бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления бесплатно рефераты

p> Техническая эстетика, изучающая закономерности формирования предметной среды, требует от проектировщиков создания удобных, полезных и красивых вещей. При этом ко всем предметам, функциональных, эргономических и экономических требований, предъявляются и такие, как соответствие цвета и формы, формы и материала, формы и назначения. Последние из указанных требований можно назвать эстетическими , т. к. их совокупность позволяет судить о красоте вещей. Воздействуя на органы чувств ребенка, вещь вызывает определенное отношение к ней. Постоянное соприкосновение с красивыми предметами, способствует формированию эстетического вкуса, эстетической культуры.

В связи с тем, что дети младшего школьного возраста практически никогда не связаны с производственной средой, мы ограничили круг рассматриваемых вещей только бытовыми и использовали для исследования такие объекты, как улица, жилище, игровые площадки, городской транспорт, одежду, игрушки.

В процессе формирования ребенка происходит не только изменение, усложнение знаний, умений, навыков, но и развитие общих свойств личности. В ходе обучения и воспитания изменяются разные стороны психической деятельности детей, происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия, изменяются знания и представления, формируются новые мотивы и интересы. Среди всего разнообразия этих изменений психологи выделяют наиболее общие и определяющие свойства:
4. Личная направленность.
5. Психологическая структура деятельности.
6. Уровень развития механизмов мышления.

Кроме названных свойств, необходимо у детей развивать зрительную память,

«зрительный опыт», оценить зрительные впечатления.
Таким образом, необходимо развивать следующие свойства личности детей, начиная с детского сада:
5. Творческое воображение.
6. Зрительное восприятие и зрительная память.
7. Целенаправленность действий, умение изменять их в зависимости от изменения цели.
8. Умение соотносить, синтезировать абстрактные и конкретные знания.
Формированию указанных свойств личности могут способствовать художественно
– конструкторские знания и умения, которыми овладевают дети под воздействием окружающей предметной среды и в результате специального обучения.

Перед учащимися возникают технические задачи, требующие умственного напряжения. В качестве базы их решения , развития конструкторских способностей учащихся. Учителя определяют конструктивно – технические знания ,умения, которые необходимо формировать у младших школьников:
- Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала.
- Знания свойств материала и элементарной технологии.
- Умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике.
Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании.

Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

ГЛАВА III СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО

МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития отдельных компонентов дизайнерского мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования мы опирались на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О.,
Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития дизайнерского мышления.

В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования:

Выявить уровень развития компонентов дизайнерского мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик
|Название теста |Цель |
|1. Ассоциативный тест |Выявить знание о цветовых оттенках |
|цветоразличения (по | |
|Башаевой Т.В.) | |
|2. Тест цветоразличия |Выявить знания о насыщенности о цвета, |
|(по Чередняковой Т.В.) |светлоте тона |
|3. Выявление знаний о |Выявить знание детьми геометрических |
|форме, пространственных |фигур, уровень знаний детей о цвете и |
|представлениях (по |форме, умение составлять узор из |
|Падалко А.Е.) |геометрических и растительных элементов |
| |в круге |
|4. Выявление элементов |Выявить элементы технической эстетики, |
|технической эстетики |на которые обращает внимание ребенок |
|5. « Парта будущего» |Выявление способности детей к |
| |дизайнерской деятельности, созданию |
| |воображаемого образа предмета |
| |существующего в нереальных условиях |
|6. Выявление чувства |Выявить понимание художественных |
|стиля «Чайный сервиз» |особенностей общей группы предметов, |
|(Малиновская) |связанных ансамблем |
|7.Дорисуй фигуры |Выявить уровень представлений о |
|(Головина Т.Н.) |симметричности предметов, умения |
| |достраивать фигуры с незаконченным |
| |контуром до целостного образа |

Методика № 1

Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: приготовить знакомые для детей предметные картинки в черно- белом изображении фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет.
Проводится индивидуально.
Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета
|Горох |Морковь |Виктория |Паук в паутине |
|Цыпленок |Снеговик |Виноград |Солнце |
|Капуста |Ласточка |Бананы |Свекла |

