Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста
·
народные игры и хороводы;
·
ознакомление с историей Руси, Москвы.
2. Совместная деятельность педагога с
детьми.
3. Самостоятельная деятельность детей.
Приоритетные направления, реализуемые в
работе с детьми:
Создание атмосферы национального быта.
Широкое использование фольклора.
Знакомство с традиционными и обрядовыми
праздниками.
Знакомство с народным искусством.
Знакомство с русскими народными играми.
Знакомство с историей Руси, Москвы.
Одно из приоритетных направлений работы
детского сада – ознакомление детей с историей Руси, Москвы. Старшим
дошкольникам даются первоначальные сведения о возникновении Москвы, Кремля с их
достопримечательностями. Игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры развивают у
детей интерес к истории и культуре, воспитывают любовь к родной стране и городу.
На формирующем
этапе педагогического эксперимента мы исходили из того, что эффективное
приобщение дошкольников к родной культуре происходит при условии, когда оно
естественно вплетается в жизнь группы и связывается с детскими интересами,
желаниями, мотивами, ожиданиями. Это потребовало особого построения занятий по приобщению
к традициям родной культуры.
Основанием
для определения логики построения эксперимента был выбран подход Н.А. Коротковой,
Н.Я. Михайленко к организации образовательного процесса в группах детей старшего
дошкольного возраста. Работу с детьми мы построили в рамках блоков
субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей и свободной
самостоятельной деятельности.
Особенность
методики заключалась в том, что освоение детьми намеченного содержания осуществлялось
с помощью различных тем ("Я и моя семья", "Народные
праздники", "Народные игры" и др.). В процессе своего развития
ребенок активно познает окружающий мир, который предстает перед ним в единстве
четырех различных сторон, использованных для построения дидактической модели,
включающей: природный мир (природные существа и явления); предметный мир (мир
вещей, созданных руками и трудом человека); мир других людей (мир общественных
отношений); мир моего "я" (внутренний мир человека).
Отсюда
запланированные игры и занятия детей способствовали развитию у них
представлений о мире природы, предметном мире, мире других людей и, наконец, о
внутреннем мире (индивидуальности) каждого ребенка. Данное построение образовательного
процесса позволило логически объединить все этапы и вызвать заинтересованное
отношение у детей.
Всю работу с детьми по знакомству детей
с былинным материалом предлагается вынести в блок совместной деятельности. В
данной методической разработке совместная деятельность воспитателя с детьми осуществляется
в три этапа:
·
Предварительная
работа;
·
Сценарий
совместной деятельности;
·
Итоговая
совместная деятельность.
Предварительная работа предполагает
погружение ребёнка в атмосферу русской народной былины, накопление впечатлений,
которые могут стать основой сотрудничества, общения с воспитателем и
сверстниками. В конечном итоге обогащение ребёнка знаниями об истории России
ведёт к воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.
В предварительную
работу обязательно включается чтение былины с последующей
беседой по её содержанию. В содержание этого раздела также могут входить
следующие виды деятельности:
·
Разучивание
русских народных подвижных игр;
·
Разучивание
пословиц, поговорок, закличек, дразнилок и т. д.;
·
Театрализованная
деятельность;
·
Дидактические
и настольно-печатные игры;
·
Музыкально-ритмическая
деятельност2ь;
·
Этюды
на создание выразительных образов.
Одним из компонентов предварительной
работы может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность
отразить свои впечатления об услышанном и увиденном, раскрыть собственные
творческие замыслы.
После этапа предварительной работы мы
предлагаем проводить совместную
деятельность по заранее разработанному
сценарию. В сценариях совместной деятельности педагог не ставит
задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Организация и
планирование сценариев совместной деятельности должно быть гибким,
нерегламентированным по времени. Педагог должен быть готовым к импровизации,
встречной активности ребёнка. В процессе осуществления такого сценария ребёнок
должен чувствовать себя младшим партнёром, ведомого взрослым, который постоянно
учитывает его инициативу.
