Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь
Однозначность понимания требований, излагаемых в стандартах, всеми заинтересованными сторонами и пользователями стандартов Изложение стандартов должно быть четким и ясным с целью обеспечения однозначного понимания их требований. Содержание разрабатываемых стандартов не должно повторять и противоречить требованиям взаимосвязанных с ними действующих стандартов. Принимаемые стандарты должны быть пригодны для оценки соответствия, в том числе для сертификации. Признать наиболее приоритетным метод ссылки с твердой идентификацией в технических регламентах и стандартах. Данный метод обеспечивает выполнение требований технических регламентов и других нормативных документов путем соблюдения конкретных стандартов.
Прогрессивность и оптимальность требований, включаемых в стандарты
Требования стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта, на основе последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции.
Комплексность
Целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект, путем согласования их показателей, норм и требований.
4. УРОВНИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Развитие работ предусматривается на следующих уровнях стандартизации:
а) международном (в рамках Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК), членами которых является Республика Беларусь); б) региональном (в рамках Евро-Азиатского совета по стандартизации, метрологии и сертификации и Всемирного форума по согласованию правил в области транспортных средств Комитета по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН); в) национальном: 1) государственном; 2) отраслевом; 3) предприятия.
Развитие работ на перечисленных уровнях стандартизации позволит наиболее полно удовлетворить запросы пользователей и способствовать эффективному расходованию средств, выделяемых на стандартизацию. Государственное регулирование будет сконцентрировано на государственной и региональной (со странами СНГ) стандартизации. На международном уровне субъектами хозяйствования республики проводятся работы по разработке проектов международных стандартов, анализу их научно-технического уровня, определению позиции Республики Беларусь при голосовании по принимаемым стандартам. На региональном уровне ведется разработка и принятие межгосударственных стандартов, анализ проектов и изменений к Правилам ЕЭК ООН, присоединение к новым Правилам. На государственном уровне стандартизации осуществляется:
· обеспечение реализации государственной политики в области стандартизации;
· разработка предложений по совершенствованию деятельности в области стандартизации;
· принятие решений по созданию и прекращению деятельности технических комитетов по стандартизации; координация их деятельности, определение полномочий и порядка функционирования;
· формирование плана государственной стандартизации, координация его реализации, организация разработки государственных стандартов;
· рассмотрение и утверждение программ развития работ по государственной стандартизации конкретных видов (групп) продукции, подготовленных отраслевыми организациями;
· установление порядка разработки, утверждения, издания, пересмотра, внесения изменений и отмены государственных стандартов, требований к их обозначению, правила классификации и регистрации;
· проведение работ по гармонизации разрабатываемых государственных стандартов с международными (региональными) стандартами;
· рассмотрение предложений по принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
· разработка, экспертиза, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена государственных стандартов и общегосударственных классификаторов;
· издание, распространение государственных стандартов и обеспечение пользователей информацией о них;
· формирование и ведение Национального фонда стандартов;
· предоставление информационных услуг в области стандартизации.
На отраслевом уровне осуществляется:
· разработка и представление в Республиканский орган по стандартизации предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
· разработка проектов программ стандартизации конкретных видов (групп) продукции;
· разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена руководящих документов по стандартизации отраслей, установление особенностей их разработки;
· издание, распространение руководящих документов по стандартизации отраслей и обеспечение пользователей информацией о них;
· формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
На уровне предприятий осуществляется:
· подготовка предложений по разработке государственных стандартов или принятию международных (региональных) стандартов в качестве государственных стандартов;
· разработка, утверждение, пересмотр, внесение изменений и отмена стандартов предприятий, технических условий, установление особенностей их разработки;
· организация применения, с учетом установленных сроков введения, государственных стандартов, распространяющихся на соответствующие объекты стандартизации.
· проведение работ по унификации и сокращению (симплификации) применяемых материалов, комплектующих изделий;
· формирование и ведение информационных фондов нормативных документов.
