Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей
2.
Индивидуальный подход. Необходим
не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с
родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и
пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.
Сотрудничество, а не
наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в
сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива
детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.
Готовимся серьезно. Любое, даже
самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и
серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно
взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное
родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный
имидж учреждения в целом.
5.
Динамичность. Детский сад сегодня
должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой
мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава
родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с
семьей.
Руководящая и организующая роль д/с по
отношению к семье характеризуются комплексом факторов:
·
планомерное, активное
распространение педагогических знаний среди родителей;
·
практическая помощь семье в
воспитании детей;
·
организация пропаганды
положительного опыта общественного и семейного воспитания;
·
вовлечение родителей в
педагогическую деятельность;
·
активизация их педагогического
самообразования и др.
В.А. Сухомлинский считал, что педагогика
должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей. Сколь – ни будь
успешная воспитательная работа совершенно немыслима без педагогического
просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является
важной составной частью общей культуры.[6]
Под педагогической культурой родителей[7]
понимается их достаточная подготовленность, развитие тех качеств личности,
которые отражают степень их зрелости как воспитателей и проявляются в процессе
семейного и общественного воспитания детей. Ведущим компонентом педагогической
культуры является их педагогическая подготовленность, которая характеризуется
определенной суммой психолого – педагогических, физиолого – гигиенических и
правовых знаний, а также умениями и навыками родителей, выработанными в
процессе практики воспитания детей.
Весьма существенно при этом и отношение
родителей к воспитанию. Ответственное отношение к родительским обязанностям,
желание как можно лучше воспитать своих детей – неотъемлемая составная часть
педагогической культуры родителей.
Педагогическую культуру рассматривают в
связи с общими социально педагогическими условиями воспитания, которые включают
в себя совокупность основных требований общества к личности родителей, содержание
идейных, нравственных норм, регулирующих внутрисемейные отношения, характер
отношений в семье.
В соответствии с этим работа с родителями
строится на принципах сотрудничества.
Признаками такого сотрудничества являются:
· осознание цели деятельности каждым участником
процесса;
· четкое разделение и кооперация труда между его
участниками;
· личный контакт между участниками процесса с обменом
информацией, взаимной помощью, самоконтролем;
· положительные межличностные отношения.
Работа с родителями – это сложная и
важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических
знаний, умений и навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном
воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей;
взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
Можно выделить и основные задачи, стоящие
перед ДОУ в работе с родителями:
1.
изучение семей детей;
2.
привлечение родителей к активному
участию в деятельности ДОУ;
3.
изучение семейного опыта
воспитания и обучения детей;
4.
просвещение родителей в области
педагогики и детской психологии.
Содержание, организация и методика
сотрудничества ДОУ и родителей включает:
1.
единство в работе д/с и семьи по
воспитанию детей;
2.
взаимное доверие во
взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов
ребенка и своих обязанностей как воспитателей; укрепление авторитета педагогов
в семье и родителей в д/с;
3.
установление правильных отношений
на основе доброжелательной критики и самокритики;
4.
взаимопомощь в совместной работе
по воспитанию дошкольников. Д/с
повседневно помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители
помогают д/с в многообразной воспитательной и хозяйственной работе;
5.
изучение лучшего опыта семейного
воспитания, пропаганду его среди широкого круга родителей, использование в
работе д/с положительных методов семейного воспитания;
6.
индивидуальные и групповые формы
работы с родителями, которые дополняют друг друга.[8]
2.4 Организация сотрудничества педагогов,
родителей и детей
Формирование сотрудничества детей,
родителей и педагогов зависит прежде всего от того, как складывается
взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть
успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными
партнерами, т.к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза
должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс,
выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути
достижения намеченных результатов.
Сотрудничество педагогов и родителей
позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в
разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных
особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных
поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
В то же время преобладающая часть
родителей – не профессиональные родители. Они не имеют специальных знаний в
сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в
установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать
наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и
формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в
установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.
Для привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
первый – актуализация потребностей
родителей в образовании собственного ребенка;
второй – педагогическое просвещение
родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;
третий – партнерство педагогов и родителей
в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи
гуманизации
отношений, приоритет общечеловеческих
ценностей с акцентом на личностно – деятельностный подход.
Внедрение такой методики позволяет создать
усложненную систему работы с родителями, представленную двумя блоками, каждый
из которых включает задачи, формы и виды деятельности.
Основные блоки по работе с родителями
отображены в таблице.
