Взаимодействие муниципальных дошкольных образовательных учреждений с семьей
Родители младших дошкольников испытывают
трудности, связанные с кризисом трех лет, капризами и упрямством ребенка, а
родители старших дошкольников говорят о проблемах, связанных к ранней
подготовке их к школе. Завышенные установки родителей негативно влияют на
развитие маленьких детей, их самооценку. По мнению детских психологов, в
результате несоответствия родительским ожиданиям у ребенка может возникнуть
невроз, поэтому – необходимо беречь нервную систему ребенка, не перегружать его
знаниями. Конечно, нужно готовить детей к обучению в школе, развивать их
интеллект, но без ущерба для общего развития. Здесь задача старших воспитателей
– помочь родителям в решении задач интеллектуального развития детей.
В разработке содержания занятий с
родителями играет роль и приоритетное направление ДОУ: для детей с физического
воспитания на первый план выносятся такие темы для обсуждения, как «Физическое
воспитание и развитие ребенка», «Закаливание», «Защита психики ребенка»,
«Развитие движений», «Спортивный досуг», «Рекомендации для родителей» и т.д.
Если это художественно - эстетическое направление, то акцент делается на
сущности и задачах эстетического воспитания, их решении в разных возрастных
группах. Целесообразно познакомить родителей с организацией досуга и праздников
в условиях учреждения и семьи, подключать их к подготовке и проведению подобных
мероприятий. Тематика общения с родителями может включать проблемы обучения
детей рисованию, развитию музыкального восприятия. Хорошо подключать к
консультации специалистов (например, психологов, музыкального руководителя),
проводить открытые просмотры детского творчества.
2.2 Формы общения педагога с родителями в
ДОУ
Содержание работы с родителями реализуется
через разнообразные формы. Главное – донести до родителей знания. Существуют
традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников,
суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы
подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся групповые
родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Повестка дня может
быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие
темы: «Знаете ли вы своего ребенка», «Воспитание послушания у детей», «Методы
педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя
чтение доклада, хотя от этого следует уходить, как отмечалось нами выше, лучше
вести диалог с использованием методов активизации родителей. По мнению
лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не
рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад»,
«мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает
текст, не отрываясь, складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых
вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого
ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского
сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей,
которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист и др.). Собрание
готовится за ранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.
Хочется предостеречь педагогов от
увлечения развлечениями: некоторые считают, что с родителями надо попить чаю,
провести игры. В этом случае педагогическое содержание «уходит». Целесообразно
сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных
мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих
родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
К индивидуальным формам относятся
педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм
установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так
и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание,
посещение семьи. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному
вопросу; ее особенность – активное участие и воспитателя и родителей. Беседа
может возникать стихийно по инициативе и родителей и воспитателя. Последний
продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их
подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате
беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания
дошкольника.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные
методы. Они знакомят родителей с условиями, задачи, содержанием и методами
воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли
детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на
магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов
деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки.
В настоящее время особой популярностью как
у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с
родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на
установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к
детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в
другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
В настоящее время практикой накоплено
многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.
Схему классификации нетрадиционных форм
предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:
информационно аналитические, досуговые, познавательные,
наглядно-информационные.
Табл.1 Нетрадиционные формы организации
Наименование
|
С какой целью используется
эта форма
|
Формы проведения общения
|
Информационно-аналитические
|
Выявление
интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической
грамотности
|
Проведение
социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
|
Досуговые
|
Установление
эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
|
Совместные досуги,
праздники, участие родителей и детей в выставках
|
Познавательные
|
Ознакомление родителей
с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста.
Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
|
Семинары-практикумы,
педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний,
консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с
педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
|
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
|
Ознакомление
родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями детей. Формирование
у родителей знаний о воспитании и развитии детей
|
Информационные
проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет,
организация мини-библиотек
|
Основной задачей
информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются
сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических
знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях
родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе
возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к
ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности
воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с
их родителями.
Досуговые формы организации общения
призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и
родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К
данной группе форм мы отнесли проведение педагогами дошкольных учреждений таких
совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Лучший
папа», «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать
эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.
Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах.
Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению
позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для
общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять
педагогическую информацию.
Познавательные формы организации общения
педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями
возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и
приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать
таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на
основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение
на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки
партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как
нетрадиционные.
Познавательные формы организации общения
педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении
психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению
взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию.
Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают
процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации
общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями,
содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения,
позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и
приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
2.3 Основные подходы к определению и
реализации роли родителей как субъектов ДОУ
Работа с родителями – это процесс общения
разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском
саду могут возникнуть проблемные ситуации
во взаимоотношениях педагогов и родителей:
·
конфликты между родителями из – за
детей;
·
родительские претензии к
воспитателям по тем или иным вопросам воспитания;
·
жалобы воспитателей на пассивность
родителей;
·
невнимание родителей к
рекомендациям воспитателя в связи с недостатком авторитета педагога из – за
молодого возраста или небольшого опыта работы.
Важным моментом в предупреждении
возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта
педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок
провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации
порождает у родителя желание получить ее из других источников, например от
других родителей, детей группы. Такая информация может носить искаженный
характер и привести к развитию конфликтной ситуации.
Часто молодых педагогов пугает обращение к
ним родителей с жалобой или претензией. Многие неопытные педагоги вместо того,
чтобы разобраться в ситуации, автоматически переводят для себя таких родителей
в категорию сложных, конфликтных, пытаются переубедить их, доказать, что они не
правы, убеждают, что на самом деле все обстоит благополучно. Такая позиция
воспитателя, конечно, насторожит родителя, и впоследствии он вряд ли будет
обращаться со своими проблемами к этому педагогу, накапливая негативные эмоции
по отношению к детскому саду. Реакция на жалобу должна быть конструктивной и
направлена на готовность исправить ситуацию, принять быстрые меры к
урегулированию спорных вопросов, наладить контакт с родителями ребенка,
улучшить работу детского сада по тому или иному вопросу. Необходимо при первой
встрече выслушать родителя, дать ему почувствовать готовность воспитателя
профессионально разобраться в ситуации, назначить дополнительную встречу, на
которой рассказать о результатах предпринятых мер.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся
к консультации специалиста: психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит
до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют
свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и
образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация
дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна
поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его
знания, умения, педагогические достижения.[4]
Процессы демократизации в системе
образования, его вариативность, инновационные программы обусловили
необходимость поиска решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания
условий для повышения педагогической культуры родителей.
Практики и исследователи выявили и
сформулировали в этой связи следующие противоречия:
·
между правами и обязанностями
родителей и неумением ими пользоваться;
·
между потребностью родителей на
образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления;
·
между стремлением родителей к
активной деятельности в ДОУ и строго регламентирующим характером деятельности
учреждения;
·
между низким уровнем
педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и
отсутствием систем обучения их в ДОУ.
Укреплением и развитием тесной связи и
взаимодействия различных социальных институтов (д/с, семья, общественность)
обеспечивают условия жизни и воспитания ребенка, формирование основ
полноценной, гармонической ценности.
На современном этапе в основу совместной
деятельности семьи и ДОУ заложены следующие принципы:
1.
родители и педагоги являются
партнерами в воспитании и обучении детей;
2.
это единое понимание педагогами и
родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
3.
помощь, уважение и доверие к ребенку
как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
4.
знание педагогами и родителями
воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование
воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
5.
постоянный анализ процесса
взаимодействия ДОУ и семьи, его промежуточным и конечным результатом.
Каждое ДОУ не только воспитывает ребенка,
но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи ДОУ
должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание,
формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в воспитании детей с учетом
изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей.
Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер
родителей по их воспитанию.
«Вопрос о работе с родителями – это
большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,
о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их
практике в детсадах, привлечении их к этой работе» (Н.К. Крупская).
Существенной стороной взаимодействия д/с и семьи, неоднократно подчеркивала
Н.К. Крупская, является то, что д/с служит «организующим центром» и «влияет на
домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать
взаимодействие д/с и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной
заботе и ответственности – огромная сила».[5] Вместе с тем она считала,
что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.
Теоретики и практики дошкольного
воспитания, подчеркивая необходимость связи ДОУ с семьей и необходимость
совершенствования форм и методов работы с родителями, выявили специфику этой
работы и ее задачи.
Задачи работы ДОУ по взаимодействию с
родителями:
·
установить партнерские отношения с
семьей каждого воспитанника;
·
объединить усилия для развития и
воспитания детей;
·
создать атмосферу взаимопонимания,
общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
·
поддерживать их уверенность в
собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1.
Доброжелательный стиль общения
педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым
прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с
родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность,
требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского
сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если
воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит,
каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,
чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|