бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей бесплатно рефераты

Родители младших дошкольников испытывают трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей – помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.

В разработке содержания занятий с родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с физического воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка», «Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д. Если это художественно - эстетическое направление, то акцент делается на сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя), проводить открытые просмотры детского творчества.


2.2 Формы общения педагога с родителями в ДОУ


Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю, провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Табл.1 Нетрадиционные формы организации

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения  общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек


Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.


2.3 Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов ДОУ


Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

·          конфликты между родителями из – за детей;

·          родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;

·          жалобы воспитателей на пассивность родителей;

·          невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из – за молодого возраста или небольшого опыта работы.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный характер и привести к развитию конфликтной ситуации.

Часто молодых педагогов пугает обращение к ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того, чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка, улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на которой рассказать о результатах предпринятых мер.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.[4]

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей.

Практики и исследователи выявили и сформулировали в этой связи следующие противоречия:

·          между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться;

·          между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;

·          между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

·          между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в ДОУ.

Укреплением и развитием тесной связи и взаимодействия различных социальных институтов (д/с, семья, общественность) обеспечивают условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ полноценной, гармонической ценности.

На современном этапе в основу совместной деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:

1.        родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

2.        это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

3.        помощь, уважение и доверие к ребенку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

4.        знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

5.        постоянный анализ процесса взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточным и конечным результатом.

Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОУ должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская). Существенной стороной взаимодействия д/с и семьи, неоднократно подчеркивала Н.К. Крупская, является то, что д/с служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие д/с и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».[5] Вместе с тем она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Теоретики и практики дошкольного воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой работы и ее задачи.

Задачи работы ДОУ по взаимодействию с родителями:

·          установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

·          объединить усилия для развития и воспитания детей;

·          создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

·          поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия с родителями:

1.        Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5