Блоки
|
Основные задачи
|
Формы
|
Педагогическое
просвещение родителей
|
Повышение
педагогической грамотности родителей
|
Лекции, семинары,
практические занятия, открытые занятия, конференции, работа творческих групп
по интересам, педагогические советы, родительские собрания, консультации и
др.
|
Включение
родителей в деятельность ДОУ
|
Создание
благоприятных условий для включения родителей в планирование, организацию и
контроль за деятельностью дошкольного учреждения
|
Соревнования,
кружки, выпуск газет, конкурсы, викторины, работа кружков, совместные
мероприятия и др.
|
Для реализации содержания работы в
дошкольном учреждении используются коллективные и индивидуальные формы
деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм
взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации – размышления, выполнение
индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п.
Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось найти
индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к
себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить
желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет
лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания
конкретной личности в ДОУ и дома. Психологическим условием такого успешного
межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность,
неторопливость.
Анализ практики работы педагогов и
руководителей ДОУ выявил 2 вида форм совместной работы:
Совместные мероприятия педагогов и
родителей
1. родительские
собрания
|
8. диспуты
|
2. конференции
|
9. педагогические
советы
|
3. консультации
|
10. попечительский
совет
|
4. беседы
|
11. встреча с
администрацией
|
5. вечера для
родителей
|
12. школа для
родителей
|
6. кружки для
родителей
|
13. посещение
семей на дому
|
7. тематические
выставки
|
14. родительский
комитет
|
Совместные мероприятия педагогов,
родителей и детей
1. дни открытых
дверей
|
7. выпуск газеты
|
2. турниры
знатоков
|
8. просмотры
фильмов
|
3. кружки
|
9. концерты
|
4. КВН, викторины
|
10. оформление
групп
|
5. праздники
|
11. соревнования
|
6. семейные
конкурсы
|
12.
благоустройство ДОУ и территории
|
Однако часто используются в основном
стандартные формы работы: анкетирование родителей[9],
родительские собрания, родительские комитеты, конференции, которые проводятся
нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей
мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков, КВН,
викторины фактически не проводятся.
Воспитатели не всегда умеют поставить
конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы:
содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно,
воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и
условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые,
используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причинами являются:
1.
недостаточное знание специфики
семейного воспитания;
2.
неумение анализировать уровень
педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
3. неумение планировать совместную работу
с детьми и родителями. У отдельных, особенно молодых, воспитателей недостаточно
развиты коммуникативные умения.
Анализ теории и практики работы с семьей
выявил еще одну проблему на современном этапе – организация совместной
деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов – создать
условия для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто
только рпи деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных
формах.
Например, формы
трудовой деятельности – оформление помещения группы, трудовой десант по
благоустройства и озеленению двора, посадка аллей в связи со знаменательным
событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Или же наглядные
формы: папки – передвижки, памятки – рекомендации для родителей, детских
рисунков, поделок с родителями, родительский уголок и др.
Проведение родительских собраний по старой
структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно – правовой
базой ДОУ родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право
принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои
органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских
собраниях, конференциях и в других формах работы.
Важнейшим способом реализации
сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной
деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные
участники процесса, т.е. включение родителей в деятельность ДОУ. Под включением
родителей в деятельность ДОУ мы понимаем их участие в:
· организации
образовательного процесса;
· создание
творческих групп, которые активно делятся своим опытом;
· организации
современной социально – развивающей среды в группах;
· оказания
дополнительных услуг;
· разработке
планирования разных видов на всех уровнях:
1.
общедошкольных планов;
2.
занятий;
3.
самостоятельной деятельности
детей;
4.
совместной деятельности детей;
· разработке
собственных курсов, программ, планов для работы с родителями, детьми;
· привлечение
родителей к оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
Для реализации этой задачи необходимо:
1.
внедрение методики поэтапного
включения родителей в деятельность
ДОУ:
а) повышения уровня психолого –
педагогических знаний родителей в целях актуализации их образовательных
потребностей;
б) воспитание родителей как реальных
заказчиков образовательных услуг, т.е. понимания ими назначения, целей, функций
ДОУ;
в) активное, систематическое участие
родителей в деятельности ДОУ;
2. создание комплекса необходимых условий
на всех уровнях и этапах организации образовательного процесса для перехода
родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с
ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья – это малая
социальная группа, связанная брачными отношениями, в которой вырабатывается
совокупность норм, поведения, взаимодействия родителей и детей. В этом
взаимодействии каждый должен выполнять определенную функцию, занимать
определенное место в системе ролевых отношений. В своей жизни каждый человек
имеет две семьи, в которой он родился и воспитывался и ту, которую создаст или
создал сам.
Таким образом, можно отметить, что
жизненный уклад семьи играет большую роль в жизни ребёнка. Именно в семье
формируются главные устои человека. Ведь какими прекрасными бы не были наши
детские сады, главными воспитателями мысли малышей являются мать и отец.
Семейный коллектив, где ребёнка вводят в мир зрелости и мудрости старших, это
такая основа детской мысли, которую в дошкольном возрасте не может заменить
никто.
Однако все мы прекрасно понимаем, что
воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи,
стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к
воспитанию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|