Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь
Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь
Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь
Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь. Для определения основных направлений государственной политики в области стандартизации, обеспечения комплексности решения задач формирования и функционирования Государственной системы стандартизации и с целью усиления влияния стандартизации на реформирование экономики республики, повышение качества и конкурентоспособности продукции и услуг разработана "Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь". В Концепции определены цели, принципы и приоритетные направления государственной стандартизации, стратегия ее развития.
"Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь" разработана в соответствии с решением Коллегии Госстандарта Республики Беларусь авторским коллективом в составе: Корешкова В.Н., Савича В.В., Николаевой И.В., Куруч С.С., Готовко Г.В., Кусакина Н.А., Гуревича В.Л., Лесковой А.Г. Одобрена решением научно-технической комиссии по стандартизации Госстандарта (протокол № 1 от 12.01.2001 года).
ВВЕДЕНИЕ
Работы по повышению технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемой в республике продукции, созданию условий для доступа на мировой рынок требуют владения современными подходами к оценке рынка и требований потребителя, разработке, постановке и производству продукции, оценке качества и организации сервисного обслуживания. Опыт развитых стран свидетельствует об активном использовании для решения этой задачи возможностей стандартизации.
Ее эффективность как формы регулирования процессов и результатов деятельности во всех сферах научно-технических, производственных, торгово-экономических, социальных и других отношений находит подтверждение на международном уровне, в расширяющихся масштабах работ по стандартизации в развитых и развивающихся странах. Мировой и отечественный опыт выявил широкий спектр проблем и задач, которые могут быть решены с привлечением, а иногда исключительно средствами стандартизации, в том числе и в области управления качеством продукции и услуг, с использованием большого разнообразия форм и методов проведения этих работ, которые, как правило, зависят от конкретного состояния и развития экономики.
Формирование Государственной системы стандартизации Республики Беларусь было начато в 1992 году с учетом опыта государственной стандартизации бывшего Союза ССР и проходило в условиях переходного периода к рыночным отношениям, повышения самостоятельности предприятий, свободы выбора организационных форм и методов хозяйствования, ясно осознанной необходимости интеграции экономики республики в мировую экономическую систему при сохранении и развитии в рамках стран СНГ экономического сотрудничества и кооперации предприятий.
Деятельность по стандартизации в Беларуси базируется на легитимной основе. Законодательную и нормативно-правовую основу проведения работ по стандартизации в Республике Беларусь составляют:
· Законы Республики Беларусь "О стандартизации", "О защите прав потребителей";
· стандарты Государственной системы стандартизации Республики Беларусь;
· межгосударственное (со странами СНГ) Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года;
· Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены на и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958 г.);
· основополагающие государственные стандарты и другие документы, в том числе документы межгосударственной системы стандартизации.
Принятая в Республике Беларусь система стандартизации, в которой в качестве обязательных требований государственных стандартов определены требования по обеспечению безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан и охраны окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости продукции, маркировки, единства методов контроля, была построена с учетом того, что в республике еще не получило развитие техническое законодательство, устанавливающее требования к группам продукции и услуг.
Политика в области стандартизации определяются органами государственного управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых носит добровольный характер. При этом обязательность применения стандартов определяется законодательными актами. К их числу относятся такие документы как технические регламенты, содержащие технические нормы и принимаемые органами государственного управления. Следовательно, существующая в республике система стандартизации требует модернизации в связи с необходимостью перехода на методы и принципы стандартизации, принятые в международной практике. Это предусматривает решение задач государственного масштаба, на реализацию которых направлена Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь на период до 2005 г.
Основные направления развития стандартизации в области строительства и архитектуры изложены в "Концепции государственной системы технического нормирования и стандартизации в строительстве", одобренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 1993 года №426, которая должна быть переработана с учетом данной Концепции. Направления развития военной стандартизации определены в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь", одобренной Техническим комитетом по стандартизации "Вооружение, военная и специальная техника" и утвержденной Министерством обороны и Госстандартом (1998 г.). Настоящая Концепция должна быть положена в основу комплекса работ по стандартизации, проводимого министерствами, органами государственного управления, концернами, ассоциациями и объединениями в соответствующих отраслях (секторах экономики) и для конкретных групп однородной продукции.
