Влияние задач-головоломок на совершенствование представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
Влияние задач-головоломок на совершенствование представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать
звуки, но его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать
то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок
еще только учится.
На протяжении детства ребенок все более точно
начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину,
температуру, свойства поверхности и др. Он учится воспринимать музыку, повторяя
ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени,
в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая
аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны –
представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли
в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве
образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко ориентируется в гамме
основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем
дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и
форме. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может
варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить
криволинейные и прямолинейные формы.
Первые представления о форме, размерах и взаимном
положении предметов в пространстве, дети накапливают в процессе игр и
практической деятельности они манипулируют предметами, рассматривают, ощупывают
их, рисуют, лепят, конструируют и постепенно вычленяют среди других свойств их
форму. К 6 – 7 годам многие дошкольники правильно показывают предметы, имеющие
форму шара, куба, круга, квадрата, треугольника, прямоугольника. Однако уровень
обобщения этих понятий ещё невысок: дети могут не узнавать знакомую им форму
предмета, если сам предмет не встречался в их опыте. Ребёнка приводят в
замешательство непривычные соотношения сторон или углов фигур: иное, чем
всегда, расположение на плоскости и даже очень большие или очень маленькие
размеры фигур. Название фигур дети, часто смешивают или заменяют названиями
предметов.
Основой формирования у детей представлений о
геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта
способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные
геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол,
многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Для этого достаточно показать ему
ту или иную геометрическую фигуру и назвать ее соответствующим термином.
Например: отрезки, квадраты, прямоугольники, круги. Восприятие формы предмета
должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с
другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в
других вещах.
Представлению формы предметов и ее обобщению способствует
знание детьми эталонов – геометрических фигур. Поэтому задачей педагога
является формирование у ребенка умений узнавать в соответствии с эталоном (той
или иной геометрической фигурой) форму разных предметов, уметь, абстрагируя
форму от вещи, видеть ее и в других предметах, проводить интеллектуальную
переработку, выделение в предмете наиболее существенных признаков.
Как известно, особую умственную активность ребенок
проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной
жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном
математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике
накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и
дошкольникам.
Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры,
вызывают у дошкольников большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу
упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по
заданному образцу, по собственному замыслу.
Использование задач- головоломок способствует
лучшему формированию у детей понятий о форме предметов поэтому проблемой
нашего исследования стал вопрос каково влияние задач-головоломок на развитие у
детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов. Соответственно
были выделены объект – процесс развития представлений о форме предметов
у детей старшего дошкольного возраста и предмет - задачи – головоломки
на занятиях математикой.
С учетом объекта и предмета исследования была
сформулирована цель - изучить влияние задач-головоломок на развитие
представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью исследования были определены задачи
данной работы:1. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов
детьми дошкольного возраста.2. Рассмотреть методику развития представлений о
форме предметов у дошкольников.3. Рассмотреть значение занимательного
математического материала, как средства развития представлений о форме
предметов.4. Выявить возможности задач-головоломок в развитии представлений о
форме предметов.
Была выдвинута следующая гипотеза: мы
предположили, что уровень развития представлений о форме предметов у старших
дошкольников зависит от различных форм использования занимательного
математического материала, а именно от применения задач-головоломок.
Для осуществления исследовательской работы нами были
определены следующие методы:
- теоретический анализ
психолого-педагогической и методической литературы,
- педагогическое
наблюдение за деятельностью дошкольников,
- изучение продуктов
деятельности дошкольников,
- проведение
констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
В этой области занимались такие ученные, как М.
Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова,
З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.
1.
Психолого-педагогический аспект развития представлений о форме предметов у
дошкольников
1.1 Психологические
особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста
Одним из ведущих познавательных процессов детей
дошкольного возраста является восприятие. Оно выполняет ряд функций: объединяет
свойства предметов в целостный образ; объединяет все познавательные процессы в
совместной согласованной работе по переработке и получению информации;
объединяет весь полученный опыт от окружающего мира в форме представлений и
образов предметов, и формирует целостную картину мира в соответствии с уровнем
развития ребенка. Значительный вклад в понимание природы восприятия внесли
психологи и педагоги – А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.А.
Венгер, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.
Восприятие помогает отличить один предмет от
другого, выделить какие-то предметы или явления из других похожих на него.
Таким образом, развитие восприятия создает предпосылки для возникновения всех
других, более сложных познавательных процессов, в системе которых оно
приобретает новые черты.
