бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь бесплатно рефераты

· установление номенклатуры параметров ресурсо- и энергоэффективности продукции и услуг;

· стандартизация методов определения этих параметров;

· категорирование и маркировка продукции и услуг по диапазонам параметров ресурсо- и энергоэффективности.

Обеспечение качества

Нормативное обеспечение качества должно охватывать:

· стандартизацию методов управления качеством (статистические методы, планирование эксперимента, надежность, диагностирование, анализ видов и последствий отказов, анализ точности процессов и т. д.);

· стандартизацию в области обеспечения качества (системы менеджмента качества и управления окружающей средой, Национальная система сертификации, Система аккредитации и т. д.);

· стандартизацию требований к конкретной продукции. Это прежде всего продукция межотраслевого применения (крепежные изделия, подшипники, резинотехнические изделия и т. д.), а также разработка стандартов на методы контроля как обязательных требований к продукции, так и их потребительских свойств, в том числе для предотвращения фальсификации продукции.

Услуги

Стандартизация в условиях глобализации торговли услугами преследует цель дать однозначное толкование распространенных понятий, провести регламентацию требований к услугам, прежде всего в приоритетных секторах сферы услуг (туризм, гостиничное дело, перевозки, страхование, банковская деятельность, оценка стоимости различных видов имущества, риэлтерские услуги и т.д.).

Классификация и кодирование информации

Дальнейшее развитие работ по совершенствованию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭСИ) должно базироваться на общих принципах развития стандартизации и предусматривать:

· совершенствование методологии ведения ЕСКК ТЭСИ с учетом международных требований;

· оптимизацию состава и структуры системы общегосударственных классификаторов;

· обеспечение совместимости информации о продукции, включая импортную, в том числе путем применения международных и региональных классификаторов;

· охват новых направлений (социальная сфера, банковская и финансовая деятельность, оценка основных фондов и т. д.).

7. МЕТОДЫ И ПРАКТИКА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Основные методы стандартизации

Развитие стандартизации должно основываться на совершенствовании научно-методических основ стандартизации таких, как:

· системный подход;

· программно-целевой метод;

· управление многообразием.

Реализация должна базироваться на проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в которых следует предусматривать:

· анализ нормативного обеспечения приоритетных направлений развития техники;

· разработку программ (разделов программ) стандартизации и целевых программ для групп продукции, процессов и услуг, а также в отдельных областях деятельности;

· разработку конкретных стандартов.

Системный подход

Является методологическим средством исследования взаимоувязанного множества объектов стандартизации на основании причинно-следственных отношений, обратных связей и целенаправленного развития.

Программно-целевой метод

Заключается в разработке и практической реализации комплексных целевых программ по наиболее важным научно-техническим, экономическим и социальным проблемам.

Управление многообразием

Представляет собой научно-технический метод отбора, регламентации и создания оптимальной номенклатуры продукции и процессов. Управление многообразием является наиболее эффективным методом стандартизации. Элементы этого метода - систематизация, селекция, сокращение (симплификация), типизация, унификация и агрегатирование являются основой для проведения работ по стандартизации на предприятии.

Применение информационных технологий

Тенденции развития средств вычислительной техники и расширения электронных форм коммуникаций требуют применения информационных технологий при разработке стандартов, рассмотрении и голосовании по проектам стандартов в электронном формате через информационные сети, а также создания стандартов принципиально новой формы представления информации - специализированных программ для персональных компьютеров.

8. СТРУКТУРА ОРГАНОВ И СЛУЖБ СТАНДАРТИЗАЦИИ

В настоящее время в республике сложилась следующая структура органов и служб стандартизации:

· Госстандарт;

· Минстройархитектуры (в области строительства и промышленности строительных материалов);

· Научно-производственное республиканское унитарное предприятие "Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации";

· Научно-проектно-производственное республиканское унитарное предприятие "Стройтехнорм";

· территориальные органы Госстандарта;

· межгосударственные технические комитеты по стандартизации, членом которых является Республика Беларусь;

· национальные технические комитеты по стандартизации;

· головные и базовые организации по стандартизации;

· службы стандартизации в министерствах, органах государственного управления, концернах;

· службы стандартизации предприятий.

В целях совершенствования организации работ по стандартизации, повышения ее эффективности на государственном и межгосударственном уровне, а также обеспечения представления интересов Республики Беларусь в технических комитетах ИСО и МЭК, решения технических проблем в различных сферах деятельности, необходимо активно переходить на принятую во всем мире практику разработки стандартов техническими комитетами по стандартизации (ТК) с участием всех заинтересованных сторон (государства, производителей, потребителей).

