Влияние задач-головоломок на совершенствование представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 4 - Протокол
обследования детей контрольной группы
№
п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
№ задания
|
Сумма баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
1
|
Данил Щ.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
20
|
2
|
Степан Г.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
2
|
17
|
3
|
Алексей Т.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
4
|
Наташа К.
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
11
|
5
|
Ксения Е.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
23
|
6
|
Женя П.
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
7
|
Надя Г.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
29
|
8
|
Елена М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
9
|
Вася А.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
15
|
10
|
Мария С.
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
11
|
Индивидуальная
динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и
экспериментальной группах представлена на рисунке 2 и 3.
Рис.
2 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у
детей экспериментальной группы
Рис.
3 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у
детей контрольной группы
Как
видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно
улучшились результаты у шести детей (60%). По итогам диагностики их общий
результат увеличился в среднем на 4,75 балла. У трех детей (30%) результат
увеличился на два балла, у одного ребенка (10%) результат улучшился на один
бал.
Анализируя
индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что изменения в
результатах на контрольном этапе эксперимента произошли у трех детей: у двух
детей(20%) результат улучшился на два балла и у одного ребенка (10%) на один
балл, у остальных испытуемых(70%) результат остался без изменений.
Общую
картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням
можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.
Таблица
6 - Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе
№ п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
Кол-во баллов
|
Уровень
|
1
|
Катя Р.
|
21
|
С
|
|
2
|
Андрей С.
|
18
|
С
|
|
3
|
Кирилл И.
|
26
|
В
|
|
4
|
Катя С.
|
14
|
Н
|
|
5
|
Артем А.
|
21
|
С
|
|
6
|
Настя С.
|
20
|
С
|
|
7
|
Алиса А.
|
28
|
В
|
|
8
|
Дима Г.
|
21
|
С
|
|
9
|
Денис З.
|
13
|
Н
|
|
10
|
Александр К.
|
11
|
Н
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
7 - Результаты контрольной диагностики в контрольной группе.
№
п/п
|
Имя, фамилия ребенка
|
Общий балл
|
Уровень
|
1
|
Данил Щ.
|
20
|
С
|
2
|
Степан Г.
|
17
|
С
|
3
|
Алексей Т.
|
26
|
В
|
4
|
Наташа К.
|
11
|
Н
|
5
|
Ксения Е.
|
23
|
С
|
6
|
Женя П.
|
16
|
С
|
7
|
Надя Г.
|
29
|
В
|
8
|
Елена М.
|
21
|
С
|
9
|
Вася А.
|
15
|
С
|
10
|
Мария С.
|
11
|
Н
|
В
экспериментальной группе один ребенок переместились на высокий уровень.
Несмотря на то, что остальные дети остались по-прежнему на тех же уровнях, что
и на констатирующем этапе эксперимента у них произошли изменения в выполнении
отдельных заданий.
В
контрольной группе изменений детей по уровням не произошло.
Распределение
детей по уровням представлений о форме предметов итогам контрольной диагностики
в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 4.
Рис.
4 - Распределение детей экспериментальной группы по уровням представлений о
форме предметов.
Таким
образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа
по использованию занимательного математического материала, а именно
задач-головоломок педагогами дошкольного образовательного учреждения позволит
достигнуть значительного продвижения знаний детей о форме предметов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Аналитическое восприятие геометрических фигур
развивает у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов
и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.
Анализируя разные качества структурных элементов
геометрических фигур, дети усваивают то общее, что объединяет фигуры. Ребята
узнают, что:
- одни фигуры оказываются в соподчиненном отношении
к другим;
-понятие четырехугольника является обобщением таких
понятий, как «квадрат», «ромб», «прямоугольник», «трапеция» и др.;
-в понятие «многоугольник» входят все треугольники,
четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и
вида.
Подобные взаимосвязи и обобщения, вполне доступные
детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается
познавательная деятельность, формируются новые интересы развиваются внимание,
наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и
конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий
в школе.
Познание геометрических
фигур, их свойств и отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более
точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно
отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
В данной
исследовательской работе был рассмотрен вопрос о роли задач-головоломок в
развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов.
Анализ вскрыл
достаточно широкую освещенность проблемы в психологических исследованиях в
деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований
позволил определить не только важность и значимость задач-головоломок в развитии
представлений о форме предметов, но и обнаружить недостаточную разработанность
педагогических условий для их развития.
В процессе проведенного
эксперимента была разработана и адаптирована программа использования задач -
головоломок в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о
форме предметов.
Исследование позволило
установить динамику развития уровня представлений о форме предметов у старших
дошкольников. У детей экспериментальной группы, с которыми проводилась
целенаправленная работа по использованию задач- головоломок, было выявлено
улучшение результатов по сравнению с детьми контрольной группы, у которых
развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального
обучения. Несмотря на то, что у детей экспериментальной группы произошло
незначительные улучшения результатов, после опытно-экспериментальной работы
действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые
экспериментальной группы научились устанавливать связи между свойствами и
структурой фигур, связи между самими свойствами. Дети приучились различать
внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин,
углов. Обследуя треугольник, они приходили к выводу, что у него три вершины,
три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорили, почему эта фигура в
отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником. У дошкольников
стало развиваться умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их
сочетанию соответствует форма того или иного предмета.
В ходе
исследовательской работы нами были получены данные, позволяющие говорить о
динамике развития уровня представлений детей о форме предметов, об
эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе
опытно-экспериментального исследования.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения
выдвинутой нами гипотезы о том, уровень развития представлений о форме
предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного
математического материала, а именно от применения задач-головоломок,
подтвердилась.
Таким
образом, выполненное нами исследование проблемы развития у детей старшего
дошкольного возраста представлений о форме предметов вносит определенный вклад
в разрешение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами
задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование
выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Асмолов
А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.- 241с.
2.
Альтхауз
Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.-60с.
3.
Белошистая
А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.:
ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
4.
Венгер
Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.
5.
Гербова
В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.-
Изд.: Мозаика-Синтез, 2005.-344с.
6.
Гоголева
В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 128 с.
7.
Давайте
поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и
родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
8.
Данилова
В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду.
- М.: Академия, 1997. – 160 с.
9.
Ерофеева
Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении
дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. -
С.17-20.
10. Ехевич
Н. Развивающие игры для детей. – М. Физкультура и спорт, 1990.-125с.
11.
Запорожец
А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.
12.
Кларина
Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993.
- 108 с.
13.
Колесникова
Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. -
М.: Гном-Пресс, 1999. - 80 с.
14.
Математика
от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов.
/Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1999. - 176 с.
15. Математическое
развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. /Сост. З.А. Михайлова, М.Н.
Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец (РГПУ им. А.И. Герцена). - СПб.:
Акцидент, 1998. - 94 с.
16.
Михайлова
З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - СПб.: Детство - Пресс,
1999. - 128 с.
17.
Носова
Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников: Методическое
пособие. - СПб.: Акцидент, 1997. - 79 с.
18.
Педагогическая
диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под ред. Т.С. Комаровой,
О.А. Соломенниковой. – Яр-ль: академия развития, 2006-144с.
19.
Смоленцева
А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:
Просвещение, 1993. - 95 с
20. Тарунтаева
Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М.:
Просвещение, 1980. - 64 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|