бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления бесплатно рефераты

p> В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.(63,с.25)

Методы обучения конструированию.

1.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленения обобщенного способа их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное-научиться" читать чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что с ними надо сделать(разрезать, согнуть и др.)

Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение.

Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии
"дома", можно предложить детям следующие варианты:

-домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги).

-домики разного цвета и разной высоты (высокий и низкий), дети выбирают цвет и длину прямоугольника.

-домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются на учет всех трех свойств)

Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна.

В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его не устраивает плохо сделанная вещь.

Основными методами формирования рациональных действий являются:

-показ;

-объяснение;

Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

-сам четко представлять алгоритм рационального действия;

-обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и самостоятельного его применения;

-помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с учетом специфики материала;

-в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Т.к. внимание ребенка при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений рукой и инструментом.

Трудность, которую часто испытывают дети, -отсутствие или недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного.

Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

2.Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.

Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.

Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

3.Анализ несовершенной поделки.

В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.

4.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность.

Очень важно соблюдать следующие требования к оценке:

-оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка;

-по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной;

-нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения;

-оценку необходимо построить так, чтобы дети были максимально активны в ней.

5.Игровые приемы.

Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи.

Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел.

Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога.
Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях. ( )

Остановимся на этапах изготовления изделия.

Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:

1.Планирование труда.

И.И.Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента:

-анализ образца;

-определение последовательности операций;

-поиски вариантов решения.

Остановимся подробнее на анализе образца.

Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях:

-самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта;

-педагогическое руководство процессом восприятия.

Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?"

Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия: (30,с.28)

-Какую геометрическую фору напоминает общая форма предмета?

-Как можно охарактеризовать форму с точки зрения красоты, какая она, какие свойства имеет?

-Какой материал использован для изготовления изделия? Почему?

-Помогает ли он выразить красоту предмета?

-Что можно сказать о выразительности фактуры материала?

-Определите цветовую гамму с точки зрения красоты. Как она влияет на форму предмета? Помогает ли выявить красоту формы?

-Определите конструктивное строение предмета. Из каких деталей он состоит? Назовите основные детали конструкции и второстепенные. Органично ли связаны между собой детали?

-Какое чувство вызывает сочетание различных форм в этом предмете?

Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве.
Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие.
Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов.
Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства.

Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия(как обычно получается на практике),нужно чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний.

Это подтверждается учением психологов о том, что:

-определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности;

-в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия;

Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения:
- систематическое введение элементов художественного конструирования в уроки;
-создание проблемных ситуаций;
-введение элементов творчества;

Т.о, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к. сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

2.Анализ чертежа, выполнение разметки.

В чертеже (следует напомнить об этом детям)заложена красота формы предмета.

При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу -обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы.

Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах:

-на основных деталях изделия;

-на трудовых операциях;

-на технике выполнения чертежа.

3.Обработка материала, монтаж, сборка.

Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.

2.2. Теоретические положения технической эстетики.

Теория дизайна получила название "технической эстетики", она охватывает широкий круг проблем, связанных с социальными, экономическими, эргономическими вопросами развития промышленности и потребления, закономерностями формообразования изделия; принципами и методами творческой работы художников-конструкторов.

Эстетическая выразительность должна достигаться не преднамеренно, а как результат последовательного осуществления конструкторского замысла; осуществляя его, конструктор достигает целесообразности предметной формы: упорядоченности, пропорциональности, гармоничности линий, объемных и цветовых элементов и т.д.

Эстетическое совершенство изделия требует информационности его формы.
Часто по форме изделия можно определить его конструкторскую основу.

Информационная выразительность изделия обеспечивается технологическими и декоративными свойствами материала, из которого оно изготовлено. Характер поверхностей, конфигурации; фактура, цвет, способ крепления должно подчеркивать достоинства изделия.

Соответствие формы изделия его содержанию может быть достигнуто подходящей композицией.

Композиция. является эстетической характеристикой, которая отражает организационные связи элементов формы и содержания изделия, диктует расположение основных элементов, частей в определенной системе и последовательности (29,с.25)

Таким образом, художественное решение формы и составляет главную задачу художественного конструирования .

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида
(стайлинга) изделия исходя из его внешнего содержания и назначения.

Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью.

Исходя из свойств материи, изделия в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве.

Важнейшими формообразующими категориями (средствами) композиции является:
-объемная пространственная структура и тектоника;
-масштаб;
-пропорции;
-ритм и метр;
-контраст и нюанс;
-симметрия и асимметрия;
-колорит.

