Зачет как одна из форм контроля знаний учащихся по алгебре в 8 классе
Следует знать,
что итоговая проверка может проводиться как в форме устного зачета, так и в
форме обычной контрольной работы.
Из таблицы видно
(приложение 1), что каждая из форм проверки имеет как свои плюсы, так и свои
минусы. Если включить оба вида проверки знаний, умений и навыков в урок, то
проверка будет более глубокой и полной. Оба вида проверки можно совместить в
уроке-зачете.
Структура урока-зачета
очень сложна, возникает очень много трудностей при подготовке и проведению,
существует мало методик и рекомендаций для проведения данного типа проверки
знаний. Для разработки зачетных уроков была изучена методика проведения
зачетных уроков, выделены отрицательные и положительные стороны работы.
1.2.Методика
проведения зачетного урока
Для
систематического контроля за достижением обязательных результатов обучения в
ходе учебного процесса целесообразно выбрать такую форму проверки, как зачет.
Зачет – это
специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения
учащимися уровня обязательной подготовки [1].
С помощью зачетов
проверяется овладение различными порциями учебного материала. В соответствии с
этим, их можно разделить на тематические и текущие [10].
Тематические
зачеты проводят в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения ее
материала в целом. Учитель заранее определяет задания для тематического
зачетного урока, которые включает теоретический и практический материал,
продумывает этапы урока и их количество, занимательный материал.
Зачетный урок
такого типа состоит из нескольких этапов:
1 этап –
проведение словарного диктанта, где учащимся предлагается написать под диктовку
10-15 слов, после чего работа каждого ученика будет оценена учителем;
2 этап -
математический диктант, который может включать задания разного характера:
знание математических формул, определений, нумерации, сравнение чисел, знание
математических операции между числами и нахождение их значения;
3 этап -
мини-экзамен, где вначале дается инструктаж учителя о его проведении, затем
дети получают билеты, которые содержат один теоретический вопрос, подготовка к
которому занимает время в течение 1-7 минут, а затем отвечают на вопрос билета
учителю или ученику-экзаменатору;
4 этап – письмена
работа, включающая тесты, контрольную работу, решение задач и примеров, заданий
занимательного характера в виде викторины, решения кроссвордов.
Текущие зачеты
проводятся систематически в ходе изучения по небольшим, законченным темам. От
тематических они отличаются тем, что охватывают меньший по объему материал;
поэтому, как правило, на их проведение не требуется проводить целый урок [10].
Структура
урока-зачета:
1 этап – опрос по
определениям 10-15 минут.
2 этап – решение
контрольной работы или теста.
Оба вида зачета
можно проводить, условно говоря, в открытой или закрытой форме. В первом случае
учащиеся предварительно знакомятся со списком задач обязательного уровня. Во
втором случае этот список в явном виде учащимся не предъявляется. Однако это не
означает, что учащимся совсем неизвестно, какие типы задач относятся к
обязательным. В ходе изучения материала учитель акцентирует внимание учеников
на задачах обязательного уровня, подчеркивая, что подобные им необходимо будет
решать на зачете [10].
Структура урока-зачета,
прежде всего должна соответствовать логике процесса обобщения и систематизации
знаний, в котором предполагается следующая последовательность действий: от
восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся
понятий, их категории и систем, от них к усвоению все более сложной системы
знаний, к овладению основными теориями и ведущими идеями той или иной науки.
Этой последовательности должны соответствовать основные звенья урока данного типа
[26].
Возникает очень
много трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков:
- необходимо
проверить теоретические знания: определения, формулы, алгоритмы, теоремы и т.д.
В тоже время необходимо оценить уровень практических умений работы, следовательно,
зачетный урок может занимать 1 или 2 часа;
- проблема любого
контроля знаний: подсказки и списывание. Поэтому традиционные два варианта
заданий на письменной или практической работе заставляют задуматься об
адекватности оценки знаний и умений;
- еще одна
проблема заключается в том, что учитель не сможет принять теорию сразу у всех
детей, поэтому на практике привлекала студентов, а на уроках можно
воспользоваться помощью учеников старших классов, они повторяют тему в целом на
более высоком уровне по сравнению с предыдущим годом и после повторения могут
принимать теорию у учеников или принимают ученики, которые сдали теорию быстрее
всех. Приходиться учить детей общению на зачете, воспитывать уважение младших к
старшим, доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим;
- каждый ученик
индивидуален, с собственной психологией, развитием, отношением к учебной
работе, знаниями, умениями, к каждому надо подобрать свой «ключик», чтобы
полнее и глубже выявить знания, умения, научить конструировать ответ;
- скорость работы
учеников разная, поэтому перед зачетным уроком нужно продумать дополнительный
материал, а также нужно продумать систему оценивания и пересдачу зачетного
урока.
Структура урока-зачета. Одной из наиболее сложных
для учителей задач является четкое определение рациональной структуры и методики
урока–зачета [19]. Этот урок может отличаться по структуре и методике в
зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки
учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и
производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся. Для
зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или
уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом
плане заранее предусмотреть темы итоговых зачетов (3-4 в год). Разрабатывая
урок-зачет следует придерживаться следующего плана.
