Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста
Выводы по
второй главе
В процессе
опытно экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим
путем условий эффективности приобщения детей к национальным традициям. Основная
логика эксперимента соответствовала формуле работы с детьми через формирование
представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования
детей использовать полученную информацию в свободной деятельности и игре.
Результаты
беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В
результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых
называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали;
затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя
сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом
понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой
группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора
осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых
обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное
в развернутом суждении о них.
В целях
изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях
родной культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая
деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей
самостоятельная игра носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели
руководствоваться имеющимися представлениями о традициях народной культуры в
собственной деятельности.
Количественный
и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего
эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей,
средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование
родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное
отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере
возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы
родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа,
отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует
об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование
педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно
верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования
их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают
существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ
календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой
среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а
также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о
недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям
народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям
народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов:
соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в
работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного
ознакомления детей с традициями народа.
Результаты
формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной
работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и
среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком
уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).
Результаты
контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных
изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении
использовать их в самостоятельной деятельности.
По итогам
эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к
национальным традициям.
Заключение
В ходе
теоретического исследования проблемы воспитания детей старшего дошкольного
возраста в национальных традициях нами определены следующие положения.
1. Психологические особенности детей
дошкольного возраста обусловливают основные приобретения ребенка и
дидактическую направленность процесса взаимодействия со взрослым.
Базовый процесс «вращивания» ребенка в
культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной
культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей
страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для
самого себя, но и общества в целом.
Теоретический анализ
психолого-педагогической литературы показывает, что дети 6-7 лет начинают
понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность
предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более
целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей
ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по
схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и
отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество.
2.
Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию детей в процессе
ознакомления с родной культурой определяют:
- место и
роль национальных традиций в воспитании детей, основные подходы к организации
образовательного процесса в ДОУ;
- организацию
педагогического процесса по ознакомлению детей с родной культурой и
национальными традициями.
Народные традиции, будучи значимыми
элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного
пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом
жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность
соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие
личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру
собственного народа.
Механизмом,
позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный
процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает
сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в
настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.
Главной
задачей детского сада русской культурной традиции является закладывание основ
духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим
потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с
другими людьми.
Условиями
эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной
культурой являются следующие:
- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования
(включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в
реализацию базовой комплексной программы);
- определение
базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка
предметами национального характера, использование фольклора во всех его
проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные
праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение
их национальным изобразительным искусством.
- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования
целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития
ребенка, способствующие гармонизации его личности;
- использование разнообразных технологий
организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с
помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей;
устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и
национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку;
этнические мини-музеи).
В
практической части исследования подтверждены эффективность разработанных
условия, определены критерии сформированности представлений детей о национальных
традициях. В процессе изучения состояния воспитания детей старшего дошкольного
возраста в национальных традициях выявлена степень информированности родителей
и педагогов о феноменах родной культуры, определены основные пути работы с
детьми на занятиях и в свободной деятельности, разработан перспективный план
работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию в национальных
традициях.
В результате
анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых называли
отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали;
затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя
сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом
понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой
группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора
осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых
обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное
в развернутом суждении о них.
Количественный
и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего
эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей,
средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
Анкетирование
родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное
отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере
возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы
родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа,
отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует
об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
По
результатам изучения практики воспитания в ДОУ мы констатировали, что вопросы
приобщения детей к традициям народа не находят достаточного отражения в широкой
практике детских садов: соответствующее содержание работы обеднено,
однообразно, отсутствует система в работе, недостаточно использованы
этнографические средства для успешного ознакомления детей с традициями народа.
Результаты
формирующего эксперимента показывают, что к концу опытно-экспериментальной
работы в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и
среднего уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком
уровне уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%). Результаты контрольного
этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в
усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать их
в самостоятельной деятельности.
По итогам
эксперимента нами даны рекомендации и разработан план по приобщению детей к
национальным традициям.