Результаты исследования занесены в таблицу

Таблица №1

| |Гор|Мор|Вик|Пау|Цып|Сне|Вин|Вин|Кап|Лас|Бан|Све|Кол|Бал|
| |ох |ков|тор|к в|лен|гов|огр|огр|уст|точ|аны|кла|иче|лы |
| | |ь |ия |пау|ок |ик |ад |ад |а |ка | | |ств| |
| | | | |тин| | | | | | | | |о | |
| | | | |е | | | | | | | | |оши| |
| | | | | | | | | | | | | |бок| |
|Лен|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |кр |3 |1 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|Р. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кол|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Л. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ван|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Иль|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Дим|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |кр |1 |2 |
|а | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сер|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|гей| | | | | | | | | | | | | | |
|У. | | | | | | | | | | | | | | |
|Оля|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |1 |2 |
|Б. | | | | | | | | | | | | | | |
|Тол|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|я | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Нан|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Роз|1 |2 |
|ата| | | | | | | | | | | | | | |
|ша | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Рус|+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |0 |3 |
|лан| | | | | | | | | | | | | | |
|З. | | | | | | | | | | | | | | |
|Кри|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Кр |2 |2 |
|сти| | | | | | | | | | | | | | |
|на | | | | | | | | | | | | | | |
|М. | | | | | | | | | | | | | | |
|Ден|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ис | | | | | | | | | | | | | | |
|Т. | | | | | | | | | | | | | | |
|Сла|+ |Кр |+ |+ |+ |+ |+ |+ |+ |Сер|+ |Кр |3 |1 |
|ва | | | | | | | | | | | | | | |
|К. | | | | | | | | | | | | | | |


Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: не допустил не одной ошибки
(2)б средний: допустил 1-2 ошибки
(1)б низкий: допустил более 2-х ошибок.
В данном классе дети находятся в основном на среднем уровне знаний о цветовых оттенках. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового.
Итак: на среднем уровне –7 детей – 54% на высоком уровне – 1 человек – 8% на низком уровне – 5 человек – 38%.
Можно сказать, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов.
Необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание цветов.

Методика № 2.

Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.
Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.
Задание:
1. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого ( берем

2 цвета – зеленый и красный).
2. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).
3. Данные занесены в таблицу:
Таблица №2
| |Красный|Зеленый |Разные |Количест|Баллы |
| | | | |во всех | |
| | | | |ошибок | |
| |Количество ошибок | | |
|Лена Р. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Коля Л. |2 |1 |1 |4 |1 |
|Ваня М. |- |3 |- |3 |1 |
|Илья Т. |2 |4 |- |6 |1 |
|Дима М. |1 |1 |- |- |2 |
|Сергей У. |1 |3 |1 |5 |1 |
|Оля Б. |1 |2 |- |3 |1 |
|Толя М. |1 |1 |1 |3 |1 |
|Наташа Т. |- |- |- |- |3 |
|Руслан З. |1 |2 |1 |4 |1 |
|Кристина М. |1 |1 |- |2 |2 |
|Денис Т. |- |1 |2 |3 |1 |
|Слава К. |1 |2 |2 |5 |1 |


Количественный анализ:
(3)б высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не допустил ошибок при выполнении задания
(2)б средний уровень: допустили 1-2 ошибки
(1)б низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.
Анализ показал: высокий уровень: 1 человек – 7,7 % средний уровень: 2 человека – 15% низкий уровень: 9 человек – 69%
Анализ результатов: без ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести практические занятия на цветоразличение.

Методика №3.

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге.

Задание: Составьте из фигур узор – орнамент для украшения тарелки
(аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:
1. Какие геометрические формы использовали ?
2. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?
3. Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?
4. Сочетаются ли цвета?
Уровни знаний детей:
Низкий (1б): дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.
Средний (2б): учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.
Высокий (3б): учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.
Анализ результатов:
Таблица №3
| |1 |2 |3 |4 |Уровень |Баллы |
|Лена Р. |+ |- |Контр. |+ |Средний |2 |
|Коля Л. |+ |- |Хол. |+ |Средний |2 |
|Ваня М. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Илья Т. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Дима М. |+ |Симм. |Тепл. |+ |Высокий |3 |
|Сергей У. |- |- |- |+ |Высокий |3 |
|Оля Б. |+ |Ритм. |Контр. |+ |Высокий |3 |
|Толя М. |- |Симм. |- |+ |Низкий |1 |
|Наташа Т. |+ |- |- |+ |Низкий |1 |
|Руслан З. |- |- |- |+ |Низкий |1 |
|Кристина М. |- |- |- |+ |низкий |1 |
|Денис Т. |+ |- |- |+ |низкий |1 |
|Слава К. |+ |- |- |+ |низкий |1 |

Анализ результатов: Низкий уровень - 9 человек - 70%

Средний уровень - 2 человека - 15%

Высокий уровень - 2 человека - 15%.
В целом результаты плохие.