Через сценарий ребёнок
"проживает" события, происходящие с былинными героями,
систематизирует знания, полученные на предварительном этапе работы, в игровой
форме учится пересказывать былины, достаточно объёмные по содержанию,
закрепляет в разговорной речи старославянские слова и изречения, потешки,
поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык.
Для подведения итога очередного этапа
работы, после знакомства детей с тремя былинами, проводится итоговая совместная деятельность. По
результатам итоговой совместной деятельности педагог может определить сильные и
слабые стороны своей деятельности, откорректировать методы и приёмы, используемые
с детьми.
2.2 Анализ и
интерпретация результатов исследования
Результаты
беседы помогли выявить представления детей о традициях и культуре народа. В
результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 40% испытуемых
называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали;
затруднялись в назывании сказок, игр; знания ограничивались одной-двумя
сказками; представления о народных праздниках недифференцированы. При этом
понимание народных сказок, праздников, игр обнаружено у 57% детей. У детей этой
группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора
осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (3%) составили дети, у которых
обнаружено правильное обобщенное представление об объектах культуры, выраженное
в развернутом суждении о них.
Для
определения уровней сформированности интереса к предметам народной культуры
использовались показатели, учитывающие устойчивость выбора и мотивацию. На
основе анализа экспериментальных данных обнаружено, что большинство детей
находятся на среднем (55%) и низком (33%) уровнях сформированности интереса к
культуре.
Вместе с тем,
полученные данные свидетельствуют о появлении детей с выраженным интересом к
предметам родной культуры (28%). Наличие детей с высоким уровнем детских
интересов, интуитивное тяготение к предметам национальной культуры, умение
почувствовать их красоту и своеобразие свидетельствует о потенциальных
возможностях детей в усвоении национальных традиций.
В целях
изучения умений старших дошкольников использовать представления о традициях родной
культуры в самостоятельной деятельности исследовалась игровая деятельность.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у детей самостоятельная игра
носила выраженный репродуктивный характер, дети не умели руководствоваться
имеющимися представлениями о традициях народной культуры в собственной деятельности.
На основании
полученных данных дети были сгруппированы по трем уровням усвоения народных
традиций. Основанием такой дифференциации послужила качественная и
количественная характеристика уровней.
На этапе
констатирующего эксперимента значимыми являлись исходные данные об отношении
родителей и педагогов к проблеме исследования.
Количественный
и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего
эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 3% детей,
средний уровень у 55%, низкий уровень у 42% обследованных дошкольников.
На этапе
констатирующего эксперимента нами было выявлено отношение родителей и педагогов
к проблеме исследования.
Анкетирование
родителей показало, что для большинства из них (70%) характерно положительное
отношение к традициям, желание узнать больше, помочь детскому саду по мере
возможности в приобщении детей к традициям народа. Вместе с тем ответы
родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа,
отсутствие национальных семейных праздничных традиций. Все это свидетельствует
об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.
Анкетирование
педагогов позволило прийти к следующему заключению: более 60% имеет достаточно
верные представления о традициях своего народа, о необходимости использования
их в качестве средств воспитания. Однако эти представления не оказывают
существенного влияния на содержание их педагогической деятельности. Анализ
календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой
среды детского сада по представленности в ней элементов родной культуры, а
также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о
недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям
народа. Приходится констатировать, что вопросы приобщения детей к традициям
народа не находят достаточного отражения в широкой практике детских садов:
соответствующее содержание работы обеднено, однообразно, отсутствует система в
работе, недостаточно использованы этнографические средства для успешного
ознакомления детей с традициями народа.
Контрольный
срез выявил уровень усвоения детьми традиций народа и позволил установить
позитивные изменения в представлениях дошкольников о традициях предков и
умениях использовать их в самостоятельной деятельности.
Результаты
констатирующего и формирующего экспериментов для экспериментальной контрольной
групп представлены в таблице.
Представленные
данные показывают, что к концу опытно-экспериментальной работы в
экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого и среднего
уровней соответственно на 8 (14%) и 7 испытуемых (11%), на низком уровне
уменьшилось количество испытуемых на 15 (25%).