Данные,
полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с
национальными традициями детей старшего дошкольного возраста позволяют констатировать
позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к
родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной
деятельности.
Поставленные
в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами
исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования
личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре, а
также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной
культуры.
Список
использованной литературы
1.
Акимова,
Ю. Корни
национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. –
2007. – N 2. – С. 21-23.
2.
Алешина,
Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. – М.: Прогресс,
1999. – 122 с.
3.
Апполонова,
Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова //
Дошкольное воспитание. – 1991. – № 4. – С. 33-37.
4.
Арсалиев,
Ш.М. Традиционная культура воспитания в действии / Ш.М. Арсалиев // Этнос и
личность: исторический путь. Проблемы и перспективы развития. Материалы
межрегиональной научно-практической конференции. – Москва-Чебоксары, 2003. – С.
180.
5.
Архарова,
Л.И. Воспитание на народных традициях / Л.И. Архарова // Воспитание
патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции (Москва, 16-17 ноября 1999). – М., 2001. – С.
204-205.
6.
Батурина,
Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в
современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. – 1999. – №
1 (8). – С. 15-18.
7.
Безрукова,
Л.В. Аксиологический подход к проблемам современного дошкольного образования /
Л.В. Безрукова. // Вестник ОГУ. – 2000. – № 3. – С. 55-59.
8.
Белкин,
А. С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / А.С. Белкин. – М.: Издательский центр
"Академия", 2000. – 192 с.
9.
Богомолова,
М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология
(дошк.)» / М.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.
10. Бондаревская, Е.В.
Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская
// Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.
11. Волков, Г.Н.
Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания /
Г.Н. Волков // Мир образования – образование в мире. – 2002. – № 1. – С. 11.
12. Вопросы психологии ребенка
дошкольного возраста: Сб. ст./ Психол. ин-т Рос. акад. образования, Междунар.
образоват. и психол. колледж; Под ред А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца; Предисл.
О.М.Дьяченко.-М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995.-144 с.
13. Воспитать человека: Сб-к
нормативно-правовых документов, научно-методических,
организационно-практических материалов по проблемам воспитания./ Под ред. В.А.
Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384с.
14. Всеобщая декларация прав
человека. Конвенция о правах ребенка. – М.: Права человека, 2002. – 40 с.
15. Выготский, Л.С. Собр.
сочинений. В 6 т. – Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред.
В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 540 с.
16. Выготский, Л.С. Собр.
сочинений. В 6 т. – Т.4: Детская психология / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б.
Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – С. 243-386.
17. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к
народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным
образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.
18.
Давыдова,
О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов / О.И. Давыдова // Детский
сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.
19. Давыдова, О.И.
Этнопедагогическая подготовка педагога / О.И. Давыдова // Мир детства и образования.
– Магнитогорск, 2007. – С. 481-483.
20. Данилина, Г.Н. Дошкольнику – об истории
и культуре России: пособие для реализации государственной программы
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005
годы" / Г. Н. Данилина. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005. –
181 с.
21. Евстратова, Л. Опыт формирования
духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л.
Евстратова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.
22.
Запорожец, А.В. Избранные психологические
труды. В 2т. – Т.1. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец. – М.:
Педагогика,1986. – С. 222-285 [Р. III. Проблемы развития психики].
23.
Зеньковский, В.П. Психология детства / В.П.
Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.
24. Измайлов, А.Б.
Рождественские "Сказочные материалы" в русской народной педагогике
для воспитания дошкольников / А.Б. Измайлов // Мир детства и образования. –
Магнитогорск, 2007. – С. 130-133.
25.
Интеллектуальное развитие и воспитание
дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г.
Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.
26. Князева, О.Л. Приобщение детей к
истокам русской народной культуры: Программа.Учеб.-метод.пособие / О. Л.
Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд.,перераб.и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1998.
– 300 с.
27. Кожанова, М.Б.
Педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте
регионально-этнической направленности воспитания / М.Б. Кожанова // Мир детства
и образования. – Магнитогорск, 2007. – С. 120-123.
28. Козлова, С.А. Дошкольная
педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия»,
2000. – 416 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|