В психологии одним из свойств восприятия выделяют
целостность: воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее
определенную структуру. Именно целостное восприятие обеспечивает накопление
жизненного опыта, т.к. образы воспринимаемых предметов сохраняются в памяти и
руководят дальнейшем восприятием окружающего мира. Образы предметов
подготавливают руку, глаз и другие органы чувств воспринимать похожие предметы
ускоренно, в соответствии с жизненными задачами. Дети не умеют управлять своим
восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, не
умеют разлагать целое на части и снова объединять части в целое. Им характерно
смешивать части и целое. Восприятие вещей остается глобальным, без различения
деталей. Дети воспринимают детали как самостоятельный объект, а не как части
целого, и именно поэтому они оказываются чувствительны к ним. При восприятии
предметов существенное значение играет то, какая часть рассматривается, какую
роль она играет в целом предмете. Осмысленному восприятию ребенка учит взрослый
на материале явлений природы, предметов обихода и искусства. Важно у детей
развивать наблюдательность, умение смотреть и видеть, а это, как правило,
происходит посредством игры. В играх для развития целостных представлений
дошкольники выполняют различные действия с предметами: конструируют предмет и
составные элементы; узнают предмет по нескольким элементам или его назначению и
т.д. Основная цель таких игр – это научить ребенка узнавать предмет по его
отдельным признакам или частям.[4; с.109].
Споры о том, какой признак предмета является основным для его восприятия,
продолжаются среди психологов и при обсуждении особенностей чувственного
познания предметов детьми дошкольного возраста.
В противоположность заявлениям Г. Фолькельта и других ученых о том, что
ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме», советские исследователи не только
показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, но и
вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы
и цвета предмета. Так, при изучении восприятия детей-дошкольников удалось
установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком
лишь тогда, когда другой, обычно более сильный признак (форма), почему-либо не
получил сигнального значения (например, при составлении коврика из цветной
мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятии ребенком незнакомых
предметов. По мнению, психолога З.М. Богуславской огромную роль играет и
задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор,
дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном
фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба
признака одновременно.
Исключив «конфликтность» в предложенном детям-дошкольникам задании (или
форма, или цвет), психолог С. Н. Шабалин показал, что уже дети младшего
дошкольного возраста совершенно правильно ориентируются на форму предмета,
данного в виде силуэта или даже контурно.
В предпочтении ребенком одного или другого признака предмета существенная
роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его
основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма
слита с предметным содержанием, что подтверждается легким опредмечиванием любой
новой, незнакомой ребенку формы. Так, трех-, четырехлетние дети в треугольнике
видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз,- воронку, в прямоугольнике -
окно. Пяти-, шестилетние дети могут выделить уже именно форму по сходству ее с
определенным предметом. Они говорят, что круг похож на колесо, кубик - как
кусок мыла, а цилиндр - как будто стакан.
Узнав названия геометрических фигур, дети свободно оперируют
соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отвлекают форму
от предметного содержания. Они говорят, что дверь - это прямоугольник, колпак лампы
- шар, а воронка - это конус и узкий высокий цилиндр на нем. Так форма
становится «видимой»: она приобретает для ребенка сигнальное значение и
обобщенно отражается им на основе ее абстрагирования и обозначения словом.[3;
с.27]
Спорным в детской психологии является и вопрос о том, на что опирается
ребенок в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на
узнавание отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н.
Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного
ответа. С одной стороны, в восприятии целого незнакомого предмета ребенок, по
утверждению Г. Фолькельта, передает лишь свое общее «впечатление от целого»:
«нечто дырявое» (решетка) или «нечто колющее» (конус). Находясь «во власти
целого» (Зейферт), дети якобы не умеют выделять составляющие его части. На эту
же «власть целого» указывают и многие авторы, изучавшие детские рисунки. Они
объясняют такие факты якобы неспособностью ребенка-дошкольника к познавательной
аналитической деятельности из-за его слишком ярко выраженной эмоциональности.
Однако факты, полученные другими исследователями (В. Штерн, С.Н. Шабалин,
О.И. Галкина, Ф.С. Розенфельд, Г.Л. Розенгарт-Пупко), убеждают в том, что даже
дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный
признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.
Экспериментальные данные Л.А. Венгера показали, что
возможностью различать геометрические фигуры обладают дети 3-4 месяцев.
Сосредоточение взгляда на новой фигуре – свидетельство этому.