Методика №4

Выявление элементов технической эстетики.

Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.

Методом исследования была беседа.

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?
2. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?
3. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ?
4. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?
Выделены 3 уровня

(3) высокий: учащийся обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы.
(2) средний: учащийся отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.
(1) низкий: учащийся не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.
Количественный анализ дан в сводной таблице.
Низкий уровень: 7 человек - 54%,
Средний уровень: 4 человека - 30%,
Высокий уровень: 2 человека - 16%.

Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает игрушки похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить какие либо действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую игрушками. Вторая половина детей назвала в качестве любимых - красивые игрушки, на удобство игрушек обратили внимание только трое опрошенных.
Анализируя ответы детей, касающиеся интерьера квартиры, оборудования игровых площадок, мы получили интересные результаты: в интерьере ребят больше привлекает красота вещей, в то время как во дворе и на улице они обращают внимание на пользу, которую приносят вещи (в машине скорой помощи лечат людей, тротуар спасает от грязи, светофор помогает переходить улицу, пешеходные переходы также помогает переходить улицу).

Таким образом, мы установили, что дети младшего школьного возраста обладают некоторым запасом технико-эстетических знаний, не всегда видят красоту и пользу предметов, окружающих их, удобство.

Методика №5

"Парта будущего"

Цель: выявить способность дизайнерской творческой деятельности, к созданию воображаемого образа предмета, существующего в нереальных условиях.

Задание: спроецировать и нарисовать парту будущего, такую какой сейчас не существует, но она появится, возможно, в будущем. Создайте такую парту, которая была бы максимально полезна, но в то же время и красива.

Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для функционирования творческого мышления у ребенка. Задание оценивалось по 3-х бальной системе, по следующим показателям:
-целесообразность,
-рациональность,
-новизна и оригинальность,
-доработанность.

Характеристика показателей дана в таблице.
| |1 (низкий |2 (средний |3 (высокий |
| |уровень) |уровень) |уровень) |
|Целеесообразность |Недостаточная |Замысел |Собственные |
|– способность |подчиненность |сопоставляется|действия и |
|взаимосвязывать |работы единой |с задачей, но |замысел |
|поставленную |цели |не всегда |полностью |
|задачу с |отсутствие |способен |адекватны |
|собственным |сюжетности, |контролировать|задаче, цель |
|замыслом, |цельности |свою |реализована |
|достижение |замысла, |деятельность | |
|поставленной цели |недостаточный |по ее | |
| |контроль и |выполнению | |
| |коррекция | | |
| |своих действий| | |
|Рациональность – |Детали |Детали хотя и |Изобретение |
|выбор наиболее |изобретения |неудобны и не |характеризуетс|
|выгодных, |бесполезны, |красивы, но |я единством |
|экономичных, |неудобны, |полезны. |пользы и |
|разумных средств |излишни. |Практическое |красоты, |
|для реализации |Отсутствие |применение |многофункциона|
|цели, удобство |гармоничности,|изобретения |льностью |
|изобретения, |красоты в |возможно, если|деталей. |
|возможность |изображении. |его красиво |Продукт |
|практического |Практическое |оформить. |возможно |
|применения |применение | |претворить в |
|продукта |изобретения не| |реальности. |
|творческой |возможно. | | |
|деятельности | | | |
|Новизна и |Отсутствие |Наличие |Работа |
|оригинальность – |стремления к |стремления к |творческая с |
|продуктивные |поиску новых |поиску новых |использованием|
|способы |решений, |решений, |оригинальных |
|деятельности, не |использование |использование |методов, |
|шаблонность, |стандартных |стандартных |выразительных |
|использование |форм, |воссоздающих |средств |
|нестандартных |основанных на |конкретных |работы, |
|форм, методов |прошлом опыте,|форм, но с |фантастическим|
|способов решения |отсутствие |применением |сюжетом. |
|задачи. |оригинальности|новых | |
| |. |элементов. | |
|Доработанность – |Работа не |Работа |Творческая |
|законченность |закончена по |закончена по |работа |
|форм, реализация |форме и |замыслу, но не|выполнена |
|замысла, |замыслу, |доработана по |полностью и по|
|эмоциональное |недостаточная |оформлению, |замыслу и по |
|удовлетворение от |эмоциональная |недостаточная |форме, |
|творческой |удовлетворенно|эмоциональная |эмоциональная |
|деятельности. |сть. |удовлетворенно|удовлетворенно|
| | |сть. |сть. |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12