бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления бесплатно рефераты

p> Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего исследования приведем примерный тематический план.

Тематическое планирование раздела «Художественное конструирование» по классам.

1 класс
|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
|урока| |сведения |деятельность |
|1. |Урок – |Бумага. Виды бумаг. |-опыты по выявлению |
| |лабораторная |Свойства: цвет, |свойств бумаги; |
| |работа по |окрашиваемость, |-изготовление |
| |изучению |фактура, |коллекции бумаги. |
| |видов и |водопроницаемость, | |
| |свойств |прочность, | |
| |бумаги. |пластичность, | |
| | |прозрачность. | |
|2. |Основы |Простая форма. |-изготовление поделок |
| |формообразова|Плоская, объемная |из различных коробок |
| |ния и |форма. Детали, |путем обертывания |
| |композиции. |украшения. |бумагой и украшения. |
| |Форма. | | |
| |Веселые | | |
| |существа из | | |
| |коробок. | | |
|3. |Форма. |Трансформация |-изготовление игрушек |
| |Оригами. |плоского листа в |оригами с помощью |
| | |объемную фигуру. |приема сгибания и |
| | | |складывания. |
|4. |Ритм. |Ритм. Орнамент. |-орнамент в полосе из |
| | | |геометрических |
| | | |элементов. |
|5. |Ритм. |Композиция, силуэт |-изготовление |
| |Композиция из|модели. |«геометрического |
| |геометрически| |конструктора из |
| |х фигур. | |картона». Составление |
| | | |силуэтов моделей |
| | | |различных предметов |
| | | |способом |
| | | |манипулирования. |
|6. |Симметрия. |Симметричность в |-изготовление картины |
| |Картина из |природе. Композиция. |–аппликации из |
| |симметричных | |симметричных деталей. |
| |деталей. | |«Лесная поляна» |
|7. |Асимметрия. |Асимметричность в |-составление |
| |Картина из |природе. Композиция. |композиции из |
| |вырезанных | |асимметричных деталей.|
| |листьев. | |«Панно». |
|8. |Цвет как |Ахроматические, |-изготовление |
| |средство |хроматические цвета. |мозаической аппликации|
| |выразительнос| |из хроматических и |
| |ти. Мозаика. | |ахроматических цветов.|
|9. |Теплые и |Теплые и холодные |-аппликация в теплых |
| |холодные |оттенки одного цвета.|тонах. «Осенний |
| |оттенки | |букет»; |
| |одного цвета.| |-аппликация в холодных|
| |Аппликация. | |тонах. «Снеговик». |
|10. |Разработка и |Асимметричность, |-украшение для |
| |изготовление |пластичность, |комнаты. Подвеска – |
| |объемных |легкость, |спираль. |
| |игрушек и |динамичность, | |
| |пространствен|назначение, характер | |
| |ных |вещи. Некоторые | |
| |композиций. |свойства выражения | |
| |Образы зимы. |замысла: путем | |
| | |моделирования формы. | |
|11. |Изделия из |Симметричность, |-изготовление снежинок|
| |сложенного |ахроматические цвета,|из сложенного листа |
| |квадрата |гармоническое |белой и голубой |
| |бумаги. |сочетание цветов, |бумаги. |
| |«Снежинки». |соотношение форм. | |
| | |Выражение замысла | |
| | |путем выбора | |
| | |материала, ритма, | |
| | |элементов композиции.| |
|12. |Гирлянды в |Симметричность, |-изготовление сложного|
| |виде игрушек,|контраст, нюанс, |фонарика |
| |зверюшек. |ритм, масштабность, | |
| | |сочетание цветов. | |
|13. |Прямоугольные|Симметричность, |-изготовление елочного|
| |прорезные |легкость, цветовое |фонарика. |
| |изделия |сочетание, теплые и | |
| |«Фонарик». |холодные цвета. | |
|14. |Елочная |Цветовой фон, |-изготовление елочной |
| |игрушка «Дед |цветовые отношения |игрушки из ваты и |
| |Мороз». |(насыщенность, |картона «Дед Мороз». |
| | |светлота), контраст, | |
| | |нюанс. | |