Уже на втором году жизни дети свободно
выбирают фигуру по образцу из таких пар: квадрат и полукруг, прямоугольник и
треугольник. Но различать прямоугольник и квадрат, квадрат и треугольник дети
могут лишь после 2,5 лет. Отбор же по образцу фигур более сложной формы
доступен примерно на рубеже 4-5 лет, а воспроизведение сложной фигуры
осуществляют отдельные дети пятого и шестого года жизни.
Вначале дети воспринимают неизвестные им
геометрические фигуры как обычные предметы, называя их именами этих предметов:
-цилиндр – стаканом, столбиком,
-овал – яичком,
-треугольник – парусом или крышей,
-прямоугольник – окошечком и т.п.
Под обучающим воздействием взрослых восприятие
геометрических фигур постепенно перестраивается. Дети уже не отождествляют их с
предметами, а лишь сравнивают: цилиндр – как стакан, треугольник – как крыша и
т.п. И, наконец, геометрические фигуры начинают восприниматься детьми как
эталоны, с помощью которых познание структуры предмета, его формы и размера
осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и
путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и обозначения
словом.[11; с.125.]
Совместная работа всех анализаторов способствует
более точному восприятию формы предметов. Чтобы лучше познать предмет, дети
стремятся коснуться его рукой, взять в руки, повернуть; причем рассматривание и
ощупывание различны в зависимости от формы и конструкции познаваемого объекта.
Поэтому основную роль в восприятии предмета и определении его формы имеет обследование,
осуществляемое одновременно зрительным и двигательно-осязательным анализаторами
с последующим обозначением словом. Однако у дошкольников наблюдается весьма
низкий уровень обследования формы предметов; чаще всего они ограничиваются
беглым зрительным восприятием и поэтому не различают близкие по сходству фигуры
(овал и круг, прямоугольник и квадрат, разные треугольники).
В перцептивной деятельности детей
осязательно-двигательные и зрительные приемы постепенно становятся основным
способом распознавания формы. Обследование фигур не только обеспечивает
целостное их восприятие, но и позволяет ощутить их особенности (характер,
направления линий и их сочетания, образующиеся углы и вершины), ребенок учится
чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части. Это дает
возможность в дальнейшем сосредоточить внимание ребенка на осмысленном анализе
фигуры, сознательно выделяя в ней структурные элементы (стороны, углы,
вершины). Дети уже осознанно начинают понимать и такие свойства, как
устойчивость, неустойчивость и др., понимать, как образуются вершины, углы и
т.д. Сопоставляя объемные и плоские фигуры, дети находят уже общность
между ними («У куба есть квадраты», «У бруса – прямоугольники, у цилиндра –
круги» и т.д.).
Сравнение фигуры с формой того или иного предмета
помогает детям понять, что с геометрическими фигурами можно сравнивать разные
предметы или их части.
Так, постепенно геометрическая фигура становится
эталоном определения формы предметов.
Этапы обучения:
Задача
первого этапа обучения детей 3-4 лет – это сенсорное
восприятие формы предметов и геометрических фигур.
Второй
этап обучения детей 5-6 лет должен быть посвящен
формированию системных знаний о геометрических фигурах и развитию у них
начальных приемов и способов «геометрического мышления».
«Геометрическое мышление» вполне возможно развить
еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей
прослеживается несколько различных уровней.
Первый
уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается
детьми как целое, ребенок еще не умеет выделять в ней отдельные элементы, не
замечает сходства и различия между фигурами, каждую из них воспринимает
обособленно.
На втором
уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и
устанавливает отношения как между ними, так и между отдельными фигурами, однако
еще не осознает общности между фигурами.
На
третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи
между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Переход от
одного уровня к другому не является самопроизвольным, идущим параллельно
биологическому развитию человека и зависящим от возраста. Он протекает под
влиянием целенаправленного обучения, которое содействует ускорению перехода к
более высокому уровню. Отсутствие же обучения тормозит развитие. Обучение
поэтому следует организовывать так, чтобы в связи с усвоением знаний о
геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое
мышление.
Познание геометрических фигур, их свойств и
отношений расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне
воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их
продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).
Большое значение в развитии геометрического мышления
и пространственных представлений имеют действия по преобразованию фигур (из
двух треугольников составить квадрат или из пяти палочек сложить два
треугольника).
Все эти разновидности упражнений развивают
пространственные представления и начатки геометрического мышления детей,
формируют у них умения наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное,
существенное и одновременно с этим воспитывают такие качества личности, как
целенаправленность, настойчивость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|