бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь бесплатно рефераты

Однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов Изложение стандартов должно быть четким и ясным с целью обеспечения однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих стандартов. Принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов.

Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты

Требования стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции.

Комплексность

Целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований.

4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации:

а) международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия.

Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам. На государственном уровне стандартизации осуществляется:

· обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;

· разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации;

· принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;

· формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов;

· рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями;

· установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации;

· проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами;

· рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;

· разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов;

· издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них;

· формирование и ведение Национального фонда стандартов;

· предоставление информационных услуг в области стандартизации.

На отраслевом уровне осуществляется:

· разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;

· разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции;

· разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки;

· издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них;

· формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.

На уровне предприятий осуществляется:

· подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;

· разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки;

· организация применения, с учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации.

· проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий;

· формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.

Совершенствование проводимых на различных уровнях работ по стандартизации должно быть направлено на:

· приведение Государственной системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных документов;

· активизацию участия предприятий и организаций в работе международных организаций по стандартизации и технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций по стандартизации;

· упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;

· оптимизацию состава руководящих документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации;

· усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления сложившейся тенденции развала служб стандартизации в субъектах хозяйствования;

· придание стандарту предприятия статуса ссылочного документа в технической документации предприятия.

5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

С целью создания системы технического нормирования предусматривается упорядочение определенных Государственной системой стандартизации категорий нормативных документов.

К нормативным документам, устанавливающим правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов, предлагается отнести:

· технические регламенты;

· нормативные документы по стандартизации;

· общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным с ней процессами и способам производства.

Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов приоритет должен быть отдан применению соответствующих международных стандартов за исключением случаев, когда они непригодны или неэффективны для решения задач:

· национальной безопасности, включая экономическую и технологическую безопасность;

· защиты жизни и здоровья граждан;

· охраны животного и растительного мира;

· охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

· энергосбережения;

· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества и/или безопасности.

К категории технических регламентов будут относиться нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к продукции (процессам, услугам), такие как государственные строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и др., а также государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований.

К нормативным документам по стандартизации в зависимости от уровня стандартизации относятся документы следующих категорий:

· на государственном уровне - государственные стандарты;

· на отраслевом уровне - руководящие документы отраслей;

· на уровне предприятий - технические условия, стандарты предприятий.

На государственном уровне получит дальнейшее развитие такая разновидность стандартов как предстандарт, который разрабатывается в целях ускоренного внедрения и доведения до широкого круга потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накопления в процессе его применения необходимых данных, на которых должен базироваться стандарт. Предстандарт принимается на ограниченный промежуток времени по упрощенной процедуре.

Виды стандартов должны быть гармонизированы с международной практикой:

· основополагающие стандарты;

· терминологические стандарты;

· стандарты на продукцию (процесс, услугу);

· стандарты на совместимость;

· стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа).

Планируется введение такого нового вида стандартов (технических регламентов) на продукцию, как свод правил. Данный документ устанавливает технические правила, процедуры проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации и утилизации изделий.

6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Приоритетные направления стандартизации

Приоритетные направления стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики республики. Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В тоже время, необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов и экономить материальные ресурсы. В установленный Концепцией период предлагается определить приоритетными направлениями стандартизацию в следующих отраслях:

· общее машиностроение;

· автомобилестроение;

· сельскохозяйственное машиностроение;

· станкостроение;

· приборостроение;

· электротехника и радиоэлектроника;

· информационные технологии;

· агротехнический комплекс;

· топливно-энергетический комплекс;

· химическая и нефтехимическая промышленность;

· легкая промышленность;

· лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;

· фармацевтическая и микробиологическая промышленность;

· услуги.

В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.

Аспекты стандартизации

Аспекты стандартизации должны охватывать:

· безопасность;

· охрану окружающей среды;

· предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособность;

· единство измерений;

· техническую и информационную совместимость;

· классификацию и кодирование информации;

· ресурсосбережение;

· обеспечение качества.

Безопасность и охрана окружающей среды

Работы по стандартизации в данных направлениях являются важнейшей задачей нормативного обеспечения всех отраслей промышленности. Стандартизация в области безопасности для жизни, здоровья и имущества людей должна быть направлена на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, потребления, снижение производственного и бытового травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работников и их работоспособности в процессе труда. Стандартизация в области безопасности животных и растений должна быть направлена на обеспечение надлежащего уровня санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты. Стандартизация в области охраны окружающей среды должна регулировать природоохранную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую оценку и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования. К важнейшим направлениям стандартизации также относятся методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.

Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Нормативные документы должны регламентировать вопросы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, установления требований к техническим средствам (аварийно-спасательная техника и оборудование) и способам проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и быть направлены на обеспечение безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф.

Обороноспособность

Стандартизация оборонной продукции должна базироваться на общих со стандартизацией продукции гражданского назначения организационных и методических принципах, представляя собой составную часть единой Государственной системы стандартизации. Согласованная долгосрочная политика государства в области стандартизации определена в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь".

Единство измерений

Стандартизация в области единства измерений должна быть направлена на установление и применение научных и организационных основ, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, а также на оценку влияния точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.

Информационные технологии. В области информационных технологий приоритеты должны быть отданы:

· формированию профиля взаимодействия открытых систем для создания, развития и совершенствования информационных систем и сетей;

· обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и безбумажного электронного обмена данными.

Техническая и информационная совместимость

Приоритет должен быть отдан разработке и внедрению методов и средств функциональной стандартизации, обеспечивающей пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию для выполнения установленных требований. Важнейшая область стандартизации - обеспечение электромагнитной совместимости.

Ресурсосбережение

В области ресурсосбережения приоритетными становятся следующие задачи:

Страницы: 1, 2, 3