бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Анализ сущности страха бесплатно рефераты

Когда ребенок испытывает страх перед родителями, которые могут вести себя иррационально или проявлять по отношению к нему насилие, то ему попросту некуда сбежать. Дети в подобной обстановке впадают в ужас. Они застывают, буквально коченеют от страха. Поэтому ребенок оказывается вынужденным делать что-либо с целью преодолеть состояние паралича. Это означает, что он должен подавлять и отрицать свой страх. Против чувства страха ребенок мобилизует свою волю. Чтобы выразить свою решимость, он напряжением соответствующих мышц стиснет челюсти, как бы говоря тем самым: «Я не стану бояться». В то же время он в какой-то степени диссоциируется, или, иначе говоря, изолируется, от своего тела и от реальной действительности и будет отвергать враждебность и угрозу, исходящие от родителей. Все эти меры направлены на обеспечение выживания, и хотя они и позволят ребенку выкрутиться, а в конечном итоге - вырасти и избавиться от возможности нападения со стороны родителей, одновременно они становятся для такого подростка образом жизни, потому что оказываются структурно встроенными в его тело. Подобный ребенок живет в перманентном, никогда не уходящем состоянии страха - независимо от того, чувствует от сам это или нет. Чтобы вытерпеть невыносимый стресс, ребенок должен стать бесчувственным и диссициироваться, т.е. отделиться от собственного тела. Физически дети укрываются в своих комнатах или других укромных местечках, а психически - в своем воображении. Такой уход ведет к расщеплению личности как единого целого и безусловно представляет собой шизофреническую реакцию. (3)

Страхи становятся безымянными и безликими, когда они вытеснены. Они живут в бессознательном и оказывают воздействие на ребенка. Когда пациенту удается освободиться от той хватки, которой ужас сковывает его, некоторые элементы этого ужаса проясняются, и тогда удается разглядеть страх быть покинутым, страх быть уничтоженным и страх уничтожить кого-то.

Страх смерти

Страх смерти на самом деле представляет собой страх перед процессом умирания.

Страх смерти связан с весьма ранними переживаниями, при которых ребенок ощущает, что стоит перед лицом смерти, что он вполне может умереть. Смерть не наступает, ребенок приходит в себя и возвращается к обычным делам, но память тела невозможно стереть, хотя в интересах выживания пугающие воспоминания оказываются выдавленными из сознания. Такого рода телесная память сохраняется в форме напряжений, тревоги и страха в тканях и органах тела, в мускулатуре. Часто страх смерти проявляется как глубокое бессознательное сопротивление глубокому дыханию и капитуляции перед собственным телом.

Лоуэн описывает одного пациента, значительно продвинувшегося в процессе терапии, который испытал страх смерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание исключала возможность подобной тревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, когда почувствовал, что ему есть для чего жить. Подобная тревожность порождается страхом; пациент биться наказания за положительные чувства. Если тревожность становиться слишком сильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошие чувства.

Страх можно вытерпеть, если проецировать его на внешние события. Отчаянный маневр - это способ сохранить рассудок, перемещая ужас на актуальные ситуации. Ум может быть наполнен специфическими страхами; он чувствует. Что уязвим перед неизвестностью. Если такой маневр не удается, последнее безрассудное движение, направленное на то, чтобы избежать обреченности, - суицид.

Страх секса

Секс и смерть неизбежно вплетены в расщепление личности. Страх секса - это страх смерти. Когда человек борется за выживание, все, что угрожает потерей самоконтроля, смертельно опасно. Сексуальные чувства представляются именно такой опасностью.

Если физическая близость в детском уме ассоциирована со страхом и стыдом, половой акт будет рассматриваться как нападение на эго и тело. Ребенок видит это как вторжение в личную жизнь, удар по личности. На более глубоком уровне реакция ребенка на то, что он видит сексуальную близость, отражает бессознательные чувства родителей по поводу полового акта. Если мать боится близости, ребенок будет ощущать страх и интерпретировать это как отвержение, у него постепенно разовьется чувство стыда за собственное тело.

Страх успеха

Тревожность, связанная с позитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности. Обычно индивидуум не сознает, что это ощущение порождает он сам. Такие чувства быстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетную борьбу. На определенном уровне сознания он знает, что не может быть успешным, даже не должен быть успешным.

Почему же успешность так пугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех, говорит Лоуэн, - это сексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент пришел к такому инсайту, необходима очень долгая аналитическая работа. Во-первых, он не осознает, что охватывающее его ощущение обреченности - это ужас перед совершением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткими ответными действиями, которые неизбежно последуют за этим.

Страх высоты

Анализ показывает, что людей, которые бояться падения с высоты, пугают полеты во сне и любовные неудачи. Против страха высоты эго может выставить защиты, которые вытеснят этот страх и позволят человеку действовать в опасных ситуациях. Это может заставить бросить вызов его бессознательной тревожности. Человек будет ставить себя в опасные ситуации, где может произойти падение, чтобы доказать, что он ничего не боится. Страх перед катастрофой лежит в основе психологии безрассудства.

Страх и беспокойство

Гулдинги определяют страх и беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасность в настоящем, а беспокойство - как реакцию на реальную или воображаемую опасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, что тот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боится так же, как если бы они были настоящими. Беспокойный человек рассказывает себе страшилки о том, что может с ним в будущем случиться.

Тем не менее, страхи в повседневной жизни, о которых рассказывают клиенты, могут оказаться и обоснованными. Первым делом терапевт должен определить, имеет ли рассказываемое реальную почву. Когда же клиент боится совершенно безопасной ситуации, нужно, утверждают Гулдинги, искать раннюю сцену, являющуюся прототипом сегодняшнего страха.

