Влияние задач-головоломок на совершенствование представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом,
количественные показатели по данной методике следующие:
Высокий уровень- 26-32
баллов;
Средний уровень – 15-25
баллов;
Низкий уровень – менее
15 баллов.
Полученные данные
заносились в протокол. (Таблицы 1 и 2)
Таблица 1 - Протокол
обследования детей экспериментальной группы
№
п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
№ задания
|
Сумма баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
1
|
Катя Р.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
2
|
Андрей С.
|
1
|
1
|
1
|
2
|
0
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
16
|
3
|
Кирилл И.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
23
|
4
|
Катя С.
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
10
|
5
|
Артем А.
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
20
|
6
|
Настя С.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
16
|
7
|
Алиса А.
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
26
|
8
|
Дима Г.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
18
|
9
|
Денис З.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
11
|
10
|
Александр К.
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
8
|
Общее кол-во баллов группе
|
11
|
12
|
10
|
12
|
12
|
11
|
11
|
9
|
12
|
10
|
11
|
7
|
9
|
10
|
9
|
8
|
16,4
|
Таблица 2 - Протокол
обследования детей контрольной группы
№
п/п
|
Фамилия, имя ребенка
|
№ задания
|
Сумма баллов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
1
|
Данил Щ.
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
20
|
2
|
Степан Г.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
2
|
15
|
3
|
Алексей Т.
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
26
|
4
|
Наташа К.
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
8
|
5
|
Ксения Е.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
23
|
6
|
Женя П.
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
2
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
15
|
7
|
Надя Г.
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
2
|
29
|
8
|
Елена М.
|
2
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
1
|
1
|
2
|
1
|
2
|
21
|
9
|
Вася А.
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
15
|
10
|
Мария С.
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
9
|
Общее кол-во баллов группе
|
12
|
13
|
9
|
10
|
12
|
14
|
12
|
9
|
11
|
12
|
11
|
11
|
9
|
11
|
9
|
16
|
18,1
|
Качественный анализ
результатов обследования следующий.
Для детей
экспериментальной группы выполнение заданий вызвали некоторые трудности. Дети
дали 43,9% правильных ответов от общего количества вопросов, иными словами
испытуемые данной группы справлялись с заданиями примерно на одном (весьма
невысоком) уровне. Самыми легкими для детей экспериментальной группы оказались
ответы на задания: «Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все
вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у
прямоугольника?», «Найди и покажи все многоугольники», «Покажи шар, куб,
цилиндр», «Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета».
С нашей точки зрения,
указанные задания не вызвали у детей затруднений, т.к. воспитатели часто
обращаются к выполнению данных заданий на математических занятиях.
Тяжелыми оказались
следующие задания: «Покажи все маленькие (большие) фигуры», «Внимательной
посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур он составлен»,
«Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка», «Из
шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два
квадрата», «Нарисуй квадрат со стороной две клеточки. Пририсуй маленький
квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат».
Правильно справились с
большинством заданий: Кирилл И, он дал 7 правильных ответов, что составляет
43,7% от количества заданий диагностируемой методики и Алиса А., девочка
правильно выполнила 10 из 16 заданий (62,5%).
Наибольшие затруднения
выполнения заданий вызвали у Александра К. – 8 неверных ответов из 16 (50%) и
Катя С.- 6 неверных ответов(37,5%).
Результаты испытуемых
контрольной группы значительно выше, чем в экспериментальной группе. Мы
получили 42,5% верных ответов от общего числа заданий. В отличие от
экспериментальной группы у этих детей выявились значительные индивидуальные
различия в результативности выполнения заданий.
Самыми легкими для
детей данной группы оказались задания: «Назови фигуры, которые ты видишь перед
собой», «Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины,
углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?»,
«Найди и покажи все многоугольники», «Покажи шар, куб, цилиндр», «Покажи круг и
овал. Чем круг отличается от овала», «Найди и покажи большой синий квадрат»,
«Нарисуй квадрат со стороной две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так,
чтобы получился один маленький и один большой квадрат».
Примечательно, что
седьмое из самых легких задний для ребят этой группы был одним из самых трудных
для испытуемых экспериментальной группы. Там с ним правильно справился только
один ребенок. Большинству детей экспериментальной группы приходилось напоминать
условие задания дважды, так как они на длительное время задумывались над ним.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|