Совершенствование проводимых на различных уровнях работ по стандартизации должно быть направлено на:
· приведение Государственной системы стандартизации в соответствие с новыми редакциями международных документов;
· активизацию участия предприятий и организаций в работе международных организаций по стандартизации и технических комитетов по стандартизации ИСО и МЭК, региональных организаций по стандартизации;
· упрощение процедур принятия государственных стандартов, идентичных международным и европейским стандартам;
· оптимизацию состава руководящих документов по стандартизации отраслей с целью исключения из него документов технического характера, противоречащих действующему законодательству по стандартизации;
· усиление роли стандартизации на уровне предприятий для преодоления сложившейся тенденции развала служб стандартизации в субъектах хозяйствования;
· придание стандарту предприятия статуса ссылочного документа в технической документации предприятия.
5. КАТЕГОРИИ И ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
С целью создания системы технического нормирования предусматривается упорядочение определенных Государственной системой стандартизации категорий нормативных документов.
К нормативным документам, устанавливающим правила, общие принципы или характеристики различных видов деятельности или их результатов, предлагается отнести:
· технические регламенты;
· нормативные документы по стандартизации;
· общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Технические регламенты представляют собой обязательные для выполнения нормативные документы, утверждаемые органами государственного управления и содержащие требования к продукции (услуге) или связанным с ней процессами и способам производства.
Разработка технических регламентов осуществляется республиканскими органами управления в рамках их полномочий. При разработке технических регламентов приоритет должен быть отдан применению соответствующих международных стандартов за исключением случаев, когда они непригодны или неэффективны для решения задач:
· национальной безопасности, включая экономическую и технологическую безопасность;
· защиты жизни и здоровья граждан;
· охраны животного и растительного мира;
· охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
· энергосбережения;
· предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей товаров и услуг относительно их назначения, качества и/или безопасности.
К категории технических регламентов будут относиться нормативно-правовые акты, устанавливающие обязательные требования к продукции (процессам, услугам), такие как государственные строительные нормы и правила, санитарные нормы и правила, нормы пожарной безопасности и др., а также государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований.
К нормативным документам по стандартизации в зависимости от уровня стандартизации относятся документы следующих категорий:
· на государственном уровне - государственные стандарты;
· на отраслевом уровне - руководящие документы отраслей;
· на уровне предприятий - технические условия, стандарты предприятий.
На государственном уровне получит дальнейшее развитие такая разновидность стандартов как предстандарт, который разрабатывается в целях ускоренного внедрения и доведения до широкого круга потребителей результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также накопления в процессе его применения необходимых данных, на которых должен базироваться стандарт. Предстандарт принимается на ограниченный промежуток времени по упрощенной процедуре.
Виды стандартов должны быть гармонизированы с международной практикой:
· основополагающие стандарты;
· терминологические стандарты;
· стандарты на продукцию (процесс, услугу);
· стандарты на совместимость;
· стандарты на методы испытаний (контроля, измерений, анализа).
Планируется введение такого нового вида стандартов (технических регламентов) на продукцию, как свод правил. Данный документ устанавливает технические правила, процедуры проектирования, изготовления, монтажа, эксплуатации и утилизации изделий.
6. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Приоритетные направления стандартизации
Приоритетные направления стандартизации определяются необходимостью нормативного обеспечения безопасности и качества продукции, работ и услуг и их развитие должно базироваться на научном потенциале отраслей экономики республики. Проводимые работы по стандартизации на государственном уровне должны быть направлены как на создание нормативного обеспечения для отраслей, в которых отсутствуют государственные стандарты, так и обновление нормативного обеспечения в тех отраслях, где стандартизация традиционно развита. В тоже время, необходимо учитывать приоритетные направления стандартизации, определенные международными и региональными организациями по стандартизации на основе достигнутого уровня развития науки и технологий, потребностей международного рынка. При этом основные усилия должны быть сконцентрированы на эффективном применении международных (региональных) стандартов, что позволит не заниматься разработкой новых документов и экономить материальные ресурсы. В установленный Концепцией период предлагается определить приоритетными направлениями стандартизацию в следующих отраслях:
· общее машиностроение;
· автомобилестроение;
· сельскохозяйственное машиностроение;
· станкостроение;
· приборостроение;
· электротехника и радиоэлектроника;
· информационные технологии;
· агротехнический комплекс;
· топливно-энергетический комплекс;
· химическая и нефтехимическая промышленность;
· легкая промышленность;
· лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность;
· фармацевтическая и микробиологическая промышленность;
· услуги.