В связи с этим, совершенствование существующей структуры органов и служб стандартизации будет направлено на постепенную замену базовых организаций по стандартизации на ТК, которые должны осуществлять единую научно-техническую политику в области стандартизации и разработку стандартов по закрепленным за ними областям деятельности. Технические комитеты по стандартизации позволят повысить уровень разработки стандартов, сделают принцип открытости и доступности стандартизации реальным, сократят сроки разработки стандартов.

9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Участие Республики Беларусь в международном сотрудничестве в области стандартизации содействует, прежде всего, развитию экономики, расширению внешней торговли, укреплению научно-технических, экономических и промышленных связей с зарубежными странами, повышению качества отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Госстандарт как национальный орган по стандартизации представляет интересы Республики Беларусь в международных и региональных организациях по стандартизации:

· Международной организации по стандартизации (ИСО);

· Евро-Азиатском совете по стандартизации, метрологии и сертификации;

· Европейской Экономической Комиссии ООН.

Госстандарт представляет интересы республики в Международной электротехнической комиссии (МЭК) как Национальный комитет МЭК Республики Беларусь.

Министерства и органы государственного управления представляют интересы Республики Беларусь в других международных и региональных организациях по стандартизации: Министерство связи - в Международном союзе электросвязи, Министерство здравоохранения - в Комиссии "Кодекс Алиментариус" ФАО/ВОЗ, Государственный комитет по авиации - в ИКАО и др.

Участие в международном сотрудничестве в области стандартизации направлено, прежде всего, на максимальное применение международных и региональных стандартов с целью ликвидации технических барьеров в торговле, а также защиту интересов Республики Беларусь при их разработке.

Важным направлением является расширение двустороннего сотрудничества с национальными организациями по стандартизации промышленно развитых стран.

10. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Обучение вопросам стандартизации - неотъемлемая составная часть развития стандартизации. Без участия в работах по стандартизации квалифицированных кадров эффективная организация работ по стандартизации затруднена.

Основной задачей является сохранение и развитие научно-технического и кадрового потенциала институтов, территориальных органов Госстандарта, предприятий и организаций, а также формирование резерва и привлечение квалифицированных кадров к работам по стандартизации.

Система профессиональных образовательных учреждений готовит специалистов по стандартизации на следующих уровнях образования:

· среднее профессиональное образование, осуществляемое колледжами и техникумами;

· высшее профессиональное образование, осуществляемое высшими учебными заведениями;

· послевузовское профессиональное образование, осуществляемое аспирантурами и докторантурами;

· дополнительное профессиональное образование, осуществляемое институтами повышения квалификации.

Основные направления работ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров:

· разработка и установление квалификационных требований к специалистам в области стандартизации, включая специалистов по экспертизе проектов стандартов, целевых программ или разделов программ, а также требований к компетентности персонала, работа которого связана с вопросами стандартизации;

· целевая подготовка инженерных кадров;

· подготовка и аттестация экспертов по стандартизации;

· специальная подготовка специалистов по стандартизации для предприятий, в том числе владеющих современными информационными технологиями;

· создание учебников и методических пособий в области стандартизации.

Научно-методическим и организационным центром совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров по названным направлениям деятельности должен стать БелИПК Госстандарта.

1.1 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Совершенствование системы стандартизации и создание системы технического нормирования требует выполнения целого комплекса мероприятий, в числе которых:

· принятие Закона "О стандартизации и техническом нормировании", отвечающего положениям и правилам, установленным Соглашениями ВТО по ТБТ и СФС (взамен действующего Закона Республики Беларусь "О стандартизации");

· внесение необходимых изменений в Законы Республики Беларусь, "О сертификации", "Об обеспечении единства измерений", "О защите прав потребителя";

· пересмотр стандартов Государственной системы стандартизации, в т. ч. с учетом требований Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов;

· разработка методологии создания технических регламентов с целью расширения масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;

· анализ действующих законодательных актов Республики Беларусь, постановлений Правительства Республики Беларусь, нормативных актов органов исполнительной власти, содержащих положения по вопросам технического нормирования и стандартизации, требования к продукции, услугам и связанным с ними процессами и методами производства, подпадающими под действие Соглашений ВТО по ТБТ и СФС;

