербального материала. Применяются а)произвольно заданные образы б)манипулирование символическими образами В)мысленное решение проблемы в воображении, г)спонтанные зрительные образы (непроизвольно выявляющие нужную информацию). Образы помогают найти релевантный терапевтический процесс в каждый данный момент времени. Неоспоримое преимущество использование образов в терапии заключается в том, что они позволяют «проигрывать варианты» в зависимости от хода сессии, могут быть использованы в любой форме, удовлетворяющей клиента.

Очень эффективна мысленная работа с телом, телесные образы. Она обладает высоким диагностическим и регулирующим потенциалом. Влияние воображения на организм хорошо иллюстрируется феноменом стигматов, появлением симптомов на основе воображаемой болезни, возможностью изменением физиологии. Например, образ тела в норме функционирует как специализированный центр неосознаваемой информации о теле, относительно окружающей среды, существующий в постоянной связи с текущими психическими процессами и поведением. Образы позволяют извлечь глубоко запрятанную информацию человека о себе. Они - эффективное средство самообозрения.

Кататимное переживание образов

Метод основан на том, что у лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в кресле пациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представление образов - имагинации. Если предварительно задать некоторый неопределенный мотив представления, то это получается значительно легче. За первыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которые преимущественно представлены образами ландшафта, животных и человека. При этом человек может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерного пространства. Пациента просят сразу же сообщать о происходящем. Психотерапевт может оказать влияние на образы и структурировать их. Полное эмпатии сопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическом методе.

В содержании сновидений наяву можно увидеть символическое представление бессознательных или предсознательных конфликтов. Компромиссные образования между аффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают как актуальные эмоциональные проблемы, так и глубинные генетические формы конфликтов, восходящих вплоть до самого раннего детства.

Система КПО основывается на 2-х основных положениях:

Человек способен развивать в своем воображении фантастические представления, которые известны не только как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своей имагитивной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ, исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектического процесса.

В результате эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфических правил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощи неинтерпретирующего воздействия.

Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния

В общем виде предлагаемый метод может быть выражен формулой: чувство - образ - трансформация - чувство. Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10 шагов:

1. Клиническая беседа

2. Прояснение симптома

3. Создание образа

4. Исследование образа

5. Проверка на фиксацию

6. Трансформация

7. Интегрирование образа с личностью

8. Ситуационная проверка

9. Экологическая проверка

1. Созерцание. Сосредоточение внимания на негативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того, чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. При этом необходимо различать негативные и позитивные качества образа. Позитивными характеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям (голубой, синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный). Негативные цвета - черный, коричневый. Грязно-желтый, серый и др. Позитивными следует считать все зрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство: легкость, свежесть и т.д. негативными - тяжесть, жжение, давление и др.

2. Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочется с «этим» сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказывается вполне адекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структуре психологического конфликта.

3. Диалог. Разговор с образом как с реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента определенные функции и воплощает те или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи.

4. Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с наличием противоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга сторон осознается, а вторая - нет.

5. Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись от негативного.

6. Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать образу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувств негативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние.

7. Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. (подобный метод используется в НЛП)

8. Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, что само по ходу является трансформацией личности.

9. Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его - более полное осознание клиентом своего проблемного поля.

10. Волшебство. Этот метод предполагает различные варианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействием терапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человек считает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ. При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле и описать, как он себя при этом чувствует.

Беседа 1

30 мая 1999 года.

Клиент: Т.

Пол женский, 21 год.

Т: Мне страшно доверять людям. Я боюсь поверить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки…

С: Где в теле ты чувствуешь этот страх?

Т: В сердце.

С: На что он похож?

Т: Это черный комочек, а в нём игла.

С: Как ты относишься к нему?

Т: Он неприятен мне.

С: А что игла делает этому комочку?

Т: Колет, вонзается туда-сюда, очень больно, и в сердце тоже.

С: Что тебе хочется сделать с этой иглой?

Т: Вытащить её.

С: Можешь сделать это. Вытащи её из комочка и поставь перед собой.

Т: Она стала такая огромная, тонкая, острая.

С: Я предлагаю тебе стать ею.

Т: Хорошо, я - игла (встает на её воображаемое место).

С: Игла, что ты делаешь Т?

Т (в роли иглы): Смеюсь над ней.

С: Зачем?

Т (игла): Мне хорошо от этого, просто кайф.

С: Танечка, стань, пожалуйста, собой и скажи, что ты чувствуешь, когда над тобой смеётся игла?

Т: Я чувствую, что падаю в глазах окружающих и, прежде всего, в своих глазах. Страдает моё самолюбие, я чувствую себя униженной. Я никому не доверяю…

С: Попробуй вспомнить, не приходилось ли тебе бывать в таких ситуациях, когда над тобой смеялись, и ты чувствовала, что ты - ничтожество?

Т: Да, в голову приходит мой учитель из начальной школы. Он был очень строгим и властным, подавлял. Это было в первом классе. Я плохо училась и чувствовала себя ни на что не способной. Это было невыносимо, и я решила доказать всем, что я лучше, №1 в классе.

С: Предлагаю тебе представить эту маленькую Танечку и учителя, как будто он стоит напротив тебя. Что ты чувствуешь по отношению к нему?

Т: Это ненависть, точно. Хочу его пинать ногами по почкам, хочу, чтобы его уволили!

С: Я разрешаю тебе сделать это.

Т: Да, я бью его, ненавижу!!!

Страницы: 1, 2, 3, 4