Объемно-пространственная структура. - эстетически осмысленная взаимосвязь формы предмета с его внутренним строением и внешним пространством.

Тектоника - художественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.

Метр - строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередования одинаковых элементов.

Ритм - строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов. Ритм, как свойство композиции, связан с особенностями психологии зрительного восприятия.
Определенное впечатление от предмета можно получить при правильном чередовании элементов, объемов, цветовых пятен, как бы направляющих движение взгляда в соответствии с выбранным ритмом.

Колорит - свойство предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектром отражаемого или излучаемого им света.

Контраст - ярко выраженные противопоставленные формы.

Для создания контраста особенно часто используют цвет. Разновидностью контраста является нюанс. Наиболее часто к нюансу прибегают, когда нужно выделить отдельные части (детали) конструкции с целью индивидуализации изделия во избежании монотонности.

Нюанс - отношение элементов формы, приближающихся друг к другу по сходству.

Таким образом, гармоничность и единство достигаются формой, цветом, фактурой, текстурой, пропорциональностью, масштабностью, нюансом и контрастом (30,с.25)

Остановимся на принципах построения: композиции
1. Выбор характерных элементов композиции:
-объединение по однородным признакам: форме, цвету, текстуре, фактуре.
-выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции.
-включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение.
2. Соблюдение закона ограничения (не более трех элементов) в материи, деталях, цвете, форме.
3. Основа живой композиции - не равносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия.
4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив по 2-3 элемента.
5. Обеспечение свободного пространства между группировками дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.
6. Подчеркивание соподчинения между группировками.
7. Взаимосвязь между группировками и внутри их ритмом, линией, пластикой, а также когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю.
8. Объемность, стереоскопичность, перспектива – достигаются с помощью цвета, размера, динамики форм.
9. Соблюдение оптического равновесия путем правильного размещения крупных, тяжелых, темных форм относительно малых, легких, светлых.
Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию.
11. Эксперимент – залог успеха в творчестве (41,с.25)
Рассмотрим характеристики гармоничной формы:
1.Органичность и целостность внешней формы. Органичность понимается в том смысле, что созданное изделие воспринимается как единое целое, а все части его естественно входят в это целое. Целостность определяется тем, что он воспринимается как естественно созданный, то есть напоминает какую-то геометрическую форму.
2.Пропорциональность и ритм. Пропорциональность в художественном конструировании – приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй. Ритм – чередование некоторого числа элементов.
3.Масштабность. Это свойство основано на сопоставлении величины предмета и наших представлений об этой величине. Признаками масштабности является контрастное отношение части к целому. Добиваются правильной масштабности выбором такого размера, который соответствует нашим представлениям и не нарушает соотношение предмета с человеком или с его окружением.
4.Пластичность. Это свойство формы, по которому можно судить о внешнем облике предмета. Различают угловатые и округлые формы. Объем, ограниченный плоскими формами, будет образовывать угловатую фигуру. Если объем ограничен кривыми поверхностями, то форма будет округлой. Часто в одном предмете встречаются комбинации округлых и угловатых форм.
5.Динамичность и статичность. Форма считается динамичной, если ее внешний облик вызывает чувство движения, и статичной, если облик вызывает чувство покоя.
6.Легкость и масштабность. Форма считается легкой, если ее внешний вид вызывает чувство воздушности, легкости, и массивности, если мы ощущаем тяжесть ее внешнего облика.
Также при создании композиции необходимо учитывать характеристики геометрической формы:
1.Симметричность и асимметричность. Форма считается симметричной на плоскости, если при мысленном перегибании плоскости относительно прямой или точки , части фигуры совпадают. В пространстве также существует симметрия.
Она называется либо зеркальной, когда обе части фигуры относительно серединной секущей плоскости находятся как бы в зеркальном отражении; либо осевой, когда точки, лежащие на границе секущей плоскости, перпендикулярной оси вращения, равноудаленной от оси вращения. Фигуры, которые не обладают вышеуказанными свойствами, называются асимметричными.
2.Соотношение форм. Любой предмет обладает размером, по которому мы можем представлять его реальную величину. Размеры предмета между собой связаны в определенных отношениях. Эти отношения могут вызвать у человека положительные или отрицательные отношение.
3.Объемно – пространственное строение. Каждый предмет в пространстве обладает тремя измерениями: длиной, шириной, высотой. Мы их ощущаем: если длина и высота гораздо больше ширины, то такое строение фигуры называется фронтальным, а фигуры – плоские. Если же все измерения в предмете равнозначны, то такое строение фигуры называют пространственным, а фигуры – объемными (30,с.28).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12