2 класс.

|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
|урока| |сведения |деятельность |
| | | | |
|1. |Начальные |Понятие о |-наблюдение и анализ|
| |сведения о |художественном |форм симметричных |
| |художественном |конструировании. |предметов в природе |
| |коструировании |Профессия дизайнера |и анализ правильных |
| |(дизайне). |(планировании, |геометрических форм.|
| |Аппликация из |проектировании, | |
| |симметричных |претворение замысла в|-изготовление из |
| |деталей. |изделии). Понятие об |бумаги симметричных |
| | |осевой симметрии, |насекомых. |
| | |симметричных фигурах.|-составление |
| | | |аппликации из |
| | | |симметричных деталей|
| | | |в круге |
| | | |(используются |
| | | |геометрические и |
| | | |природные формы). |
|2. |Основные |Контур, силуэт. |-изготовление |
| |формообразовани|Гармония и равновесие|контурных сувениров |
| |я и композиции.|соотношения форм: |и игрушек с щелевым |
| |Щелевые |пропорциональность |замком из картона. |
| |игрушки. |пластичность, | |
| | |угловатость. | |
|3. |Композиция по |Композиция. |-составление |
| |собственному |Повторение элементов,|композиции на |
| |замыслу. |ритм, |свободную тему, |
| | |асимметричность, |используя различные |
| | |симметричность. |формы. |
|4. |Проектирование |Проект, |-создание проектов |
| |домиков для |проектирование, |будущих, пока еще не|
| |сказочных |эскиз, рисунок. |существенных |
| |героев. |Художественная |предметов. |
| | |выразительность | |
| | |изделия, интерьер. | |
|5. |Цвет как |Цветовой круг. |-упражнение по |
| |средство |Основные и |подбору гармоничных |
| |выразительности|дополнительные цвета.|тонов, лоскутков |
| |в |Цветовой фон. |ткани. |
| |художественном |Гармоничное сочетание|-коллаж из ткани. |
| |конструировании|. Контрастное | |
| |. Коллаж из |сочетание. | |
| |ткани. | | |
|6. |Аппликация |Витрина, назначение, |-разработка и |
| |«Витрины на |оформление витрины, |оформление проекта |
| |улицах». |соответствие внешнему|витрины магазина. |
| | |облику улицы и стилю | |
| | |здания. Симметрия, | |
| | |движение, ритм, | |
| | |композиция. | |
|7. |Нюанс. |Нюансные сочетания |-аппликация «Ковер |
| |Аппликация из |цветов, движения, |осенних листьев» |
| |нюансных тонов.|ритм, выражение |(коллективная |
| | |сочетания с учетом |работа). |
| | |цветовых сочетаний. | |
|8. |Комплект для |Стиль, стилевое |-изготовление |
| |кухни: |единство, настроение |комплекта из ткани в|
| |прихватка, |вещи, гармоничное |едином стиле. |
| |грелка на |сочетание цветов. | |
| |чайник. | | |
|9. |Разработка и |Зависимость формы |-изготовление |
| |изготовление |предмета от его |упаковочных коробок |
| |объемных |назначения и |для сувениров в |
| |игрушек и |особенностей |форме простых |
| |пространственны|использования. Форма,|геометрических фигур|
| |х композиций. |пропорции, цвет как |(из самостоятельно |
| |«Упаковка». |средство |сделанных |
| | |выразительности для |разверток). |
| | |создания образа. | |
|10. |Макеты |Функциональные и |-изготовление |
| |интерьеров. |эстетические свойства|макетов интерьеров с|
| | |интерьера. Назначение|мебелью. |
| | |интерьера. |-изготовление одежды|
| | |Компановка. |для кухни. Эскизный |
| | | |проект (коллективная|
| | | |работа). |
|11. |«Образы зимы» -|Оформление, |-изготовление |
| |открытки. |украшение, |поздравительных |
| | |сочетаемость фона и |открыток из деталей |
| | |деталей по цвету. |цветной бумаги. |
| | |Фактура материала. | |
| | |Целесообразность | |
| | |вещи, настроение | |
| | |вещи. | |
|12. |Маски к новому |Эскиз, цветовое |-изготовление |
| |году. |сочетание, характер |деталей масок к |
| | |вещи, средство |новогодним костюмам.|
| | |выражения образа | |
| | |через детали. | |
|13. |Детали |Средства |-изготовление |
| |новогодних |художественной |деталей костюма |
| |костюмов. |выразительности – |(совместное |
| | |линия и цвет, детали.|занятие). |
|14. |Разработка и |Гармоничность |-изготовление |
| |изготовление |цветовых сочетаний, |украшений для елки. |
| |елочных |контраст, нюанс, |Складной самоцвет на|
| |украшений. |ритм, равновесие. |елку. |