В рамках отраслей приоритеты в области стандартизации следует отдавать экспортоориентированным видам продукции и услуг с целью повышения их конкурентоспособности, качества и обеспечения оценки соответствия. При этом оригинальные стандарты должны разрабатываться только в случае отсутствия аналогичного международного стандарта.
Аспекты стандартизации
Аспекты стандартизации должны охватывать:
· безопасность;
· охрану окружающей среды;
· предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
· обороноспособность;
· единство измерений;
· техническую и информационную совместимость;
· классификацию и кодирование информации;
· ресурсосбережение;
· обеспечение качества.
Безопасность и охрана окружающей среды
Работы по стандартизации в данных направлениях являются важнейшей задачей нормативного обеспечения всех отраслей промышленности. Стандартизация в области безопасности для жизни, здоровья и имущества людей должна быть направлена на установление требований безопасности к производству, оборудованию, технологии, эксплуатации, потребления, снижение производственного и бытового травматизма, профессиональной заболеваемости, сохранение здоровья работников и их работоспособности в процессе труда. Стандартизация в области безопасности животных и растений должна быть направлена на обеспечение надлежащего уровня санитарной, фитосанитарной и ветеринарной защиты. Стандартизация в области охраны окружающей среды должна регулировать природоохранную деятельность, уровни вредных воздействий на окружающую природную среду и человека, экологическую оценку и экологическое управление деятельностью субъектов хозяйствования. К важнейшим направлениям стандартизации также относятся методология оценки риска для здоровья и окружающей среды, а также утилизация продукции и отходов производства.
Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций
Нормативные документы должны регламентировать вопросы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, установления требований к техническим средствам (аварийно-спасательная техника и оборудование) и способам проведения работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и быть направлены на обеспечение безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф.
Обороноспособность
Стандартизация оборонной продукции должна базироваться на общих со стандартизацией продукции гражданского назначения организационных и методических принципах, представляя собой составную часть единой Государственной системы стандартизации. Согласованная долгосрочная политика государства в области стандартизации определена в "Концепции стандартизации вооружения, военной и специальной техники в Республике Беларусь".
Единство измерений
Стандартизация в области единства измерений должна быть направлена на установление и применение научных и организационных основ, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений, а также на оценку влияния точности измерений на правильность основанной на результатах измерений информации о свойствах веществ и материалов, о количестве и качестве материальных и энергетических ресурсов, сырья, материалов, полуфабрикатов, продукции, о характеристиках процессов и явлений.
Информационные технологии. В области информационных технологий приоритеты должны быть отданы:
· формированию профиля взаимодействия открытых систем для создания, развития и совершенствования информационных систем и сетей;
· обеспечению внедрения CALS-технологий для современной организации разработки, производства, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и утилизации продукции путем информационной поддержки процессов жизненного цикла на основе стандартизации методов представления данных на каждой стадии жизненного цикла и безбумажного электронного обмена данными.
Техническая и информационная совместимость
Приоритет должен быть отдан разработке и внедрению методов и средств функциональной стандартизации, обеспечивающей пригодность продукции к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию для выполнения установленных требований. Важнейшая область стандартизации - обеспечение электромагнитной совместимости.
Ресурсосбережение
В области ресурсосбережения приоритетными становятся следующие задачи:
Страницы: 1, 2, 3
|