Одна из техник, которые используют Гулдинги, - доведение «ожидание катастрофы» до абсурдных выводов. Терапевт спрашивает, что может произойти самого плохого? Это может быть, например, одиночество, отсутствие любви и т. д. Даже если ожидание катастрофы окажется не напрасным, клиент осознает, что он не пропадет в данной ситуации. В заключении он делает вывод, что его опасения сильно преувеличены, и он больше не волнуется.

Понятие страха в экзистенциальной логотерапии

В. Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляется страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ, инфаркт, онкозаболевания и т.п.), реакция ожидания - страх, что это явление или состояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).

В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанциироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над самим собой и ситуацией.

Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».

В коррекционной работе со страхами Франкл использует метод парадоксальной интенции. Данный метод предполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом используются различные проявления юмора. Например, если человек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себя находиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, как правило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестает бояться того, чего раньше избегал. (14)

Работа со страхами в гештальт-терапии

Цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизнь человека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, понимание несоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось и не получило органичного выражения, - все это позволяет использовать чувства для доступа к циклу осознавания и выражения. Для правильного выражения чувств нужен подходящий «контекст». Возможно, чувства были направлены не на того человека или ситуацию. Задача терапевта - найти точный ход, чтобы удовлетворить потребность человека в завершении действия.

Фантазия - это большое достояние в жизни человека. Она уводит нас далеко за пределы окружающего мира и происходящих событий. Фантазирование в терапии служит четырем основным целям:

1. Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личными качествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всяких действий. Возвращение и ассимиляция чувств - это путь к развитию, несмотря на то. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх и преодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств, возникающих в реальной ситуации, - страх становится не таким опасным, как раньше. Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способны опустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу. Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и на саморегуляцию человека в процессе фантазирования.

Контакт с отсутствующим человеком или незавершенной ситуацией. Фантазия воспроизводит реальность в безопасном варианте. Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая, если обращаться к ней напрямую.

Исследования неизвестного;

Исследования новых или незнакомых аспектов самого себя. (15)

Классификация страхов

Страхи можно классифицировать по различным основаниям. Их можно разделить на группы исходя из того, чего боится человек, - это классификация по фобуле страха. Карвасарский различает 8 основных фобул страха.

К первой он относил боязнь пространства, проявляемую в различных формах. Среди них:

клаустрофобия

агорафобия

страх глубины

страх высоты

Социофобии, связанные с общественной жизнью. Они включают в себя:

Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствии людей)

Страх публичных выступлений

Страх действовать в присутствии людей и др.

Нозофобии - страхи заболеть каким-либо заболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутсует в обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во времена эпидемий

Танатофобия - страх смерти.

Сексуальные страхи.

Страх нанести вред себе или близким.

«Контрастные фобии» (например, страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанного человека или страх «совершить что-то непристойное, грязное» у священника во время богослужения).

Фобофобии - страх бояться чего-либо.

Психиатры Сэдок и Каплан делят страхи на конструктивные - представляющие естественный защитный механизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические. Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивности или длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья.

Ю. Щербатых разбивает все страхи на три группы:

Природные

Социальные

Внутренние

Философско-психологический анализ страха

Герберт Уэллс описывает человека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небо осыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянно испытывает предательство земной тверди. Однако источник страха, полагает Уэллс, вовсе не в игре природных смещений. Он только в помышлении человека о них. И это совершенно справедливо, т.к. реальность является человеку такой, и только такой, какой он её воспринимает.

Источник человеческого ужаса - свобода, которой наделен индивид.

Феномен страха проступает уже в известном мифе о сотворении человека Богом. Рожденный страхом миф о падении и первородном грехе переходит в чувство подавленности, которое является специфической болезнью человека. Психология страха - неизбежный спутник западной цивилизации. Видный философ Макс Шелер заметил: «В истории ещё не появился такой великий психоаналитик, который освободил бы человека от этого смертного ужаса, от того чувства страха, который является эмоционально-импульсивной основой этого специфически иудейского-христианского мира идей».

В результате Уэллс делает вывод: страх - пожизненный удел человека, бремя избранной им свободы. В противоположность - точка зрения А. Моссо: он считал, что страх - это болезнь, которую надо лечить. Психологи, изучая такое состояние человека, определяли его как отрицательную эмоцию, обнаруживающую себя при возникновении реальной или мнимой опасности.

Страх парализует волю. Героем считали того, кто способен внутренней силой побороть в себе чувство ужаса. Страх представляли в виде демона или божества, для умилостивления которых приносили жертвы.

Феномен страха пытались объяснить, изучая человеческую физиологию. Декарт полагал, что страх имеет чисто физические причины, и поэтому искал в мозгу следы впечатлений от пережитого.

Описание методики эмоционально-образной трансформации

Активное Воображение

Активное Воображение - это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в начале этого столетия. В сущности, Активное Воображение - это диалог, ведущийся с различными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле это похоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек не спит и полностью осознаёт происходящее.

Юнг доказал, что он может входить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активный обмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. Активное Воображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы на самом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас части нашего «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашего бессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственным разумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастую просвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.

В снах события происходят исключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения, события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающему разуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи», «нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательное встречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, и другого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения, подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощный поток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате, ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалог осознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную» функцию «Я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.

Воображение не может быть активным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываю определенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результате происходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, как если бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие - символическое, но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованы реальные чувства.

Страницы: 1, 2, 3, 4