3 класс.
|№ |Тема урока |Теоретические |Практическая |
| | |сведения |деятельность |
|1. |Основы |Композиция, форма |-изготовление |
| |формообразования |– объемная, |композиции «улицы |
| |и композиции. |плоская. |города» (ночью и днем)|
| |«Улицы города». |Масштабность, |групповая работа в |
| | |динамичность, |технике аппликации. |
| | |легкость, фактура | |
| | |материала. | |
| | |Цветовой контраст,| |
| | |выразительность. | |
| | |Теплые и холодные | |
| | |цвета. | |
|2. |Интерьер |Интерьер. Принципы|-разработка |
| |квартиры. |и правила |проектирование |
| | |оформления |оформления комнаты (по|
| | |интерьеров. |выбору) для сказочного|
| | |Эстетические и |героя. |
| | |санитарно – | |
| | |гигиенические | |
| | |требования к | |
| | |оформлению жилых и| |
| | |нежилых помещений.| |
|3. |Мебелировка |Общие сведения о |-разработка проекта |
| |квартиры. |мебели. Виды |мебелировки комнаты |
| | |мебели и ее |для сказочного героя. |
| | |функциональное | |
| | |назначение. | |
| | |Основные | |
| | |требования к | |
| | |выбору мебели для | |
| | |помещений. | |
| | |Особенности | |
| | |проектирования и | |
| | |расстановки мебели| |
| | |в разных комнатах.| |
|4. |Цветовое |Цветовой контраст,|-изготовление эскизов |
| |оформление жилого|нюанс. |пола, стен, потолка. |
| |дома. |Психологическое |Помещения с помощью |
| | |воздействие цвета |цветовой гармонии, |
| | |на человека. |также изготовление |
| | |Настроение, |деталей интерьера из |
| | |которое создает |цветной бумаги, |
| | |цвет, сочетание |декоративной ткани. |
| | |цветов. | |
|5. |Обложка к книге –|Композиция , |-разработка и |
| |сказке. |компановка |оформление к |
| | |деталей. Цветовое |книге-сказке «по |
| | |решение как |щучьему велению» (или |
| | |средство выражения|по выбору). |
| | |содержания. | |
|6. |Пасхальные |Роспись, |-изготовление и |
| |сувениры. |оформление. |оформление пасхальных |
| | |Праздничное |яиц в технике |
| | |настроение вещи. |папье-маше. |
| | |Символика | |
| | |сувениров. | |
| | |Цветовое решение | |
| | |цветов. Народные | |
| | |традиции: праздник| |
| | |пасхи. | |
|7. |Изготовление |Назначение |-изготовление |
| |малых форм. |декоративно-художе|игрушек-сувениров в |
| | |ственного |технике бумажной |
| | |оформления |пластинки. |
| | |игрушек. | |
| | |Пропорция, | |
| | |масштаб, ритм, | |
| | |нюанс, контраст, | |
| | |композиция, | |
| | |пластический | |
| | |объем. | |
|8. |Изготовление |Материал, свойства|-изготовление эскизов |
| |малых форм. |материалов. Единый|пола, стен, потолка |
| | |ансамбль, сюжетная|помещения с учетом |
| | |композиция. |цветовой гамонии, |
| | | |также изготовление |
| | | |деталей интерьера из |
| | | |цветной бумаги, |
| | | |декоративной ткани. |

При организации творческой дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации.