Сравнение
результатов в экспериментальной и контрольной группах на этапах констатирующего
и формирующего экспериментов показывает расхождение результатов этих групп на
вышеназванных этапах: на этапе констатирующего эксперимента расхождение незначительное:
высокий уровень на 3%, средний уровень на 8%, низкий уровень на 10%.
На этапе
контрольного эксперимента расхождение в результатах увеличилось: высокий – на
14%, средний – на 13%, низкий – на 26% (см. таблицу).
Таблица
Результаты
усвоения дошкольниками традиций народа, %
Критерии приобщенности
к национальным традициям
|
Уровни усвоения
национальных традиций
|
Констатирующий
эксперимент
|
Контрольный эксперимент
|
Контр. гр.
|
экспер. гр.
|
контр, гр.
|
экспер. гр.
|
Представления о
национальной культуре
|
высокий средний низкий
|
2 51 47
|
3 57 40
|
3 53 44
|
17 63 20
|
Интерес к традициям
|
высокий средний низкий
|
8 50 42
|
12 55 33
|
10 47 43
|
15 68 17
|
Умение использовать
представления в самостоятельной деятельности
|
высокий средний низкий
|
0 43 57
|
2 55 43
|
4 52 44
|
18 66 16
|
Усвоение традиций
народа
|
высокий средний низкий
|
0 47 53
|
3 55 42
|
3 53 44
|
17 66 17
|
Результаты
контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных
изменениях в усвоении детьми экспериментальной группы представлений и умении использовать
их в самостоятельной деятельности.
2.3 Выводы и
рекомендации по итогам исследования
С целью систематизации знаний детей о
людях разных национальностей, их деятельности, культуре, педагогами следует
максимально использовать:
·
культурное
пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев и др.);
·
предметно–развивающую
среду;
·
расширение
представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные
праздники; знаменательные даты в истории разных стран и народов; расширение
круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
·
знакомство
с произведениями декоративно-прикладного искусства, живописью, музыкой и
предметами быта;
·
знакомство
с устным народным творчеством, чтение художественной литературы разных народов
мира.
Кроме этого в практику работы с детьми следует
включать:
·
народные
игры, народные игрушки и национальные куклы;
·
организацию
выставок и мини-музеев;
·
совместную
творческую деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, художников,
музыкантов, артистов);
·
переписку
с детьми других стран.
В качестве средства, стимулирующего желание
ребенка познавать культуру своего народа необходимо широко использовать сказки,
пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества. Важной
задачей является воспитание уважительного отношения дошкольника к культуре
других народов.
Одним из ведущих направлений в работе
педагога с детьми должно стать стремление научить постигать культуру других
народов, живущих на территории своего государства и за его пределами. Доступные
восприятию ребенка элементы культуры (язык, устное народное творчество, декоративно-прикладное,
музыкальное искусство и др.) составляют содержательную основу становления
этнической толерантности.
Организация работы с детьми в старшем дошкольном
возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию
толерантного отношения к их носителям, должна осуществляться в единстве с
обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии
с семьей.
Систематическая
работа с детьми по данному направлению будет способствовать созданию толерантной
среды и принятию жителями города мира во всем его многообразии.
По
результатам исследования с опорой на перспективный план работы ДОУ нами
разработан план-программа по воспитанию и развитию детей старшего дошкольного
возраста средствами русской народной культуры.
Специфика
данного плана состоит в возможности его интеграции с перспективными и
календарными планами специалистов дошкольного образования для повышения
информированности детей о народных традициях, формирования преставлений о
родной культуре, а также закреплении полученной информации в различных видах
детской деятельности.
Форма взаимодействия
педагога с детьми
|
Содержание взаимодействия
педагога с детьми.
|
Ознакомление с
предметным миром
|
Декоративно-прикладное
искусство
|
Устное народное
творчество
|
Музыкальный фольклор;
подвижные игры
|
Сентябрь
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Своя хатка – родная
матка».