Этапы подготовки
и проведения урока-зачета:
1.
Предварительная
подготовка к уроку-зачету.
2.
Проведение
урока-зачета.
3.
Подведение
итогов и внесение корректив.
1 этап –
предварительная подготовка.
Подготовительная
работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует
требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели
урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:
- понимание,
запоминание, воспроизведение материала;
- применение
знаний и умений в знакомой ситуации;
- применение
знаний и умений в новой ситуации.
Учитель сообщает
тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой
темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами
и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам,
в которых некоторые ученики ранее не разбирались.
2 этап-
проведение зачета.
В свою очередь
зачетный урок должен идти поэтапно:
1.
Организационный момент. В это время идет приветствие учителя, настрой на работу
учащихся. Учитель отвечает на возникшие вопросы, озвучивается инструктаж
проведения зачета.
2. Выполнение
работы. Можно использовать различные формы проведения зачета: письменный опрос
по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный
опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д. и в зависимости от содержания,
темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ
были привычными для учащихся.
3 этап –
подведение итогов.
Обычно за
зачетный урок ставят две оценки: за практическую и теоретическую при
выставлении оценок успеваемости руководствуются утвержденными органами
народного образования нормами оценок (приложение 2), но оценка может состоять
из полученных ребятами баллов при решении и ответе, которые в свою очередь суммируются,
и выставляется оценка [8].
Большое внимание
уделяется анализу результатов зачета. В результате устанавливается, насколько
каждый ученик и весь класс в целом справились с каждым заданием. Это
достаточная информация о том, овладели ли ученики нужными знаниями и умениями,
какие пробелы и недочеты следует устранить.
Применение этой
системы убеждает в том, что через зачет должны пройти все школьники, так как:
- проверка знаний
есть форма контроля учебной работы учащегося. Проверяются организация и
методика его домашней самостоятельной работы, качество знаний и умений по
заданному и уже пройденному материалу, или иначе, качество усвоения программы;
- проверка знаний
есть форма закрепления, обязательное участие в зачете делает его более весомым,
заставляет серьезнее относиться к подготовке, что положительно влияет на
формирование необходимых умений и навыков;
- проверка знаний
есть форма воспитания у учащихся навыков правильного воспроизведения своих
знаний и умений, вооружения методикой такого воспроизведения. И тем лучше
организован опрос, тем больше оснований надеяться, что учащиеся научаться
отвечать так, как требуется.
- результаты
зачетов непосредственно связаны с итоговой аттестацией школьников, поэтому
освобождение от зачета повлечет за собой неравные условия для учащихся;
- проверка знаний
есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях
выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому
ученику своевременно обратить на их внимание;
- сильные
ученики, уверенно владеющие опорными знаниями, быстро выполняют обязательный
уровень и имеют возможность проявить себя в решении более сложных заданий и
получить повышенную оценку.
Данные рекомендации
помогут при подготовке урока-зачета, если учитель предусмотрит все трудности
подготовки, то урок даст высокий результат учащихся.
Для того чтобы
эффективно оценить знания, умения и навыки учащихся нужно использовать
различные методы проверки в целостности в виде зачетных уроков. Рассмотрев виды
контроля входившие в зачетный урок, а также методику проведения, можно
составить систему зачетных уроков по алгебре 8 класса. В следующей главе будет
проведен эксперимент целью которого является: выявить зависимость качества
образования от зачетной формы контроля знаний на уроках алгебры в 8 классе.
Глава
2. Экспериментальная работа по изучению влияния уроков-зачетов по математике в
8 классе
2.1
Анализ аналитической работы по подготовке к эксперименту
Учителя школ
используют в своей работе разные виды контроля: устный опрос, фронтальный
опрос, контрольная работа, тест. Каждый вид проверки имеет свои плюсы и минусы.
Устная проверка: развивает математическую речь, учащиеся учатся выражать свои
мысли грамотно, но мы не можем проверить всех учащихся, не фиксируется
проверка, а письменной проверкой за небольшое количество времени мы можем
проверить знания всех учащихся, также фиксируется проверка и результаты, но не
развиваем математическую речь и учащиеся не учатся выражать свои мысли. Поэтому
проверку знаний эффективнее проводить в виде зачетных уроков. В ходе работы
было проведено анкетирование учителей математики (приложение 3):
1. Вековшинина
О.В. – учитель математики высшей категории лицея №1 г. Кунгура, стаж работы 22
года, окончила Пермский педагогический институт. Ведет алгебру, геометрию,
внеклассную математику с 6-9 класс, работает по традиционной системе с углубленной
подготовкой математики по учебнику Мордковича А.Г. и Атанасяна.
2. Соловьева Н.А.
– учитель математики первой категории Уинской общеобразовательной школы,
окончила Пермский педагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах,
алгебру, геометрию 7-9 класс, работает по традиционной системе, в своей работе
использует различную методическую литературу, а также с мультимедийными
средствами.