А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:
-исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни. Что их признают плохой;
-поощрение самого необузданного ассоциирования;
-количество идей должно быть как можно больше.

Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления детей (по книге "Одаренные дети"):
-повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению эффективности усвоения;
-стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;
-повысить уверенность ребенка в своих силах;
-воспитать определенную независимость взглядов.

Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей(по книге "Одаренные дети")
-не занимайтесь наставлениями,помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
-не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;
-не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
-научитесь не торопиться с вынесением суждения;
-научите детей прослеживать межпредметные связи;
-приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;
-используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач;
-помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;
-подходите ко всему творчески
Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития творческого мышления опораются на возрастные особенности функционирования различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают их правомерность.(15,с.87)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали дизайнерским мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность) , стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Нам, также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико- педагогических условий: учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических. индивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования.

Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных знаний , раскытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности., и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач..

Проведенная опытная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания дизайнерских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

Т. о, в ходе экспериментального исследования нам удалось подтверить выдвинутую в начале гипотезу.

Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся младшего школьного возраста.

Среди перспективных вопросов, требующих дальнейшего исследования данной проблемы, можно назвать следующие:
-система формирования элементов дизайнерского мышления на последующих ступенях обучения;
-влияние работы по формированию элементов дизайнерского мышления на развитие личности ребенка в целом;
-система подготовки учителей для целенаправленной работы по формированию элементов дизайнерского мышления.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Занятие №1
Работа с бумагой.
Тема: Симметрия и асимметрия в композиции.
Цель: Научить создавать композиции у симметричных и асимметричных деталей.
Задачи:
-Познакомить с понятием «симметричность» и «асимметричность»;
-Научить вырезать симметричные и асимметричные изображения;
-Развивать умение выражать настроение детали через ее художественные детали;
-Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, наблюдательность.
Теоретические сведения: симметричные фигуры и асимметрия.
Способ передачи динамичности (движения) и статичность (неподвижность).
Ход:
1. Вводная беседа:
-что такое симметрия? Посмотри на изображение бабочки жука, каждое из них состоит как бы из двух половинок, которые зеркально повернуты друг к другу.
Такие фигуры называются симметричными;
-поучимся вырезать симметричные фигуры;
-начнем с простых листочков (вырезание листочков разных форм из согнутой цветной бумаги).
2. Составление плана:
-попробуем сочинить небольшую аппликацию, состоящую только из симметричных предметов (образцы симметричных деталей: листочки, цветы, грибы и так далее);
-посмотри иллюстрации (образцы);
-какую из картин могла бы взять для своего замка Снежная Королева? Почему?
-а кто выберет и какую именно из оставшихся Фея ночи? Бармалей? Красная шапочка? Золушка? А может быть кто-то другой?
-как ты объяснишь свой ответ?
-симметрично расположенные элементы создают более застывшее, неподвижное, холодное изображение. Это, пожалуй, понравится аккуратному, строгому, правильному герою, у которого все рассчитано и разложено «по полочкам».
-кому, например?
-небольшие отступления от симметрии (асимметрия) позволяют передать движения, придают картинке больше жизни;
-попробуем вырезать несколько асимметричных деталей (практическая деятельность);
-а теперь придумаем картинку из вырезанных листьев для своего героя. Кто он?
-почему ты думаешь, что именно ему она придется по вкусу?
3. Самостоятельная творческая деятельность.
4. Анализ работ. Итоги. Выставка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12