Цель: Познакомить детей
с жилищем русского
народа;
дать представление о
строительстве
русской избы; о
профессии плотника;
инструментах плотника.
|
Рисование: «Русская
изба».
Цель: Развить у детей
творческие способности
при изображении русской
избы; передать её
своеобразие;
закрепить знания об
элементах
декора русской избы.
|
Пословицы о труде.
|
1. Проживание праздника
«Осенины».
2. Прослушивание
грамзаписи «Как у наших у ворот», «Ах вы сени».
|
Совместная деятельность.
|
Конструирования макета
избы по плану из деревянного строителя.
|
|
Драматизация потешки:
«Ай, туки, туки, туки, застучали молотки».
|
Подвижная народная игра
«Колышки».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Д\и «Построй избу»,
«Помоги плотнику».
|
Д\и «Укрась избушку узором».
|
|
|
Октябрь
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Без печи хатка – не
хатка».
Цель: Познакомить детей
с предметами обихода в избе; с убранством; рассказать о функциях главного в
избе – печи; познакомить с профессией печника и орудиями его труда.
|
Работа с глиной
«Горшки».
Цель: Познакомить детей
с материалом – глина; научить детей приёмам лепки из глины.
|
1. Пословицы о труде.
2. Рассказывание
русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк».
|
Проживание праздника «Покров».
Пение: «Лиса рожью
шла»;
«Как у наших у ворот».
|
Совместная деятельность.
|
Сюжетно – ролевая игра
«Мастерим печь». (Роли: хозяин, хозяйка, печник, подмастерья).
|
Д\и «Помоги гончару».
|
Игра драматизация по
русской народной сказке «Лисичка сестричка и серый волк».
|
Подвижная народная
игра: «Селезень утку догонял».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Д\и «Печь».
|
|
|
|
Ноябрь
|
Организация занятий с
детьми.
|
«Все вместе и печки, и
лавочки».
Цель: Познакомить детей
с предметами быта (стол, лавки, люлька, сундук и др.); рассказать об их значении;
о том, что в избе есть красный угол.
|
Рисование: «Украсим стены
и двери в избе».
Цель: Познакомить детей
с народными промыслами.
|
Отгадывание загадок о
предметах быта.
|
Проживание праздника:
«Кузьминки».
Пение: «Вот те гребень,
вот те лень».
|
Совместная деятельность.
|
Конструирование мебели
для макета избы.
|
|
Рассказывание русской
народной сказки «Лисичка со скалочкой».
|
Подвижная народная
игра: «На горе-то мак».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Обыгрывание ситуации с
атрибутами на макете избы.
|
Рассматривание
иллюстраций изб с предметами декораций
|
Изготовление
настольного театра к русской народной сказке «Лисичка со скалочкой».
|
Слушание в грамзаписи
танцевальные наигрыши на гармошки, шуточные песни.
|
Декабрь
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Подворье».
Цель: Рассмотреть макет
«Усадьбы» (амбар, загон, навес); рассказать об их значении в жизни домашних
животных (корова, лошадь, овца и др.)
|
Лепка из глины:
Игрушка «Лошадка».
Цель: Познакомить детей
с традиционной игрушкой «Лошадкой»; способ изготовления.
|
Чтение отрывок из былин
«Добрыня и змей», «Садко».
|
Подготовка к Святкам.
Пение: «Баусень»,
«Пчёлочка златая», «Здравствуйте, с новым годом».
|
Совместная деятельность.
|
Конструирование
хозяйственных построек по схемам.
|
|
Рассматривание иллюстраций
к былинам В. Васнецова «Богатыри».
|
Подвижная игра «Олень».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Обыгрывание построек с
использованием мелких игрушек домашних животных.
|
Обыгрывание поделки из
глины «Лошадка на подворье».
|
Использование сюжета
былин в театрализованной деятельности.
|
|
Январь
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Была б мука да сито, и
сама б я была сыта».
Цель рассмотреть
несколько видов различных круп; познакомить детей с блюдами русской кухни из
них.
|
Лепка из глины:
«Барыня».