3. Воронкова Н.И.
– учитель математики первой категории школы №10 г. Кунгура, окончила Пермский
педагогический институт. Преподает математику в 5 классах и алгебру с
геометрией в 8 классах, работает по традиционной системе, используя учебники
Мордковича А.Г. и Виленкина.
4. Гедровец Ж.Н.
– учитель математики первой категории школы №16 г. Кунгура, окончила Пермский
пелагогический институт. Ведет математику в 5-6 классах, а также алгебру с
геометрией с 7-11 класс. Работает по учебнику Виленкина, Мордковича А.Г. и
Атанасяна.
Цель анкеты
состояла в том, чтобы узнать:
- какими методами
пользуются учителя при проверке знаний, умений учащихся;
- пользуются или
нет зачетной системой при проверке знаний, умений учащихся;
- как относятся к
урокам такого типа;
- что видят
положительного и отрицательного в этих уроках;
- какие новые
методы проверки известны;
После анализа анкет
было выявлено:
- учителя
считают, что контроль знаний является частью процесса обучения. Контроль
повышает качество знаний, их систематизацию, создает основу для стимулирования
деятельности учащихся;
- к урокам такого
типа относятся положительно, так как в зачетную систему входят различные методы
контроля и за один или два урока можно проверить теорию и практику. Уроки
такого типа развивают: математическую речь, память, внимание, мышление;
- зачетной
системой пользуются мало, так как возникает много трудностей при подготовке
уроков такого типа, а полной методики в литературе не встречали.
Анализ
анкетирования показал необходимость разработки зачетных уроков по алгебре за
курс 8 класса, так как при проведении уроков такого типа идет комплексная
проверка знаний, то есть включаются несколько методов контроля, а также
повышается качество знаний учащихся.
Для подтверждения
гипотезы и выполнения поставленных задач по данной теме была проведена
экспериментальная работа, которая проходила в три этапа:
1 этап: Констатирующий
эксперимент.
Цель: выявить
качество знаний 8а и 8б класса лицея №1 г. Кунгура. По
темам: «Алгебраические дроби», «Квадратичная функция», «Квадратные уравнения»,
«Действительные числа».
2 этап:
Формирующий эксперимент.
Цель:
разработать, провести и апробировать зачетные уроки в 8а классе.
3 этап:
Контрольный эксперимент.
Цель: выявить
уровень знаний в 8а классе, в котором проходили зачетные уроки и в 8б
классе, который работал с практической частью зачетного урока.
Исследование
проходило на базе лицея №1 г. Кунгура. Были взяты два класса: 8а-экспериментальный,
учитель математики высшей категории Вековшинина Ольга Вячеславовна и 8б-контрольный,
учитель математики высшей категории Горбунова Надежда Сергеевна.
Характеристика
экспериментального 8а класса.
Уроки алгебры и
геометрии в данном классе преподает Вековшинина О.В., обучаются 27 человек: 15
мальчиков и 12 девочек. Класс занимается по традиционной программе с
углубленным изучением математики. Данный класс спокойный, трудолюбивый,
отзывчивый, старательный, много различных наград в спортивных мероприятиях,
интеллектуальных играх, внешкольных конкурсах. На уроках активно обсуждают
новую тему, решение заданий, особенно отличаются высокой работоспособностью и
активностью на уроках (Герасимов, Еремин, Сафонов, Мичкова, Окунева). Класс
занимается по учебнику Мордковича А.Г., в который входят учебник и задачник.
Задания выполняются в тетрадях, которые систематически проверяются, лекции
ведутся в отдельных тетрадях.
Характеристика
контрольного класса.
Уроки алгебры в
данном классе преподает Горбунова Н.С., обучаются 27 человек: 14 мальчиков и 13
девочек. Класс занимается по традиционной программе с углубленным изучением
математики. Данный класс отличается от других невнимательностью на уроках, но
активностью в школьных мероприятиях. Занимаются по учебнику Мордковича А.Г., в
который входят учебник и задачник. На уроках отличаются особой активностью
(Борисова, Еремин, Мальгин). Систематически проходит занимательная математика,
которая идет по учебному плану в обязательном порядке.
Проанализировав
учебный план по алгебре 8 класса, учащиеся к концу учебного года должны:
Знать:
- тему:
«Алгебраические дроби», то есть основные понятия, свойства алгебраических
дробей, правила;
- тему:
«Квадратичная функция», то есть свойства функции, определение функции, графики
функций;
- тему:
«Квадратные уравнения», то есть основные понятия, алгоритмы, формулы, теоремы;
- тему:
«Действительные числа», то есть основные понятия, математическую символику,
тождества.
Уметь:
- составлять
буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и
формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
- выполнять
основные действия со степенями с целыми показателями, выполнять тождественные
преобразования рациональных выражений;
- применять
свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать
линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения;
- решать текстовые
задачи алгебраическим методом, а также решение задач, приводящих к квадратным и
простейшим рациональным уравнениям;
- находить
значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|