1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Развитие стандартизации в условиях реформирования экономики республики должно быть адекватно происходящим переменам и соответствовать международно-признанным правилам.
Направлениями развития экономики Республики Беларусь, определенными решениями Президента и Правительства, являются:
· эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику и включение в международную торговую систему в качестве равноправного партнера;
· развитие экспортных возможностей;
· защита национального рынка в условиях жесткой конкуренции открытого рынка и присоединение Республики Беларусь к Всемирной торговой организации (ВТО);
· экономическая интеграция, целесообразность сохранения хозяйственных, торговых, научно-технических и иных отношений между странами СНГ.
Международной организацией по стандартизации ИСО совместно с ведущими международными компаниями установлены следующие основные факторы, определяющие перспективы развития стандартизации в мировом масштабе:
· глобализация рынка;
· усиление промышленной технической интеграции;
· ускорение технического прогресса;
· увеличение объемов всемирной торговли;
· рост конкуренции;
· сокращение циклов обновления продукции;
· увеличение валового национального продукта в секторе услуг;
· рост аспектов, связанных с охраной окружающей среды;
· снижение риска нанесения ущерба от применения продукции.
При этом к основным стратегическим направлениям развития стандартизации отнесены:
· анализ потребностей в стандартах в различных секторах экономики;
· определение приоритетных направлений;
· приоритетное применение международных стандартов;
· более эффективное удовлетворение потребителей;
· расширение связей с ведущими промышленными предприятиями;
· развитие стандартизации в сфере услуг;
· расширение применения информационных технологий.
Исходя из этого, определены основные исходные предпосылки развития и совершенствования стандартизации в Республике Беларусь:
· необходимость государственного регулирования экономики при общей ее ориентации на рыночные отношения, самостоятельность субъектов хозяйствования и необходимость отражения в стандартах интересов государства с учетом обеспечения баланса интересов заинтересованных в стандартах субъектов хозяйствования;
· трансформация общей идеи интеграции национальной экономики с европейской и мировой экономиками в практические мероприятия по обеспечению присоединения Республики Беларусь к ВТО;
· создание условий для продвижения отечественной продукции на зарубежные рынки;
· сохранение в рамках СНГ приоритетного торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства;
· опережающий характер развития науки и технологии по отношению к торгово-экономическому сотрудничеству.
Реальные условия функционирования экономики, а также обеспечение выполнения требований по присоединению Республики Беларусь к ВТО требуют акцентированного внимания к практической реализации общепринятых в международной практике функций стандартизации.
Международная практика в области стандартизации определена в Соглашениях ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) и санитарным и фитосанитарным мерам (СФС) и документах международных организаций по стандартизации. Выполнение условий Кодекса установившейся практики по разработке, принятию и применению стандартов Соглашения по ТБТ предусматривает:
· изменение статуса стандартов;
· гармонизацию государственных стандартов и законодательных актов с международными стандартами;
· обеспечение информационного взаимодействия с государствами-членами ВТО;
· переход к механизму оценки и подтверждения соответствия.
Наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации является статус стандартов. Необходим поэтапный переход от регламентации обязательных требований в стандартах к установлению обязательности их применения и соблюдения через механизм законодательных и иных норм государственного уровня, что требует установления четких и однозначных процедур. В этой связи требуется совершенствование системы стандартизации, создание системы технического нормирования путем формирования необходимого технического законодательства, обеспечивающего выполнение Соглашений ВТО по ТБТ и СФС с учетом принципов "Нового подхода" к технической регламентации в Европейском Союзе (ЕС). Приоритет в работах по стандартизации должен быть отдан применению международных стандартов с целью устранения технических барьеров в торговле и обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Цели развития стандартизации определены исходя из изложенной выше стратегии и заключаются в следующем:
· содействие ликвидации технических барьеров в торговле;
· гармонизация методов и практики стандартизации с принятыми в мировом сообществе;
· реализация скоординированной со странами СНГ политики по обеспечению разработки, принятия и применения межгосударственных стандартов.