Цель: Познакомить детей
со способом лепки народной игрушки «Барыня».
|
Отгадывание загадок о
крупах.
|
Проживание праздника
«Святки»
Пение: колядные песни.
|
Совместная деятельность.
|
Приготовить вместе с
детьми затируху; попробовать готовое блюдо.
|
Рисование: Украсим «Барыне
сарафан» (дымковская роспись).
|
Заучивание потешки:
«Ладушки – оладушки».
|
Подвижная игра «Как у
дяди Трифона».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Д\и «Приготовь кашу».
|
|
|
|
Февраль
|
Организация занятий
с детьми.
|
«В меду да в масле и
лапоть съешь».
Цель: Обратить внимание
детей, какие блюда готовили в старину, что они отличаются от современных
блюд; способ их приготовления.
|
Рисование «Я был на
Масленице» или «Едет Масленица».
Цель: Закрепить знание
детей о празднике масленица; всколыхнуть положительные эмоции от праздника;
учить способам рисования.
|
Пословица «В меду да в
масле лапоть съешь».
|
Проживание праздника
«Масленица».
Пение: «Едет
Масленица», «Блины».
|
Совместная деятельность.
|
Приготовление с детьми
блюд по их желанию (мучные, крупяные, молочные)
|
Коллективная работа из
глины «Праздничный стол».
|
Чтение русской народной
сказки «Каша из топора».
|
1. Прослушивание
масленичных песен.
2. Подвижная игра «Мак
маковистый».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
|
Рассматривание
иллюстраций с изображением масленичных гуляний.
|
Игра – драматизация по
русской народной сказке «Каша из топора».
|
|
Март
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Как рубашка в поле
выросла».
Цель: Рассказать детям
о последовательности обработки льна; как выращивают лён; как его обрабатывают,
прядут, ткут, шьют.
|
Рисование: «Жаворонки
прилетели к нам».
Цель научить детей
рисовать разными способами птиц; вызывать положительное отношение к
вернувшимся птицам с юга.
|
Рассказывание сказки:
«Как рубашка в поле выросла».
|
Проживание праздника «Сороки».
Пение: заклички
«Жаворонушки».
|
Совместная деятельность.
|
Рассматривание
приспособлений для ткачих (ткацкий станок и т. д.).
|
Рассматривание
репродукций о весне.
|
|
Подвижная игра
«Мужичок».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
|
Изготовление с
родителями скворечника.
|
|
Слушание «Голоса птиц».
|
Апрель
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Хвалят на девице шёлк,
коли в девице толк».
Цель: Познакомить детей
с женскими и мужскими традиционными костюмами (рубаха, сарафан, юбка, Плоток,
опоясок, кокошник и т. д.).
|
Рисование: «украсим сарафан
девице».
Цель «Познакомить детей
какими узорами украшались сарафаны, рубахи; научить приёмам декоративного
рисования.
|
Рассказывание русской
народной сказки «Ховрошечка».
|
Весенние хороводы
«Улица широкая», «Как у нас было на Дону».
|
Совместная деятельность.
|
Д\и «Соберём приданное
девице».
|
|
Пословицы о труде.
|
Подвижная игра «У
медведя во бору», «Я на бочке сижу».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Рассматривание
иллюстраций с русскими народными костюмами.
|
Д\и «выложи узор по
подолу сарафана».
|
|
|
Май
|
Организация занятий
с детьми.
|
«Оберег».
Цель: Познакомить детей
с оберегами и главной функции оберегов – защитной.
|
Изготовление бус из
глины.
Цель: Научить детей
способам лепки бусинок из глины, сборке их на нитку.
|
|
Подготовка к троице.
Пение: «Была у нас Дуня»,
«Вот пойду я младёшенька».
|
Совместная деятельность.
|
Сборка бус из бисера.
Сюжетно-ролевая игра «Дом».
|
|
|
Подвижная игра «Шишки,
жёлуди, орехи», «Горелки».
|
Самостоятельная
деятельность.
|
Рассматривание сундука
с разного рода принадлежностями (одежда, обереги, пояса и т. д.).
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|