· подготовка по результатам анализа предложений по внесению в них изменений;

· создание национальных технических комитетов по стандартизации Республики Беларусь, эквивалентных техническим комитетам международным организаций по стандартизации ИСО и МЭК;

· разработка программы гармонизации государственных стандартов и технических регламентов с международными и региональными стандартами и регламентами;

· активизация участия республики в работах по межгосударственной стандартизации для укрепления интеграционных процессов в рамках СНГ;

· переход на единый с Российской Федерацией план государственной стандартизации;

· приоритетное включение в планы государственной стандартизации тем по разработке государственных стандартов на основе применения международных, региональных и национальных стандартов промышленно развитых стран;

· проведение скоординированных с Российской Федерацией, Украиной работ по переводам международных стандартов и оперативному их введению в качестве национальных стандартов;

· предусмотрение в заданиях государственных научно-технических программ целенаправленной разработки стандартов на базе международных стандартов.

Для обеспечения преемственности в применении существующих нормативных документов на первой стадии работ по переходу на новую систему стандартизации и технического нормирования к техническим регламентам предлагается отнести:

· законодательные акты Республики Беларусь, нормативно-правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь в тех случаях, когда они содержат требования к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции;

· государственные стандарты Республики Беларусь в части устанавливаемых в них в соответствии с Законом Республики Беларусь "О стандартизации" обязательных требований;

· нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, в полномочие которых, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, входит установление обязательных требований к продукции, услугам и связанным с ними процессам и методам производства, включая требования к терминологии, символам, упаковыванию, маркировке или этикетированию продукции.

Процессы присоединения к Соглашениям ВТО по ТБТ и СФС должны осуществляться с учетом торгово-экономического сотрудничества республики со странами СНГ, что требует:

· создание сбалансированной (единой для стран СНГ) системы технического законодательства;

· гармонизацию норм технических законодательных актов (регламентов) всех государств;

· сближение межгосударственных стандартов с международными, европейскими (региональными) и национальными стандартами передовых стран для представления интересов государств на межгосударственном, европейском и мировом уровнях;

· развитие межгосударственной (региональной) системы стандартизации с учетом опыта и принципов, действующих в Европейском Союзе.

Приложение

Основные понятия, использованные в Концепции Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Консенсус - общее согласие, которое характеризуется отсутствием серьезных разногласий возражений по существенным важнейшим вопросам у большинства заинтересованных сторон и достигается в результате процедуры, нацеленной стремящейся на учет мнений всех сторон и сближения различных несовпадающих точек зрения. Нормативный документ - документ, который устанавливает правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов. Этот термин вкдючает такие понятия как "стандарт", "технический регламент", "технические условия"". Регламент - документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти. Технический регламент - нормативный документ, утвержденный (принятый) органом государственной власти, устанавливающий непосредственно или путем ссылки на стандарты или путем отражения (повторения) их содержания, обязательные технические нормы (требования, характеристики), которые касаются деятельности или ее результатов. Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности, или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. Свод правил - нормативный документ, устанавливающий технические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания, эксплуатации и утилизации изделий Технические условия - нормативный документ, в котором устанавливаются технические требования, которым должна соответствовать продукция, процесс или услуга и способы обеспечения этих требований. Технические условия могут быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом. Технические условия как нормативный документ на конкретную продукцию (услугу, группу продукции, услуг), утверждается разработчиком (изготовителем) продукции. Предстандарт - нормативный документ, который временно принят органом, занимающимся стандартизацией, и доведен до широкого круга потребителей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться стандарт Ссылка (на стандарты) с твердой идентификацией - ссылка на стандарты, идентифицирующая один или несколько конкретных стандартов таким образом, чтобы последующие пересмотры стандарта или стандартов имели силу только после внесения изменений в регламент (стандарт). Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Безопасность - отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба. В области стандартизации безопасность продукции, процессов и услуг обычно рассматривается с целью достижения оптимального баланса ряда факторов, включая такие нетехнические факторы, как поведение человека, позволяющего свести устранимый риск, связанный с возможностью нанесения ущерба здоровью людей и сохранности имущества, до приемлемого уровня. Совместимость - пригодность продукции, процессов или услуг к совместному, но не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований. Взаимозаменяемость - пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований. Управление многообразием - научно-технический метод отбора, регламентации и создания оптимальной номенклатуры продукции и процесс.

Страницы: 1, 2, 3