· переход на единые с Российской Федерацией стандарты;
· обеспечение безопасности для жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды;
· создание условий для рационального использования всех видов ресурсов, соответствия объектов стандартизации своему назначению.
Основной задачей при этом, является создание системы технического нормирования и стандартизации, базирующейся на Соглашении Всемирной торговой организации (ВТО) по техническим барьерам в торговле (ТБТ):
· совершенствование организационной структуры стандартизации на государственном уровне;
· совершенствование планирования разработки государственных стандартов;
· установление порядка взаимодействия центральных органов управления, разрабатывающих технические регламенты, с Республиканским органом по стандартизации (Госстандартом);
· внедрение в процессы стандартизации принципиально новых информационных технологий;
· сокращение сроков разработки государственных стандартов;
· активизация деятельности в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК), Европейской Экономической Комиссии ООН и других организациях по стандартизации;
· максимальное применение международных и региональных стандартов.
·
3. ПРИНЦИПЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Основные принципы стандартизации
Основные принципы стандартизации, обеспечивающие достижение установленных целей и задач ее развития в республике, определены с учетом принципов, провозглашенных международными и региональными организациями по стандартизации, а также национальными органами по стандартизации промышленно развитых стран и заключаются в следующем:
· гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами;
· открытость процессов разработки стандартов;
· обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов;
· доступность стандартов и информации о них для пользователей;
· общее согласие (консенсус) при принятии стандартов;
· целесообразность разработки стандарта;
· однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов;
· прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты;
· комплексность.
Гармонизация требований государственных стандартов с международными и региональными стандартами
Международные стандарты широко применяются на региональном и национальном уровне, используются изготовителями, торговыми организациями, страховыми компаниями, покупателями и потребителями, испытательными лабораториями, органами по сертификации и другими заинтересованными сторонами. Поскольку международные стандарты обычно отражают передовой опыт промышленных предприятий, результаты научных исследований, требования потребителей и государственных органов, и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, то они являются одним из важных условий, обеспечивающих устранение технических барьеров в торговле. Соответствие государственных стандартов международным, европейским стандартам и национальным стандартам промышленно развитых стран позволит обеспечить взаимозаменяемость продукции, процессов и услуг, взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Открытость процессов разработки стандартов
Открытость процессов разработки стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования до принятия. Это достигается:
· публикацией плана государственной стандартизации и проектов всех стандартов;
· единством и непротиворечивостью правил и процедур разработки и принятия стандартов с обязательностью научно-технической экспертизы всех проектов стандартов.
Обеспечение права участия всех заинтересованных в разработке стандартов
Разработка стандартов должна выполняться, как правило, техническими комитетами по стандартизации, объединяющими на добровольной основе всех юридических и/или физических лиц, заинтересованных в стандартизации того или иного объекта.
Доступность стандартов и информации о них для пользователей
Официальная информация о разрабатываемых и принятых стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей.
Общее согласие (консенсус) при принятии стандартов
Стандарты должны приниматься при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимаются во внимание все критические замечания; участвующие стороны равноправны.
Целесообразность разработки стандарта
Целесообразность разработки стандарта определяется его социальной, экономической и технической необходимостью и приемлемостью при применении. При этом, до принятия решения о разработке государственного стандарта должна быть оценена возможность непосредственного введения в республике действующих международных, региональных стандартов, распространяющихся на соответствующий объект стандартизации. Практически разработка оригинальных государственных стандартов должна осуществляться в тех случаях, когда отсутствуют соответствующие международные или региональные стандарты или их требования противоречат законодательству республики. В стандартах должны устанавливаться только необходимые требования, ориентированные на общую выгоду, так как стандартизация - не самоцель.
Страницы: 1, 2, 3
|